ТГП. ТГП. Разделение властей как принцип организации и деятельности г. Разделение властей как принцип организации и деятельности государства опыт развития государств и состояние в Российской федерации
Скачать 184 Kb.
|
1. Исследование разделения властей как теории и принципа1.1 Возникновение и развитие теории распределения функций государственной властиТеория распределения властей на протяжении длительного периода то обретала значительное число сторонников, то подвергалась резкой критике. В оценке ученых, она поддавалась некоторым корректировкам, изменялась и дополнялась, исходя из политико-правовой реальности и обстановки в конкретных государствах. Для того, чтобы понять сам принцип разделения властей, необходимо обратиться к истокам формирования этой выдающейся общедемократической идеи. Теория распределения властей возникла уже в античных государствах. Значительный интерес представляет трактат «Политика», написанный древнегреческим мыслителем Аристотелем. В своих трудах, он различает три элемента государственного устройства, а именно: 1) власть, обсуждающую государственные вопросы; 2) власть правительственную; 3) власть судебную. [3.1, с. 190] Это деление весьма напоминает современную систему распределения функций власти, которое является ее зародышем. Идеи и конструкции античных классиков по данной теме были в центре внимания мыслителей средневековья, один из которых Марсилий Падуанский – политический философ, один из основателей политической школы; был сторонником монархии, но не наследственной, а исключительно избираемой. Единственным верным источником власти он считал народ в лице его высших чинов. Эта политическая идея обосновывается у него при помощи двухчленной системы разделения функций государственной власти: власть законодательная и правительственная, или исполнительная, в состав которой входит и судебная. Законодательная власть, являющаяся верховной, принадлежит народу, исполнительная - монарху. и нового времени и оказали заметное влияние на становление и развитие исторически прогрессивных учений о разделении властей, конституционализме, правовом государстве. [3.1, с. 190] Образование современной теории разделения властей связано в основном с возникновением политико-правовых теорий в Англии в 17-ом столетии. Видное место среди английских мыслителей того времени занял философ Джон Локк, который являлся первым теоретиком конституционного государства. В своей работе «О гражданском правлении» (1690) он выделяет три власти: законодательную, исполнительную и судебную. [2.3, с. 116] Также, дает развернутую характеристику этим властям. Именно потому, что законодательная власть не может быть абсолютной Д. Локк и говорит о двух других властях - исполнительной и судебной, которые должны законодательную власть ограничивать. Однако теория Д. Локка - это еще не совсем теория разделения властей в современном ее понимании, так как он приходит к выводу, что законодательная власть является верховной, поскольку она создает законы, обязательные для исполнения всеми, и все остальные власти истекают из нее и подчинены ей. Исполнительная власть, по Д. Локку, является подчиненной законодательной власти и может быть по ее желанию изменена и смещена. В своем учении о распределении властей он впервые проводит ту, развитую впоследствии Монтескье и легшую в основу конституционного строя мысль, что распределение различных функций государственной власти между различными органами обусловливается не только организационно-техническими соображениями, но, прежде всего, необходимостью охраны этим путем права и свободы граждан. Итак, к концу XVII века концепция распределения властей, которая была основана на принципиально новых по отношению к предыдущему периоду трактовках сущности человека, общества и государства, уже обретает свои основные признаки. Теория разделения властей в XVIII веке расширила свое влияние. Новая фаза развития идеологии связана с виднейшими просветителями – Шарль Луи Монтескьё и Жан Жак Руссо. [2.8, с. 9] Первая из них соединена, несомненно, известной преемственной связью с учением Локка, вторая - представляет собой гениальное развитие мыслей, первоначальные истоки которых можно найти у Марсилия Падуанского. Ш. Л. Монтескьё представил идею разделения властей в главе VI книги XI его сочинения «О духе законов», вышедшего в 1748 г. [2.3, с. 117] На первый план, Монтескьё, как и Руссо, выдвигает идею свободы личности, которую он понимает, как обеспечение от ее произвола, а не как участие в государственной власти, следовательно, основу данного построения составляет не политическая, а гражданская свобода. [2.7, с. 159] Итак, в своем труде мыслитель обобщает то, что в каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского. В силу первой власти государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй он объявляет войну или заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую - просто исполнительной властью государства [2.8, с. 10]. Прогрессивное значение теории разделения властей состояло, главным образом, в ее антиабсолютистской направленности. Полагая, что свобода граждан наилучшим образом обеспечивается там, где исключена возможность злоупотребления властью, Ш. Монтескьё объяснял недопустимость соединения в одном лице или учреждении законодательной, исполнительной и судебной властей. Речь шла об относительной независимости отдельных органов государства и в то же время о системе сдержек и противовесов для ограничения чрезмерного влияния какой-либо из властей. Хотя Монтескьё не задавался целью построить отвлеченный идеал данной системы, а стремился раскрыть и объяснить существенные черты английской конституции. Но его теория содержит глубокую и уникальную мысль, которая оказала огромное влияние на политический строй культурных народов. Многие идеи Ш.Л. Монтескьё были проанализированы в учениях другого французского мыслителя, Ж.Ж. Руссо, выступившего с критикой ряда позиций своего предшественника. [2.3, с. 119] Важное место в учении Руссо занимала проблема государственной власти. А именно, исходным пунктом для политического учения Руссо является естественная свобода индивидуальной человеческой личности. Он стремился разрешить данный вопрос: как человеку войти в состав общества и сохранить свою свободу, подчинившись при этом государственной власти. Решением проблемы он считает общественный договор. Первоначально свободные и не зависимые друг от друга люди, путем всеобщего договора должны соединиться в одно коллективное целое - народ и, при этом отказываясь от своих первобытных индивидуальных прав, подчиняются неограниченной власти этого целого. Народ, таким образом, является абсолютным властителем, сувереном. Его воля, которую Руссо называет общей волей, неограниченна. [3.1, с. 196] С одной стороны, теория Ж.Ж. Руссо отстаивала принцип народного суверенитета как основы всякой власти, создавая тем самым идейную базу для наиболее демократических по своему характеру политико-правовых концепций. С другой стороны, сам государственный проект Ж.Ж. Руссо, отрицавший представительное правление, требовал постоянного участия народа в управлении государством. Теория Руссо по своей простоте, стройности и законченности представляет, несомненно, одну из уникальных работ человеческой мысли, но, в то же время, это - чисто отвлеченное учение, которое не может воплотиться в связи с реальными условиями политической жизни. [3.1, с. 196] В целом можно сказать, что Руссо критически развил теории Локка и Монтескье. В итоге была создана основа стройной теории разделения властей в современном государстве. В совокупности, труды этих трех великих мыслителей представляют концепцию разделения властей, называемую классической. Теория разделения властей нашла своих сторонников и среди русских ученых конца XIX - начала XX вв. Несмотря на различие взглядов и подходов к рассматриваемому вопросу, большинство из них сходилось в том, что судебная власть должна быть самостоятельной, независимой от других ветвей власти. Но, собранные вместе, они должны составлять единую государственную власть. Реформирование политических и социально-экономических отношений в России по - новому поставило проблему прав и свобод личности. Согласно Конституции РФ, государство признает естественные права человека в полном объеме, рассматриваемая их в качестве объекта государственной и в том числе судебной защиты (гл. 2, ст. 18). [1.1, с.10] Теория разделения властей получила свое дальнейшее развитие как в теоретических трудах мыслителей последующих лет, так и практической деятельности государств, воспринявших этот принцип в построении своей государственной власти. |