ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАННИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИИ МАЛОЙ РОДИНЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРА. вкр. Литература как средство формированниЯ представлений
Скачать 1.13 Mb.
|
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ФормированниЯ представлений об истории малой родины у детей старшего дошкольного возраста ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пункте 2.6 определено, что познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках [61]. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р) говорится о том, что патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания [22]. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ) в статье 64 «Дошкольное образование» сказано, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности [62]. В настоящее время реализуются программы, направленные на воспитание гражданских чувств у детей дошкольного возраста. К примеру, программа «С чего начинается Родина» (под редакцией Л.А. Кондрыкинской); парциальная программа патриотического воспитания «Наследие» (М. Ю. Новицкая, Б. В. Соловьёва); программа нравственно-патриотического воспитания «Мой родной дом» (под редакцией Т.И. Оверчук); и другие. В период дошкольного детства закладываются основы личности будущего человека. Дети старшего дошкольного возраста имеют определенные особенности развития. В данном возрасте дети стремятся познать себя и других людей, постепенно начиная осознавать взаимосвязи социального мира и взаимоотношения людей [18, стр.47-50]. Как отмечает Л. С. Выготский, к пяти годам дети уже обладают определенным запасом представлений об окружающем мире, которые они получили, благодаря своей познавательной активности. У детей данного возраста улучшается устойчивость памяти. Внимание также становится устойчивым и произвольным. Через накопление детьми социального опыта, взаимодействие со взрослыми и правильно организованный процесс обучения и воспитания у детей формируются представления о малой Родине. В работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе формирования представлений о малой Родине используются методы и средства нравственного воспитания. Эффективными средствами формирования представлений о малой Родине являются: художественная литература, музыка, изобразительное искусство, природа родного края, деятельность детей, общение, а также созданная вокруг ребенка среда (атмосфера). Анализ методической литературы и педагогической документации в ДОО показал, что для обследования уровня сформированности представлений об истории малой родины у детей дошкольного возраста существуют методики Е.Г. Юдиной «Моя страна»; Ю.Е. Антонова, Л.В. Левиной, О.В. Розовой и И.А. Щербаковой (Пособие по реализации гос. программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации «Как научить детей любить Родину») и другие, однако, для исследования уровня сформированности представлений об истории малой родины детей старшего дошкольного возраста, диагностического инструментария недостаточно. Знакомство дошкольников с художественными произведениями о родном крае непосредственно влияет на воспитание у детей чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважительного отношения к прошлому и настоящему родного края, заботы об интересах малой родины. Большую роль в этом процессе играют художественные произведения таких писателей Пермского края, как В. Бианки, Б. Ширшова, В. Астафьева, П. Бажова, А. Тубосова, С. Силина и т.д. Их рассказы наполнены искренностью и душевной теплотой, наши поэты пишут о любви к природе, о любви к родному краю. В ходе изучения данной проблемы было проведено анкетирование 20 воспитателей МБДОУ детский сад «Росинка» (см. Приложение 1). Наиболее эффективными средствами формирования представлений об истории малой Родины, педагоги считают: художественную литературу, беседу, фольклор, народные игры. Однако, 18 опрошенных педагогов, не знают, какие требования предъявляются ФГОС к организации процесса патриотического воспитания детей дошкольного возраста; 17 воспитателей отмечают, что испытывают трудности в процессе формирования у детей представлений о малой Родине, связанные с недостаточной разработанностью методических материалов по данному направлению. При ответе на вопрос: «Какие программы Вы знаете по формированию у детей представлений о малой Родине в рамках патриотического воспитания?» 12 педагогов не назвала ни одной программы. Результаты анкетирования педагогов позволяют констатировать, что, несмотря на осознание необходимости формирования у детей представлений о малой Родине, педагоги испытывают затруднения в организации этого процесса. Анализ нормативных документов, психолого-педагогической литературы по теме исследования, результатов анкетирования педагогов позволил выявить противоречия между требованиями ФГОС ДО к организации процесса патриотического воспитания и слабой осведомленностью педагогов в данном вопросе, недостаточной разработанностью технологического компонента процесса формирования у детей дошкольного возраста представлений об истории малой родины. Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в поиске путей совершенствования процесса формирования представлений об истории малой Родины у детей старшего дошкольного возраста. В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Художественная литература как средство формирования представлений об истории малой родины у детей старшего дошкольного возраста». Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение процесса формирования представлений об истории малой родины. Объект исследования: процесс формирования представлений об истории малой родины детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: произведения художественной литературы как средство формирования представлений об истории малой родины старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Гипотеза исследования: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории малой родины посредством художественной литературы будет эффективно, если: - подобраны соответствующие произведения художественной литературы и выбраны формы и методы работы с ними, - к работе привлечены родители. Достижение поставленной цели обеспечивалось решением следующих задач исследования: 1. Обосновать актуальность проблемы формирования представлений об истории малой родины у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений художественной литературы. 2. Осуществить теоретическое обоснование проблемы исследования. 3. Определить уровень сформированности представлений об истории малой родины у детей старшего дошкольного возраста. 4. Организовать процесс формирования представлений об истории малой родины у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений художественной литературы. 5. Определить эффективность проведенной работы. 6. Обобщить результаты исследования и подготовить их к презентации. Теоретическая основа исследования: - подходы и произведения Л. Кузьмина, В. Воробьева, Л. Давыдычева, Е. Трутневой, П. Бажова, Д.С. Лихачева, Т.Д., Т.Т. Зубова и др. - программы патриотического воспитания под редакцией Л.А. Кондрыкинской, М.Ю. Новицкая, Б.В. Соловьёва, Т.И. Оверчук, Л.В. Коломейченко и др. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и практики, системный анализ, беседа с детьми и анкетирование педагогов. База исследования: МБОУ «Детский сад «Росинка» п. Ильинский Ильинского района, Пермского края. Контингент исследования: дети 5-6 лет. Практическая значимость исследования состоит в разработке параметральных и уровневых характеристик сформированности представлений об истории малой родины у старших дошкольников 5-6 лет. Представленные разработки могут быть использованы в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и прикладная), заключения, библиографического списка (включающего … источников) и … приложения. Текст изложен на … страницах (не считая приложений), содержит … таблиц и … рисунков. Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования представлений об истории малой родины у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы 1.1 Педагогические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста Мир культуры и истории окружает ребенка с детства. Региональная культура является первым шагом для ребенка в освоении общечеловеческих ценностей мировой культуры, в формировании личности в целом. Дети наиболее чувствительны к миру культуры и задача взрослых - сохранить эту эмоциональную отзывчивость и доверчивость ребенка, ввести его во взрослый мир посредством культурных ценностей своей семьи, своего родного края, своего народа. Д.С. Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты, каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры» [39, стр. 45]. Идея приобщения детей к истории и культуре своего края, традициям своего народа просматривается в народной педагогике, которая обладает многовековым потенциалом воспитательного наследия. Согласно мнению В.Я. Лыковой, средства народной педагогики являются действенной формой расширения представлений детей об истории и культуре народа, его духовном богатстве, способствуют раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его моральному, духовному и физическому росту [40, стр. 35]. В народной педагогике огромное внимание уделялось раскрытию для ребенка таких понятий как семья, род, родной край, родная сторона, Родина, малая родина. В рамках исследования особый интерес для нас представляет понятие «малая родина». В «Большом энциклопедическом словаре» понятие «Родина» раскрыто как, во-первых, «место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос» и, во-вторых, «место возникновения, открытия или изобретения чего-либо» [10]. Однако, для человека большое значение имеет не только страна, но и населенный пункт, где непосредственно родился человек и провел детские годы, например, село, поселок или город. Следовательно, малая родина - это то место, где не только находится дом человека, но и близкие люди, которые оказали влияние на формирование его как личности. Здесь он научился ходить, говорить, познавать мир, здесь прошло твое детство - лучшие годы жизни. Малая родина - это словно часть биографии, ведь куда бы человек не переехал, в сердце навсегда останется память о месте, где он появился на свет. Согласно народным традициям, познание ребенком истории и культуры родного города начиналось и проходило преимущественно в семье, что определило наш интерес к этнопедагогическим работам, рассматривающим педагогический потенциал семьи (Г.И. Батурина, Г.Ф. Кузина, Г.Н. Волков, Е.Л. Христова, О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер, М.И. Стельмахович и др.). Анализ работ показал, что родная культура входит в сознание ребенка, прежде всего, как культура семьи. Культура как средоточие человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остается понимаемой всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе. Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, Н.А. Добролюбов писали о том, что патриотическое воспитание играет основную роль в готовности человека к сознательному служению родине и становлении его как личности. К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой основной принцип «народности» воспитания вкладывали в этнопедагогические основы патриотического воспитания. Любовь к родине рождается из чувства любви к своему родному дому, а основывается оно на чувстве привязанности и ощущении защищенности. Значит, если ребенку с рождения закладывать любовь и привязанность к родному дому, то при надлежащей деятельности педагогов со временем оно перерастет в чувство любви и привязанности к своей стране. Согласно ФГОС ДО «Познавательное развитие детей дошкольного возраста предполагает формирование у них первичных представлений о своей малой родине и Отечестве, а также представлений о социокультурных ценностях своего народа, об отечественных традициях и праздниках…» [61]. «Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры» [41, стр. 12]. Любовь к России начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста происходит в рамках реализации комплексных и парциальных вариативных образовательных программ дошкольного образования и интегрировано по всем областям. Программа «Я-человек» под редакцией С.А. Козловой направлена на социальное развитие детей дошкольного возраста. В разделе программы «Земля – наш общий дом» ставится цель воспитания чувства патриотизма. В подразделе «Твоя страна, твой народ» предполагается, что дети должны знать свой адрес, своё место жительства, своё село: почему оно так называется, почему так названы улицы, чем знаменито, какие известные люди жили или живут сейчас, какое село было раньше, какое будет в будущем. Приоритетным смысловым стержнем программы является - воспитание чувства гордости к своей стране и своей малой Родине [30]. В программе Л.В. Коломийченко содержание работы по патриотическому воспитанию дошкольников также представлено в разделах («Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае»), каждый из которых дифференцирован по блокам. Каждый раздел направлен на реализацию воспитательных и образовательных задач, обеспечивающих не только формирование знаний о своем Отечестве, но и ценностное отношение к нему, отражение полученной информации в продуктивных видах деятельности. Ознакомление идет по принципу от близкого к далекому. В этой программе рекомендуется вести работу по ознакомлению ребенка с родным краем и родным городом, что очень значимо для детей, так как родной город – это первая малая Родина [43]. Такие авторы как: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова, определяют следующие представления о малой Родине, которые необходимо формировать у детей в старшем дошкольном возрасте: - «…природе родного края (особенности природы, особенности климата и растительности, многообразие растительного мира); - животных родного края (многообразие животных, птиц, насекомых, их особенности жизни и значение); - историческом прошлом родного города, села, края (основание города, его коренные жители, важные исторические события и личности); - достопримечательностях и исторических местах родного города (памятники архитектуры, музеи и исторические комплексы); - главных символах города (флаг города, герб, их цветовая символика и значение каждого элемента, изображенного на гербе и флаге)» [Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину [Текст] : Руководство для воспитателей и учителей / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М. : АРКТИ, 2003. – 168 с., с. 44]. В игре происходит воспитание определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. В процессе игры ребенок приобщается к событиям современности [Зырянова, С.М. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: учебное пособие [Электронный ресурс] / С.М. Зырянова, Н.А. Каратаева, Г.М. Киселева, Л.Л. Лашкова. – Шадринск. – Шадр. гос. пед. инс-т. – 2-е изд., испр. и доп. – 2011. – С. 217, с.187-188]. Через общение и окружающую среду дети получают представления, связанные с ближайшим окружением, историей родного края и своей семьи. Также эффективным средством формирования представлений о малой Родине может послужить фольклор, как одно из средств патриотического воспитания. В фольклоре отражаются чувства любви и привязанности народа к родной земле, культуре [Зырянова, С.М. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: учебное пособие [Электронный ресурс] / С.М. Зырянова, Н.А. Каратаева, Г.М. Киселева, Л.Л. Лашкова. – Шадринск. – Шадр. гос. пед. инс-т. – 2-е изд., испр. и доп. – 2011. – С. 217, с.185]. Для формирования представлений о малой Родине используются следующие формы работы: беседы, наблюдения, экскурсии, игры, рассматривание картин, иллюстраций, слайдов, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, организация продуктивной деятельности и др. [65]. Одним из важных аспектов патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьей. Сотрудничество с семьей осуществляется в виде выстраивания генеалогического древа, идущего от ребенка, составления семейных альбомов, проведение совместных мероприятий, консультаций, родительских встреч, посещение на дому. Формами работы по формированию представлений о малой родине могут выступать: — Экскурсии к историческим памятникам, по улицам города, в музеи. — Прогулки по памятным местам родного края. — Просмотр фильмов и презентаций о родной земле, о подвигах людей. — Рассматривание иллюстраций, картин, репродукций и вырезок из газет, посвященных малой родине. — Встречи со знаменитыми деятелями культуры, искусства, ветеранами родного города. — Использование дидактических игр, заданий, игровых упражнений для закрепления материала. — Проведение тематических выставок, изготовление сувениров, альбомов, буклетов. — Музыкально-театрализованная деятельность [42]. Расширение представлений ребенка о малой родине и ее истории в народной педагогике происходит через использование таких средств, как колыбельные песни, потешки, считалки, обрядовые и ритуальные песни, загадки, пословицы, сказки, празднично-игровая культура и др. В частности, во многих пословицах, загадках, песнях, сказках, праздниках прослеживается любовь к малой родине. Игра, согласно мнению многих отечественных педагогов и психологов, является эффективным средством по воспитанию детей дошкольного возраста и приобщению их к родной культуре. Все эти средства народной педагогики, по мнению Г.Н. Волкова, способствовали не только ознакомлению и приобщению ребенка к культуре и истории, но и возникновению любви к малой родине, формированию патриотических чувств [13]. Художественная литература, музыка, изобразительное искусство способствуют эмоциональной окрашенности формируемых представлений, так как дети очень впечатлительны. Таким образом, проведя анализ литературы по проблеме исследования, а также педагогической практики и программ дошкольного образования, можно сделать вывод, что процесс формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста связан с формированием представлений о населенном пункте, в котором проживает ребенок, знакомством с достопримечательностями данного места, традициями и праздниками малой Родины, а также связан с чувствами гордости и уважения к малой Родине. 1.2 Возможности использования произведений художественной литературы в процессе формирования представлений об истории малой Родины у детей старшего дошкольного возраста Представления у детей дошкольного возраста расширяются постепенно: система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу старшего дошкольного возраста. Этому содействует овладение детьми нравственными оценками, суждениями, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру. Поэтому А.Л. Захарчук всю деятельность по развитию представлений о малой родине у детей 6-7 лет «предлагает строить последовательно, поэтапно с учетом возрастных особенностей» [24, стр. 25]. По словам Н.Г. Пантелеевой «задача работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в процессе формирования представлений о родном крае – раскрыть каждому ребенку всю сложность, неоднозначность исторического пути родной ему земли» [31, стр. 19]. В процессе работы, по мнению Е.Ю. Александровой, Е.П. Гордеевой, М.П. Постниковой, «важно выделить все лучшее в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий» [3, стр. 46]. Рассматривая проблемы развития представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста было отмечено, что в психолого-педагогических исследованиях значительное внимание отводится художественной литературе как средству развития представлений о родном крае. В наше время у детей недостаточно знаний об их родном крае, городе, стране, особенностях русских традиций, они безразлично относятся к близким людям, товарищам по группе, у родителей нет представлений о целях и задачах патриотического воспитания, которое в свою очередь, возможно воспитать только в тесном контакте детского сада и семьи. Н.В. Алешина при выстраивании педагогического процесса по ознакомлению детей 6-7 лет с историей родного края рекомендует учитывать следующие принципы: - Принцип историзма. Сохранение хронологической последовательности описываемых событий и явлений и сводится к двум понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено отсутствием сформированности у детей дошкольного возраста исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий; - «Принцип дифференциации. Организация оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.; - Принцип гуманизации. Профессионализм педагога вставать на позицию ребенка, умение учитывать его точку зрения, при этом не игнорировать чувства и эмоции ребенка, а видеть в ребенке полноправного партнера, также ориентироваться на высшие общепринятые человеческие понятия – любовь к семье, родному городу, к своей родине; - Принцип наглядности. Изготовление пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала для того, чтобы сведения об истории, культуре родного края была для ребенка интересна и доступна. - Принцип интегративности. Сотрудничество с родителями ребенка, детскими учреждениями: библиотеками, музеями, выставочными залами и т.п.; когда краеведческий материал естественно включается в основные программы дошкольного образования. Краеведческий материал представляет собой те сведения, которые были собраны краеведами из разных источников и определяется с учетом преемственности с начальной школой; при знакомстве детей с историческими и культурными особенностями родного города происходит сочетание всех видов деятельности» [4, стр.67]. Художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, погружает ребенка в мир человеческих чувств, формируя у него нравственные качества и оценки. С помощью литературы у детей формируются отношения и осознания норм поведения. М.М. Алексеева отмечает, что в старшем дошкольном возрасте дети начинают осмысливать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы их поведения, переживания, чувства [1]. М. М. Конина выделяет несколько типов занятий с использованием литературных произведений: чтение или рассказывание одного произведения; чтение нескольких произведений, связанных общей тематикой или схожими образами персонажей. Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). К примеру, объединение произведений, относящихся к разным видам искусства, когда сочетают чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника, или же чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала может проводиться как чтение и рассказывание с игрушками, настольный театр, кукольный и теневой театр, фланелеграф или же диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи. Чтение как часть занятия по развитию речи может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок). Так же чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала). Так же считается немаловажным работа над выразительностью передачи художественного произведения. Педагог должен овладевать средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации), расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции. В предварительную работу входит и подготовка детей к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций. Объяснение незнакомых слов является обязательным приемом, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Педагогу следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его организация зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. Основными методами являются следующие ознакомления с художественной литературой: 1.Чтение воспитателя по книге или наизусть. Значительная часть литературных произведений читается по книге. 2. Рассказывание воспитателя. Текст передается свободно (возможны перестановка слов, замена их, толкование). 3. Инсценирование как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. 4. Заучивание наизусть. Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности. В методику занятий следует включать подготовку к занятию и методические требования к нему, беседу о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций. В предварительную работу входит подготовка воспитателя эмоционально и доступно донести основную мысль художественного произведения и детей к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. С этой же целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций. Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения. В структуре традиционного занятия выделяются три части (по С.А. Козловой). В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого. Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения. В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора. Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова [31]. Ознакомление дошкольников с произведениями о родном крае позволяет раскрывать детям многогранность мира, в котором они живут, многообразие интересов и дел современных людей. Познавательные книги о природе, родном городе, труде местных жителей интересны современному ребенку. С помощью узнаваемых художественных образов ребенок познает сущность окружающих явлений, формируется его мышление, закладываются основы научного миропонимания. Художественные произведения о родном крае раскрывают перед детьми мир окружающей природы и человеческих чувств. Книга вызывает интерес к истории малой Родины, окружающим людям, значимым событиям. Так, научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинают замечать настроения близких и окружающих людей. В процессе ознакомления с книгой у дошкольников развиваются социально значимые, гуманные чувства, способность познавать внутренний мир героев художественных произведений. Природа родного края помогает приобщить ребенка к окружающему миру, почувствовать свою сопричастность. В процессе взаимодействия с природой дети знакомятся с ее особенностями, учатся ухаживать за ней. В деятельности детей выражаются уже приобретенные представления о малой Родине: дети передают в игре характерные особенности своего края, в художественной деятельности изображают то, что произвело впечатление, в труде дети отражают умения ухаживать за природой и охранять ее. Таким образом, проведя анализ нормативных документов и программ дошкольного образования, можно сделать вывод, что процесс формирования представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста связан с формированием представлений о населенном пункте, в котором проживает ребенок, знакомством с достопримечательностями данного места, традициями и праздниками малой родины, а также связан с чувствами гордости и уважения к малой родине. Основными средствами формирования представлений об истории малой родины являются: литературные примеры проявления героизма; взгляды на патриотизм в летописях; русские народные былины; русские сказки в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе; героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль; русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. 1.3 Особенности формирования представлений об истории малой родины в старшем дошкольном возрасте Дошкольный возраст — период активного приобщения детей к культурным ценностям и нормам. В этот период происходит формирование базиса личностной культуры, формируются основы культурного отношения детей к обществу, природе, собственной жизни. Ребенок в возрасте 5–6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, поэтапно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Чтобы раскрыть понятие «представления о родном крае» у детей старшего дошкольного возраста необходимо рассмотреть понятие «представления». Представлениями согласно психологическому словарю (авт. Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко) называются «возникающие в памяти человека конкретные образы предметов и явлений внешнего мира и их свойств, которые он когда-то раньше воспринимал» [44, стр. 410]. В основе представлений лежит предшествующий этому опыт личности: нет ни одного представления, которое не было бы раньше в той или другой своей части восприятием [44, стр. 412]. В психологии представления характеризуются такими особенностями как: - представления не так ярки и отчетливы, чем восприятия; - представления – это то, что было воспринято в прошлом восприятии конкретного явления, и то, что сохранилось в памяти человека в его отсутствии, т.е. когда эти предметы и явления никак не воздействуют на органы чувств человека в данный момент; - представления крайне изменчивы: в них легко изменяются размеры цвет, форма представляемого предмета. Благодаря этой изменчивости, которая допускает построение новых образов, представления играют значительную и необходимую роль в жизни человека; - физиологическим фундаментом представлений являются процессы, которые происходят только в корковых частях анализаторов; - рецепторы при представлениях не задействованы; - представления есть одна из основных форм субъективного отражения объективного мира. Они играют важную роль в жизнедеятельности человека. Если бы человек не имел представлений, «то содержание его сознания было бы ограничено рамками наличных восприятий, в нем отражались бы образы только тех предметов, которые непосредственно действовали бы на него в каждый данный момент» [45, стр. 89]. На основе исследований П.Г. Саморуковой выделим показатели (меры, степени проявления показателя) представлений: - «обобщенность: характеризуется владением детьми дошкольного возраста понятиями и тем, как они умеют интеллектуально делать обобщения. Обобщенность дает представление о том, как у ребенка развиты другие умственные способности к анализу, синтезу, абстрагированию, классификации и сравнении; - полнота: характеризуется количеством знаний ребенка или объемом, т.е. это та мера соответствия знаний каждого отдельного ребенка дошкольного возраста специальному эталону или образцу, которые определены программой детского сада; - доказательность: характеризуется степенью того, как ребенок дошкольного возраста осмысливает и понимает усвоенные знания, а также умения аргументированно и последовательно обосновать решение поставленной задачи. Мерой доказательности является отношение количества причинно-следственных связей в ответе детей дошкольного возраста к другим видам связи» [54, стр. 67]. К пяти годам дети владеют большим запасом представлений об окружающем мире, которые приобретаются детьми благодаря своей познавательной активности, желанием задавать вопросы и экспериментировать. У детей шестого года жизни, внимание становится более устойчивым и произвольным. Ребенок может быть сосредоточен не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе со взрослым. Возраст 5–6 лет можно охарактеризовать как период овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать независимость, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Круг чтения ребенка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку сознавать перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей. В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом [31]. Знания как основной элемент содержания образования – результат познания действительности, законов развития природы, общества и мышления. В них отражается обобщенный опыт людей, накопленный в процессе социально-исторической практики. Знания – это отражения свойств вещей, предметов и явлений действительности, переработанные в категориях человеческого опыта. В дошкольном возрасте отбор и структурирование знаний осуществляется в соответствии с возможностями развития ребенка на данном возрастном этапе (возможности и особенности развития восприятия, мышления, памяти, речи), с учетом многообразия проявлений окружающего ребенка мира и культурного знания (знания о мирах природы, социума, техники, науки, человеке, его деятельности, предметном окружении), а также сообразно закономерностям освоения и осмысления знаний детьми дошкольного возраста. Исследования, проведенные под руководством Н.Н. Поддьякова, В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой и др., выявили, что в дошкольном возрасте детям доступно понимание и освоение довольно сложных форм знания (понятия и обобщения, знания о некоторых связях и зависимостях). Н.Н. Поддъяков в своих работах указывает на то, что процесс овладения детьми дошкольного возраста знаниями об окружающем мире и самих себе носит диалектичный характер: ребенок усваивает в непосредственном общении со взрослыми и взаимодействии с окружающей средой знания, которые определены ученым как «неясные», «избыточные» [43, стр. 50]. В.И.Логинова, Я.И.Лернер, М.Н.Скаткин, проанализировав понятие «знание», приходят к выводу, что часто оно используется в разных значениях: - как результат овладения общественно - историческим опытом; - целостная и систематизированная совокупность научных понятий о закономерностях развития природы и общества; - информация, накопленная человечеством в процессе активной преобразующей деятельности, подтвержденная практикой и направленная на дальнейшее преобразование мира [43]. Знания, которыми обладает человек, представлены, по разным блокам: знания, о явлениях и процессах окружающего мира; знания, о разнообразных видах деятельности человека; знания, об отношении человека к окружающему миру. Формирование и освоение знаний составляют предпосылку целесообразной и эффективной деятельности человека при встрече с новыми объектами, ситуациями, задачами. Обучение включает в себя несколько элементов: Демонстрация детям (или обнаружение ими самими) различных предметов или явлений определенного класса. Наблюдения детей за предметами или явлениями и выделение их различных сторон и свойств, связей, действий. Сравнение, сопоставление и противопоставление (анализ) выявленных свойств. Абстрагирование выделенных свойств путем закрепления их в термине. Обобщение понятия путем применения термина к различным объектам, имеющим выделенные признаки [24, стр. 25]. Сами процессы определенных признаков вещей (явлений) и формирование соответствующих знаний связаны с направленностью деятельности, ее мотивами и целями, опытом человека, его ценностями, знаниями, отношением к миру и т.д. Овладевая знаниями, ребенок учится перестраивать, переосмысливать их, применять к решению разнообразных задач. В системе научных основ организации практики обучения выверенными являются два основных закона, связанных с последовательностью введения и усвоения знаний учащимися: это путь развития психологических когнитивных структур – от частного к общему (традиционное обучение) и от общего к частному (развивающие обучение). Анализируя идею закона развития в рамках педагогики развивающего обучения, что путь развития от общего к частному связан с системной дифференциацией знаний. Это предполагает такое расположение изучаемого материала, чтобы все последующее, вытекая из предыдущего, было бы его развитием, а не являлось новым знанием. Поэтому в таком обучении все начинается с простейших основных начал («системных структур»), которое содержат в себе некое целое, связанное как с общим понятием, так и с расщеплением его на производные элементы. Требование двигаться в обучении «от частного к общему» внутренне связанно с широко принятым в психологии и педагогике пониманием процесса формирования обобщений как процесса индуктивного. Формирование абстракции и обобщений начинается с системных когнитивных структур с дальнейшим прослеживанием взаимосвязей отдельных предметов внутри целого, внутри системы в ее становлении. Изучение целостных объектов, их становление и функционирование является одной из главных задач современного научного знаний. В педагогике используется термин «представление», отражающий разную степень постижения сущности и структуры явлений. Представление раскрывает качественную характеристику знаний [18, стр. 300]. Представление - это образ раннее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувств, отражения в виде наглядно-образного знания [18, стр. 301]. Существуют различные виды представлений, такие как первоначальные, дифференцированные и обобщенные. Решение задач формирования представлений детей, о каком- либо объекте или предмете выстраивается поэтапно. Первоначальные представления – первичное ознакомление с предметом, его внешним видом, функцией в процессе его обследования, практического применения или с помощью рассказа взрослого. Дифференцированные представления – выявление разнообразных свойств и динамических характеристик предмета, знакомство с его структурой в процессе наблюдения за ним или рассматривания, постановка опыта или эксперимента, организованная деятельность по применению детьми этого предмета. Обобщенные представления – выявление внутренних и внешних связей предмета с другими, отнесение к его к той или иной группе, обобщение представлений в процессе проведения с детьми обобщающей беседы, длительного опыта, игровой деятельности и т. д. [14, стр. 12]. Г.Г. Вареницина в программно-методическом комплексе «По страницам истории – детям», отмечала, что, формируя у детей элементарные представления об истории малой родины помогает нам воспитывать в них гордость за свою семью, свою страну, уважение к традициям культурно- историческому наследию, чувство гражданственности патриотизма. Стремление передать новому поколению знания об истории своего рода, Отечества, традиции и обычаи прослеживается испокон веков [11]. Таким образом, реализация принципов систематичности, последовательности, интеграции позволяет сформировать у детей разносторонние, полные и адекватные представления о предмете познания или способе деятельности, обеспечить прочность их усвоения, расшить практику применения усвоенного. Выводы по первой главе Проведенный анализ комплексных и парциальных, федеральных и региональных программ, а также методических пособий позволил сделать вывод, что программы все больше ориентируются на идеи народной педагогики, но внимание к проблеме познания дошкольниками истории и культуры малой родины сосредоточено в региональных программах. Теоретический анализ показал необходимость поиска средств воспитания и обучения в детском саду, обеспечивающих устойчивый интерес к процессу познания истории и культуры малой родины, и ориентированных на взаимодействие с различными носителями культурного опыта, прежде всего, с родителями и воспитателями. Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования представлений об истории малой родины. Реализация принципов систематичности, последовательности, интеграции позволяет сформировать у детей разносторонние, полные и адекватные представления. |