Главная страница
Навигация по странице:

  • Упор лежа

  • Упор лежа на бедрах

  • Упор лежа сзади на предплечьях

  • Равновесия Равновесие

  • Боковое равновесие

  • Шпагат правой

  • Мосты Мост

  • Упражнения с предметами Многие ОРУ

  • Палку на лопатки

  • Палку наклонно вправо (влево)

  • Палку наклонно вперед, правой сверху (рис. 42, б).

  • 5.4. ПРАВИЛА ЗАПИСИ ОРУ И ТРЕБОВАНИЯ К

  • Рецензенты кафедра гимнастики Московской государственной


    Скачать 5.68 Mb.
    НазваниеРецензенты кафедра гимнастики Московской государственной
    Анкорsdggsf
    Дата05.04.2023
    Размер5.68 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаGimnastika_pod_redaktsiey_Petrova.doc
    ТипДокументы
    #1039991
    страница12 из 33
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   33

    Седы и положения лежа

    Сед — положение занимающегося сидя на полу или на снаря­де с прямыми ногами, руки касаются опоры или находятся в ка­ком-либо положении (рис. 31, а).

    Сед углом — положение сидя с поднятыми вперед ногами, об­разующими с туловищем прямой угол (примерно), голова пря­мо (рис. 31, б).

    Сед согнувшись — сед, при котором ноги подняты до верти­кального положения (рис. 31, в).

    Сед с захватом — то же, но туловище и голова наклонены к ногам, а ноги захватом за голеностопные суставы подтягивают­ся к туловищу, голова опущена (рис. 31, г).

    Сед на пятках — сед на обеих пятках, туловище вертикально, руки обычно на поясе (рис. 31, д).

    Сед на пятках с наклоном — аналогичный сед, но туловище наклонено вперед до касания поднятыми вверх руками пола (рис. 31, е).

    Разновидности положения лежа:

    на спине — ноги сомкнуты, прямые, руки вдоль тела. Иное положение рук указывается дополнительно;

    на животе — согнутые руки касаются пола, сомкнутые пря­мые ноги лежат свободно;

    159






    прогнувшись — тело максимально прогнуто, руки вверх- на­ружу, ноги и голова приподняты.

    Упоры (смешанные)

    Упор присев — присед, колени вместе, руки опираются око­ло носков снаружи, голова прямо (рис. 32, а). При выполнении на одной ноге указывается нога, на которой выполняется присе­дание, а также положение свободной ноги. Например, упор при­сев на правой, левая сзади на носке (рис. 32, б).

    Упор стоя на коленях — опора руками и коленями, носки вы­тянуты (рис. 32, в). Если опора производится на одном колене, то указывается, на каком и дополнительно указывается поло­жение свободной ноги. Например, упор на левом колене, пра­вую назад (рис. 32, г).



    Упор лежа — занимающийся обращен передней стороной те­ла к опоре. Термин «спереди» принято опускать (рис. 33, а).

    Упор лежа сзади — учащийся обращен к опоре спиной (рис. 33, б).

    Упор лежа боком — тело обращено боком при опоре на одну руку, другая рука обычно у тела (рис. 33, в).

    Упор лежа на бедрах — упор, при котором тело максимально прогнуто, бедра касаются опоры или лежат на ней (рис. 34, а).

    160



    Упор лежа сзади на предплечьях — аналогичный упору лежа сзади, но руки упираются предплечьями (рис. 34, б).



    Равновесия

    Равновесие — положение, в котором учащийся стоит на од­ной ноге, наклонившись вперед, другая нога отведена назад до отказа, руки в стороны (рис. 35, а).

    Боковое равновесие — исполнитель находится боком к опоре, одноименная рука вверх, другая за спину (рис. 35, б). Заднее равновесие — исполнитель обращен спиной к опоре, руки в сто­роны (рис. 35, в).



    Шпагат — сед с предельно разведенными ногами (в стороны), туловище вертикально, руки в стороны (рис. 36, а).

    6 Методика преподавания -tc-i

    гимнастики в школе I 01

    Шпагат правой (левой) — указывается нога, находящаяся спереди (рис. 36, б).

    Полушпагат — сед на пятке согнутой вперед ноги, другая сза­ди, туловище вертикально, руки в стороны (рис. 36, в).



    Мосты

    Мост — дугообразное, максимально прогнутое положение за­нимающегося спиной к опорной плоскости с опорой руками и ногами (рис. 37, а).

    Мост на предплечьях — с опорой предплечьями (рис. 37, б). Мост может также выполняться с опорой на одну ногу, на одну руку или на одну ногу и одну руку, одноименные или разно-именные.



    Упражнения с предметами

    Многие ОРУ в школе проводятся с предметами (скакалками, обручами, палками, набивными мячами, гантелями и т. п.). Они повышают у детей интерес к занятиям. Мышечные ощуще­ния сигнализируют о положении частей тела, напряжении мышц, происходит сложный процесс согласования в работе от­дельных мышечных групп, коррекции выполняемого движения с заданным образцом. Использование предметов создает ощуще­ние сопротивления. При этом физические усилия становятся от­четливее, лучше осознаются. Некоторые предметы помогают

    162

    дифференцировать мышечные ощущения (гантели, набивные мячи и др.).

    Поэтому развитие двигательных качеств и способностей в уп­ражнениях с предметами происходит значительно эффектив­нее. Все упражнения с предметами в той или иной степени тре­буют работы пальцев рук. Совершенствование координации движений пальцев важно и для интеллектуального развития де­тей. В упражнениях с предметами решаются и воспитательные задачи: дети приучаются аккуратно, бережно обращаться с ни­ми, организованно и быстро брать и класть их на место. Терми­нологические основы названий упражнений с предметами ана­логичны терминологии упражнений без предметов. Некоторую специфику имеют упражнения с гимнастическими палками. Поэтому ниже приводятся основные положения для упражне­ний с ними.

    Положения с палкой определяются в зависимости от ее распо­ложения по отношению к телу занимающегося. Различают сим­метричные и несимметричные положения.

    Симметричные положения с палкой

    В симметричных положениях палка удерживается за концы обеими руками, которые могут быть прямыми или согнутыми.

    Палку вниз — палка удерживается опущенными руками за концы и касается спереди бедер (рис. 38, а).

    Палку вверх — палка удерживается за концы поднятыми вверх руками (рис. 38, б).

    Палку вперед — палка удерживается прямыми руками за концы на уровне груди (рис. 38, в).

    Палку на грудь — палка удерживается за концы согнутыми руками и касается груди (рис. 38, г).

    Палку перед собой — перевернутая палка находится между предплечьями (рис. 38, д).

    Палку на голову, за голову — палка удерживается за концы согнутыми руками и серединой касается головы сверху (рис. 38, е), а во втором случае — сзади шеи.

    Палку на лопатки — палка удерживается за концы согнуты­ми руками и касается лопаток (рис. 38, ж).

    Палку назад — палка удерживается за концы руками, отве­денными назад до отказа.

    Палку вниз-сзади — палка удерживается за концы и касает­ся бедер сзади (рис. 38, з).

    Палку за спину (на поясницу) — палка удерживается согну­тыми руками за концы и касается поясницы.

    6*

    163



    Несимметричные положения с палкой

    Палку к плечу — палка удерживается у плеча большим и ука­зательным пальцами, остальные поддерживают ее снизу (рис. 39, а). Это основное положение с гимнастической палкой во вре­мя передвижения.

    С палкой «вольно» — положение занимающегося соответст­вует стойке «вольно» в разомкнутом строю без предмета. Левый конец палки при этом касается пола около левого носка, левую руку на пояс (рис. 39, б).

    Палку вправо (влево) — палка удерживается правой (левой) рукой за один конец, составляя с нею прямую линию (рис. 39, в).в

    Палку вправо (влево)-книзу (кверху) — палка поднята или опущена на 45° от положения «палку вправо (влево)».

    Палку к плечу вперед (вправо, кверху, вправо-кверху и др.) — левая рука удерживает палку у правого плеча, а правая в указанном направлении (рис. 39, г, д).

    Палку к бедру кверху (вправо, вперед) — палка удерживает­ся у правого (левого) бедра разноименной рукой, а одноименной рукой в указанном направлении (рис. 39, е).

    Палку на голову вправо (за голову, на грудь, и т. п.) — палка удерживается левой рукой за конец и касается головы, а пра­вой — в указанном направлении (рис. 39, ж).



    Несимметричные положения могут быть такими, в которых палка и рука, удерживающая ее, не составляют прямой линии, например: правую руку в сторону, палку вверх (рис. 40, а); пра­вую руку вверх-наружу, палку влево (рис. 40, б) или вправо (рис. 40, в).



    Палка мо,: от удерживаться обеими руками за один конец, на­пример: руки вверх, палку вправо (рис. 41, а) или руки вверх, палку назад (рис. 41, б). Могут быть и иные положения палки:



    Палку наклонно вправо (влево) — палка удерживается двумя руками за концы: правая рука в сторону, левая вверх (рис. 42, а).




    164

    165

    Палку наклонно вперед, правой сверху (рис. 42, б).

    Палку на грудь, правым концом кверху — а правая направ­ляет ее вверх (рис. 42, в).

    Палку на грудь, левым концом вправо-кверху (рис. 42, г).

    Для удержания палки используются известные способы хва­тов: сверху, снизу, разный хват, обратный хват, узкий хват. При беге палку держат за середину в левой руке.

    5.4. ПРАВИЛА ЗАПИСИ ОРУ И ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОМПЛЕКСОВ

    При записи отдельного движения необходимо указывать:

    а) исходное положение, из которого начинается движение;

    б) название движения (наклон, присед, поворот, выпад и др.);

    в) направление движения (вправо, назад, влево и т. п.);

    г) конечное положение (если необходимо).
    Например: и. п. — о. с.

    1. — руки в стороны;

    2. — руки вверх;

    3. — руки в стороны;

    4. — и. п.

    В соответствии с правилами сокращения гимнастической тер­минологии принято опускать некоторые слова: «нога» — прак­тически во всех случаях; «вперед» — при выполнении шагов и выпадов; «туловище» — при наклонах; «выставить», «отста­вить», «поднять» — при выполнении движений руками или но­гами; «ладонь внутрь» — в положении рук вперед, назад, вверх или вниз; «ладони книзу» — в положении рук в стороны, вле­во или вправо; «вернуться» — при возвращении в и. п. Напри­мер, вместо полного описания «выпад правой ногой вперед, ру­ки в стороны ладонями книзу» записывается — «выпад правой, руки в стороны»; вместо «наклон туловища влево, поднять ру­ки вверх ладонями внутрь» — «наклон влево, руки вверх» и т. п. Не указывается также обычный, наиболее распространен­ный способ хвата сверху.

    При записи нескольких движений, выполняемых одновре­менно, сначала необходимо указать основные для всего тела (обычно выполняемые ногами или туловищем), а затем второ­степенные.

    Например: и. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны.

    1. — сгибая левую, наклон вправо, руки вверх;

    2. — и. п.

    166

    Если несколько движений выполняются неодновременно, то они записываются в соответствующей последовательности. Например: и. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны.

    1. — дугой книзу правой с поворотом налево, правая сзади на носке, руки вперед;

    2. — встать на правое колено, руки вверх, наклон головы назад;

    3-4 — движение в обратной последовательности в и. п. Если упражнение сначала выполняется в одну сторону, потом в другую или сначала одной рукой (ногой), а потом другой, то запись всего движения не повторяется, а только указывается, в какую сторону или какой ногой (рукой) начинается повторное выполнение.

    Например: и. п. — о. с, руки вверх.

    1. — мах правой, руки вперед;

    2. — и. п.;

    3-4 — то же левой. Если при выполнении упражнения необходимо удерживать статическое положение, то указывается счет и слово «держать». Например: и. п. — сед.

    1. — сед углом;

    2. — сед углом, руки в стороны;

    3. — держать;

    4. — и. п.

    При записи комплекса ОРУ каждое упражнение нумеруется, например:

    1. И. п. — стойка ноги врозь, руки в стороны.

    1. — сгибая левую, наклон вправо, руки вверх;

    2. — и. п.;

    3-4 — то же в другую сторону.

    2. И. п. — о. с.

    1 — присед, правая рука за голову, левая в сторону, смотреть налево;



    167

    2 —и. п.;

    3-4 — то же с другой руки и т. д.

    Кроме терминологической записи, ОРУ можно изобразить графически (полуконтурно или контурно). Изображение на­глядно и экономично. Например, как на рис. 43.

    Возможно сочетание текстовой и графической записей, что по­зволяет наиболее правильно понять предлагаемое упражнение.

    Одним из сложных моментов при подготовке урока гимнасти­ки в школе является составление комплекса ОРУ. Прежде все­го комплексы должны составляться с учетом задач урока, воз­раста учащихся, части урока, для которой они предназначают­ся. Так, например, комплексы ОРУ для подготовительной час­ти урока в первую очередь должны решать задачи общеукреп­ляющего воздействия, охватывающего все основные мышечные группы, задачи разминки и подготовки организма к основной части урока, задачи воспитания правильной осанки и овладе­ния школой движений.

    ОРУ, используемые в основной части, могут быть направлены на решение задач развития физических качеств (силы, гибко­сти). При этом могут быть использованы либо отдельные упраж­нения, избирательно воздействующие на развитие конкретных качеств и мышечных групп (например, силу мышц брюшного пресса), либо серия упражнений, оказывающих комплексное воздействие на организм. Совсем другие задачи могут решаться комплексом утренней гимнастики и физкультминуток, ком­плексом для показательных выступлений и физкультурных праздников. В связи с этим более подробно остановимся на ме­тодике подбора упражнений в комплекс ОРУ для подготови­тельной части урока. Как показывает практика работы, в зави­симости от класса комплекс ОРУ составляют из 6-12 упражне­ний для различных мышечных групп и систем организма.

    Определяя очередность упражнений в комплексе, рекоменду­ется соблюдать следующие правила:

    1. Сначала должно быть упражнение на ощущение правиль­ной осанки (особенно это важно для детей и подростков).

    2Г Затем простые упражнения, в которых заняты большие группы мышц (ходьба на месте с высоким подниманием ног, приседание с наклоном вперед и движением рук, выпады и др.). Эти упражнения общего воздействия активизируют деятель­ность всех органов и систем организма.

    3. Следующими в комплексе должны быть упражнения с пре­имущественной работой разных групп мышц (рук и плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног). При этом в работу долж-

    168

    ны включаться последовательно различные части тела. Таких упражнений в комплексе может быть одна серия или несколь­ко в зависимости от класса и поставленных задач.

    1. Далее в комплекс включают 2-3 наиболее сложных упраж­нения для всех частей тела.

    2. Комплекс завершается упражнениями, преимущественно направленными на улучшение деятельности сердечно-сосуди­стой системы. Обычно это различные варианты прыжков и бе­га на месте с согласованными движениями рук и ног с обяза­тельным переходом на ходьбу на месте, упражнениями на дыха­ние и ощущение правильной осанки.

    5.5. ОБУЧЕНИЕ ОРУ

    Обучение ОРУ проводят различными способами.

    По показу. Упражнение показывают «зеркально», стоя ли­цом к учащимся. Для начала подается команда «Исходное по­ложение ПРИНЯТЫ». Если все приняли правильное положе­ние, то далее следует команда «Упражнение начи-НАЙ!». Учи­тель при этом вместе с учениками выполняет упражнение 2-3 раза сам. Для окончания упражнения—по맫тся__команда «СТОЙ!». После выполнения прыжков и бега на месте подается команда «На месте шагом — МАРШ!». Этот способ наиболее доступен учащимся младших классов, когда они еще не знают специальной терминологии, не умеют правильно принимать ис­ходные положения.

    По рассказу. Учитель указывает исходное положение и рас­сказывает, что нужно сделать на каждый счет. Затем подает ко­манду «Исходное положение ПРИНЯТЬ!». Проверяет исполне­ние и подает следующую команду: «Упражнение (указывает в какую сторону) начи-НАЙ!». Этот способ с большой эффектив­ностью можно использовать в средних и старших классах, когда у учащихся уже есть знание терминологии, что позволяет им по рассказу учителя мысленно воспроизводить упражнение.

    По показу и рассказу. Учитель, показывая упражнение, объ­ясняет, что и как нужно выполнять, обращает внимание на наи­более трудные места. Способ может использоваться во всех воз­растных группах, особенно при освоении новых и сравнительно сложных по координации движений.

    По разделениям. Учитель подает команду «Исходное поло­жение ПРИНЯТЬ!» (показывает или называет его), а далее вме­сте с учащимися выполняет движения на каждый счет. Напри-

    169


    мер: «Упор присев принять — ДЕЛАЙ РАЗ!», проверяет и тре­бует правильного исполнения; «Упор лежа — ДЕЛАЙ ДВА!»; «Согнуть руки — ДЕЛАЙ ТРИ!» и т. д. После выполнения все­го упражнения по частям с поправками и уточнениями подает­ся команда: «В целом упражнение начи-НАЙ!». Применение данного способа позволяет сразу исправить ошибки и повыша­ет плотность занятий, так как учащиеся не просто смотрят или слушают учителя, а сразу вместе с ним начинают выполнять упражнения. Этот способ наиболее эффективен в младших классах, а также при освоении новых упражнений, рассчитан­ных на 4-8 счетов.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   33


    написать администратору сайта