Главная страница

литра 9кл.. Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела пояснительная записка


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела пояснительная записка
Дата11.09.2022
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлалитра 9кл..doc
ТипРабочая программа
#671814
страница5 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

36







А. С. Пушкин. «Ев­гений Онегин». Творческая история романа. Онегинская стро­фа.


1

А. С. Пушкин. «Ев­гений Онегин» как новатор­ское произведение. Творческая история романа. Обзор содер­жания. История создания. Начальные представления о жанре романа в стихах. Образы глав­ных героев. Онегинская стро­фа. Структура текста. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Фрагменты рома­на в стихах в актёрском испол­нении


Конспектирование лекции учителя о реализме и творческой истории романа «Евгений Онегин». Сооб­щение об истории создания романа, его прототипах. Выразительное чтение фрагментов романа в стихах (в том числе наизусть). Устное рецензирование вырази- тельного чтения одноклассников, исполнения ак­тёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Формулирование вопросов по тексту романа. Уст­ный или письменный ответ на вопрос (с использо­ванием цитирования). Участие в коллективном диа­логе. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Выделение этапов развития сюжета, определение ху­дожественной функции внесюжетных элементов ком­позиции романа. Выявление признаков литературной традиции предшествующих эпох в романе в стихах, поэтического новаторства, проявившегося на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы и т. п.). Работа со словарём литературоведче­ских терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «роман в стихах».

Практическая работа. Характеристика элементов сюжета романа. Составление таблицы «Система об­разов романа».

Самостоятельная работа. Подготовка выразитель­ного чтения наизусть одного из фрагментов рома­на. Составление плана сообщения «День Онегина». Письменный ответ на вопрос «Зачем автор так под­робно описывает день Онегина, обстановку его дома, любимые занятия?»

Начальные представления о жанре романа в стихах.

Онегинская стро­фа.

37







А. С. Пушкин. «Ев­гений Онегин»: главные муж­ские образы романа.


1

А. С. Пушкин. «Ев­гений Онегин»: главные муж­ские образы романа. Типиче­ское и индивидуальное в обра­зах Онегина и Ленского. Траги­ческие итоги жизненного пути


Выразительное чтение фрагментов романа в стихах (в том числе наизусть). Выявление характерных для романа в стихах тем, образов и приёмов изображения человека. Соотнесение содержания романа в стихах с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устный или пись­менный ответ на вопрос (с использованием цитиро­вания). Участие в коллективном диалоге. Объяснение жизненной основы и художественной условности, индивидуальной неповторимости и типической обоб­щённости образов героев.

Практическая работа. Составление плана сравнитель­ной характеристики Онегина и Ленского (в том числе цитатного). Подбор цитат на тему «Сопоставление Оне­гина и Ленского» и составление цитатной таблицы.

Самостоятельная работа. Письменная сравнитель­ная характеристика Онегина и Ленского




38







А. С. Пушкин. «Ев­гений Онегин»: главные жен­ские образы романа. Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина.


1

А. С. Пушкин. «Ев­гений Онегин»: главные жен­ские образы романа. Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга


Выразительное чтение фрагментов романа в стихах (в том числе наизусть). Устный или письменный от­вет на вопрос (с использованием цитирования). Уча­стие в коллективном диалоге. Сопоставление Татьяны и Ольги.

Практическая работа. Составление плана сравни­тельной характеристики героинь, в том числе цитат­ного. Подбор цитат романа на тему «Татьяна и Ольга» и составление цитатной таблицы. Самостоятельная работа. Письменная сравнитель­ная характеристика Татьяны и Ольги. Составление устного сообщения «Эволюция образа Татьяны в ро­мане» или письменный ответ на вопрос «Зачем ав­тор рассказывает в романе не одну, а две любовные истории?»




39







А. С. Пушкин. «Ев­гений Онегин». Эволю­ция взаимоотношений Татьяны и Онегина.


1

А. С. Пушкин. «Ев­гений Онегин»: взаимоотно­шения главных героев. Эволю­ция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. Письма Татьяны и Онегина в актёрском исполнении


Выразительное чтение фрагментов романа в стихах (в том числе наизусть). Устное рецензирование вы­разительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием ци­тирования). Участие в коллективном диалоге. Харак­теристика идейно-эмоционального содержания про­изведения, определение того, что утверждается, а что отрицается поэтом.

Практическая работа. Составление сравнительной характеристики Татьяны и Онегина. Подбор цитат на тему «Онегин и Татьяна».

Самостоятельная работа. Подготовка выразитель­ного чтения наизусть одного из писем. Сопостави­тельный анализ двух писем




40







А. С. Пушкин. «Ев­гений Онегин». Автор как идейно-композици­онный и лирический центр ро­мана.


1

Урок 40. А. С. Пушкин. «Ев­гений Онегин»: образ автора. Автор как идейно-композици­онный и лирический центр ро­мана. Автор-повествователь и автор-персонаж


Выразительное чтение фрагментов романа в стихах (в том числе наизусть): Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика образа авто­ра романа в стихах. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Выявление роли лирических отступлений в романе. Анализ различных форм выра­жения авторской позиции. Соотнесение образа персо­нажа и прототипа, лирического героя и поэта.

Практическая работа. Подбор цитат на тему «Ав­тор-повествователь и автор-персонаж». Составление плана письменного ответа на вопрос «В чём сходство и различия Онегина и автора-персонажа?». Самостоятельная работа. Подготовка выразитель­ного чтения наизусть одного из лирических отступле­ний. Письменный ответ на вопрос «В чём сходство и различия Онегина и автора-персонажа?». Подготовка сообщений к семинарскому занятию




41







А. С. Пушкин. «Ев­гений Онегин» как энцикло­педия русской жизни.


1

А. С. Пушкин. «Ев­гений Онегин» как энцикло­педия русской жизни. Россия и пушкинская эпоха в романе. Реальные исторические лично­сти как герои романа. Реализм романа. Развитие понятия о ре­ализме литературы


Конспектирование основных положений лекции учи­теля о реализме в романе «Евгений Онегин». Вырази­тельное чтение наизусть фрагментов романа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использовани­ем цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. По­иск примеров, иллюстрирующих понятие «реализм».

Практическая работа. Характеристика художе­ственного мира романа в стихах как реалистического произведения.

Самостоятельная работа. Письменный ответ на один из вопросов:

  1. Какой показана пушкинская Россия в романе «Ев­гений Онегин»?

  2. Какие черты реалистического произведения при­сущи роману «Евгений Онегин»?

Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...» (раздел «Евгений Онегин»)

Развитие понятия о реализме ли­тературы

42







А. С. Пушкин. «Евге­ний Онегин» в зеркале критики.


1

А. С. Пушкин. «Евге­ний Онегин» в зеркале критики.

Литературная критика о романе: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоев­ский, философская критика начала XX века; писательские оценки. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского


Чтение фрагментов литературно-критических статей. Формулирование вопросов по тексту статей. Устный или письменный ответ на вопрос (с использовани­ем цитирования). Конспектирование фрагментов литературно-критической статьи. Выводы об особен­ностях художественного мира романа в стихах, его сюжета, проблематики и тематики в оценках русской критики. Сопоставление романа Пушкина и одно­имённой оперы Чайковского. Обсуждение театральных или кинематографических версий романа в стихах.

Практическая работа. Подбор цитат на тему «Ге­рои, автор, русская жизнь в романе: оценки русской критики», составление цитатной таблицы.

Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Почему роман „Евгений Онегин" вызвал споры в критике?». Написание аннотаций, отзывов и рецензий на театральные или кинематографические версии романа в стихах.

Проект. Составление электронного аудио-,видео-альбома «Роман А. С. Пушкина „Евгений Онегин" и одноимённая опера П. И. Чайковского»




43







Р/р Классное сочинение по роману А. С. Пушкина «Ев­гений Онегин».

1

А. С. Пушкин. «Ев­гений Онегин». Письменный ответ на один из проблемных вопросов

Составление плана ответа на проблемный вопрос. Уст­ный или письменный ответ на проблемный вопрос. Написание классного или домашнего сочинения на литературном материале с использованием собствен­ного жизненного и читательского опыта на одну из тем:

  1. Каковы психологические мотивы поступков и вза­имоотношений героев романа «Евгений Онегин»?

  2. Какова конкретно-историческая и общечеловече­ская сущность характеров Татьяны и Онегина?

  3. Как в образе автора романа «Евгений Онегин» от­разились черты личности А. С. Пушкина?

  4. Какой предстаёт Россия на страницах романа «Евгений Онегин»?

  5. Какие философские размышления о жизни отрази­лись в лирических отступлениях романа «Евгений Онегин»?

Нахождение ошибок и редактирование черновых ва­риантов собственных письменных работ.

Самостоятельная работа>Подбор материала о юности и раннем творчестве Лермонтова с использо­ванием справочной литературы и ресурсов Интерне­та. Письменный ответ на вопрос «Каковы основные темы и мотивы лирики Лермонтова?» (на примере стихотворений поэта, изученных в 5—8 кл.).

Проект. Составление коллективного сборника учени­ческих исследований «Исторические факты и реальные исторические личности в романе „Евгений Онегин"»




44







М.Ю. Лермонтов. Жизнь и твор­чество. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта.


1

М.Ю. Лермонтов. Хронология жизни и твор­чества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики по­эта (с повторением ранее из­ученного). Тема одиночества, мотив скитаний, гармония мира природы и счастье на небесах, интерес поэта к отечественной истории. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта: «Парус». Тема трагического оди­ночества в зрелой лирике поэта. Философские размышления о быстротечности жизни, иллю­зорности любви и предназна-чении человека: «И скучно и грустно...». Стихотворения в ак­тёрском исполнении


Конспектирование лекции учителя о Лермонтове. Со­общение о юности и раннем творчестве поэта. Подбор и обобщение дополнительного материала о его биогра­фии и творчестве. Выразительное чтение стихотворе­ний (в том числе наизусть). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устное рецен­зирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Формулирование вопросов по тексту стихотворений. Устный или письменный ответ на вопрос {с исполь­зованием цитирования). Участие в коллективном диа­логе. Характеристика тематики, проблематики, идей­но-эмоционального содержания стихотворений. Об­суждение романсов на стихи Лермонтова.

Практическая работа. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтиче­ский синтаксис, фоника и др.) и определение их ху­дожественной функции.

Самостоятельная работа. Конспектирование статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов». Составле­ние хронологической таблицы жизни и творчества поэта с указанием произведений, написанных в каж­дый период. Подготовка сообщения о Лермонтове с использованием материалов практикума «Читаем, ду­маем, спорим...». Подготовка выразительного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотво­рений. Составление цитатной таблицы «Поэтические миры лирики Пушкина и Лермонтова (на основе ста­тьи учебника «Два поэтических мира»).

Проект. Составление заочной экскурсии в музей Лермонтова в Пятигорске или в Тарханах




45







Образ поэта-про­рока в лирике Лермонтова.


1

Образ поэта-про­рока в лирике Лермонтова. Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике Лер­монтова: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи — зна­ченье...», «Я жить хочу! хочу печали...». Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Смерть Поэта», «Поэт», «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесиль­ный...»). Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире («Пророк»). Стихотворе­ния в актёрском исполнении

Выразительное чтение стихотворений (в том чис­ле наизусть). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Формулиро­вание вопросов по тексту стихотворений. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием ци­тирования). Участие в коллективном диалоге. Выяв­ление характерных для русской лирики первой поло­вины XIX века тем, образов и приёмов изображения человека. Выявление художественно значимых изо­бразительно-выразительных средств языка поэта (по­этический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции в лирике.

Практическая работа. Сопоставление стихотворе­ния Лермонтова «Пророк» с одноимённым стихотво­рением Пушкина.

Самостоятельная работа. Подготовка выразитель­ного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений. Составление тезисного плана на те­му «Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова» или письменного ответа на один из вопросов:

  1. Как изменялось отношение Лермонтова к своему по­этическому предназначению в ранней и зрелой лирике?

  2. Как воспринимали миссию поэта-пророка Пуш­кин и Лермонтов?




46







М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, прино­сящая страдания, в лирике поэта. Адресаты любовной лирики.

1

М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, прино­сящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расста­лись мы, но твой портрет...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. Стихотворения в актёр­ском исполнении.

Выразительное чтение стихотворений (в том чис­ле наизусть). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Формулиро­вание вопросов к стихотворениям. Устный или пись­менный ответ на вопрос (с использованием цитиро­вания). Участие в коллективном диалоге. Выявление характерных для русской лирики первой половины XIX века тем, образов и приёмов изображения че­ловека. Обсуждение исполнения романсов на стихи Лермонтова (см. вопросы фонохрестоматии).

Практическая работа. Подбор цитат на тему «Лю­бовь — страдание». Выявление художественно зна­чимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художе­ственной функции в лирике.

Самостоятельная работа. Подготовка выразитель­ного чтения наизусть и письменный анализ одного из стихотворений. Письменный ответ на вопрос «В чём своеобразие любовной лирики Лермонтова?». Проект. Составление электронного альбома «Адре­саты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и посла­ния поэта к ним»' с использованием справочной ли­тературы и ресурсов Интернета





написать администратору сайта