литра 9кл.. Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела пояснительная записка
Скачать 0.58 Mb.
|
13 | | | Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей. | 1 | Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы | Анализ повести с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей сентиментализма. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выявление характерных для произведений сентиментализма тем, образов и приёмов изображения человека. Практическая работа. Составление таблицы «Черты сентиментализма в повести „Бедная Лиза"». Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Почему повесть „Бедная Лиза" следует отнести к произведениям сентиментализма?». Чтение произведений Карамзина и фрагментов исторического труда писателя «История государства Российского» (глава о Смутном времени и др.). Подготовка устных сообщений об этих произведениях (см. задания практикума «Читаем, думаем, спорим...», раздел о Карамзине). | |
14 | | | Н. М. Карамзин. «Осень» как произведение сентиментализма. | 1 | Н. М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя (урок внеклассного чтения 1). «Осень» как произведение сентиментализма. Стихотворение в актёрском исполнении | Выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устное монологическое высказывание. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Анализ языка стихотворения «Осень». Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и его письменный анализ. Самостоятельная работа. Конспектирование статьи учебника «Поэзия XIX века». Проект. Подготовка читательской конференции по лирике русских поэтов начала XIX века: К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский (по группам) | |
Из русской литературы XIX века (55 ч). | |||||||
15 | | | Черты романтизма в стихах русских поэтов начала XIX века. | 1 | Русские поэты первой половины XIX века: К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский (урок внеклассного чтения 2) | Конспектирование лекции учителя о романтизме. Отчёты о выполнении коллективного учебного проекта. Выразительное чтение стихотворений наизусть. Монологические сообщения о поэтах первой половины XIX века (по группам). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Краткий письменный ответ на вопрос «Как проявились черты романтизма в стихах русских поэтов начала XIX века?». Самостоятельная работа. Составление плана статьи «Русская литература XIX века», выполнение заданий статьи «Русская поэзия XIX века» и ответы на вопросы практикума «Читаем, думаем, спорим...» (раздел «Проверьте себя»). Подготовка сообщения о В.А.Жуковском на основе самостоятельного поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета | Понятие о романтизме |
16 | | | В. А. Жуковский — поэт-романтик. «Море»: романтический образ моря. | 1 | В. А. Жуковский — поэт-романтик. Слово о поэте. Основные этапы его творчества. «Море»: романтический образ моря. Образы моря и неба: единство и борьба. Особенности языка и стиля стихотворения. Понятие об элегии. Черты элегии в стихотворении | Конспектирование лекции учителя о Жуковском и о романтизме. Устный рассказ о биографии и творчестве поэта. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Жуковского. Выразительное чтение стихотворений поэта. Выразительное чтение стихотворения «Море». Составление лексических и историко-культурных комментариев. Выявление характерных для романтической лирики тем, образов и приёмов изображения человека. Соотнесение содержания стихотворения с романтическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «элегия». Практическая работа. Подбор цитат из стихотворения «Море» на тему «Море и небо». Самостоятельная работа. Конспектирование статьи учебника о Жуковском. Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и его письменный анализ. Ответы на вопросы викторины № 4 (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...») | Понятие об элегии. |
17 | | | В. А. Жуковский. «Невыразимое». Границы выразимого. Отношение романтика к слову | 1 | В. А. Жуковский. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встречающиеся на пути поэта. Отношение романтика к слову | Выразительное чтение стихотворения. Составление лексических и историко-культурных комментариев Выявление характерных для романтической лирики тем, образов и приёмов изображения человека Соотнесение содержания стихотворения с романтическими принципами изображения жизни и человека Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Характеристика особенностей поэзии русского романтизма (на уровне языка композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя). Практическая работа. Составление плана анализа романтического стихотворения и его устный анализ . Подбор цитат на тему «Отношение поэта-романтика к слову». Самостоятельная работа. Письменный анализ стихотворения «Невыразимое». Чтение баллады «Светлана» | |
18 | | | Жанр баллады в творчестве Жуковского В. А. «Светлана»: черты баллады. | 1 | В. А. Жуковский. «Светлана»: черты баллады. Развитие представлений о балладе. Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковыепредсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. «Светлана» как пример преображения традиционной фантастической баллады. Баллада в актёрском исполнении | Выразительное чтение баллады. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Выявление характерных для баллады тем, образов и приемов изображения человека. Соотнесение содержания баллады с романтическими принципами изображения жизни и человека. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики сюжета баллады, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Формулирование вопросов по тексту. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «баллада». Практическая работа. Составление плана письменного высказывания на тему «Черты баллады в „Светлане" Жуковского». Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть фрагмента баллады и письменный ответ на вопрос «Как Жуковский преображает традиционную фантастическую балладу в „Светлане"?» | Развитие представлений о балладе. |
19 | | | В. А. Жуковский. «Светлана»: образ главной героини. | 1 | В. А. Жуковский. «Светлана»: образ главной героини. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Развитие представлений о фольклоризме литературы. | Выразительное чтение баллады наизусть. Характеристика героини русской романтической баллады. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Составление плана, в том числе цитатного. Выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений В. А. Жуковского. Выявление черт фольклорной традиции в балладе, определение в ней художественной функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств. Практическая работа. Подбор цитат на тему «Черты фольклора в балладе „Светлана"». Характеристика особенностей поэзии русского романтизма (на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя). Самостоятельная работа. Письменный ответ на один из вопросов: Какой характер придают балладе «Светлана» элементы русского фольклора? В чём особенности баллады «Светлана» как романтического произведения? Подбор материала о биографии и творчестве А.С.Грибоедова, истории создания комедии «Горе от ума», ее прототипах с использованием практикума «Читаем, думаем, спорим...», справочной литературы и ресурсов Интернета. Чтение комедии «Горе от ума» Проект. Составление электронной презентации «Сюжеты и герои русских и зарубежных баллад» (с обобщением ранее изученного) | Развитие представлений о фольклоризме литературы |
20 | | | А. С. Грибоедов. Жизнь и творчество писателя. «Горе от ума»: история создания, герои и прототипы. | 1 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя (обзор). Многогранный талант, блестящее образование и дипломатическая карьера Грибоедова. Его связи с декабристами. Отношения с правительством. Любовь и смерть писателя. История создания, публикации и первых постановок комедии. Герои и прототипы. | Конспектирование лекции учителя об А.С.Грибоедове. Устный рассказ о биографии и творчестве писателя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве А. С. Грибоедова Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Определение родовой принадлежности пьесы, выделение характерных признаков драмы. Жанровая характеристика пьесы: выделение характерных признаков комедии. Обсуждение списка действующих лиц комедии. Практическая работа. Составление плана письменного высказывания «Черты комедии в пьесе , Горе от ума ». Комментирование «говорящих» фамилий героев. Самостоятельная работа. Конспектирование статьи учебника «Александр Сергеевич Грибоедов». Составление хронологической таблицы жизни и творчества писателя. Письменный ответ на вопрос «В чём исключительность личности Грибоедова?». Подготовка сообщения на тему «„Говорящие" имена и фамилии в комедии» | Комедия «Говорящие» фамилии и имена. |
21 | | | А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. | 1 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва. Обзор содержания комедии. Смысл названия пьесы и проблема ума в ней. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие общественного и личного конфликта в пьесе. Образ фамусовской Москвы. Система образов комедии. Анализ ключевых монологов Фамусова. Скалозуб и Молчалин. Образ Софьи. Гости Фамусова. Фрагменты комедии в актёрском исполнении | Выразительное чтение ключевых сцен пьесы. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Формулирование вопросов по тексту произведения. Обзор содержания действий комедии с использованием материалов и заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...». Характеристика сюжета пьесы, её тематики, проблематики, жанра, идейно-эмоционального содержания. Определение типа конфликта в комедии и основных стадий его развития. Выявление авторской самобытности в постановке общественно значимых проблем. Характеристика героев комедии. Выявление характерных для комедии первой половины XIX века тем, образов и приёмов изображения человека. Устйый или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие «комедия». Практическая работа. Составление таблицы «Общественный и личный конфликт в комедии». Подбор цитат на темы «Личный и общественный конфликт комедии» и «Фамусовская Москва в комедии». Сопоставление персонажей комедии. Составление плана групповой характеристики героев. Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопросы: «Почему пьесу „Горе от ума" считают комедией?», «Какие пороки фамусовской Москвы обличает Чацкий в своих монологах?». Подготовка выразительного чтения наизусть одного из монологов Фамусова. Ответы на вопросы викторины № 5 и на вопросы раздела «Герои Грибоедова» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Проект. Подготовка маршрута заочной экскурсии «Грибоедов в Москве» с использованием материалов из раздела учебника «Литературные места России» и практикума «Читаем, думаем, спорим...» | |
22 | | | А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого. | 1 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Анализ ключевых монологов Чацкого. Особенности любовной интриги. | Выразительное чтение фрагментов комедии наизусть и по ролям. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования. Характеристика главного героя комедии. Подбор цитат на тему «Объекты обличения Чацкого». Выявление в образе героя комедии романтических и реалистических принципов изображения жизни и человека. Объяснение жизненной основы и художественной условности, индивидуальной неповторимости и типической обобщённости образа Чацкого. Практическая работа. Составление таблицы «Анализ монологов Чацкого». Составление плана анализа фрагмента комедии. Устный анализ эпизода Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть одного из монологов Чацкого. Письменный анализ одного из монологов Чацкого или одного из эпизодов комедии. Подготовка сообщения о Чацком на тему «Чацкий начинает новый век» с использованием плана практикума «Читаем, думаем, спорим...» (раздел «Чацкий Александр Андреевич») | тип «лишних людей» |
23 | | | А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: внесценические персонажи. Смысл финала комедии. | 1 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого. Художественная функция внесценических персонажей. Необычность развязки, смысл финала комедии. Фрагменты комедии в актёрском исполнении | Выразительное чтение фрагментов комедии наизусть и по ролям. Устный ответ на вопрос (в том числе с использованием цитирования)6 « какова роль внесценических персонажей комедии?». Смысл финала комедии. | внесценические персонажи Композиция сюжет элементы композиции |