Главная страница
Навигация по странице:

  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ

  • Рефлексотерапия (пособие). Рефлексотерапия


    Скачать 1.71 Mb.
    НазваниеРефлексотерапия
    АнкорРефлексотерапия (пособие).doc
    Дата18.04.2018
    Размер1.71 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРефлексотерапия (пособие).doc
    ТипДокументы
    #18197
    страница3 из 17
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    Но ключевым моментом грамотной диагностики является не столько определение энергонаполнения различных меридианов, сколько выявление режима движения энергии в них: режим циркуляции или режим застоя. Если, к примеру, в каком-то меридиане избыток энергии, то по всем правилам рефлексотерапии энергию в нем следует тормозить. Но если ко всему прочему избыток энергии в этом меридиане находится в режиме застоя, то не представляется возможным ее затормозить, как невозможно еще больше затормозить уже стоящий на месте автомобиль. И если этого рефлексотерапевт не понимает, то его воздействие на эту систему тормозным методом не даст никакого результата. Следует вначале энергию в этом меридиане перевести из режима застоя в режим циркуляции, а уж затем уменьшать ее количество. Подобным образом следует поступать и в случае с недостатком энергии в меридиане. Нельзя добавить энергию в меридиан, где вся энергия стоит на месте, - вначале надо восстановить циркуляцию. Это основополагающее правило, к большому сожалению, практически никто из рефлексотерапевтов не соблюдает. А ведь именно от его выполнения в основном зависит эффективность процедур. И когда врач-рефлексотерапевт говорит, что он "специализируется" по лечению только определенных заболеваний или применяет в своем лечении воздействие на, предположим, только точки ушной раковины, - то это свидетельство тому, что этот врач имеет слабое представление о том, чем он занимается. Методы электронной диагностики выявляют не только органические изменения, но и функциональные нарушения и поэтому компьютерный диагноз всегда будет значительно шире и информативнее, чем клинический диагноз. По этой причине нельзя проверять достоверность электронных методов диагностики на основании клинических диагнозов. Так как ни одним из известных диагностических методов невозможно обследовать всю обширную сеть энергосистем, то приходится либо использовать одномоментно несколько диагностических методов, каждый из которых позволяет обследовать свой ряд систем, либо проводить диагностику комплексным методом. Результат любого диагностического метода прежде всего зависит от того, насколько правильно выбран набор репрезентативных акупунктурных точек. А для этого совершенно необходимо четко знать и понимать устройство и взаимодействия абсолютно во всей структуре энергосистем. И вот, когда, учитывая вышесказанное, поставлен грамотный диагноз, то можно приступать к лечению. Лечение в рефлексотерапии производится воздействием акупунктурными иглами. В силу того, что многие акупунктурные точки имеют многослойную структуру и через них проходят сразу несколько энергосистем, то грамотно и эффективно воздействовать можно только акупунктурной иглой. В зависимости от способа введения иглы, угла наклона, глубины погружения, времени воздействия и способа извлечения, можно изолированно воздействовать на те или иные системы, расположенные на разной глубине в точке. Воздействие на точку электрическим импульсом, магнитным полем, лазерным лучом и т.д., не позволяют этого сделать. Подбирать набор акупунктурных точек для конкретного пациента следует только после проведения диагностики. Применение точек без предварительной диагностики по "прописям" в зависимости от клинических диагнозов значительно снижает эффект лечения. Ведь одно из основных правил медицины гласит: "Лечи не болезнь, а больного". Да и диагнозы в рефлексотерапии носят характер энергетических нарушений, а не органических изменений, т.к. все каноны рефлексотерапии построены на состоянии энергобаланса. В силу того, что основные энергосистемы проходят по всему телу человека (имея при этом свои информационные точки) и только некоторые из них имеют ответвления, к примеру, на ушную раковину, то не представляется возможным адекватно и достоверно проводить электронную диагностику на основании замеров точек только уха, или только нескольких участков тела (стопы, кисти и лобные бугры), или только изучая морфологическое строение радужки глаза. При таких методах диагностики остается без внимания большая часть энергосистем организма и эффект лечения снижается. По этой же причине, лечение иглами, используя точки, к примеру, только ушной раковины, дает менее выраженный эффект. Также недопустимо в одном диагностическом обследовании применять и электронные методы диагностики (выявляющие энергетическое состояние) и тесты-опросники, на которые отвечает сам обследуемый (выявляющие субъективную характеристику органических нарушений в организме), так как получается полная путаница того, что мы выявили и не понятно, по каким правилам на это все воздействовать, - то ли на функциональные энергетические нарушения, то ли на органические изменения. Воздействия только на органические изменения всегда менее эффективны за счет того, что остаются нетронутыми причинные функциональные нарушения, которые впоследствии вновь вызовут появление этих же органических изменений. В процессе лечения нельзя останавливаться на одноразовом обследовании, а следует несколько раз повторять диагностику для ориентации в правильности выбранных методов воздействия и контроля того, что

    наши методы воздействия при улучшении состояния выбранных для воздействия энергосистем в то же время не ухудшат состояние других систем организма. Причем воздействовать следует последовательно и поэтапно, а не сразу во все направлениях по принципу: что-нибудь да поможет. Если использовать комплексные диагностические методики среди большого контингента населения регулярно их проводя четыре раза в год, не дожидаясь прихода самих пациентов к врачам, то тем самым мы сможем заниматься выявлением в большинстве случаев функциональных нарушений с последующим их устранением. Этим самым мы можем возродить систему диспансерного обслуживания населения и проводить ее на более высоком профессиональном уровне. Ведь основное направление медицины - профилактика. Значительно легче регулярно устранять небольшие изменения в организме, чем лечить уже запущенную органическую патологию. Различными категориями врачей давно уже было замечено наличие психосоматических заболеваний, то есть таких заболеваний, которые возникают от нездорового состояния психики. Когда пациент постоянно раздражен, невротизирован, агрессивен, завистлив, одним словом - духовно обеднен, то он чаще и тяжелее болеет. Поэтому очень важно настоящему врачу заниматься не только лечением всевозможных нарушений в организме, но и ненавязчиво склонять своего пациента к духовному совершенствованию. Без этого работа врача будет носить половинчатый характер.





    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ

    Теоретическим фундаментом традиционной китайской медицины является философия даосизма. Вообще весьма полезно было бы ознакомление с классическими работами по даосизму, такими как “Дао Дэ Цзин”, “И Цзин”, “Шу Цзин” и др., а также работами современных исследователей в этой области (например, Абаев Н. В. “Чань буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае”, Новосибирск, Наука, 1989; Древнекитайская философия: собрание текстов, в 2 томах. М., Мысль, 1972—1973 и др.). Это даст вам в руки еще один инструмент философского познания мира, инструмент, которым с успехом пользуется чжэнь-цзю терапия.

    Теория ИНЬ-ЯН является философской концепцией, которая сформировалась при наблюдении и анализе явлений окружающего мира. Она выкристаллизовалась во времена династий ИНЬ и Чжоу (6 век — 221 г. до н. э.) и впервые появилась в книге "И Цзин" (Книга Перемен): “ИНЬ и ЯН отражают все формы и признаки, имеющиеся во Вселенной”.

    Мысль о том, что все в природе имеет два начала - ЯН и ИНЬ, присуща всей философии даосизма. Теория ИНЬ-ЯН, однако, не отражает какой-либо конкретный феномен, а является лишь теоретическим методом и инструментом его познания. ИНЬ-ЯН — это два явления противоположной природы и два противоположных аспекта одного явления. Так древние мыслители Китая смогли понять двойственность явлений окружающего мира.

    В трактате “Су Вэнь” сказано: “Вода и огонь являются символами ИНЬ и ЯН”. Это означает, что вода и огонь отражают два противоположных качества. Так, все основные свойства огня, такие как жар, движение вверх и наружу, яркость, возбудимость и сила — относятся к ЯН; а все основные свойства воды — холод, медлительность, тусклость, движение вниз и вовнутрь — относятся к ИНЬ. Аналогично и все функции и проявления жизнедеятельности организма могут быть разделены по признаку ЯН-ИНЬ.

    Природа феномена ИНЬ-ЯН не абсолютна, а относительна: с одной стороны, при определенных состояниях ИНЬ может превращаться в ЯН, и наоборот (внутренняя трансформирующая природа ИНЬ-ЯН), а с другой стороны — любое проявление может безгранично разделяться на ИНЬ и ЯН, что отражает внутреннюю взаимосвязь ИНЬ-ЯН. Следовательно, ИНЬ и ЯН являются в одно и то же время и противоположными и взаимосвязанными, они оба противостоят друг Другу и дополняют Друг друга. Теория ИНЬ-ЯН является своеобразной интерпретацией материалистического принципа единства и борьбы противоположностей, лежащего в основе всех проявлений окружающего мира.

    Взаимоотношения ИНЬ-ЯН были изображены в форме монады (ТАИ ЦЗИ ТУ), на которой белый цвет отражает ЯН, а черный — ИНЬ, противоположность и взаимосвязанность олицетворяются кривой линией, а способность к трансформации друг в друга показана точками — “зародышами” одного начала в другом .

    Основные положения теории ИНЬ-ЯН могут быть сведены к следующему:

    1. Противоположность ИНЬ и ЯН. Она проявляется главным образом в способности противостоять и контролировать друг друга. В норме постоянным противоборством ИНЬ — ЯН поддерживается относительный физиологический баланс, и когда он нарушается — возникает заболевание. В 5-й главе “Су Вэнь” сказано: “Когда превалирует ИНЬ, болеет ЯН, когда преобладает ЯН, начинает страдать ИНЬ”.

    2. Взаимозависимость ИНЬ и ЯН проявляется в тесной связи обоих начал. Ничто не может существовать изолированно от другого — без ИНЬ не может быть ЯН, также как и без ЯН не может быть ИНЬ; без поднятия вверх (ЯН) нельзя опуститься вниз (ИНЬ). В 5-й главе “Су Вэнь” сказано: “ИНЬ находится внутри и охраняет ЯН, а ЯН стоит

    снаружи и защищает ИНЬ”. Применительно к физиологии организма, ЯН соответствует функциональной активности органов и тканей, а ИНЬ — питательным веществам. Как без питания нет активности и жизнедеятельности, так и без активности невозможно потребление и переваривание питательных веществ, которые в свою очередь являются материальным субстратом любой физиологической активности и т. д.

    3. Внутренняя потребляюще-поддерживающая взаимосвязь отражает то, что ИНЬ и ЯН находятся не в фиксированном состоянии, а постоянно поддерживают друг друга. Например, функциональная активность (ЯН) требует потребления некоторого количества питательных веществ (ИНЬ) — т. е. “потребление ИНЬ приводит к росту ЯН”, а с другой стороны, переработка питательных веществ (ИНЬ) требует определенных физиологических затрат от соответствующих органов (ЯН) — т. е. “потребление ЯН приводит к росту ИНЬ”. Если эти взаимосвязи не укладываются в нормальные физиологические рамки, то нарушается баланс ИНЬ-ЯН и возникает болезнь.

    4. Внутренняя трансформирующая взаимосвязь проявляется в том, что при определенных состояниях ЯН может переходить в ИНЬ, и наоборот. В 5-й главе “Су Вэнь” сказано” “Сильный ЯН будет обязательно образовывать ИНЬ, а сильный ИНЬ всегда приводит к образованию ЯН... Сильный холод порождает жару, а сильный жар порождает холод”. Примером такой трансформации являются острые лихорадочные заболевания. Так, сильный жар (ЯН) истощает защитные силы организма, и после высокой температуры могут появиться признаки сильного внутреннего холода, такие как внезапное падение температуры, бледность, похолодание конечностей (ИНЬ). Если своевременно применить надлежащее лечение, то энергия ЯН будет сохранена и состояние больного станет постепенно улучшаться, конечности потеплеют, нормализуется температура. Первое является трансформацией ЯН в ИНЬ, а второе — ИНЬ в ЯН.

    5. Бесконечная делимость ИНЬ и ЯН проявляется в том, что любое проявление внешней среды может быть бесконечно разделено на два начала — ИНЬ и ЯН. В общем, жизненная энергия (ЧИ) может присутствовать в большем или меньшем количестве, поэтому есть три степени ЯН и три степени ИНЬ: большой ЯН (ТАЙ-ЯН), малый ЯН (ШАО-ЯН) и средний ЯН (ЯН-МИН), а также большой ИНЬ (ТАЙ-ИНЬ), малый ИНЬ (ШАО-ИНЬ) и снизившийся ИНЬ (ЦЗЮЕ-ИНЬ). Этот признак используют для классификации каналов и в диагностике лихорадочных заболеваний.

    Применение теории ИНЬ-ЯН в медицине

    1. ИНЬ-ЯН и структура организма. Все органы и ткани человека связаны в единое целое и могут быть разделены на два аспекта — ИНЬ и ЯН. По анатомической локализации частей тела: верх — ЯН, низ — ИНЬ; наружная сторона — ЯН, внутренняя — ИНЬ; правая сторона — ИНЬ, левая — ЯН; спина — ЯН, грудь и живот — ИНЬ. По функциональной активности “плотные органы” ЦЗАН относятся к ИНЬ, а “полые” органы ФУ относятся к ЯН. Кроме того, в каждом органе одновременно существует два состояния — ЯН и ИНЬ. Например, есть сердце-ЯН и сердце-ИНЬ, почки-ЯН и почки-ИНЬ. В системе каналов тела существует классификация на каналы группы ИНЬ и каналы группы ЯН.

    2. ИНЬ-ЯН и функции организма. Функциональная активность, как упоминалось выше, относится к ЯН, а питательные вещества — к ИНЬ. Они не могут существовать друг без друга, питают и поддерживают друг друга.

    3. ИНЬ-ЯН и патологические изменения в организме. Возникновение заболевания является результатом потери относительного равновесия ИНЬ-ЯН, их избытком или недостаточностью. Есть два типа патогенных факторов — ИНЬ и ЯН, а защитная" энергия" ВЭЙ ЧИ включает в себя жидкость ИНЬ ЧИ и энергию ЯН ЧИ. При внедрении патогенного фактора типа ИНЬ происходит преобладание ИНЬ и повреждение ЯН, что проявляется синдромами “холода типа избытка” (абсолютный избыток ИНЬ и недостаток ЯН). При действии патогенного фактора типа ЯН происходит превалирование ЯН и повреждение ИНЬ, что проявляется синдромами “жара типа избытка” (абсолютный избыток ЯН и недостаток ИНЬ). При каком-либо истощении ЯН происходит относительное преобладание ИНЬ, что проявляется синдромами холода типа недостатка, а при истощении или повреждении ИНЬ происходит относительное преобладание ЯН, что ведет к синдромам жара типа недостатка (рис. 2). Кроме того, встречаются одновременно дефицит и ИНЬ и ЯН, что называется “взаимным опустошением ИНЬ и ЯН”. Например, при длительном голоде происходит ослабление селезенки (ЯН) и дефицит крови (ИНЬ) — т. е. “ослабление ЧИ вследствие недостаточного влияния ЯН на ИНЬ”, когда селезенка не может питать кровь. При массивной кровопотере дефицит крови (ИНЬ) проявляется похолоданием конечностей, липким потом, т. е. симптомами дефицита ЯН — это называется “дефицит ИНЬ и ЯН вследствие недостаточного влияния ИНЬ на ЯН”.

    4. ИНЬ-ЯН как метод диагностики. Так как главной причиной заболевания является дисбаланс между ИНЬ и ЯН, то какими бы сложными и запутанными не были клинические проявления заболевания, они подчиняются принципу ИНЬ-ЯН, который является основой для последующего дифференциального диагноза и лечения. В 5-й главе “Лин Шу” сказано: “Сущность применения иглоукалывания состоит в восстановлении баланса между ИНЬ и ЯН”.

    Исходя из этого, видно, что теория ИНЬ-ЯН применима не только в теоретической медицине и философии, но и широко применяется при анализе патологических состояний, в диагностике и лечении заболеваний. Она отражает единство организма и теснейшие взаимосвязи его функциональных и органических структур, что находит отражение в развивающемся в последние годы системно-структурном подходе в теоретической и практической медицине, основы которого были заложены академиком П. К. Анохиным.

    Назад

    ЦЗАН-ФУ - органы — это общее название органов человека, и оно включает в себя пять ЦЗАН – органов и шесть ФУ - органов, а также так называемые “необычные ФУ - органы (табл. 2).

    Следует сразу пояснить, что под термином “орган” в традиционной китайской медицине понимаются структурно-функциональные единицы — системы, объединенные не столько по топографо-анатомическому принципу, сколько по общности функциональной деятельности — т. е. по принципу функциональных систем. Так, например, “орган” легкие выполняет не только функцию дыхания, но и “управляет” кожей, волосами. Сердце не только управляет кровообращением, но и контролирует эмоции человека и т. д.

    Создается впечатление, что концепция “органа в традиционной китайской медицине является как бы натурфилософским прообразом теории “функциональных систем”, столь блестяще разработанной П. К. Анохиным (см. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональных систем, М., 1980). Именно с позиции “функциональной системы” и следует понимать термин “орган”.

    Существует два основных типа органов: ЦЗАН и ФУ. ЦЗАН - органы — это плотные, паренхиматозные органы, они относятся к ИНЬ. Главной их функцией является переработка и хранение питательных веществ, жизненной энергии ЧИ, крови и жидкостей тела. ФУ - органы — полые и относятся к ЯН, их главной функцией является переваривание и всасывание пищи, а также удаление различных шлаков из организма. В 11-й главе “Су Вэнь” сказано: “Пять ЦЗАН - органов хранят очищенную питательную ЧИ, не истощая ее; они наполняются, но не переполняются. Шесть ФУ — органов передают воду и пищу, не храня ее, поэтому они могут перерабатывать ее, но не переполняются”. Между органами ЦЗАН и ФУ существует теснейшая взаимосвязь по каналам и коллатералям тела как между ЦЗАН и ФУ органами, так и между группами ЦЗАН-ФУ органов, органами чувств и тканями организма. Теория ЦЗАН-ФУ строилась на основе анатомических исследований, а в основном — на изучении физиологических и патологических проявлений с привлечением и анализом богатейшего клинического опыта.

    Для обеспечения динамичной функциональной связи между различными ЦЗАН-ФУ органами они очень тесно связаны друг с другом. Основным материальным субстратом этой связи является сеть каналов и сосудов тела (ЦЗИН-ЛО). Мы уже касались одного типа связи наружно-внутренняя, которая осуществляется в парах каналов (органов), относящихся к одному и тому же элементу.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта