Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1 Особенности развития связной образной речи детей /по данным констатирующего эксперимента

  • Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средс. Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора Введение загадка фольклорный дошкольный речь


    Скачать 216.5 Kb.
    НазваниеРазвитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора Введение загадка фольклорный дошкольный речь
    Дата30.11.2018
    Размер216.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРазвитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средс.doc
    ТипДокументы
    #58277
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    2. Задачи и содержание экспериментального исследования

    На основе изучения методической литературы, изучения опыта работы дошкольных учреждений мы предположили, что

    4.развитие всех сторон речи является важным условием овладения детьми образными средствами языка;

    5.восприятие малых фольклорных форм формирует у детей представление о необходимости использования выразительных средств в литературе и повседневной речи;

    .дети будут более осознанно переносить данные представления в собственное словесное творчество, при понимании жанровых особенностей загадок.

    Нами были поставлены следующие задачи исследования:

    4.выявить особенности восприятия детьми загадок метафорического характера и их самостоятельное сочинение;

    5.определить наиболее эффективные пути формирования образной выразительной речи детей на основе загадок;

    .определять целесообразность и эффективность разработанной методики работы с детьми.

    Исследовательская работа проводилась в дошкольном образовательном учреждении детском саду №168 г. Ульяновска в старшей, подготовительной к школе группе с 2010 по 2011 год.

    Развитие словесного творчества и образности речи немыслимо без развития интеллекта и речи. Поэтому в дошкольном возрасте решаются такие речевые задачи, как:

    1.Усвоение традиций родного языка и развитие речетворчества;

    2.Знакомство с механизмом образования слов, рифм, умением их использовать в своей речи;

    .Обогащение словаря антонимами, синонимами, образными выражениями;

    .Воспитание интереса к слову, чуткости к семантике и форме, способности применять имеющиеся знания в новых условиях.

    Большую роль в развитии словесного творчества дошкольников играет работа над изобразительными средствами языка, образные средства оживляют речь, делают ее меткой, эмоциональной и гибкой. Под словесным творчеством мы понимаем продуктивную деятельность детей, возникшую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений: загадки, потешки, пословицы, поговорки, сказки.

    Словесное творчество формируется на основе полноценного восприятия литературных произведении само же восприятие развивается, в творческой деятельности Способности и умения, которые лежат в основе эстетического восприятия литературных произведений, могут быть использованы в самостоятельной деятельности - словесном творчестве не только тогда, когда у ребенка полноценно развит поэтический слух.

    Под поэтическим слухом мы понимаем способность не только улавливать, чувствовать выразительные средства художественной речи, но и в какой-то мере осознавать их. Поэтический слух помогает развивать у детей способность к различению жанров, понимание их особенностей, умение чувствовать компоненты художественной формы и осознавать их функциональную связь с содержанием литературного произведения.

    Поэтический слух имеется у каждого ребенка, но чаще всего он находится в пассивном состоянии, т. е. проявляется в «созерцании» художественного произведения. Например, ребенок слушает на занятии сказку, рассказ, стихотворение, правильно отвечает на вопросы по содержанию и по форме их, но после занятия он сразу забывает слова я выражения, которые ему понравились, и они в дальнейшем не появляются в его активном словаре. Не обходимо руководство взрослых, чтобы научить детей использовать полученные знания и умения при создании собственных сочинений. Свое полное выражение поэтический слух находит в словесном творчестве детей.

    Исследование О.С. Ушаковой показывает, что специальная работа, направленная на вычленение образности и выразительности художественного текста (сравнений, эпитетов и т.д.), значительно повышает уровень словесного творчества детей. А это значит, что повышается и уровень эстетического восприятия произведений художественной литературы. Таким образом, элементарный анализ художественного текста не только не разрушает целостности эстетического восприятия, но, напротив, углубляет ее.

    На развитие словесного творчества дошкольников влияет использование малых фольклорных форм. И самой логичной из них является загадка. Еще Е.И. Тихеева предлагала работать с загадками о предмете таким образом: «На стол выставляются несколько игрушек, допустим фанерные фигуры козла, петуха и лошади. Для каждой подобрана загадка. Воспитатель выразительно читает одну из загадок. Дети отгадывают. Желательно привлекать самих детей к составлению подобных загадок. Дети 5 лет на это уже способны. Рекомендуем иметь подбор игрушек и предметов, подходящих для загадок, и заранее придумать к каждому из них загадку. Но если у детей имеется запас отчетливых представлений, то загадки, относящиеся к таким представлениям, отгадываются ими и без наличия соответствующих предметов или картинок. Загадки надо тщательно подбирать, народное творчество создало много загадок и их надо предлагать детям в первую очередь. Пусть дети заучат их наизусть, как образцы образной народной речи. Следует поощрять детей и к придумыванию загадок самим. В начале это дается с трудом, но постепенно они научатся классифицировать предметы, правильно выражать свои мысли и придумывать загадки не хуже взрослых».

    Данный вопрос рассматривался А.М. Бородич, она считала, что загадки целесообразнее применять в работе над словарем в старших группах, так как загадка - краткое образное описание в иносказательном или отвлеченном виде, а это представляет для ребенка определенные трудности. Задача воспитателя в том, чтобы ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать.

    Сначала дети отгадывают загадки, опираясь на восприятия простых знакомых предметов. Воспитатель подбирает предметы и располагает их перед детьми. После того, как предметы будут рассмотрены, педагог загадывает о них загадку. Далее воспитатель рассматривает еще раз с детьми этот предмет, поясняет загадку. (Два конца, два кольца, а посередине гвоздик - /ножницы/).

    Для активизации словаря и ознакомления с образным строем речи известное значение имеет составление детьми загадок. Дети сначала учатся отгадывать «готовые» - народные, авторские загадки.

    Предъявляются загадки двух видов:

    vпрямое описание характерных признаков без называния самого предмета («Мягкие лапки - в них цап - царапки»);

    vметафорическое описание, сопоставление с другим предметом чем то близким загадываемому («Сидит красная девица в темнице, а коса на улице»).

    Главная задача заключается в том, чтобы учить детей мотивировать свои ответы, представлять доказательства правильности отгадки (как вы догадались?) Дети сначала рассматривают несколько предметов о которых потом будут предложены загадки, причем педагог подчеркивает только те признаки, которые фигурируют в текстах загадок. Во второй части занятия дети отгадывают загадки об этих же предметах и объясняют свои ответы.

    Следующий этап составление загадок самими детьми. Как правило, на первых порах их загадки представляют собой краткое описание предмета без его названия. Поощряется ритмичность фраз, использование сравнений. Например: « Плывет , пыхтит, как поравоз, белья погладит целый воз, /Утюг/»). Такие описания приучают пользоваться образным словарем, находить интересное выражение, а затем отыскивать сравнение, уподобления. Итак, на подобных занятиях дети тренируются в быстром поиске нужного слова, его семантическом и стилистическом подборе.

    Особенно тщательно и подробно вопрос об использовании загадок рассмотрела Ю.Г. Илларионова, она выделила условия, приемы отгадывания, способы доказательства отгадки, подбор загадок по разным возрастам, использование загадок в работе с детьми. Особенности содержания и структуры загадки позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия и использования речи - доказательства и речи - описания.

    Уметь доказывать - это не только уметь правильно логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.

    Приемами построения речи - доказательства дети овладевают постепенно. Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить конкретную цель перед ребенком: не просто отгадать, но и доказать, что правильна отгадка. Можно организовать соревнование «Кто убедительно отгадку докажет? Кто полнее и точнее объяснит?». Загадывая загадки, надо повторять их по нескольку раз, чтобы дети их лучше понимали, полнее выделяли признаки. Следует загадки анализировать, помогая вопросами, обратить внимание на признаки и связи между ними надо давать образец и план доказательства. В случае пропуска какого либо признака или связи нужно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие ребенку односторонность его отгадки. Тогда ребенок обратит внимание и на другие признаки, что делает ответ более убедительным и доказательным («Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?»). Детям об одном предмете надо предлагать разные загадки.

    Загадка - описание заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, образными выражениями. Это помогает детям понимать и создавать описательную речь.

    Придумывать загадки детям легче после наблюдения за объектом (рассмотри, на что похоже, какие они, сколько их, что про них можно сказать; что будет если…, почему? и тд.); прочитать загадку или стихотворение, задать несколько вопросов для анализа образных выражений, загадать загадку и затем дети сами придумывают загадки. Затем можно перейти к составлению загадок по плану после внимательного знакомства с предметом.

    Илларионова Ю.Г. выделила приемы угадывания загадок. При отгадывании загадок нужно иметь ввиду следующий порядок мыслительных операций:

    1.Установить в общем виде что искать.

    2.Установить, где нужно искать.

    .Выявить все оставшиеся признаки (ничего нельзя пропускать).

    .Выдвинуть предположение - отгадку.

    .Объединить установленные признаки.

    .Сделать итоговый вывод.

    Посоветовать детям не торопиться с объявлением отгадки, а обдумать ее.

    Ребенок должен почувствовать красоту и звучность родного слова, полюбить его, проникнуть в его внутренний мир научиться говорить ясно и понятно. Такая работа поможет ребенку полюбить язык, понять глубинный смысл слов и фраз, научиться играть со словами, сочинять и самостоятельно открывать огромный мир русского слова!

    2.1 Особенности развития связной образной речи детей /по данным констатирующего эксперимента

    Целью начального этапа эксперимента было выявление уровня развития у детей образности и умения отгадывать различные типы загадок.

    Для эксперимента было отобрано 10 человек из группы, работа проводилась только с этой подгруппой детей.

    Дополнительно было проведено анкетирование родителей, целью которого было определение содержания работы, проводимой с детьми дома по данной проблеме /анкету см. в приложении/.

    Результаты анкетирования показали, что практически у всех родителей есть книги о народном фольклоре, однако их предпочитают другим жанрам детской литературы: сказки, рассказы, стихи.

    Все родители знают загадки, но используют их ограниченно. Родители совершенно не знакомы с приемами отбора загадки и соответственно не умеют подбирать их в соответствии с содержанием, формой и возрастными особенностями детей.

    Обследование детей проводилось в форме индивидуальных бесед с каждым ребенком в первой половине дня.

    Использовались следующие тестовые задания:

    а/ детям предлагали придумать сказку самостоятельно, используя выразительные средства; отслеживалось то, как ребенок может логически последовательно, строить сюжет в соответствии с заданной темой, какими образными средствами он будет пользоваться при изложении.

    После беседы о любимых сказках ребенка, предлагали сочинить свою сказку, дать ей название, строить последовательное изложение, напоминали, что сказка имеет структуру (начало, середину, конец).

    Если ребенок затруднялся, ему давали план, образец рассказа, либо сочинить сказку по аналогии с предложенной, а так же использовались схемы.

    Анализ результатов теста проводился по следующим критериям:

    1.Целостность высказывания /единство темы, соответствие всех микротем главной мысли/.

    2.Структурное оформление /начало, середина, конец/.

    .Связность /логические связи между предложениями и частями моно лога/.

    .Количество предложений.

    .Образность речи.

    .Использование разнообразных синтаксических конструкций.

    В соответствии с критериями распределили детей на следующие группы:

    . Высокий уровень: /20% детей/:

    ребенок самостоятельно осмысливает тему, определяет ее границы, отбирает необходимый материал; самостоятельно составляет связное, логическое, последовательное высказывание, четко придерживаясь структуры; использует разнообразные синтаксические, лексические средства образности, речь богата метафорами.

    . Средний уровень /40% детей/;

    ребенок составляет целостное, связное, последовательное высказывание самостоятельно или по плану воспитателя, использует логические связи между предложениями и частями монолога; в речи пользуется сравнениями, эпитетами, реже метафорами.

    . Ниже среднего /20% детей/:

    при самостоятельном изложении темы ребенок нарушает композиционное оформление, логическую последовательность, использует план и образец воспитателя, эпитеты; объем высказывания мал.

    . Низкий уровень /20% детей/;

    ребенок не осознает структуру высказывания, нарушает логические связи между грамматическими конструкциями, частями рассказа, существуют паузы в процессе рассказывания, речь бедна образными средствами.

    Для большей части сочинений детей было характерно нарушение логичности, последовательности высказывания. Причем, была отмечена зависимость использования образного слова от умения связывать изложение в единый сюжет, дети использовали в своей речи сравнения, но метафоры, гиперболы, эпитеты использовались редко.

    б/ Для выявления индивидуального уровня развития умения детей в отгадывании и составлении загадок, в понимании ее структуры проводилась беседа на тему: Что такое загадка?

    1.Какие загадки ты знаешь?

    2.А умеешь ли ты их отгадывать?

    .Придумай и загадай мне загадку.

    .А теперь я тебе загадаю загадки, а ты отгадаешь.

    ·Цветное коромысло над лесом повисло /Радуга/.

    ·Рыбам зиму жить тепло:

    Крыша - толстое стекло. /Лед/.

    ·Шел долговяз в сыру землю увяз. /Дождь/

    ·Конь бежит- земля дрожит /Гром/.

    ·Бежит, бежит не выбежит, течет, течет- не вытечет /Река/.

    Многие дети не понимали значения использования метафор в загадках, не могли их объяснить. При самостоятельном составлении образный язык был беден, дети упражнялись лишь в подборе эпитетов.

    Анализ ответов детей о структуре загадки показал, что у них не сформировались еще четкие представления об этом. Однако, некоторые дети осознают значимость использования образных выражений для обогащения и украшения речи. В/ Выявляя умения детей понимать образное содержание загадок и выделять средства художественной выразительности из их текста, предложено задание отгадать загадки такого типа:

    ·Маленький мальчишка

    В сером армячишке

    По двору шныряет.

    Крохи собирает. /Воробей/.

    ·За деревьями, кустами

    Промелькнула, будто пламя,

    Промелькнула, пробежала,

    Нет ни дыма, ни пожара. /Лиса/

    ·Желтый одуванчик

    По двору идет,

    Желтый одуванчик

    Зернышки клюет. /цыпленок/

    По загадкам детям задавали вопросы на выявление образных средств выразительности. И оценивали понимание детьми художественного образа, заключенного в загадке, метафор, сравнений, эпитетов.

    Следует отметить, что у 50% детей зафиксировано непонимание образного содержания загадок и неправильное объяснение метафор. Не было особых трудностей в выделении сравнений и эпитетов.

    Анализ особенностей восприятия детьми малых фольклорных форм позволил мне выделить 4 уровня восприятия детьми образной речи, пользуясь следующими критериями:

    уровень, «Высокий».

    Отмечается умение детей выделять выразительные средства в произведениях малых фольклорных форм; ребенок самостоятельно составляет связное, логическое, последовательное высказывание с использованием синтаксических, лексических средств образности, речь богата метафорами, сравнениями, эпитетами, доказывают отгадку, приводя логические доводы. Примеры загадок:

    - Кто над рекой спину дугой выгнул? /Мост/

    Железный охранник дом сторожит. /Замок/.

    уровень. «Средний».

    Ребенок отмечает художественные средства выразительности, в речи использует сравнения, эпитеты, реже метафоры; составляет загадку самостоятельно или по плану воспитателя, умеет привести доказательства к отгадке.

    Примеры загадок:

    Лает, лает, никого на двор не пускает.

    /Собака/,

    Живут пять соседей в одном домике. /Варежка/.

    уровень. «Ниже среднего».

    Выделяет и воспроизводит в речи эпитеты, при самостоятельном составлении характерно нарушение логической последовательности,

    композиции текста, пользуясь планом, образцом воспитателя, составляют загадки по аналогии.

    Примеры загадок:

    Желтая, круглая, ночью землю освещает. /Луна/.

    Он зимой в берлоге спит, мед любит. /Медведь/.

    уровень- «низкий».

    Речь ребенка бедна средствами художественной выразительности, не осознает структуру загадки, значимость использования метафор, сравнений, эпитетов в изложении, составляют простые описательные загадки.

    Пример загадки:

    - Он бывает красным, зеленым, лепим из него.

    /Пластелин/.

    Количественный анализ результатов в таблице 1

    Таблица 1

    уровнипоказатели1уровень20 %2уровень40 %3уровень20 %4уровень20 %

    Вывод: На основе анализа выполнения детьми заданий констатирующего этапа работы можно говорить о том, что большинство детей не осознают значения средств художественной выразительности для украшения и обогащения речи, в основном используются эпитеты и сравнения, реже метафоры, гиперболы. У детей недостаточно сформировано понимание структурного оформления загадки.

    Таким образом, педагогам следует наметить новые способы, методы и приемы формирования образной речи дошкольников.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта