ГОСЫ ВСЕ ОТВЕТЫ. Регионоведение как наука и учебная
Скачать 1.35 Mb.
|
Вопрос№14 Этноконфессиональная характеристика народов Юга России
1. Этнос- исторически сложившаяся на опр. Тер-и устойчивая совокупность людей, обладающих общими и стабильными элементами матер-й культуры, единым языком, традициями, духовными ценностями, общим этнопсихическим складом, а также осознанием своего единства и отличия от всех остальных культурных групп Конфессия -система, содержащая следующие компоненты: •Религиозное сознание (включающее учение о высшем духовном начале) • Культурная деят-ть, функция которой – поддерживать в верующем привязанность к конфессии, обязывать и вырабатывать постоянство религ чувства 2.. На Юге России ярко представлены все три мировые религии: христианство, ислам, буддизм. 3. Счит., что Южная часть России является колыбелью христианства в нашей стране. Оно появилось в нач. I века н.э. Так же, с конца II – начала III в. н.э. в Груз, Армении и Кавк Албании Вскоре, в конце III века Армения, Грузия и Кавк Албания (ныне Сев Азерб) становятся 1 в мире странами с хрис-вом в качестве гос. религии. У рус. населения правосл. церковь пользуется значит. доверием. Однако большая часть слабо разбирается в догматике и не соблюдает обрядов. Дело в том, что в годы советской власти Православие, как и другие конфессии, и даже в большей степени подвергалось гонениям и репрессиям. 4.Вторая по численности, но объединяющая большинство коренных народов Сев Кавказа – мусульм. конфессия. Ислам – мировая монотеистическая религия. Возникла в Хиджазе (в нач. VII в.) Основатель ислама – Мухаммад (Мухаммед, Мохаммед) (570?-632) Основной источник мусульманского вероучения – Коран, Второй источник мусульманского вероучения – Сунна,. Большинство мусульман Северного Кавказа – сунниты. Так же в исламе существует мистическое и аскетическое учение – суфизм. Каждый человек должен стремиться отрешиться от своего матер-го «я», чтобы слиться с Божеством. Это достигается прохождением, через четыре ступени: 1) шариат – закон, точное исполнение религиозных предписаний, 2) тарикат – путь, подавление воли и любовь к Богу, 3) марифат – познание единства вселенной в Боге, 4) хакикат – истина, полное погружение в Боге. Появление на СК экстремистских течений «северокавказского ваххабизма» (Дагестан, Чечня, Карачай, Балкария, ногайцы) .Цель ваххабизма - связать воедино, создать некую целостность, хотя исходным материалом могут быть не феодальные земли и кланы, а этносы и субэтносы. Ваххабизм появился и стал постепенно распространяться на Сев Кав. Здесь имеются 2 главных очага ваххабизма – РД и КЧР. Эти республики многонациональны. Можно выделить среди ваххабитов 2 крыла - реформистское и радикальное. Сверхзадача у них одна: исламизация всего населения региона и, в конечном счете, установление на всей тер-ии Сев Кавказа независимого исламского гос-ва.
6. Нетрад рел обьед:
Вопрос №15 Традиционная культура народов ЮР.
1. Традиционная культура – тип культуры, для которого характерно социальное регулирование, приспособление к среде и развитие человека на основе воспроизводства стереотипов поведения и мышления (традиций), приоритет «поддержания» (повторения) привычных норм поведения над рационально-волевым началом.Соответственно, традиционная культуры это такая культура, которая обеспечивает адаптацию человека к природной среде и изменение (развитие) самого человека, прежде всего на основе традиции 3. Содержательные элементы традиционной культуры Юга России. Культура, представляя собой многомерную, интегральную характеристику социума, состоит из множества элементов. Целесообразно рассмотреть те черты, которые образуют специфику традиционной культуры горцев Северного Кавказа. Во-первых, это те из них, которые указывают на своеобразный воинский стиль жизни горцев: повседневная мужская одежда (черкеска), пригодная для боевых походов; холодное оружие, которое было при мужчине практически постоянно; специальная походная пища и т.н. пословицах, поговорках, притчах, тостах, преданиях, легендах, мифах, эпосе, песнях и т.п. Во-вторых, это те черты традиционной северокав культуры, которые связаны с традиц кавказским гостеприимством. Третья совокупность черт традиционной северокавказской культуры связана со своеобразным культом старейшин, Христианство и мусульманство оказывались здесь, как правило, под сильным влиянием традиционной культуры.И последней системой специфических черт северокавказской традиционной культуры. которую нам хотелось бы выделить, является специфика традиционных кавказских семейных отношений. Отношения в семье строго регламентированы. Обязанности мужа и жены четко разделены. Глава семьи - всегда муж. 4. Материальная культура народов Юга России Зарождение М.к. связано с появлением первых орудий труда, оружия, архитектурных сооружений, предметов быта, одежды, технологий приготовления пищи, произведений искусства. Предметы М.к. (произведения искусства, предметы религ. культа и т.д.) принадлежат к достижениям духовной культуры. К типам М.к. относят средства труда и результаты труда. К совр. средствам труда принадлежат техника, технологии и информационные средства коммуникации. Духовная культура народов Юга России - Д. к. Ю.Р. - это совокупность своеобразных традиций и обычаев, Д.к. народов Ю.Р. выступают религии (преимущественно православие в казачьей среде, ислам на Северном Кавказе и буддизм на территории проживания калмыков), мировоззренческие элементы к-рых отражаются и фиксируются в таких формах Д.к., как искусство, мораль, право, наука и т.п. Культура Северного Кавказа относится к культурам маскулинного типа. Высокая степень маскулинности (выраженности «мужского начала»), согласно Хофстеду, означает высокую ценность в данной культуре материальных вещей, власти и представительности. В культурах маскулинного типа подчеркивается различие в половых ролях, исполнительность, амбициозность и независимость. В данных культурах существуют значимые расхождения в оценке мужчин и женщин, занимающих одно и то же положение, в сторону более высокой оценки мужчин, а признание, успех и конкуренция рассматриваются как главные источники удовлетворенности. Куначество (от тюркского «кунак» - гость) - одна из форм искусственного родства на Кавказе близкая к побратимству. Возникло в эпоху разложения родового об-ва, когда кровнородственные связи уступали место территориальным, а человек оставался в сложных соц. условиях, в окружении людей, принадлежащих к различным родам и племенам. 5.С традиционным кавказским гостеприимством связаны многие черты традиционной северокавказской культуры. С традиционным кавказским гостеприимством связаны многие черты традиционной северокавказской культуры. Нельзя оставлять гостя одного, если он сам этого не хочет. Обычно к нему приставляют кого-нибудь из младших членов семьи, который должен выполнять все просьбы гостя и сопровождать его. Женская молодежь семьи почитала своим долгом следить за состоянием одежды гостя – каждое утро он находил ее вычищенной и отремонтированной. Другая совокупность черт традиционной северокавказской культуры связана со своеобразным культом старейшин, т.е. особым, предельно почтительным отношением к людям старшего возраста. Во всех территориях Северного Кавказа выделяются «кооперативные» формы трудовых объединений и взаимопомощи. 6. Литература народов Юга России - письменное словесное искусство народов южного региона, который как особая система складывается во вт. пол. XIX в. Характерной чертой лит. жизни этого многонац. региона становится двуязычие. Во второй части этого периода можно говорить об оформившихся осетинской литературе и литературе народов Дагестана. В конце XIX - нач. XX в. зарождаются балкарская, ингушская, кабардинская и чеченская письменные лит.Огромный ущерб нанесли репрессии многих талантливых художников слова, особенно депортации балкарского, калмыцкого, карачаевского, ингушского и чеченского народов . Их возрождение началось лишь в 60-е гг. Эпос-героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей. Нартские (нартовские) сказания - монументальный героич. эпос кавк. народов, относящийся к его архаич. образцам. Он сложился в I тыс. н.э. и включает мотивы еще большей древности. Бытует в прозаич. и стихотв. форме. Основн. носители Н.с., - осетины, адыги, абхазы. Распространен также среди балкарцев, чеченцев, ингушей, карачаевцев, кумыков, сванов и др Рус. лит-ра Юга России: Гражданская война, коллективизация и соц. строительство, Великая Отечественная война и послевоенное восстановление, период «оттепели», - все эти и др. события были художественно осмыслены и отражены в романах и повестях А. Серафимовича, М. Шолохова, А. Калинина, В. Семина, В. Закруткина, очерках и пьесах В. Овечкина, пьесах В. Киршона, стихах А. Кусикова, М. Луконина, стихах и поэмах А. Софронова
Нартские (нартовские) сказания - монументальный героич. эпос кавк. народов, относящийся к его архаич. образцам. сновн. носители Н.с., - осетины, адыги, абхазы. Основная тема эпоса - героические деяния. В нем прослеживается эволюция форм богатырства: в архаич. версиях героизируется не только физическая сила, но и хитрость, и коварство (Сосруко, Сослан, Сосрыква) Нартские сказания до сих пор бытуют в Осетии, Кабарде, Адыгее, Абхазии. В формирование науч. нартоведения основополагающий вклад внесли В.И. Абаев, В.Ф.Миллер, Ж.Дюмезиль. Широко известны уроженцы региона художники-графики Н.Дубовской, И.Крылов, М.Сарьян, Д.Фёдоров, М.Греков, А.Лактионов, К.Савицкий и др., установлены монументальные скульптуры, ансамбли М.Антокольского, Е.Вучетича, В.Хрусталёва, А.Ск- нарина и др. Искусство музыкальное - широко представленнро на Ю.Р. Корнями уходит в музыкальный фольклор юж-рос. народов, к-рый ныне активно изучается 8.Межкультурное взаимодействие на Юге России – особый вид взаимосвязей и взаимоотношений, складывающихся между двумя и более культурами в процессе взаимообмена культ-ым опытом, достижениями в духовной и материальной сферах культуры.Существует несколько форм межкультурного взаимодействия 1) Аккультурация - процесс принятия одним народом культ, норм, ценностей, традиций, стандартов поведения др. народа. 2) Ассимиляция-процесс принятия членами той или иной этнич. группы культуры др. народа, ведущее к изменению этнич. идентичности, самосознания людей. 3) Интеграция- появление новой этнокульт. общности в рез-те взаимодействия двух или нескольких этнич. групп при сохранении ими своих этнокульт. черт. Вопрос№ 16. Современный этап модернизации культур народов Юга России.
Считалось, что переход от традиционного общества к современному (а он полагался обязательным для всех культур и народов) возможен только через модернизацию. Этот термин сегодня употребляется в нескольких смыслах, поэтому его следует уточнить. Под модернизацией подразумевается весь комплекс прогрессивных изменений в обществе, это синоним понятия «современность» — комплекс социальных, политических, экономических, культурных и интеллектуальных трансформаций. Сюда включаются процессы индустриализации, урбанизации, рационализации, бюрократизации, демократизации, доминирующее влияние капитализма, распространение индивидуализма и мотивации успеха, утверждение разума и науки. Модернизация подразумевает внедрение новых, прогрессивных форм деятельности, технологий и идей, является средством ускорения, упрощения и облегчения пути, который предстоит пройти трад. обществам. Две тенденции в совр. развитии культуры ЮР: 1. Сближение, в основе которой лежат общие соц-экономические и политико-правовые процессы развития всех народов в рамках государства. Формируются схожие нормы и формы жизнедеят-ти, общие законодательно-правовые установки, появл. система делового этикета, общезначимые праздники. Взаимопроникновение культурных достижений набл. во многих сферах: в языке, политике (создание адм-правовых институтов), эк (внедрение новых производственных навыков), искусстве, семье (межкульт браки). В этом же аспекте происходит интернационализация культур - усиление взаимовлияния национальных культур друг на друга и развитие на этой основе национальных культур. Особенно сильно данный процесс прослеживается в центральных городах субъектов Юга России. Происходит взаимовлияние культурных установок как северокавказских народов, так и русских.. культурная интеграция- состояние внутр. целостности культуры и согласованности между разл. ее элементами, а также процесс, рез том к рого является такое взаимосогласование. 2. Автономизация. В 90е гг XX в. в связи с возрождением самобытных этнокультурных традиций и с потребностью этнич групп в сохранении этнокульт. идентичности, на ЮР проявились тенденции этноцентризма. Российская культура сегментировалась, на первый план стали выдвигаться этнич. ценности и элементы традиционной культуры. Народы ЮР, их совр. культура формировались на стыках между христ, исламс и языческим мирами, модернизационными процессами, что привело к неопределенности культурных ареалов. |