Главная страница
Навигация по странице:

  • Историческая память о Кавказской войне в этническом самосознании, ее влияние на этнополитогинез.

  • Вопрос №12 Казачество Юга России

  • Вопрос о происхождении казачества не решен. Можно выделить несколько

  • 2. Этапы развития казачества.

  • Борьба казачества против самодержавия.

  • На службе Российской Империи

  • В советский период

  • В постсоветский период

  • Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества»

  • 5. Реестровое казачество. Казачество – это

  • 13. Этнолингвистическая характеристика наров Юга России

  • Классификация этнических общностей по критерию их языковой принадлежности называется этнолингвистической классификацией. I. Индоевропейская языковая семья

  • П. Северокавказская языковая семья

  • III. Алтайская языковая семья

  • Этнологический смысл языковой классификации заключается в том

  • Основные направления языковой политики Российской Федерации.

  • «О государственном языке»

  • Федеральная целевая программа «Русский язык»

  • ГОСЫ ВСЕ ОТВЕТЫ. Регионоведение как наука и учебная


    Скачать 1.35 Mb.
    НазваниеРегионоведение как наука и учебная
    АнкорГОСЫ ВСЕ ОТВЕТЫ.doc
    Дата19.09.2017
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГОСЫ ВСЕ ОТВЕТЫ.doc
    ТипДокументы
    #8715
    страница7 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   25

    Значение КВ. была самой длительной и изнурительной войной в истории России, ослабила могущество империи, истощила экономические ресурсы, стала одним из факторов проведения реформ 60-70-х гг. 18в.. события до сих пор болезненно воспринимаются в исторической памяти многих народов региона, существенно влияют на межнациональные отношения.

    Историческая память о Кавказской войне в этническом самосознании, ее влияние на этнополитогинез.

    Кавказская война XIX столетия сегодня ассоциируется с Чеченской войной конца XX века. Поэтому российское общество еще не скоро избавится от пристрастного восприятия этой исторической проблемы. Трудно рассчитывать и на полную непредвзятость профессиональных исследователей, которые смотрят в бурное прошлое из не менее суматошного настоящего, подвергаясь мощному воздействию эмоций своей эпохи.

    Вопрос №12 Казачество Юга России

    1. Феномен казачества.

    2. Основные отряды российского казачества.

    3. Формирование казачества на Юге России: основные проблемы историографии.

    4. Этапы развития. Вольное казачество. Борьба казачества против самодержавия. Казачество на службе Российской Империи. Казачество в годы революции и Гражданской войны. Казачество и Советская власть. Возрождение казачества.

    5. Политика федеральной и региональных властей в отношении казачества. Реестровое казачество


    Существует несколько подходов к определению такого феномена как казачество. В дореволюционный период казачество - это военное сословие, в котором числилось население ряда местностей России в 18-19 вв. Этимологически «казак» - удалец, вольный человек. В настоящее время большинство исследователей рассматривают казаков как субэтнос русского народа.

    Вопрос о происхождении казачества не решен. Можно выделить несколько базовых теорий:

    1. Казаки - потомки различных кочевых племен (от скифов до половцев), проживавших на современных южнороссийских территориях и ассимилировавших с русскими;

    2. Казаки - потомки славянского населения Тмутараканского княжества и населения Золотой Орды;

    3.Казаки - потомки бежавших от феодальных зависимостей крестьян,
    ассимилировавших с кочевыми народами.

    Таким образом, проблема происхождения казачества является на сегодняшний момент наиболее интересной в историографической науке о казачестве. Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что сейчас казачество – это скорее социокультурное сообщество.

    1. • Донское казачество - самая крупная территориальная группа в составе казачества.

    Первые данные о донском казачестве относятся к 40-м годам 16 в. В это время на Донской земле стали известны первые казачьи поселения, возникшие в приграничных с Турцией и её вассалами районах. В 1548 году в районе Волго-Донской переволоки существовала «острога» атамана Михаила Черкашенина, , в 1549 г. – несколько городков атамана Сары Азмана. К 1549 г. относится и первое упоминание о донских казаках.

    Кубанское казачество - территориальная группа в составе казачества. По мирному договору, подписанному с Турцией в 1774г., граница России и Турции устанавливалась по реке Кубань. Сразу после окончания военных действий началось сооружение укрепленных линий на Кубани, заселение ее правобережье казаками.

    Терское казачество – одна из древнейших территориальных групп в составе казачества. В 1520г. после присоединения Рязанского княжества к Русскому государству часть рязанских городовых казаков спустились по Волге в Каспийское море и высадились в устье Терека.
    2. Этапы развития казачества.

    Вольное казачество. Формирование первых казачьих групп историки относят к 12-13 вв. Сначала это были разрозненные группы, жившие набегами и грабежами. Постепенно они начали объединяться в более крупные союзы, стали развиваться принципы единоначалия. Высшим органом управления был «казачий круг» (собрание всех казаков-мужчин), который выбирал атаманов и решал наиболее важные проблемы. В 16-17 вв. казаки начали служить московским царям, но сохраняли автономность и не входили в состав государства, а находились в ведении Посольского приказа, занимавшегося вопросами внешней политики..

    Борьба казачества против самодержавия.В середине 17 в. потоки беглых крестьян на Дон резко увеличились из-за принятия Уложения 1649 г., полностью закрепощавшего крестьян. Такие массовые потоки беглецов нарушили сложившуюся социальную структуру казаков, состаявшую в основном из зажиточных семей. Появился большой слой маргинальных казаков. Социальное напряжение внутри казачества и ситуация во внутренних уездах России создали предпосылки для зарождения на Дону масштабного казачьего движения, принявшего форму восстания во главе со Степаном Разиным в 1669-1671 гг. На борьбу с ним были брошены войска стрельцов, но казакам и присоединявшимся к ним крестьянам удалось захватить ряд крупных городов, в том числе и Астрахань. После ряда удачных выступлений, казаки все же были развиты, а руководители бунта казнены в Москве.

    На службе Российской Империи. Разгром царскими войсками казачьих восстаний фактически поставило крест на полной самостоятельности казаков. С начала 18 в. происходит оформление казачества в военное сословие. С 1723 г. Петр I заменил выборных атаманов наказными. C этого времени казаки активно участвовали во всех войнах России с Турцией.

    В годы Революции 1917 г. и Гражданской войны. После Октябрьской Революции 1917 г. территории Дона и Кубани, где исконно проживали казаки, становятся центром белого движения. Подавляющее большинство казаков отказалось признавать советскую власть. Во главе белого казачьего движения встали генерал А. Деникин (главком Вооруженных Сил Юга России) и генерал П. Краснов (атаман Войска Донского). К середине 1919 г. войска Деникина захватили Северный Кавказ, Юг России, Украину, перешли через Волгу и заняли Царицын (ныне Волгоград). Осенью 1919 г. Деникин начинает полномасштабное наступление на Москву, но уже в октябре войска были остановлены у Тулы, расчленены на две группировки и разгромлены. В начале 1920 г. деникинская армия оставляет Царицын, затем Ростов, Новороссийск и отступает в Крым. Последние остатки белых казачьих объединений под командованием генерала Врангеля капитулировали в Крыму, большая часть офицеров и их семей эмигрировали за границу.

    В советский период. В ответ на отказ казачества признать советскую власть и участие в белом движении советское правительство приняло в отношении населения Дона и Кубани политику расказачивания (процесс уничтожения казачества как особой социальной группы). Только в середине 30-х гг. начался процесс реабилитации казаков, когда были созданы кавалерийские казачьи части в составе регулярной Красной Армии. Процесс реабилитации растянулся до середины 50-х гг.

    В постсоветский период. В 1992 г. был издан Указ президента РФ «О реабилитации репрессированных народов», а чуть позже специальное постановление Верховного Совета РФ о реабилитации казачества. Началась политика «государственной поддержки и развития казачества», но в первую очередь в культурном отношении. Сейчас казачество Юга России оформлено в три казачьих войска: Кубанское, Донское и Терское.

    1. Под «системой возрождения казачества» понимается базовая совокупность государственных и общественных формирований, которые целенаправленно взаимодействуют в процессе осуществления государственной политики по воссозданию в социально-политической структуре современного российского общества особой корпорации — российского казачества.

    3 июля 2008 года Президентом РФ Д.Медведевым была принята новая «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», целью которой является развитие государственной политики Российской Федерации по возрождению российского казачества, обобщение принципов государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества и задач российского казачества в области государственной службы, взаимодействия казачества и казачьих общин с органами государственной и муниципальной власти.

    5. Реестровое казачество.

    Казачество – это этносоциальная группа. Реестровое казачество закон 2005г. «закон пон. Реестров. Казачества, в перечень казачьих организаций. Реестр – превращение казака в государственного служащего.

    В середине 1990-х гг. согласно соответствующим положениям Указа Президента РФ проводилась большая работа по созданию реестра казачьих обществ. В условиях сложной политической обстановки (шла первая чеченская кампания) предполагалось доверить новоиспеченным реестровым казакам несение государственной службы.

    Новый толчок в деле создания реестровых казачьих обществ произошел спустя 10 лет – в 2005 г. был принят Федеральный Закон №154 «О государственной службе российского казачества». В законах и федеральных актах указывается, что основным видом деятельности казаков является государственная служба членов казачьих обществ по защите государственной границы, охране общественного порядка, взаимодействие с МЧС и другими федеральными структурами. Для прохождения военной службы казаков вновь приступили к решению вопроса создания казачьих частей и соединений.

    В настоящее время все казачество подразделяется на две больших группы: реестровое и общественное.

    На начало 2010 года «согласно оценкам экспертов, в России около 7 миллионов человек причисляют себя к казакам. Общая численность войсковых казачьих обществ — более 700 тысяч человек, так называемых „нереестровых“ общественных казачьих организаций — более 600.


    Численность казаков по субъектам Юга РФ (перепись 2002 года) в % от общей численности населения

    РО – 2% (140 000 чел)

    ВО – 0,7 %

    КЧР – 0,5 %

    КК – 0,3 %

    СтК – 0,14%

    РСО-А – 0,1 %

    КБР – 0,03 %

    (РД, РИ,

    ЧР = 0)

    Основные законы:

    Федеральный закон от 5 декабря 2005г. N154-ФЗ "О государственной службе российского казачества"

    Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

    Постановление ВС РФ от 16 июля 1992 г. N 3321-I "О реабилитации казачества"

    Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-I "О реабилитации репрессированных народов"

    13. Этнолингвистическая характеристика наров Юга России

    1. Язык как духовное богатство народа, генофонд этнокультуры.

    2. Языки народов Юга России: языковые семьи, группы и подгруппы.

    3. Этнологический смысл языковой классификации.

    4. Билингвизм и многоязычье.

    5. Статус русского языка как государственного и языка межнационального общения в Российской Федерации.

    6. Языковая политика в субъектах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.


    Язык - основной транслятор национальной культуры, через который передаются из поколения в поколение традиции, обычаи, этнические ценности. Через него передаются произведения устного народного творчества (сказки, легенды, мифы) на нем основана национальная литература. Известный педагог В.А. Сухомлинский считал, что из всех средств воспитания наиболее значимым является родное слово. «Язык - духовное богатство народа». По его мнению, речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры.

    Классификация этнических общностей по критерию их языковой принадлежности называется этнолингвистической классификацией.

    I. Индоевропейская языковая семья

    1) Славянская группа (восточнославянская): русские, белорусы, украинцы

    2) Армянская группа: армяне .

    3) Греческая группа: греки

    4) Иранская группа: осетины, таты, талыши

    П. Северокавказская языковая семья (как часть иберийско-кавказской яз. семьи)

    1)Адыго-абхазская группа: адыгская (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги); абхазская (абазины, абхазы)

    2) Нахско-дагестанская: нахская (чеченцы, ингуши, чеченцы-аккинцы, кисты, бацбийцы)

    дагестанская ( а) аваро-андо-цезская б) Даргинская в) Лакская – лакцы г) Лезгинская

    III. Алтайская языковая семья:

    1. Тюркоязычная группа: (карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы)

    2. Монгольская языковая группа (калмыки)

    В основе языковой классификации лежат два критерия: язык и этническая принадлежность. Язык вообще является основой человеческой культуры, так как представляет собой чисто человеческий способ передачи информации посредством системы специально производимых символов. Возникновение языка шло параллельно с развитием культуры и становлением современного человека. Этнологический смысл языковой классификации заключается в том, что народы, принадлежащие к одной языковой семье, обычно имеют общие элементы в своей материальной и духовной культуре.

    Среди различных видов классификаций этносов языковая (лингвистическая) классификация является, пожалуй, самой важной, поскольку она дает наиболее конкретное представление об этническом родстве соответствующих народов, об общих истоках происхождения той или иной культуры. Этническая дифференциация человечества носит комплексный характер. В связи с этим при формировании этнической картины мира языковая классификация учитывает строгое языковое родство между народами и этническое своеобразие каждого из них.

    Многоязычие - употребление нескольких языков в пределах определённой социаль­ной общности (прежде всего государства); употребление индивидуумом (группой людей) нескольких языков, каждый из которых выбирается в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией. Принято различать «индиви­ду­аль­ное» и «национальное» много­язы­чие, последнее служит объектом социо­лингви­сти­че­ско­го изучения. В наиболь­ших масштабах много­язы­чие свойственно многонациональным государствам (СССР, США, Индия, Нигерия и др.). В условиях много­язы­чия коммуникативные формы (языки, диалекты, говоры, социальные и профессиональные жаргоны и т. п.) образуют функциональную иерархию, например: 1) узколокальные средства внутри­груп­по­во­го общения («домашние» языки), 2) локальные средства межгруппового бытового общения (так называемый язык «базара» в разно­пле­мён­ных сельских сообществах Азии и Африки), 3) язык админи­стра­тив­ной (или национальной) области, 4) язык много­на­ци­о­наль­но­го региона, 5) общегосударственный язык (может быть и «надгосударственным», т. е. международным)

    Многоязычие реализуется чаще всего в форме двуязычия (билингвизма); Случаи массового владения тремя и более языками относительно редки. Для много­язы­чия (билингвизма) имеет существенное значение функцио­наль­ный статус употребляемых языков и степень их близости — генетическая или типо­ло­ги­че­ская. На почве много­язы­чия происходит интерференция и конвергенция языков, образуются языковые союзы.

    В первую очередь, конечно же, следует обратиться к Конституции РФ (ст. 68), в которой чётко прописано:

    1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

    2. Республики вправе устанавливать свои гос языки. В органах гос вл, органах мсу, гос учреждреспублик они употребляются наряду с гос языком РФ.

    3. РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

    5. Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению дух культуры народов РФ.

    7. Обязательность исп гос языка РФ не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование гос языками респ, находящихся в составе РФ, и языками народов РФ.

    Основные направления языковой политики Российской Федерации. В основном, языковая сфера регулируется двумя нормативно-правовыми актами – Законом «О языках народов Российской Федерации» 1991 года и Законом «О государственном языке Российской Федерации». Институционализация фильтрационно-протекционистской модели языковой политики в России произошла вместе с принятием в 2005 году Закона «О государственном языке». Так, согласно Закону, не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

    Другим не менее эффективным инструментом государственной языковой политики стала Федеральная целевая программа «Русский язык», направленная на стимулирование дальнейшего развития русского языка в России и за ее пределами.

    Масштабность функционирования русского языка позволяет выделить в рамках обозначенной программы следующие приоритетные направления: Российская Федерация, страны СНГ и Балтии, а также дальнее зарубежье.

    Северный Кавказ — очень богатый в языковом отношении регион, который отличается многонациональностью (более 50 автохтонных народов) и необычайной языковой дробностью. При всем многообразии языков Северного Кавказа в современное время сложилась довольно сложная ситуация: практически все языки Северного Кавказа ЮНЕСКО признала исчезающим. В этот список вошли двадцать языков нахско-дагесганской группы: андийский, арчинский, ахвах-ский, багвалинский, бежтинский, агульский, ботлихский, годоберинский, гунзибский, каратинский и др. — и два языка абхазо-адыгской группы: абазинский и пштсугский. а некоторые кавказские народы (абазины, шапсуги) включены в «Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации»

    Актуальной задачей на Северном Кавказе в настоящее время является защита языкового и культурного многообразия народов этого региона, К неотложным задачам по сохранению и развитию исчезающих языков следует отнести решение вопросов языкового строительства: изучение реальных возможностей расширения общественных функций национальных государственных языков, развитие их литературных норм, издание учебников и учебных пособий, текстовое содержание которых отражало бы духовное наследие и языковую картину мира народов Северного Кавказа, их нравственные идеалы и этнопсихологию. Современная языковая политика связана с традициями ее осуществления в Северо-Кавказском регионе и стране в целом.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   25


    написать администратору сайта