Главная страница
Навигация по странице:

  • 2) превращенные

  • 3) латентные

  • 21. Государственная национальная политика в Российской Федерации.

  • ГОСЫ ВСЕ ОТВЕТЫ. Регионоведение как наука и учебная


    Скачать 1.35 Mb.
    НазваниеРегионоведение как наука и учебная
    АнкорГОСЫ ВСЕ ОТВЕТЫ.doc
    Дата19.09.2017
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГОСЫ ВСЕ ОТВЕТЫ.doc
    ТипДокументы
    #8715
    страница11 из 25
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   25

    1. Этноэтатизм - система идеологических ориентаций, при которой этнос стремится к самоопределению, созданию независимого национального государства. Идеология этноэтатизма свойственна для многих правящих этнических групп в регионе, выражающих с ее помощью собственные этнократические устремления.

    Этнократия – форма политической власти, при которой управление экономическими, политическими, социальными и духовными процессами осуществляется с позиций примата национальных интересов доминирующей этнической группы в ущерб интересам других этносов.
    2. Существует следующая классификация типов этнократии:
    1) человеконенавистнические:

    – расизм – доктрина и политико-идеологическая практика, исходящая из представления, что человеческий род не является единым, состоит из принципиально отличных друг от друга видов, как правило, иерархически подчиненных;

    – фашизм – применение крайних форм насилия для подавления инакомыслия; антикоммунизм, расизм, шовинизм; широкое использование государственно-монополистических методов управления экономикой; максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни; идея военной экспансии;

    – шовинизм – идея о превосходстве нации или государства;

    2) превращенные:

    – национализм – официальная этническая идеология и этнополитика государства; этнически окрашенное мировоззрение определенных классов и общественных организаций;

    – фундаментализм – крайне консервативное течение, в котором тесно переплетаются националистические и конфессиональные притязания, выражением которых становятся общественно-политические и религиозные движения и организации, демонстрирующие свою приверженность к право-консерватиным идейно-политическим взглядам;

    – этноэтатизм – стремление части политической элиты отделиться от власти центра, т.е. требование права сецессии;

    3) латентные:

    – этнизм – частичная форма «закамуфлированной» политики, проводящаяся официальными государственными структурами по отношению к другим этническим группам;

    – этнонигилизм – отвержение опыта, совместной практики жизнедеятельности народов;

    – «национальный спазм» – неурегулированность отношений с этническим меньшинством;

    – этноизоляционизм – политика дистанцирования от другого народа.

    3. Функция мобилизации означает приведение этнической группы в активное состояние, сосредоточение сил и средств для достижения определенных целей, а также готовность группы к определенным действиям и сами действия. Функцию этнической мобилизации выполняет такой тип этнической идеологии, как этноэтатизм, при котором этнос стремится к самоопределению и созданию собственной государственности.

    На сегодняшний день регион Северного Кавказа характеризуется наиболее высоким уровнем развития этноэтатизма относительно остальной территории РФ. Это связано не только с тем, что на практике была осуществлена попытка вооруженной сецессии (Чеченская республика), но и с тем, что именно в данном регионе в наиболее полном и законченном виде сформировались как системные, так и внесистемные факторы, способствующие развитию сепаратистских тенденций.

    Социально-экономические факторы, среди которых: формирование устойчивой мотивации экономического поведения; качественная деградация рабочей силы; формирование у населения национальных республик региона иждивенческих установокпо отношению к органам государственной власти, которая ассоциируется, прежде всего, с федеральным центром.

    Политические факторы этноэтатизма: проблема асимметричности статуса субъектов РФ; неравнозначное положение национальных республик и административно-территориальных образований по отношению к фед.центру; практически бесконтрольная свобода «правотворчества» в республиках, которая дает возможность правящим региональным элитам нормативными средствами обеспечивать свое доминирование, что существенно дестабилизирует общественно-политическую ситуацию в республиках.

    Значительное влияние на развитие этноэтатизма на Северном Кавказе принадлежит также конфессиональным факторам – политизации ислама и его конкуренции с различными направлениями за влияние в обществе. Особую роль в процессе роста популярности сепаратистских идеологий приобретает исторический фактор, согласно которому выход новообразованного национального государства на международную арену при апелляции к мировому сообществу позволит «восстановить историческую справедливость.
    4. Юг России представляет собой один из самых полиэтничных и многоконфессиональных регионов мира. Здесь проживают представители более ста народов, принадлежащих к различным языковым группам и исповедующих все мировые религии. Одним из факторов усиления этнократических тенденций на Юге России стала этнизация политического управления, связанная с так называемой ее «коренизацией», т. е. превращением всего управленческого корпуса, в первую очередь, государственного, в представительство кадров титульной национальности. Исследователи обращают внимание еще на одну особенность этнизации политического управления, которая нередко упускается из виду при анализе этнократических тенденций. Речь идет о силовых структурах, которые обеспечивают сохранение власти в руках тех или иных этнополитических групп. Другим фактором усиления этнократических тенденций на Юге России является «этнизация экономики», которая выступает формой экономического национализма. Основу экономического национализма составляет экономическая политика и хозяйственная практика, которые отстаивают интересы не всех народов, населяющих определенную территорию, а только интересы той этнической группы, которую обычно называют «титульной», и ориентируются на создание привилегий и преференций только для представителей этой группы. Ко всему перечисленному следует добавить еще одну важную характеристику, которая заключается в том, что получившая в условиях многонационального государственного образования власть этнократия, представляющая интересы не всей, а лишь части титульной нации, неизбежно начинает бороться за создание «этнически чистого» государства, т. е. при решении национального вопроса принимает такие законы и опирается на такую идеологию, которые игнорируют права национальных меньшинств и ведут к их принудительной ассимиляции. Именно с этой точки зрения, этнократия - это антипод демократии, и ее политика неизбежно ведет к обострению межнациональных конфликтов.

    5. Региональная этнократия представляет собой правящую верхушку российских национальных республик, которая, с одной стороны, делает интересы «титульного этноса» приоритетными, а с другой, используя возможности своего положения, лоббирует интересы республики в центральных структурах власти продвигает в эти структуры своих представителей. Таким образом, образуются сильные этнократические группы, имеющие вертикальную структуру по всей территории страны. Пользуясь поддержкой национально-земляческих групп и республиканской этнократии, представители 10-15 небольших этносов, продвигаются в федеральные органы Центра, в аналогичные структуры в крупных городах. Тем самым Этнократия приобретает существенное влияние и продвигает интересы на всех уровнях. Значительно большее внимание уделяет лидерам региональной этнократии федеральная власть. Так, например, бывший президент В.В. Путин за период своей президентской деятельности почти 30 % встреч с губернаторами отвел этнократическим лидерам. Введение структуры федеральных округов несколько уравняло возможности этнократических и обычных региональных элит. Однако полностью асимметрия возможностей неснивелирована.
    6. На наш взгляд, необходимыми условиями преодоления этноэтатизма и трансформации этнократий в современные региональные элиты являются:

    - Артикуляция центральной властью интегрирующей национальной идеологии и национальной стратегии на основе общенациональной дискуссии; - Выработка их региональных инвариантов; - Стимулирование внутрироссийской социальной мобильности в интересах развития регионов; - Реализация крупных инвестиционных проектов на Юге России, модернизирующих социальный процесс, по инициативе и при гарантиях федерального центра; - Стимулирование (а не обычная бюрократическая боязнь) территориальной самоорганизации граждан на решение местных проблем в контексте общенациональных (общероссийских) интересов.

    В этих условиях этноклановые властные клики объективно будут вынуждены модернизироваться и становиться более открытыми, т.к. личная преданность сородичей, земляков и друзей должна будет подкрепляться достигательными факторами или отходить на второй план.

    Определение

    Структура

    Сравнить

    Прогноз

    1контекст конкретная сумма знаний, посвященная вопросу. Вписать рег в конт

    21. Государственная национальная политика в Российской Федерации.

    1.«Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025г.».

    2.Субъекты национальной политики.

    3.Сотрудничество органов власти с национально-культурными общественными организациями.

    4.Укрепление общероссийской идентичности и формирование российской нации на Юге России.

    5.Экономическая поддержка этнокультурных групп населения.

    6.Создание условий для сохранения художественных ценностей и культур.

    7.Проблема эффективности национальной политики.
    1. Государственная национальная политика – это система мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.

    19 декабря 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ о "О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года". До настоящего времени в России действовал силу Указ Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 15 июня 1996 г. № 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации"

    Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) - система современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики Российской Федерации.
    Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Стратегия основывается на принципах построения демократического федеративного государства, служит основой для координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления (далее также - государственные и муниципальные органы), их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Стратегия направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развития их национальных языков и культур.
    Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, многовековом политико-правовом опыте многонационального Российского государства.
    Стратегия разработана с учётом документов государственного стратегического планирования в сферах обеспечения государственной (национальной) безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, региональной, внешней, миграционной и молодёжной политики, образования и культуры, других документов, затрагивающих сферу государственной национальной политики Российской Федерации, а также с учётом преемственности основных положений Концепции государственной национальной политики Российской Федерации 1996 года.
    Государственная национальная политика Российской Федерации нуждается в новых концептуальных подходах с учётом необходимости решения вновь возникающих проблем, реального состояния и перспектив развития национальных отношений.
    Реализация Стратегии должна способствовать выработке единых подходов к решению проблем государственной национальной политики Российской Федерации государственными и муниципальными органами, различными политическими и общественными силами.
    Стратегия носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер, призвана развивать потенциал многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и всех составляющих его народов (этнических общностей). 2. Субъектами национальной политики выступают государство и социально-этнические общества. Государство осуществляет национальную политику через органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Общества участвуют в формировании и реализации национальной политики через представительные органы Российской Федерации, органы местного самоуправления и общественные объединения, действующие на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации. На федеральном уровне вопросами реализации национальной политики занимается Министерство регионального развития (Департамент межнациональных отношений), Министерство культуры, на региональном уровне различные исполнительные органы (например в Дагестане Министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан).

    3. Одной из форм самоопределения является национально-культурная автономия.

    Национально-культурная автономия в Российской Федерации (далее - национально-культурная автономия) - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

    В России создано более 530 национально-культурных авто­номий: 16 федеральных, около 170 региональных, более 350 местных НКА (2006г.).

    Национально-культурные движения - это доброволь­ные, самоуправляемые объеди­нения, созданные на основе культурных интересов различных этнических групп с целью возрождения или сохранения ценностей и культурных норм.

    Концепцией государственной национальной политики Рос­сийской Федерации создана была юридическая основа для того, чтобы «формировать в рамках действующего законодательства ассоциации и другие общественные объединения, способствую­щие сохранению и развитию культуры, более полному участию национальных групп в общественно-политической жизни страны». Концепция призывает именно «через национально-культур­ные ассоциации и объединения» обращаться в органы законода­тельной (представительной) и исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации с це­лью решения неотложных проблем жизнеобеспечения этнических меньшинств.

    На Юге России в кавказских республиках в настоящее время зарегистрировано 89 национально-культурных движений.

    Национально-куль­турные движения ориентированы на возрождение, развитие и сохранение самобытности культуры различных этнических групп, а также их обычаев, традиций, языка. Принципом деятельности национально-культурных движений выступает принцип ра­венства - провозглашение равноправия, в результате подчинения государственной власти, уважение фундаментальных прав человека (личных, религиозных, культурных). На Юге России целями национально-культурных движений является создание условий для культурно-самобытного развития. По форме организации на­ционально-культурные движения на Юге России децентрализованы и не принимают формы жесткой иерархической организации. Их принципом структурирования является самоорганизация, которая основывается на этнической принадлежности и развитии культурной самобытности.

    4. Среди потенциальных рисков особое значение имеет проблема системы идентичности на Северном Кавказе. В последние годы была очевидна тенденция к их гармонизации, когда российская, региональная и этническая идентичность стали взаимодополняющими в ЮФО. С созданием СКФО, напротив, объективно возникает вызов российской идентичности в северокавказском макрорегионе – единственном в России округе, где русские не составляют абсолютного большинства населения. Имеются основания полагать, что дальнейшая территориальная (окружная) идентичность будет формироваться как северокавказская и колебаться между российской и общекавказской.

    Если такая динамика укрепления кавказской идентичности сохранится в длительной перспективе, то это неизбежно и противоречиво скажется на соотношении российской и региональной идентичностей. Тем не менее, Правительство РФ в качестве главного конфликтогенного фактора в регионе по-прежнему рассматривает социально-экономический, а потому в сентябре 2010 г. утвердило первую «Стратегию социально-экономического развития СКФО на период до 2025 года». Безусловно, стратегия, предложенная А.Г. Хлоплниным, амбициозна, открывает возможности для массированных инвестиций в развитие СКФО, но она размывает проблему российской идентичности на Северном Кавказе, которая не сводится только к финансово-экономическим аспектам, а имеет определяющее ценностно-культурное измерение, человекоразмерность. Одновременно, как представляется, нельзя игнорировать религиозные аспекты происходящего на Кавказе, где в течение последних лет произошел процесс «растекания джихада» и сложилось устойчивое сетевое сообщество боевиков-исламистов. Пытаться разрешить эту проблему, в основе которой лежит постоянно развивающаяся идеологическая доктрина радикального исламизма, а также проблему деформации региональной идентичности исключительно материальными мерами, увеличением числа рабочих мест представляется не совсем верным. Попытка объяснения роста исламистских настроений исключительно экономическими вопросами заводит в тупик, поскольку косвенную связь между этими явлениями невозможно уничтожить исключительно увеличением числа рабочих мест. Отсутствие альтернативной идеологии или хотя бы попыток ее формулирования и формирования государством осложняет ситуацию в северокавказском регионе. Без решения этого вопроса невозможно преодолеть и кризис идентичностей. В этой связи практически сразу же после публикации Стратегии стали появляться предложения о необходимости ее переосмысления и улучшения. В этой связи «Стратегия» развития СКФО должна быть «заточена» на поиск ключевых механизмов и технологий регионального менеджмента, снижающих воспроизводство конфликтогенных факторов, порождающих проявления сепаратизма и терроризма. Региональная конфликтогенность – следствие динамичного развития социума, неравномерности и разновекторности протекания на территории региона процессов модернизации (или их противоположных форм – натурализации, деиндустриализации, консервации и т.п.). Поэтому для Северного Кавказа, в отличие от других регионов России, предпочтительной может стать «Стратегия», разработанная не по типовому шаблону, а та «Стратегия», которая будет ориентирована по «всему фронту» на снижение действия долгосрочных, устойчивых, «укорененных» конфликтогенных факторов, имеющая непременную антитеррористическую направленность. Тем не менее, негативные сценарии развития ситуации на Северном Кавказе не являются фатальными, а проблемы СКФО неразрешимыми. Для их решения необходимо желание, политическая воля, полномочия, ресурсы, современное управление процессами. Безусловно, федеральным и региональным властям придется снизить степень давления на общество таких негативных атрибутов российской современности, как клановость, казнокрадство и коррупция. И, конечно, нельзя утратить те позитивные результаты, которые были достигнуты в предыдущие годы по формированию и укреплению общероссийской идентичности в регионах страны, в том числе на российском Юге и Северном Кавказе. 5. Статья 19 (ФЗ «О Национально-культурных Автономиях»). Финансовая поддержка национально-культурных автономий органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры, реализации национально-культурных прав граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации вправе предусматривать в бюджетах субъектов Российской Федерации финансовые средства для оказания поддержки национально-культурным автономиям.

    На сегодняшний день существуют различные ФЦП, которые подразумевают поддержку этнокультурных групп населения. Например ФЦП «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев»,"Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера".
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   25


    написать администратору сайта