Главная страница

Развитие образной речи младших школьников при изучении жанров из. Развитие образной речи младших школьников при изучении жанров изобразительного искусства


Скачать 0.57 Mb.
НазваниеРазвитие образной речи младших школьников при изучении жанров изобразительного искусства
Дата02.05.2023
Размер0.57 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРазвитие образной речи младших школьников при изучении жанров из.docx
ТипРеферат
#1102809
страница4 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

1.3. Развитие образной речи у школьников в процессе учебной деятельности


Как только ребенок поступает в первый класс в число ведущих, наряду с общением и игрой, выдвигается учебная деятельность. В развитии младших школьников учебная деятельность играет ключевую роль. Данная деятельность становится самостоятельной именно в это время, а также она определяет во многом интеллектуальное развитие учащихся. Педагог и психолог В. В. Давыдов придерживается мнения, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования. Также учебная деятельность определяет характер игровой деятельности, трудовой деятельности и общения. [23]

В рамках учебной деятельности закладываются наиболее значимые достижения в развитии обучающихся, которые в последующем являются базисом, обеспечивающим развитие на следующих возрастных этапах ребенка. [35]

Школа с определенным содержанием усваиваемых в ней знаний есть исторически сложившаяся форма организации учебной деятельности детей. Школа становится самой главной ступенью в развитии потребности ребенка в учебной деятельности как к особой форме связи учащегося с обществом, в котором он живет.

Но даже при наличии соответствующих предпосылок учебная деятельность возникает у ребенка не сразу. Ребенок, который только что пришел в первый класс, уже обучается под руководством учителя, но еще не умеет учиться самостоятельно. Данная деятельность формируется со временем, в процессе обучения, под руководством учителя. Ее формирование является главнейшей задачей обучения — такой же, не менее важной, как усвоение знаний и навыков. Процесс формирования учебной деятельности младших школьников достаточно продолжительный, он происходит на всех учебных занятиях. Нельзя формировать учебную деятельность только на одном конкретном предмете, например, на занятиях математики и не формировать ее на уроках изобразительного искусства. Необходимо охватить процесс обучения в целом и по всем основным учебным предметам. [43]

Д.Б. Эльконин выделяет следующие компоненты учебной деятельности, рассмотрим их, в соответствии с его представлениями:

  1. Первый компонент — мотивация. Учебная деятельность побуждается и фиксируется различными учебными мотивами. Профессор Д.Б. Эльконин называет их учебно-познавательными мотивами. В основе данных мотивов лежат потребность в познании и потребность в саморазвитии.

  2. Вторым компонентом является учебная задача, которая подразумевает под собой систему заданий, при выполнении которых школьник осваивает наиболее общие способы действия.

  3. Учебные операции являются третьим компонентом, входящие в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основными звеньями структуры учебной деятельности.

  4. Следующий компонент — контроль. Вначале учебной деятельности работа обучающихся контролируется учителем. Но вскоре младшие школьники начинают контролировать ее сами, постепенно обучаясь этому. Полноценное формирование учебной деятельности невозможно без самоконтроля и самодисциплины, отсюда следует, что перед учителем стоит важная и сложная педагогическая задача — это обучение учащихся контролю.

  5. Пятый компонент — оценка. Оценка является последним этапом контроля. Ее можно считать последним компонентом структуры учебной деятельности. Учащийся в начальных классах, контролируя свою работу, должен научиться ее самостоятельно адекватно оценивать. [16, 44]

Следовательно, учебная деятельность является такой деятельностью, которая поворачивает ученика на самого себя. С поступлением в начальную школу ребенок впервые осуществляет свою деятельность, которая направлена на изучение и усвоение системы научных понятий. Содержание и формы организации учебной деятельности предопределяют определенный тип сознания и мышления младшего школьника. Основными линиями развития ученика являются интеллектуализация и формирование произвольности всех психических процессов.

ФГОС второго поколения выделяет развитие речи, как основную задачу, требующую практическое решение. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Изучение курса русского языка делится на два этапа: обучение грамоте и систематический курс (раздельное изучение русского языка и литературного чтения). Развитие речи по ФГОС второго поколения является основной содержательной линией курса «Русский язык». [29]

Освоение грамоты — трудная работа для школьника семи лет, она основана на тонком и точном слуховом, зрительном и артикуляционном анализе и синтезе, на сочетании звуковой формы слова с его значением. Маленький ученик часто читает неправильно, ставит ударение не там, где нужно, поэтому слова звучат искаженно, тяжело распознать их смысл. Читая предложения, младший школьник учится понимать связи между словами, при этом учится правильно указывать окончания слов и читать предлоги и союзы, которые соединяют слова в предложении, выражающем определенную мысль. [19]

Ребенок, учащийся в начальных классах, постепенно начинает овладевать связной письменной речью. Она более абстрагирована от ситуации. Иначе мотивируется и значительно произвольнее, по сравнению с устной речью. Письменная речь — это особый способ общения и становления мысли.

Многие педагоги разрабатывали способы и методы для обучения детей младшего школьного возраста письменной речи. К примеру, итальянский педагог и врач М. Монтессори, при создании игровых ситуаций, предпочитала использовать в качестве средства общения письменную речь: младшие школьники записывали коротенькие тексты на карточках. Содержание текстов было достаточно разнообразным, но при этом соответствовало возрастным особенностям школьников. Таким образом обеспечивалась мотивация учащихся в начальных классах.

Л.Н. Толстой, как известно, для успешного развития связной письменной речи предлагал своим ученикам писать различные сочинения. При этом он подчеркивал, что темы данных сочинений должны быть достаточно серьезными.

Французский педагог С. Френе ввел письменную речь в деятельность словесного творчества, чем также способствовал обеспечению единства двух указанных сторон. Он поощрял сочинения на свободную тематику. С помощью данных текстов и шло обучение разным аспектам письменности. Учащиеся в младших классах редактировали тексты, проводили над ними лексический анализ, грамматический разбор и т.д.

Как отмечает Пыхалова Т.Г., использование метода работы с деформированным текстом оказывается наиболее результативным, т.к. способствует развитиию орфографических умений, способствует рождению творческого воображения, а также активирует мыслительную деятельность младших школьников. Но основной заслугой данного метода является тот факт, что за счет работы с деформированными текстами интерес младших школьников к уроку значительно повысился. [30]

Учитель начальных классов Недосейкина Л.А. также рассматривает методы работы по развитию образной речи учащихся. По мнению Недосейкиной Л.А. младшие школьники, изучая тексты и выполняя разнообразные задания по ним, не только обогащают свой словарный запас, но и формируют умения правильно выстраивать свою речь и воспринимать речь окружающих. [24]

Аналогичную работу предпочитал проводить со своими детьми итальянский писатель Дж. Родари, делая при этом обучение письменной речи частью жизни младших школьников. Чаще всего, в его практике обучения школьников использовались сочинения сказок учениками. [39]

Доктор педагогических наук Марацнман В.Г. рекомендует на этапе формирования речи младших школьников подключать дополнительные средства, к которым относятся: чтение малых форм фольклора, демонстрации фотографий, различных слайдов, а также прослушивание музыкальных произведений и показ репродукций картин. [21].

Одним из нестандартных и интересных средств развития связной образной речи младших школьников является использование картин на уроках изобразительного искусства и русского языка.

Особую роль картинам в развитии учеников, а в особенности в развитии образной речи младших школьников отводила отечественный педагог Е.И. Тихеева. [41]

Е.И. Тихеева считала, что картинам, которые являются фактором умственного развития младших школьников должно быть предоставлено почетное место с первых лет жизни ребенка. Мы знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его как мыслительной способности, так и связной устной и письменной речи. С помощью использования картин на уроках, есть возможность раздвинуть границы непосредственного наблюдения школьников. Образы, представления, ими называемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но во всяком случае они несравненно более ярки и определенны, чем образы, называемые голым словом.

Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами, к сожалению, нет никакой возможности. Поэтому-то картины так ценны и значение их так велико.

С помощью рассматривания картин на учебных занятиях в младшем школьном возрасте можно прийти к выполнению следующих целей:

1)   Упражнения младших школьников в способности к наблюдению за окружающим миром.

2) Поощрение интеллектуальных процессов учеников: мышления, воображения и логического суждения, которые, в свою очередь, сопутствуют наблюдению.

3)   Развитие образной речи младшего школьника.

Большинство восприятий учащегося в начальной школе становится его неким достоянием, пройдя через его моторную сферу и его деятельность. Одни лишь картины специально предназначены для того, чтобы поощрять развитие равномерного и спокойного созерцания. [12]

Развивать способность рассматривать картины, способствовать развитию умения младшего школьника разбираться при участии языка в подробностях данной картины является одной из основных целей при занятиях с детьми младшего школьного возраста. Занятия с использованием картин в методике развития образной речи учеников занимают первенствующее место, точно так же, как и выполнение школьниками текстовых работ.

При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития образной речи следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сюжетным. По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту младших школьников и уровню их развития. Учащиеся проявляют исключительную любовь к картинам: они напоминают им виденное, ими лично пережитое, возбуждают их воображение. Этой любовью следует широко пользоваться для развития наблюдательности, ясности мышления и развития образной речи младших школьников. [38]

Используя на уроках картины, как метод развития образной речи, следует руководствоваться следующими основными положениями:

1. Картина должна быть графически грамотной и не одной из своих деталей не искажать действительности.

2. Своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ученика, а потому картины должны предлагаться младшим школьникам в соответствующей последовательности.

3. Рассматривание картины может продолжаться лишь до тех пор, пока школьник проявляет интерес и внимание.

4. Число картин, вводимых в детскую жизнь, должно быть педагогически обосновано.

5. Воспитание наблюдательности и сознательного созерцания отнюдь не должно ограничиваться использованием одних картин.

6. Занятия по картинам достигают всех связанных с ними целей только при активном пользовании педагогом и детьми речевого общения.

7. Картина, показывается младшим школьникам, выставляется на доске или мольберте против света. Ученики усаживаются против нее полукругом. Для показа необходима специальная полочка. Показывать пальцем не дозволяется.

8. Участвуя в игре или занятии, педагог своим примером, показом стимулирует детей к желательным речевым реакциям.[6]

Рассматривая картинку, педагог должен поддерживать беседу вместе с учащимися, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком.

Следует отметить, что виды работы по картинам многочисленны. Одна и та же картина может служить материалом для ряда разнообразнейших видов занятий. Ни в коем случае нельзя надоедать одними и теми же впечатлениями и образцами – одно из педагогически правил. Надо стремиться учителю, чтобы рассматриваемые картины или репродукции картин способствовали развитию в младших школьниках эстетического чувства.

Школа должна позаботиться о том, чтобы у неё был подбор картин, который будет удовлетворять всем запросам текущей работы. Содержание картин, вывешиваемых на стене, должно быть обусловлено запросами предстоящей педагогической работы, требованиями и условиями текущего момента, а потому они должны соответственно меняться. Содержание их должно быть по возможности разнообразно и доступно пониманию младших школьников, т.е. отвечать возрастным особенностям детей.

Таким образом, картины играют огромную и значительную роль в развитии образной речи младших школьников, поэтому необходимо стараться как можно шире использовать их в практике.

1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта