Главная страница
Навигация по странице:

  • Культурные отличия можно оценить как определенные предпосылки социальной конфликтности.

  • 3. Традиция и инновация в этнокультурном развитии.

  • . В ней выделяются два ключевых этапа

  • 4.Современная литература.

  • 6.Выдающиеся деятели культуры народов ЮР.

  • Экстремистская деятельность (экстремизм) - это

  • ГОСЫ ВСЕ ОТВЕТЫ. Регионоведение как наука и учебная


    Скачать 1.35 Mb.
    НазваниеРегионоведение как наука и учебная
    АнкорГОСЫ ВСЕ ОТВЕТЫ.doc
    Дата19.09.2017
    Размер1.35 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГОСЫ ВСЕ ОТВЕТЫ.doc
    ТипДокументы
    #8715
    страница9 из 25
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   25

    2. Конфликтный и консенсусный типы взаимодействия разнородных культур.

    Взаимодействие разнородных, типологически различающихся культур означает, что их носителями являются, с одной стороны, коренные народы С.К. и, с другой, - некоренные, в основном «русскоязычные».

    Такое взаимодействие означает: во-первых, культурный контакт, «соприкосновение культур; во-вторых, результаты этого контакта: либо взаимное отторжение взаимодействующих культур; либо частичную или полную интеграцию, взаимное «прорастание» культур друг в друга; либо поглощение одной культуры другой.

    Поэтому необходимо проанализировать оппозицию культур, выявить условия и факторы «культурного согласия» («консенсуса») и «культурного несогласия» («конфликта»).

    Культурные отличия можно оценить как определенные предпосылки социальной конфликтности. В случае если иная культура насаждается (или воспринимается как насаждаемая), то это может привести и к конфликту. Но, при определенных обстоятельствах контактирующие культуры «открываются друг для друга. Таким образом, при благоприятных обстоятельствах в этом случае может установиться культурный консенсус как основополагающий фактор социальной стабильности и залог развития.

    Фактором, способствующим нарастанию конфликтности культур, взаимного неприятия и отчуждения, служит нарушение баланса культур. Оно может проявляться как явное насаждение одних культурных образцов в ущерб другим, а также как резкая (скачкообразная) утрата статуса и авторитета одной (или нескольких) из взаимодействующих культур.

    На Северном Кавказе в разные времена культурный баланс также во время колонизации и советизации. Определенное насаждение достаточно далеких от жизни горцев образцов поведения и мышления началось в годы войны горцев с царской Россией (1817-1864). Этот процесс активизировался в годы Советской власти, когда часть кавказцев стала элементом того целого, что было принято называть «советским народом». Однако определенные заслуги Советской власти перед северокавказскими народами следует отметить. Дело в том, что именно на годы социализма приходится «культурная революция» - массовое общее образование и вполне доступное -высшее. На эти же годы выпадает колоссальное расширение возможностей для самореализации личности, которая стала возможной вследствие индустриализации.

    3. Традиция и инновация в этнокультурном развитии. Актуализация возрождения национальных культур, тесно связанных с традиционными культурами, сокрыты в истории взаимоотношений Северного Кавказа и России. В ней выделяются два ключевых этапа: 1) колонизация Северного Кавказа (особенно война 1817-1864 гг.); 2) советизация Северного Кавказа. И колонизация, и советизация Кавказа влекли за собой оттеснение традиций на периферию общественной жизни.

    Период социализма в целом нанесли традиционной культуре Северного Кавказа наибольший урон, вытеснив ее в основном в бытовые сферы. Нa период социализма приходится и бурное развитие средств массовых коммуникаций, главным языком которых был русский. Распространение на Северном Кавказе «русскоязычного» массового образования, при всех его плюсах, также не всегда учитывало северокавказскую ментальность, а иногда и сознательно противостояло ей. Приток на Северный Кавказ «мигрантов», т.е. жителей центральных, северных и восточных районов России, слабо или вовсе не знакомых с обычаями и традициями народов, проживающих здесь, также нарушал сложившиеся веками устои традиционной жизни. Традиционность на С.К. была сильно потеснена.

    Поэтому стремление многих современных кавказцев к «возрождению» традиционной культуры - это реакция на «культурно-идеологический вакуум, когда старые социалистические ценности «отменили», а новые еще не были усвоены. Т.о., характер возрождения трад-ой культуры проявляется не в поисках «первородства» тех или иных традиций, а в придании современному культурному процессу трад-ой окраски Возрождение элементов традиционности выступает как форма развития региональной культуры.

    В 90-е годы почти на исходе XX века в научной литературе по культурологии стали уделять должное внимание роли стереотипов в межкультурном общении в производстве и воспроизводстве культуры этносов, особенностям этнических процессов и развитию национального самосознания. Это объясняется тем, что формирование национального сознания и этнокультурные проблемы тесно взаимосвязаны. Практика показала, что народы Северного Кавказа нуждаются в мире и культурном сотрудничестве, они устали от заблуждений местных политиков и конфронтаций. Острые конфликты в этнополитических процессах на Северном Кавказе привлекли внимание ученых, которые стали подчеркивать пагубность принципа классового подхода и игнорирование многих национальных и этнокультурных факторов, непосредственно связанных со специфическими особенностями того или иного этноса. «Этнические особенности поведения и мышления людей - важная отрасль знаний о человеке. К сожалению, длительное время в советском обществоведении господствовало отношение к этим проблемам как второстепенным, как своего рода музейным экспонатам на этнографических выставках. Лишь в последние годы, когда со всей полнотой была оценена значимость этнической стороны жизни, наука стала выдвигать эти проблемы в качестве приоритетных. Начинает развиваться отечественная этнопсихология, возрождается этнопедагогика

    4.Современная литература. Литературно-художественные ценности, созданные представи­телями Юга России, получили не только общероссийское, но и мировое признание (творчество М. Шолохова, Р. Гамзатова, А. Кешокова, Т. Керашева, Д. Кугультинова, К. Кулиева, И. Машбаша, К. Хетагурова, А. Шогенцукова, Р. Ахматовой и др.).
    5.Наука и образование. Фестиваль науки Юга России проходил уже во второй раз(2010 и 2011гг). В нём приняли участие все подразделения ЮФУ, более 20 вузов ЮФО и СКФО. Кроме того, наряду с учебными заведениями Фестиваль поддержали музеи Ростова и Ростовской области. В течение двух дней Второго Фестиваля науки своё видение науки на базе музейной практики представят 14 учреждений, работающих в этой области. В Доме правительства Адыгеи в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в 2011 году по направлению "Поддержка талантливой молодежи" состоялось традиционное чествование талантливой молодежи и награждение лучших школьников денежными премиями РФ и РА. 

    ФЦПРО будет реализована в 2011-2015 годах в 2 этапа.

    На первом этапе (2011-2013 годы) в соответствии с мероприятиями ФЦПРО

    будут сформированы стратегические проекты развития образования, включающие в

    себя ряд новых взаимоувязанных направлений, которые будут реализованы

    субъектами Российской Федерации, образовательными и иными организациями и

    организациями при федеральной поддержке с участием профессионального

    педагогического сообщества.

    В результате выполнения первого этапа будут получены устойчивые модели

    для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их

    результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных

    организаций, регионов и социально-экономических условий.

    На втором этапе (2014-2015 годы) предстоит завершить начатые на первом

    этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в сфере

    образования на всей территории Российской Федерации. На этом этапе будут

    сформированы новые модели управления образованием в условиях

    широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных

    технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам федеральной

    целевой программы развития образования на следующий период. Объем финансового обеспечения Подпрограммы 5 в 2013-2020 годах составляет 16,1 млрд. рублей
    6.Выдающиеся деятели культуры народов ЮР.

    Особо следует отметить уникальность культуры и искусства Северной Осетии. Этот народ подарил миру одного из лучших дирижеров Валерия Гергиева, первую в мире женщину-дирижера Веронику Дударову, балерину Светлану Адырхаеву, династию цирковых артистов Кантемировых, эстрадных исполнителей Акима Салбиева и Феликса Царикати, Васо Абаев - патриарх иранистики и лингвистики и многие другие выдающиеся деятели, оставившие свой след в истории.В Чечне известны такие деятели как : поэтесса Р. Ахматова, Саид-Бей Арсанов(писатель), М. Мамакаев - поэт, прозаик, публицист, литературный критик .

    20 марта 2013г. Президент В.Путин подписал распоряжение «о присуждении грантов президента РФ для поддержки творческих проектов общенац. Значения о области культуры и искусства» .Директор Республиканского дома народного творчества Калмыкии Джиргал Тачиева получила грант на осуществление проекта по созданию электронного фонда храния образцов устного народного творчества.

    Спорт.На Северном Кавказе будет создана структура, которая займется решением вопросов развития спорта, как профессионального, так и массового. Все предложения этой структуры войдут в программу социального развития Северного Кавказа. ФГУП «ЮГ СПОРТ» - это крупнейший на юге Российской Федерации спорткомплекс подготовки сборных и клубных команд России, а также место проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Он расположен в городе Сочи

    В Чечню в рамках акции "Спорт - посол мира на Кавказе" завозятся грузы спортивного оборудования, а также проводятся встречи со спортсменами.

    17. Особенности экстремизма на Сев. Кавказе и стратегии его предупреждения

    1. Понятие и виды экстремизма.

    2. Особенности этноконфессионального экстремизма.

    3. Молодежный экстремизм.

    4. Терроризм как крайняя форма экстремизма.

    5. Традиционные и современные технологии профилактики экстремизма. Толерантность.


    Понятия и виды экстремизма. Особенности этноконфессионального экстремизма. Молодежный экстремизм. Терроризм как крайняя форма экстремизма. Традиционные и современные технологии профилактики экстремизма. Толерантность.

    Экстремистская деятельность (экстремизм) - это:
    - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
    - публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
    - возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
    - пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
    - нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
    Это определение экстремизму было дано в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114 –ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
    Обобщая это определение, можно сказать, что экстремизм – это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами.

    Различают следующие виды экстремизма: политический, национальный и религиозный.

    Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма. Широкое распространение получила ваххабитская идеология, лозунгом которой является «смерть всем неверным».
    Политический экстремизм – крайние взгляды на политическую систему общества, пропаганда насильственных или агрессивных способов установления отстаиваемой формы власти вплоть до политического террора.

    Национальный экстремизм – радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению нетитульного населения; агрессия в крайних формах терроризм в отношении людей другой этнической группы.

    Ученые так же различают крайний (радикальный) экстремизм, направленный на полное уничтожение или подавление своих оппонентов и противников (к этой форме экстремизма, очевидно, относится и политический терроризм), и экстремизм компромиссный, умеренный, прибегающий только к полумирным-полунасильственным действиям, направленным лишь на улучшение положения одной из сторон в рамках существующей формы разрешения конфликта.

    Молодежный экстремизм - взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении. Особую тревогу в связи с этим вызывает то, что немалая часть молодёжи в силу различных причин оказывается вовлечённой в сферу деятельности экстремистских, преступных организаций и движений. Ярким проявлением этого процесса является массовое участие молодёжи в межнациональных, межрасовых, религиозных конфликтах, рост молодёжной преступности и т. д.

    Наблюдается увеличение неформальных молодежных движений экстремистской направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко - несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.

    Терроризм определяется сегодня обычно как крайняя форма экстремизма. В основе политического терроризма лежат те же самые идеологии, что и в основе политического экстремизма вообще. Однако в формах практического насилия терроризм имеет и некоторые специфические особенности по сравнению с традиционными формами экстремистского насилия.

    Терроризм— это совершение общественно опасных, уголовно наказуемых деяний в отношении жизни, здоровья людей, прав и законных интересов различных субъектов ради принуждения третьей стороны к принятию требуемых террористами решений

    К основным группам мер профилактики экстремизма относятся:

    1. политические (меры по нормализации общественно-политической ситуации, разрешению социальных конфликтов, снижению уровня социально-политической напряженности, осуществлению международного сотрудничества в области противодействия терроризму);

    2. социально-экономические (меры по оздоровлению социально-экономической ситуации в отдельных регионах и выравниванию уровня развития регионов, сокращению маргинализации населения, уменьшению имущественной дифференциации, обеспечению социальной защиты населения);

    3. правовые (административные, уголовные, организационные и иные меры, направленные на неотвратимость наказания за совершенные деяния террористического характера, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований антитеррористического законодательства; противодействие незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических и психотропных средств, радиоактивных материалов, опасных биологических веществ и химических реагентов, финансированию терроризма; регулирование миграционных процессов и порядка использования информационно-коммуникационных систем);

    4. информационно-пропагандистские (меры по вскрытию сущности и разъяснению опасности терроризма, оказанию воздействия на граждан (групп граждан) с целью воспитания у них неприятия идеологии насилия и привлечения их к участию в противодействии терроризму);

    5. культурно-образовательные (меры по формированию социально значимых ценностей в обществе и воспитанию толерантности);

    6. организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и конкретных мероприятий по обеспечению объектов возможных террористических посягательств техническими средствами защиты, совершенствованию механизма ответственности за несоблюдение требований по антитеррористической защищенности объектов террористических устремлений и техническому оснащению участников антитеррористической деятельности).

    Толера́нтность— социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности, толерантность заключается в осознании и предоставлении другим их права жить в соответствии с собственным мировоззрением и служить ценностям их самобытной культуры. Толерантное отношение рассматривается как социальная ценность, обеспечивающая права человека, свободу и безопасность.

    В новейшей истории России терроризм и экстремизм наиболее остро впервые проявились в период ослабления центральной власти и разгула сепаратизма. После распада СССР и прихода к власти в Чеченской Республике Д. Дудаева Чечня де-факто вышла из состава России. Экстремизм здесь стал нормой жизни. Две военные кампании вернули Чечню в политическое и правовое поле России. Современную ситуацию на Северном Кавказе можно охарактеризовать как хроническую нестабильность. В 2010 г. зафиксировано сорок девять проведенных спецопераций. «Противники» же силовых структур постоянно наращивают свою мощь (в общей сложности в этом году зарегистрировано 596 актов террористической направленности, это в более чем в двенадцать раз превышает количество операций, проведенных силовыми структурами).В 2008 г. боестолкновения, взрывы, нападения, обстрелы чаще всего происходили в трех субъектах Российской Федерации. В Чеченской Республике их насчитывается около 279. В Ингушетии значительно меньше — 95, в Дагестане же только 40. Меньше всего зафиксированных терактов Северной Осетии—Алании. Новым объектом атак в 2008 г. стал район Большого Сочи, в этом году здесь зафиксировано пять взрывов, последний из которых унес из жизни двух человек, раненых насчитывается около одиннадцати.

    ФЦП РФ: "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)

    «Толерантность» - Федеральная целевая программа формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе. – закрыта

    18. Этносоциальная стратификация в России

    1. Этничность как основа социальной стратификации.

    2. Титульные этносы.

    3. Этногрупповое единство и межгрупповые различия как элемент иерархической организации социального пространства.

    4. Индикаторы статусных позиций этносов на Юге России.

    5. Этнические миграции: причины и виды на Юге России.

    6. Понятие диаспоры

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   25


    написать администратору сайта