Главная страница

литра 9кл.. Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела пояснительная записка


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела пояснительная записка
Дата11.09.2022
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлалитра 9кл..doc
ТипРабочая программа
#671814
страница4 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

24







А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии.


1

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии.

Образность и афористичность языка комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произ­ведении


Выразительное чтение фрагментов комедии наизусть и по ролям. Устный или письменный ответ на во­прос. Участие в коллективном диалоге. Общая харак­теристика художественного мира комедии. Выявление в ней признаков классицизма, романтизма и реализ­ма. Выводы об особенностях художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведения. Обсуждение иллюстраций к комедии. Практическая работа. Составление таблицы «Речевые характеристики главных героев комедии „Горе от ума"».

Самостоятельная работа. Составление цитатной таблицы «Афоризмы в комедии „Горе от ума"». Проект. Подготовка читательской конференции «Проблематика, герои и художественное новаторство комедии „Горе от ума"»




25







А. С. Грибоедов. «Го­ре от ума» в зеркале критики.

1

А. С. Грибоедов. «Го­ре от ума» в критике. Критика о пьесе Грибоедова. И. А. Гонча­ров. «Мильон терзаний»


Чтение литературно-критической статьи. Формулирова­ние вопросов к статье. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Обсужде­ние театральных постановок и киноверсий комедии.

Практическая работа. Конспектирование фрагмен­тов статьи И. А. Гончарова.

Самостоятельная работа. Написание аннотаций, отзывов и рецензий на театральные или кинематогра­фические версии комедии. Подготовка к контрольному

Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопросы: «Почему пьесу „Горе от ума" считают ко­медией?», «Какие пороки фамусовской Москвы об­личает Чацкий в своих монологах?». Подготовка вы­разительного чтения наизусть одного из монологов Фамусова. Ответы на вопросы викторины № 5 и на вопросы раздела «Герои Грибоедова» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

Проект. Подготовка маршрута заочной экскурсии «Грибоедов в Москве» с использованием материалов из раздела учебника «Литературные места России» и практикума «Читаем, думаем, спорим...»




26-27







Р/р Контрольное сочине­ние по комедии А. С. Грибоедова «Го­ре от ума».

2

А. С. Грибоедов. «Го­ре от ума». Контрольное сочине­ние

Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и чита­тельского опыта. Составление плана ответа на про­блемный вопрос. Письменный ответ на один из про­блемных вопросов:

  1. В чём общечеловеческое звучание образов фамусовского общества?

  2. Каковы сильные и слабые стороны характера Чацкого?

  3. Почему образ Софьи получил разноречивые оцен­ки в критике?

  4. В чём особенности конфликта и комедийной ин­триги в пьесе «Горе от ума»?

  5. Как особенности речи персонажей комедии «Горе от ума» раскрывают своеобразие их характеров? Нахождение ошибок и редактирование черновых ва­риантов собственных письменных работ. Самостоятельная работа. Подбор материала и под­готовка устного сообщения о биографии и творчестве Пушкина (детство, Лицей) с использованием матери­алов практикума «Читаем, думаем, спорим...», спра­вочной литературы и ресурсов Интернета.




28







А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская ли­рика.

1

А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская ли­рика (стихотворения по вы­бору учителя). Хронология жизни и творчества поэта. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики (с повторени­ем ранее изученного): тема че­ловека и природы, тема любви и дружбы, тема свободы, исто­рическая тема. Мотив дружбы, прочного союза друзей. Вер­ность лицейской дружбе на протяжении всей жизни поэта. Пушкин и декабристы

Конспектирование лекции учителя о жизни и твор­честве Пушкина. Устный рассказ о раннем периоде его жизни и творчества. Подбор и обобщение допол­нительного материала о биографии поэта. Обсужде­ние портретов людей из пушкинского окружения (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Выразитель­ное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Со­ставление лексических и историко-культурных ком­ментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллек­тивном диалоге. Определение характерных признаков лирических жанров на примерах изучаемых стихотво­рений. Обсуждение изображений поэта. Практическая работа. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтиче­ский синтаксис, фоника и др.) и определение их ху­дожественной функции.

Самостоятельная работа. Конспектирование статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин». Подготовка выразительного чтения стихотворений наизусть. Составление хронологической таблицы жизни и творчества Пушкина. Подготовка сообщения «Поэти­ческие связи Пушкина с декабристами» или сообще­ния об одном из периодов его жизни и творчества с использованием материалов .практикума «Читаем, думаем, спорим...».

Проект. Составление электронной презентации «Пушкин и лицеисты» или школьного вечера о дру­зьях Пушкина на тему «Друзья души моей»




29







А. С. Пушкин. Ли­рика петербургского, южного и Михайловского периодов.


1

А. С. Пушкин. Ли­рика петербургского, южного и Михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Проблема свободы, служения родине. Тема свобо­ды и власти. Единение красо­ты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Стихотворения в ак­тёрском исполнении


Выразительное чтение стихотворений (в том чис­ле наизусть). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Формули­рование вопросов по тексту стихотворений. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Вы­явление характерных для романтической лирики тем, образов и приёмов изображения человека. Соотнесе­ние содержания стихотворений с романтическими принципами изображения жизни и человека. Практическая работа. Характеристика особенно­стей поэзии русского романтизма (на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя) (по группам).

Самостоятельная работа. Подготовка выразитель­ного чтения стихотворений наизусть и их письмен­ный анализ. Подготовка сообщения об одном из адре­сатов любовной лирики Пушкина (с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», справочной литературы и ресурсов Интернета).

Проект. Подготовка заочной экскурсии в Михайловское с использованием материалов практикума «Чи­таем, думаем, спорим...»




30







А. С. Пушкин. Лю­бовь как гармония душ в ин­тимной лирике поэта. Адресаты лю­бовной лирики.


1

А. С. Пушкин. Лю­бовь как гармония душ в ин­тимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; лю­бовь ещё, быть может...». Одухотворённость и чистота чувства любви. Адресаты лю­бовной лирики и стихи, им по­священные. Стихотворения в актёрском исполнении


Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. зада­ния фонохрестоматии). Формулирование вопросов по тексту произведений. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление характерных для лирики поэта тем, образов и приёмов изображения человека. Соотнесение содержания стихотворений с романтическими и реалистическими принципами изо­бражения жизни и человека. Выявление их тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Практическая работа. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художе­ственной функции в любовной лирике. Самостоятельная работа. Подготовка выразитель­ного чтения одного из стихотворений наизусть и его письменный анализ.

Проект. Составление электронной презентации «Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина и сти­хи, им посвященные» с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...»




31







А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк».


1

А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк».

Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Библейские параллели в интерпретации темы творче­ства. Стихотворение в актёр­ском исполнении


Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. за­дания фонохрестоматии). Формулирование вопросов по тексту произведения. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содер­жания стихотворений с романтическими и реалисти­ческими принципами изображения жизни и челове­ка. Составление лексических и историко-культурных комментариев к стихотворению.

Практическая работа. Подбор цитат на тему «Библей­ские параллели в интерпретации темы творчества». Со­ставление плана и письменный анализ стихотворения.

Самостоятельная работа. Подготовка выразитель­ного чтения стихотворения наизусть и его письмен­ный анализ с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...».

Проект. Составление электронной презентации «Две Болдинские осени в творчестве поэта» с использова­нием справочной литературы и ресурсов Интернета




32







А. С. Пушкин. Две Болдинские осени в творчестве поэта.


1

А. С. Пушкин. «Бе­сы», «Два чувства дивно близки нам...» и другие сти­хотворения. Две Болдинские осени в творчестве поэта. Ду­шевное смятение и угнетённое внутреннее состояние ли­рического «я» в стихотворении «Бесы». Его отражение в карти­нах природы. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Осо­бенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии. Стихотворение в актёрском ис­полнении.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексиче­ских и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Соот­несение содержания стихотворений с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Различение образов лирического героя и автора. Анализ различных форм выражения авторской позиции в стихотворениях. Выявление особенностей ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии. Практическая работа. Составление плана и устный анализ стихотворения.

Самостоятельная работа. Подготовка выразитель­ного чтения стихотворений наизусть и их письмен­ный анализ. Выполнение заданий практикума «Чита­ем, думаем, спорим...» (раздел «Лирика»)




33







А. С. Пушкин. «Я па­мятник себе воздвиг неру­котворный...»: самооценка творчества в стихотворении.

1

А. С. Пушкин. «Я па­мятник себе воздвиг неру­котворный...»: самооценка творчества в стихотворении.

Вечность темы памятника в русской и мировой поэзии: Го­раций, Державин, Ломоносов, Пушкин, Маяковский, Ахмато­ва, Бродский и др. Стихотворе­ние в актёрском исполнении

Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. за­дания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Формулирова­ние вопросов по тексту стихотворения. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием ци­тирования). Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Подбор цитат на тему «Са­мооценка творчества в стихотворении».

Самостоятельная работа. Сопоставление текста Пуш­кина на тему памятника с произведениями его предше­ственников и последователей. Сопоставительный анализ стихотворения Пушкина и одного из стихотворений его предшественников и последователей (по выбору). Проект. Составление коллективного сборника школь­ных исследовательских работ «Тема памятника в рус­ской и мировой поэзии: Гораций, Державин, Ломоно­сов, Пушкин, Маяковский, Ахматова, Бродский и др.»




34







Р/р Письменный ответ на один из проблемных во­просов по лирике А. С. Пуш­кина.


1

Письменный ответ на один из проблемных во­просов по лирике А. С. Пуш­кина

Составление плана ответа на проблемный вопрос. Устный или письменный ответ на проблемный во­прос (с использованием цитирования). Написание сочинения на литературном материале и с исполь­зованием собственного жизненного и читательского опыта на одну из тем:

  1. Как отразились в лирике поэта мотивы свободы и служения родине?

  2. Каковы особенности изображения любовного чув­ства в интимной лирике поэта?

  3. Как осмысливает Пушкин в лирике жизненное предназначение поэта?

  4. Почему тема памятника является сквозной в рус­ской лирике?

  5. В чём созвучие картин природы душевному состо­янию человека в лирике Пушкина? Нахождение ошибок и редактирование черновых ва­риантов собственных письменных работ.

  6. Самостоятельная работа. Чтение трагедии «Мо­царт и Сальери». Подбор иллюстраций к.трагедии и материалов об истории её создания, её прототипах (с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета). Ответы на вопросы викторины № 6 (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»)




35







А. С. Пушкин. Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

1

А. С. Пушкин. «Мо­царт и Сальери». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, оли­цетворённые двумя персона­жами трагедии. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Проблема «гения и злодейства». Развитие понятия о трагедии как жанре драмы. Тра­гедия в актёрском исполнении


Сообщение об истории создания трагедии, её про­тотипах. Выразительное чтение фрагментов трагедии. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устное рецензирование выразительно­го чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Формулирование вопро­сов по тексту трагедии. Устный или письменный от­вет на вопрос (с использованием цитирования). Уча­стие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета трагедии, её тематики, проблематики, идейно-эмоци­онального содержания. Определение типа конфликта в трагедии и основных стадий его развития. Выявле­ние характерных черт трагического в произведении, объяснение причины очищающего и возвышающего воздействия трагического в искусстве на душу чита­теля. Работа со словарём литературоведческих тер­минов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «трагедия».

Практическая работа. Устный анализ эпизода тра­гедии.

Самостоятельная работа. Письменный анализ эпи­зода трагедии или письменный ответ на вопрос «Как решает Пушкин проблему „гения и злодейства"?» (по трагедии «Моцарт и Сальери»). Чтение романа «Ев­гений Онегин». Подготовка сообщения об истории создания романа в стихах, его творческой истории и прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета

Развитие понятия о трагедии как жанре драмы


написать администратору сайта