Главная страница

Рецензенты кафедра гимнастики Московской государственной


Скачать 5.68 Mb.
НазваниеРецензенты кафедра гимнастики Московской государственной
Анкорsdggsf
Дата05.04.2023
Размер5.68 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаGimnastika_pod_redaktsiey_Petrova.doc
ТипДокументы
#1039991
страница11 из 33
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   33

5.3. ПОЛОЖЕНИЯ РУК, НОГ, ТУЛОВИЩА И ДВИЖЕНИЯ ИМИ

Каждое ОРУ начинается с определенного исходного положе­ния, поэтому основные исходные положения должны быть ясны учащимся, правильно ими пониматься и выполняться. Следует обращать особое внимание на то, чтобы основные исходные по­ложения упражнений строго выполнялись, так как только пра­вильное выполнение упражнения даст наивысший физиологи­ческий эффект. Даже самые незначительные ошибки облегчают упражнение, снижая его эффективность. Поэтому очень важен с первых шагов обучения постоянный и строгий контроль при выполнении упражнений от начала движения до его окончания. Только в этом случае учащиеся приобретут необходимую осан­ку, координацию движений и избавят себя от встречающихся вредных тенденций выполнять упражнения кое-как. С учащи­мися младших классов, прежде чем начать выполнять комплек­сы ОРУ, необходимо освоить основные исходные положения и движения рук, ног, туловища. Каждое исходное положение на­до выполнять с задержкой в 3—4 с. Во время остановки в таких

149


исходных положениях необходима проверка и уточнение при­нятого положения. Для закрепления основных положений можно давать задания на дом с рекомендацией выполнять их перед зеркалом.

Положения кисти и движения ею

Обычное положение кисти — положение, в котором пальцы выпрямлены, кисть находится как бы в продолжении руки (рис. 14, а). При терминологическом описании упражнений та­кое положение кисти не указывается. Если руки занимают по­ложение вниз, назад, вперед, вверх, то ладони рук обращены друг к другу, а в положении руки в стороны ладони обращены книзу. В этих случаях положение кисти не указывается. Если же в приведенных выше положениях ладони должны быть об­ращены в какую-то другую сторону, то это надо указать. Напри­мер, руки вперед, ладони книзу.

Кисть в кулаке — если пальцы сжаты в кулак, то указывать, куда обращены пальцы в обычном положении, не следует (рис.

14,6).

Кисть свободна — положение кисти, сходное с обычным, т. е. кисть находится в продолжении предплечья, но держится сво- • бодно, без напряжения, пальцы расслаблены (рис. 14, в).

Кисть расслаблена — положение, в котором кисть свободно висит (рис. 14, г).

Кисть поднята вперед или назад — положение, в котором кисть, по возможности прямая, отведена в указанном направле­нии. Например, правая в сторону, кисть поднята (рис. 14, д).

Пальцы врозь — положение кисти, в котором пальцы с силой разведены друг от друга (рис. 14, е).



Сгибание и разгибание пальцев — сгибание и разгибание с силой и одновременно.

Сгибание и разгибание пальцев последовательно — сгибание и разгибание, начиная с мизинца. Иную последовательность следует указывать дополнительно.

150

Восьмерка кистью — направление движения определяется из исходного положения по его началу. Например, из положения правая рука в сторону ладонью кверху восьмерка кистью впе­ред-книзу.

Волна кистью — последовательное сгибание (одновременно) и разгибание пальцев во всех суставах, выполняется мягко.

Положение рук и движения ими

При терминологическом описании положений рук надо ука­зывать их положение по отношению к туловищу учащихся не­зависимо от положения тела (сидя, лежа, стоя и т. п.). Для оп­ределения положения рук и движений ими, если они не пря­мые, используется термин руки слегка согнуты, что означает незначительное, едва заметное сгибание их в локтевых суставах со свободной кистью, или термин полусогнуты, когда сгибание выражено отчетливо. Например, наклон влево, руки полусогну­ты вверх.

Основные положения с прямыми руками

Руки вниз — положение, аналогичное основной стойке, толь­ко кисти выпрямлены и являются прямым продолжением пред­плечья.

Руки в стороны — прямые руки подняты на высоту плеч, ла­дони обращены книзу. Иное расположение ладоней указывает­ся.

Руки вверх — в этом положении руки подняты вверх и отве­дены назад до отказа, параллельны друг другу, ладони обраще­ны внутрь.

Руки вперед — прямые руки подняты на высоту плеч парал­лельно друг другу, кисти в продолжении предплечий, пальцы сомкнуты, ладони обращены друг к другу.

Руки назад — прямые руки отведены назад до отказа.

Промежуточные положения рук

В промежуточных положениях руки расположены под углом 45° к основным положениям.

Положения рук в лицевой плоскости могут быть следующи­ми (рис. 15): а) руки вниз; б) руки в стороны-книзу; в) руки в стороны; г) руки вверх-наружу; д) руки вверх. Кроме этих, мо­гут быть положения: руки скрестно; руки вперед и внутрь под углом 45°; руки вверх-внутрь (руки подняты вверх, пальцы со­прикасаются).

151



В боковой плоскости (рис. 16): а) руки вниз; б) руки вперед-книзу; в) руки вперед; г) руки вперед-кверху; д) руки вверх; е)

руки назад.



Движения руками могут быть односторонними, т. е. выпол­няться в одну сторону (рис. 17); а) руки влево-книзу; б) руки влево; в) руки влево-кверху.



Для обозначения круговых движений руками применяются

термины:

круг — круговое движение руками, ногами, туловищем. Вы­полняется из исходного положения на 360° по окружности сно­ва до исходного положения. В этом случае достаточно сказать «круг» и указать его направление. Например, круг руками кни­зу (кверху) из исходного положения руки в стороны;

дуга — движение, выполняемое менее чем на 360° по окруж­ности. Для обозначения таких движений применяется слово «дугою», указывается направление движения и конечное поло­жение. Например, дугами наружу руки вверх.

Положения с согнутыми руками ОРУ с согнутыми руками весьма распространены. При этом под сгибанием рук принято считать сгибание в локтевых сус­тавах.

Руки на пояс — кисти рук опираются о гребень подвздошной кости (четыре пальца вперед, большой палец назад), локти и плечи отведены назад (рис. 18, о).

Руки перед грудью руки согнуты в локтевых суставах, лок­ти на высоте плеч, кисти в продолжении предплечий, ладони книзу (рис. 18, б).

152

Руки к плечам — согнутые в локтевых суставах руки касаются пальцами отведенных назад плеч, локти у туловища (рис. 18, в).

Руки за голову — руки согнуты в локтевых суставах, пальцы касаются затылка, локти приподняты (рис. 18, г).

Руки перед собой — согнутые руки находятся перед грудью, предплечья на высоте плеч, одно над другим (рис. 18, д).

Руки за спину — руки, согнутые в локтевых суставах, каса­ются предплечьями спины, кисти обхватывают предплечья как можно ближе к локтям (рис. 18, е).

Согнуть руки вперед — кисти к плечам, локти на уровне плеч и обращены вперед (рис. 18, ж).

Согнуть руки назад — согнутые в локтевых суставах руки от­ведены назад до отказа (рис. 18, з).

Согнуть руки в стороны — руки согнуты в локтевых суставах, локти на высоте плеч, кисти к плечам (рис. 18, и). При сгибании предплечьями книзу указывать дополнительно — согнуть руки в стороны, предплечья снизу.



При сгибании рук следует указывать и. п. рук (руки) и пред­плечий (куда они направлены). Например, руки назад, предпле­чья книзу или руки в стороны, предплечья вперед. Движение, противоположное сгибанию, обозначается словом «разогнуть».

Для выполнения упражнений хореографии, кроме указанных положений рук, можно выделить основные позиции рук.

Первая позиция — округленные руки, немного согнутые в локтях, подняты вперед до уровня диафрагмы. Округленные кисти ладонями обращены к туловищу. Расстояние между кон­чиками пальцев 10-15 см (рис. 19, а).

Вторая позиция — округленные руки подняты в стороны, не­сколько ниже уровня плеч, в локтях несколько согнуты. Кисти рук округлены, ладони обращены вперед-внутрь (рис. 19, б).

Третья позиция — округленные руки подняты вверх-вперед, в локтях слегка согнуты, кисти несколько округлены, ладони об-

I 153



ращены книзу. Расстояние между кончиками пальцев 10-15 см (рис. 19, в).

Подготовительное положение — несколько согнутые руки опущены вниз, локти в стороны, мизинцы слегка касаются бе­дер впереди, кисти округлены, ладони обращены кверху. Рас­стояние между кончиками пальцев 10-15 см (рис. 19, г).



Положение ног и движения ими

При определении движений ногами в основных и промежу­точных плоскостях указывается название ноги и направление выполняемого движения. Движения ног в лицевой плоскости (рис. 20): а) правую в сторону на носок; б) правую в сторону-кни-зу; в) правую в сторону; г) правую в сторону-кверху.

Движения в боковой плоскости (рис. 21); а) левую на носок; б) левую вперед-книзу; в) левую вперед; г) левую вперед-кверху; д) левую назад на носок; е) левую назад-книзу; ж) левую назад.



154


Разноименные движения обозначаются так (рис. 22): а) пра­вую влево; б) правую влево-книзу.



При выставлении ноги на носок в том или ином направлении указывается нога, которой делают движение, направление дви­жения и словосочетание «на носок». Например, правую на но­сок в сторону. Здесь опускаются слова «нога» и «выставить». В отдельных случаях, если не совсем понятно, чем производит­ся движение (рукой или ногой), следует это указать.

Для обозначения сгибания ног в коленном суставе применя­ется термин «согнуть» и указывается нога. Например, согнуть правую, стопа находится у голени опорной ноги. Если же дви­жение выполняется с отведением ноги, то после слова «согнуть» указывается направление движения ногой. В этом случае нога сгибается до прямого угла или несколько выше, но голень долж­на быть параллельна опорной ноге.

В боковой плоскости (рис. 23): а) согнуть правую; б) согнуть правую вперед; в) согнуть правую назад.



В лицевой плоскости (рис. 24); а) согнуть правую в сторону; б) согнуть правую назад, колено в сторону.



Кроме названных терминов, при выполнении движений ру­ками и ногами применяется термин «мах», которым обознача­ется резкое движение в каком-либо направлении с полной ам­плитудой.

Чаще всего ОРУ выполняются из различных стоек, наиболее распространенными из которых являются:

основная стойка (сокращенно о. с.) — положение соответству­ет строевой стойке (рис. 25, а), но положение рук в ней может быть различным (о. с, руки на пояс или о. с, руки за голову). Этим она и отличается от строевой;

узкая стойка ноги врозь — стойка, в которой ноги расставле­ны врозь вдвое меньше, чем в стойке ноги врозь (рис. 25, б);

стойка ноги врозь — в этой стойке ступни расположены так же, как и в о. с., но ноги расставлены на ширину плеч (рис. 25, в). О положении рук, если они не внизу, должны быть дополнитель­ные указания;

155

широкая стойка ноги врозь — стойка, в которой ноги широ­ко разведены в стороны (рис. 25, г);

стойка скрестно — одна нога находится перед другой скрест­но и касается колена опорной ноги, ступни параллельны, на расстоянии 10-15 см (рис. 25, д);

стойка ноги врозь правой — стойка, в которой правая нога находится на шаг впереди левой (рис. 25, е). Данная стойка мо­жет быть широкой и узкой, о чем следует указывать.

При выполнении позиций необходимо стремиться к предель­ной выворотности ног, колени должны быть вытянуты, ягодич­ные мышцы напряжены, тяжесть тела равномерно распределе­на на обе ступни, туловище подтянуто, с правильной осанкой.

К разновидностям стоек, которые могут быть также исполь­зованы при выполнении ОРУ, можно отнести следующие:

стойка на правом (левом) колене — при обычном способе вы­полнения одну ногу поднимают и, сгибая, отводят назад. Одно­временно с этим сгибают другую ногу, опускаясь на колено так, чтобы бедро опорной ноги и голень другой (находящейся впере­ди) были перпендикулярны полу (рис. 27, а) ;

стойка на коленях — стойка, в которой колени, голени и нос­ки опираются о пол (снаряд) всей длиной, носки вытянуты (рис. 27, б)

стойка на лопатках — выполняется с опорой лопатками и за­тылком (рис. 27, в). Обычно руки упираются в поясницу;

стойка на голове — выполняется с опорой головой и руками (рис. 27, г);

стойка на руках — выполняется на прямых руках, тело вер­тикально (рис. 27, д).


При выполнении хореографических упражнений, кроме ука­занных выше стоек, могут использоваться различные позиции ног:

первая позиция — пятки вместе, носки развернуты в сторо­ны (рис. 26, а);

вторая позиция — ноги врозь на расстоянии ступни одна от другой, носки развернуты в стороны (рис. 26, б);

третья позиция — пятка одной ступни прижата к середине другой, носки развернуты в стороны (рис. 26, в);

четвертая позиция — одна нога впереди другой на расстоя­нии ступни, пятка одной ноги находится против носка другой (рис. 26, г);

пятая позиция — ступни плотно сомкнуты носками в сторо­ны, пятка одной ноги прижата к носку другой (рис. 26, д).



156



Приседы

Присед — положение занимающегося, в котором ноги согну­ты (опора на носки), руки в любом положении (рис. 28, а).

Полуприсед — приседание, выполняемое на половину ампли­туды (рис. 28, б); часто применяется с полунаклоном и называ­ется «старт пловца» (рис. 28, д).

Круглый присед (полуприсед) — приседание на носках, коле­ни вместе, туловище согнуто вперед, руки вперед, голова опу­щена (рис. 28, в).

157

Присед наклонно — присед, при выполнении которого бедра, туловище и голова на одной прямой линии. Положение рук, ес­ли они не вдоль тела, указывается дополнительно. Например, руки вперед (рис. 28, г).

Присед на правой (левой) — приседание, выполняемое на од­ной ноге, другая поднята вперед, руки вперед (рис. 28, е)



Выпады

Выпад выполняется выставлением ноги в любом направле­нии с одновременным сгибанием ее.

Выпад правой (левой) — выставление ноги вперед с одновре­менным сгибанием ее так, чтобы колено находилось на уровне носка, а ступня другой ноги несколько поворачивалась носком наружу (рис. 29, а).

Выпад назад — выставление ноги назад (рис. 29, б).

Выпад с наклоном — соединение выпада с одновременным наклоном туловища вперед, руки свободно скрещиваются перед коленом выставленной ноги. Например, выпад вправо с накло­ном (рис. 29, в).

Глубокий выпад — выпад с максимальным разведением ног. Положение рук и туловища указываются дополнительно. Напри­мер, глубокий выпад правой, руки в стороны-назад (рис. 29, г).



158

Наклоны

Наклон — термин для определения сгибания тела в тазобед­ренных суставах вперед, назад или в стороны с полной ампли­тудой движения. При выполнении вперед указание о направле­нии можно опускать. Например, наклон (рис. 30, а).

Наклон прогнувшись выполняется обычно вперед, руки в сто­роны, голова приподнята (рис. 30, б).

Наклон с захватом — наклон вперед, при котором руки за­хватывают голеностопные суставы (30, в).


1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   33


написать администратору сайта