КР Золотарева. Режиссерская игра, ее место и развитие в игровой деятельности детей дошкольного возраста
Скачать 211 Kb.
|
Департамент образования и науки Приморского края Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж» Форма обучения: заочная Отделение: гуманитарное КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ) По дисциплине: Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста Студента Золотаревой Виктории Сергеевны Группа 852 специальность 050144 Дошкольное образование На тему: «Режиссерская игра, ее место и развитие в игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Находка 2021 Содержание Введение……………………………………………………………………………..3 Раздел 1. Теоретическое обоснование проблемы познавательного развития дошкольников………………………………………………….…………………….5 1.1. Современные подходы к определению понятия «познавательное развитие»………………….…………………………………………………………5 1.2. Характеристика режиссерских игр и актуальность их комплексного развития в дошкольном возрасте. ……………………………………..……...…8 1.3. Образовательная область «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования……..…………………………………………………12 Раздел 2. Методика развития познавательных процессов у дошкольников.…………………………………………………………………….14 2.1. Методы и приемы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста…………………………………………………………....14 2.2. Рекомендации по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста как средства познавательного развития (разработка проекта, программы, системы, картотеки и прочее) ..…………………………19 Заключение………………………………………………………………………..22 Список используемых источников……………………………………………….24 Приложение А. Паспорт проекта «Улицы нашего поселка»…….…………….26 Введение Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Из всех видов детской игровой деятельности наименее изученным является режиссерская игра. Это можно объяснить тем, что сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Интерес к ней возник в последние десятилетия. По мнению современных педагогов, это можно объяснить тем, что задача воспитания состояла в формировании коллектива детей, чувства коллективизма. А так как режиссерская игра индивидуальна, то для этих целей не могла быть использована. Актуальность проблемы состоит в том, что специалистам, работающим в детских садах, приходиться сталкиваться с «вымиранием» режиссерской игры как выражением способности ребенка к адекватным действиям в воображаемой ситуации, созданной его собственной фантазией и отраженной в его словах и поступках. Требующая высокого уровня развития воображения режиссерская игра (по собственному замыслу ребенка) в повседневной жизни детей, посещающих сад, практически отсутствует. Цель исследования: теоретически обосновать значение режиссерской игры в процессе организации образовательной деятельности, показать особенности и возможность ее использования с целью познавательного развития дошкольников. Задачи исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; определение основных характеристик понятия «познавательное развитие»; раскрытие содержания работы по реализации образовательной области «Познавательное развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования; систематизация методов и приемов организации игровой деятельности детей дошкольного возраста. разработка рекомендаций по организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средства познавательного развития. Объект исследования: режиссерская игра как средство развития познавательных способностей дошкольников. Предмет исследования: методы и приемы режиссерских игр, способствующие развитию познавательных способностей дошкольников. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической; сравнение и обобщение; изучение педагогического опыта. Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы в работе воспитателями ДОО, родителями при самостоятельном изучении темы, а также студентам педагогического колледжа. Раздел 1. Теоретическое обоснование проблемы познавательного развития дошкольников Современные подходы к определению понятия «познавательное развитие» Дошкольный возраст - важнейший этапом становления образованности личности и познавательной культуры. Следовательно, главным направлением педагогической теории и практики на данном этапе обучения старших дошкольников является познавательное развитие. Проблема развития познавательных процессов актуальна в этом возрасте в связи с тем, что скорость развития современного ребенка очень отличаются от скорости развития детей, наблюдавшихся 5 - 15 лет назад. Значительно меняется поток и содержание информации, которую получает ребенок. Меняются источники информации и способы их переработки [8]. К этой проблеме обращались многие отечественные педагоги и психологи прошлого (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.) [4]. Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся: 1. В способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи. 2. Намечать план действий. 3. Отбирать способы решения поставленной задачи. 4. Добиваться результата и анализировать его [2]. В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов) - наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения [21]. Именно познавательные процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе [3]. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [26]. Познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность) [5]. Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности [4]. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности [9]. Т.И. Шамова считает, что: «познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности» [7]. Познавательное развитие - это одна из основных образовательных областей в развитии ребёнка. Согласно позиции Д. Б. Эльконина, ребёнок дошкольного возраста посредством ведущего типа деятельности усваивает смысл человеческой деятельности. В дошкольном возрасте формируется мотивационно-потребностная сфера ребёнка. Он в этом возрасте ищет ответы на вопросы, ради чего следует что-либо делать, совершать, учить. Поиск ответов на эти вопросы – одна из ценностей данного возраста. Познание ребёнка в значительно большей степени, чем познание взрослого, аффективно, событийно и индивидуально [2]. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем [12]. В.В. Зайко трактует познавательную активность как интегративное свойство личности, порождаемое потребностями, опирающееся на устойчивый познавательный интерес и выражающийся в интенсивности изучения человеком предметов и явлений действительности с целью реализации приобретенных знаний в преобразующей деятельности [7]. Нет необходимости доказывать, что в старшем дошкольном возрасте темп умственного развития детей является весьма интенсивным и динамичным. Ребенок хочет знать все. Его интеллектуальная сфера приобретает новые качественные характеристики. Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и их существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними. Таким образом, в деятельности ребёнка-дошкольника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений. Ребёнок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется [11]. 1.2 Характеристика режиссерских игр и актуальность их комплексного развития в дошкольном возрасте Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Режиссерская игра представляет собой основную форму индивидуальной игры дошкольников в возрасте от четырех с половиной до семи лет. Режиссерская игра типична для детей, ограниченных в контактах со сверстниками, испытывающих трудности в общении. Они вынуждены играть одни – ведь у них нет партнера. Индивидуальная игра является важным видом деятельности, необходимым для становления и развития игровых навыков. Она способствует также развитию воображения, мышления, речи и других психических функций. Носителями ролей в индивидуальной режиссерской игре выступают игрушки (куклы, звери) и другие предметы. В отличие от совместной игры, где ребенку приходится учитывать позицию партнера, здесь он сам организует игровую ситуацию, регулирует взаимоотношения персонажей и мотивирует их действия. При этом ребенок учится смотреть на событие с различных позиций, мысленно ставить себя на место конкретного персонажа. Характерно, что ребенок не берет на себя никакой постоянной роли, а, регулируя отношения действующих лиц, организует игру как режиссер. В индивидуальной игре дети меньше подвергаются влиянию сложившихся в коллективе игровых стереотипов, что позволяет им по своему устремлению развивать сюжет, использовать любые игрушки и предметы-заместители. В таких играх отчетливо проявляются индивидуальные особенности ребенка, его личные качества. Сюжеты индивидуальных режиссерских игр отличаются разнообразием, сложностью и нестандартностью. Для этих игр в их развитой форме свойственны комбинирование впечатлений из личного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, наблюдений, мультфильмов, причудливое соединение реального и вымышленного. В режиссерской игре речь – главный компонент. Часто она звучит как «дикторский текст за экраном». В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность. По содержанию (как деятельность) игра проходит путь от предметно-практической к сюжетно-отобразительной и, наконец, к сюжетно-ролевой, разновидностью которой является режиссерская игра. В раннем и младшем дошкольном возрасте игра носит преимущественно индивидуальный характер. В предметнo-отобразительных играх ребенок впервые усваивает способы действий с предметами, отрабатывает последовательность игровых действий. Первые навыки сюжетно-отобразительной игры малышу помогает приобрести взрослый, а ребенок повторяет эти действия с теми же самыми или другими игрушками. Расширяется опыт ребенка, растет уровень его игровых навыков и умений – усложняется и сюжет игры. Одновременно идет развитие мышления и воображения ребенка, возрастает способность к переносу способов действий на другие объекты, отношений между людьми – в игру. Таким образом, создаются предпосылки для перехода к развитой сюжетно-ролевой игре. Но она еще невозможна без сложившихся навыков общения. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ними общий язык. Параллельно с формированием навыков совместной игры продолжается развитие индивидуальной игры с игрушками. Она является особой формой игровой деятельности ребенка, которая дает ему возможность применить социальный опыт в игре с куклой. Этот опыт лежит в основе почти всех сюжетов индивидуальных игр, в играх же детей раннего и младшего дошкольного возраста преобладает. Опосредованный опыт ребенка проявляется в игре уже в конце раннего возраста и, постепенно расширяясь, ложится в основу сюжетов индивидуальных игр. Как правило, такой опыт реализуется в игре с различными, иногда довольно значительными отступлениями от оригинала — сказки, рассказа, мультфильма. Ассоциативная динамика сюжета представляет собой типичную особенность индивидуальной игры дошкольника. Режиссерские игры детей разного возраста имеют свою специфику. Особенности развития этих игр у детей четвертого года жизни: В их основе лежит непосредственный опыт ребенка, т. е. события, которые он наблюдал или в которых сам принимал участие. 1. Сюжеты игр с игрушками еще сравнительно несложны. Чаще всего они представляют собой краткие цепочки знакомых ребенку действий (кукла обедает, спит, идет гулять). Количество персонажей обычно невелико – один-два, редко три. Отношения между ними ребенок определяет по ходу игры. 2. За каждой игрушкой закреплена постоянная роль, вытекающая из ее образного решения. 3. Сюжетные события в индивидуальных режиссерских играх – результат ассоциативного восприятия ребенком окружающего мира. 4.Речь является главным компонентом режиссерской игры. Особенности развития режиссерских игр у детей пятого года жизни: 1. В основе игр по-прежнему лежит опыт, но не непосредственный, личный, который теперь имеет второстепенное, вспомогательное значение, а опосредованный. Дети проигрывают знакомые сказки, стихи, мультфильмы и диафильмы, нередко объединяя в одной игре различные источники. 2. Сюжеты игр отличаются большей сложностью и разнообразием, чем на предыдущем этапе. 3. Индивидуальная игровая деятельность представляет собой динамичный процесс. 4. Развитие сюжета по-прежнему происходит на основе возникающих ассоциаций, которые у ребенка пятого года жизни носят более сложный характер и берут начало не только в окружающей его предметной среде. 5. Игра детей пятого года жизни практически постоянно сопровождается речью. На фоне описательных высказываний появляются ролевые и оценочные. Особенности режиссерских игр детей 6-7 лет: 1) содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества; дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного; 2) возникающие сюжеты отличаются сложностью, динамичностью. В игру включается несколько действующих лиц, в роли которых выступают игрушки. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. 3) использование различных предметов-заместителей; 4) возникают совместные режиссерские игры. Объединения детей обычно немногочисленны – 2-3 человека. Дети вместе придумывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые игрушки, предметы, исполняют роли (каждый за своего персонажа). Другими словами, в совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер. Таким образом, режиссерские игры создают реальные предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой игры. Но с появлением последней режиссерские игры не исчезают: взаимообогащаясь, дополняя друг друга, оба вида игр присутствуют в жизни ребенка и за рубежом дошкольного возраста. 1.3. Образовательная область «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения. Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием. Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Речь, в данном случае, является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно: вступает в общение, поддерживает и завершает общение; умеет общаться в паре, группе, в коллективе; проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми. Таким образом, задача педагога организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника. |