Главная страница

литра 9кл.. Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела пояснительная записка


Скачать 0.58 Mb.
НазваниеРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела пояснительная записка
Дата11.09.2022
Размер0.58 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлалитра 9кл..doc
ТипРабочая программа
#671814
страница7 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

60







Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Мёрт­вые души». Обзор содер­жания, история создания поэмы.

1

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мёрт­вые души». Обзор содер­жания, история создания поэмы. Хронология жизни и творчества писателя. Про­блематика и поэтика первых сборников: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученно­го). Первоначальный замысел и идея Гоголя. Смысл названия поэмы и причины её незавер­шённости. Соотношение с «Бо­жественной комедией» Данте, плутовским романом, романом-путешествием

Конспектирование лекции учителя о Гоголе. Сообще­ния о биографии и творчестве писателя и истории создания поэмы «Мёртвые души». Подбор и обоб­щение дополнительного материала о биографии Гого­ля. Выразительное чтение фрагментов произведений Гоголя. Составление лексических и историко-куль­турных комментариев. Характеристика сюжета по­эмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоцио­нального содержания, жанра и композиции. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Практическая работа. Выделение этапов развития сюжета, определение художественной функции внесюжетных элементов композиции поэмы. Составле­ние таблицы «Композиционная структура поэмы».

Самостоятельная работа. Конспектирование статьи учебника «Николай Васильевич Гоголь». Ответы на вопросы практикума «Читаем, думаем, спорим...». Письменный ответ на вопрос «Почему Гоголь не су­мел завершить „Мёртвые души"?». Подготовка со­общений «Образы помещиков в поэме» (по группам)




61







Н. В. Гоголь. «Мёрт­вые души»: образы помещи­ков. Система образов поэмы. Образы помещиков.


1

Н. В. Гоголь. «Мёрт­вые души»: образы помещи­ков. Система образов поэмы. Образы помещиков. Обличи­тельный пафос автора. Понятие о литературном типе. Фрагмент поэмы в актёрском исполнении


Выразительное чтение фрагментов поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассни­ков, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Выявление характерных для реалисти­ческого произведения тем, образов и приёмов изо­бражения человека. Соотнесение содержания поэмы с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллек­тивном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устное рецензирование актёрско­го исполнения фрагмента поэмы (см. задания фонохрестоматии). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «литературный тип». Обсуждение иллюстраций к поэме. Практическая работа. Составление плана харак­теристики помещика и его устная характеристика. Анализ эпизодов купли-продажи мёртвых душ (по группам).

Самостоятельная работа. Письменная сравни­тельная характеристика двух помещиков (по выбору школьников). Подготовка сообщения «Образы чи­новников в поэме» (по группам). Подготовка заочной экскурсии по городу N

Понятие о ли­тературном типе.

62







Н. В. Гоголь. «Мёрт­вые души». Образ города в поэме. Сатира на чиновничество


1

Н. В. Гоголь. «Мёрт­вые души»: образ города. Образ города в поэме. Сатира на чиновничество


Выразительное чтение фрагментов поэмы. Состав­ление лексических и историко-культурных коммен­тариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллек­тивном диалоге. Работа со словарём литературовед­ческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «сатира».

Практическая работа. Составление плана груп­повой характеристики чиновников (в том числе цитатного) и характеристика героев по плану (по группам). Подбор цитат на тему «Образ города N» Составление плана анализа эпизода и анализ фраг­ментов поэмы.

Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Чем близки образы города в „Ревизоре" и „Мертвых душах"?». Подготовка сообщения «Исто­рия жизни Чичикова»




63







Н. В. Гоголь. «Мёрт­вые души»: образ «нового героя эпохи» - Чичико­ва. Образ дороги в поэме


1

Н. В. Гоголь. «Мёрт­вые души»: образ Чичико­ва. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи и антигерой. Эволюция образа Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Понятие о герое и антигерое. Образ дороги в поэме


Выразительное чтение фрагментов поэмы. Состав­ление лексических и историко-культурных коммен­тариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллек­тивном диалоге. Объяснение жизненной основы и ху­дожественной условности, индивидуальной неповто­римости и типической обобщённости образа героя. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «герой» и «антигерой».

Практическая работа. Составление плана харак­теристики Чичикова и устная характеристика героя. Подбор цитат на тему «Чичиков в гоголевских оцен­ках». Анализ фрагментов поэмы.

Самостоятельная работа. Письменный ответ на во­прос «Зачем Гоголь рисует в финале „Мёртвых душ" образ дороги и образ Чичикова в едином движении?»

Понятие о герое и антигерое.

64







Н. В. Гоголь. «Мёрт­вые души»: образ России, на­рода и автора в поэме.


1

Н. В. Гоголь. «Мёрт­вые души»: образ России, на­рода и автора в поэме. «Мёрт­вые души» — поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Образ народа в поэме. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповед­нику. Лирические отступления в поэме


Выразительное чтение фрагментов поэмы (в том числе наизусть). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в "коллективном диалоге. Определение общего и ин­дивидуального, неповторимого в литературном об­разе родины в поэме. Подбор цитат на тему «Об­раз родины в поэме». Определение художественной функции внесюжетных элементов композиции по­эмы (лирических отступлений). Характеристика образа автора. Анализ различных форм выраже­ния авторской позиции в поэме. Выявление при­знаков эпического и лирического родов в поэме. Практическая работа. Составление схемы «Живые и мёртвые души в поэме Гоголя». Подбор цитат на тему «Авторское отношение к России в лирических отступлениях поэмы».

Самостоятельная работа. Конспектирование фраг­ментов статьи В. Г. Белинского «„Похождения Чи­чикова, или Мёртвые души". Поэма Н. В. Гоголя». Письменный ответ на один из вопросов:

Какой путь нравственного возрождения родины хотел показать Гоголь в «Мёртвых душах»?

Почему в поэме образ автора дан в развитии: от сатирика к пророку и проповеднику? Подготовка к семинарскому занятию «Поэтика „Мёртвых душ"»

Лирические отступления

65







Н. В. Гоголь. «Мёрт­вые души». Жанровое своеобразие по­эмы. Поэма в оценке В. Г. Белинского.

1

Н. В. Гоголь. «Мёрт­вые души»: специфика жан­ра. Жанровое своеобразие по­эмы. Соединение комического и лирического начал. Поэма в оценке В. Г. Белинского. Разви­тие понятия о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Ответ Н. В. Гоголя на критику В. Г. Белинского

Общая характеристика художественного мира поэмы. Выводы об особенностях художественного мира, сю­жета, проблематики и тематики поэмы. Подбор при­меров, иллюстрирующих понятия «сатира», «юмор», «ирония», «сарказм».

Практическая работа. Сообщения школьников по вопросам семинара. Аргументация своей позиции. Самостоятельная работа. Написание отзыва (ре­цензии) на театральные или кинематографические версии поэмы. Сопоставление поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» и её инсценировки М.А.Булгако­вым. Подготовка к контрольному сочинению по по­эме «Мёртвые души». Ответы на вопросы викторины № 8 (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»)

Развитие понятия о комиче­ском и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме

66







Р/р Классное кон­трольное сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мёрт­вые души».


1

Н. В. Гоголь. «Мёрт­вые души». Классное кон­трольное сочинение или пись­менный ответ на один из про­блемных вопросов.

Составление плана ответа на проблемный вопрос. Устный или письменный ответ на проблемный во­прос (с использованием цитирования). Написание сочинения на литературном материале или письмен­ный ответ на один из вопросов с использованием собственного жизненного и читательского опыта:

  1. Какие нравственные пороки русских помещиков, по мысли Н. В. Гоголя, нуждаются в обличении?

  2. Чем смешон и чем страшен чиновничий город в изображении Н. В. Гоголя?

  3. Как изменяется авторское отношение к действи­тельности на протяжении поэмы «Мёртвые души»?

  4. Какой изображена Русь крестьянская в поэме «Мёртвые души»?

  5. Как соединение комического и лирического начал в поэме помогает понять её идею?

Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ. Подбор материала о биографии и творчестве Ф. М. Достоев­ского и его повести «Белые ночи» с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», справочной литературы и ресурсов Интернета. Отве­ты на вопросы викторин № 9 и № 10 (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

Проект. Составление коллективного иллюстриро­ванного электронного сборника ученических рефе­ратов по поэме «Мёртвые души»




67







Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя. Тип «петербургского мечтателя».

1

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновре­менно нежного, доброго, не­счастного, склонного к несбы­точным фантазиям. Черты его внутреннего мира

Конспектирование лекции учителя о Ф. М. Достоев­ском. Сообщение о биографии и творчестве писате­ля. Выразительное чтение фрагментов произведения. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Характеристика её сюжета, тематики проблематики, идейно-эмоционального содержания' Устный или письменный ответ на вопрос (с исполь­зованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Практическая работа. Характеристика образа Меч­тателя и средства создания его образа. Подбор цитат на тему «Образ города в повести». Самостоятельная работа. Конспектирование статьи учебника о Достоевском. Подготовка сообщения «История Настеньки». Письменный ответ на вопрос «Какую проблему ставит в повести автор?»

Тип «петербургского мечтателя»

68







Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ На­стеньки.


1

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ На­стеньки. Роль истории На­стеньки. Содержание и смысл «сентиментальности» в пони­мании автора. Развитие поня­тия о повести и психологизме литературы


Выразительное чтение фрагментов повести Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие"в коллективном диалоге Рабо­та со словарем литературоведческих терминов Под­бор примеров, иллюстрирующих понятия «повесть» «психологизм». Обсуждение иллюстраций к повести.

Практическая работа. Составление плана характе­ристики героини (в том числе цитатного). Характери­стика героини и средства создания её образа. Подбор цитат на тему «Психологизм повести». Самостоятельная работа. Письменный ответ на во­прос «Чем интересна повесть „Белые ночи" современным школьникам?». Подбор материала и подготовка, сообщения о биографии и раннем творчестве Чехова с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», справочной литературы и ресур­сов Интернета. Чтение рассказа «Смерть чиновника».

Проект. Подготовка электронного альбома «„Белые ночи" Достоевского в иллюстрациях русских ху­дожников»

Развитие по­нятия о повести и психо­логизме литературы


69







А. П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истин­ных и ложных ценностей.

1

А. П. Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истин­ных и ложных ценностей. Слово о писателе. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к не­му. Истинные и ложные цен­ности героев рассказа. Боль и негодование автора. Рас­сказ в актёрском исполнении


Конспектирование лекции учителя о Чехове. Подбор и обобщение дополнительного материала о биогра­фии и творчестве А. П. Чехова. Выразительное чтение рассказа (по ролям). Устное рецензирование вырази­тельного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лекси­ческих и историко-культурных комментариев. Харак­теристика сюжета рассказа, его тематики, проблема­тики, идейно-эмоционального содержания. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Ана­лиз различных форм выражения авторской позиции.

Практическая работа. Характеристика Червякова и средства создания его образа. Подбор цитат на тему «„Маленький человек" в рассказе Чехова».

Самостоятельная работа. Конспектирование статьи учебника о Чехове. Письменный ответ на вопрос «По­чему рассказ Чехова называется „Смерть чиновника", а не „Смерть Червякова"?». Чтение рассказа «Тоска»




70







А. П. Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе.


1

А. П. Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе. Роль об­раза города в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. Рас­сказ в актёрском исполнении


Выразительное чтение рассказа (по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассни­ков, исполнения актёров (см. задания фонохрестома­тии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального со­держания. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллек­тивном диалоге. Работа со словарём литературоведче­ских терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие «рассказ».

Практическая работа. Характеристика Ионы и средства создания его образа. Подбор цитат на тему «Образ города в рассказе».

Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Можно ли считать рассказ „Тоска" важным и для нашего времени?». Подбор материала и подго­товка сообщения о биографии и творчестве Бунина в период эмиграции и истории создания сборника «Тёмные аллеи» с использованием материалов прак­тикума «Читаем, думаем, спорим...», справочной ли­тературы и ресурсов Интернета.

Проект. Составление коллективного иллюстриро­ванного электронного сборника рефератов на тему «Эволюция образа „маленького человека" в русской литературе XIX века»

Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.


написать администратору сайта