Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1. Методы и приемы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста

  • Задачи педагогического взаимодействия Содержание педагогического взаимодействия

  • 2.2. Рекомендации по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста как средства познавательного развития (разработка проекта, программы, системы, картотеки и прочее)

  • КР Золотарева. Режиссерская игра, ее место и развитие в игровой деятельности детей дошкольного возраста


    Скачать 211 Kb.
    НазваниеРежиссерская игра, ее место и развитие в игровой деятельности детей дошкольного возраста
    Дата20.11.2021
    Размер211 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКР Золотарева.doc
    ТипКурсовая
    #276852
    страница2 из 3
    1   2   3
    Раздел 2. Методика развития познавательных процессов у дошкольников
    2.1. Методы и приемы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста
    Детская игра – это деятельность ребенка в условной (мнимой, воображаемой) ситуации. Мотив такой деятельности заключен в ней самой, т. е. ребенок играет не ради какого-то внешнего результата, эффекта, а потому, что хочет играть. Как только этот мотив меняется, игра перестает быть игрой.

    Игра возникает из условий жизни ребенка обществе и отражает эти условия. В ней происходит «первичная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает особо знание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым» [19].

    В работах О.В. Солнцевой выделяется две технологии организации режиссерских игр.

    а. Педагогическая технология организации режиссерских игр на основе готового содержания (для детей с недостаточным уровнем освоения сюжетной игры).

    Этапы педагогической технологии.

    1 этап. Обогащение опыта режиссерских игр детей за счет использования готовых игровых сюжетов.

    2 этап. Частичное преобразование готового игрового сюжета в новый игровой сюжет, его включение в режиссерскую игру.

    3 этап. Создание новых игровых сюжетов и их использование в режиссерских играх.

    Алгоритм педагогического взаимодействия воспитателя и детей, представлен в таблице 1.

    Цель: развитие умений сюжетосложения в совместных режиссерских играх на основе готового сюжета и на основе преобразования готового сюжета.
    Таблица 1 – Алгоритм педагогического взаимодействия воспитателя и детей

    Задачи педагогического взаимодействия

    Содержание педагогического взаимодействия

    Организация игр режиссерского типа на основе готового сюжета.

    Презентация готовых игровых сюжетов: фрагменты литературных произведений, письма с описание сюжета; организация игр по готовым сюжетам.


    Перевод готовых сюжетов (литературные произ-ведения, мультфильмы) в сюжет игры режиссерского типа.

    Совместный пересказ готовых сюжетов (хорошо знакомых детям), выделение в сюжете событий для игры и их фиксирование при помощи записей, пиктограмм, рисунков: написание писем, составление альбомов «Наши игры», моделей сюжета при помощи условных обозначений, запись рассказов на аудиодиск.



    Организация режиссерских игр на основе составленных сюжетов.

    Совместная режиссерская игра воспитателя с детьми, в которой воспитатель управляет одним из персонажей. Оказание детям педагогической поддержки во время игры: подсказывание реплик героев, действий на основе созданного сюжета.

    Придумывание части игрового сюжета на основе частично заданного готового содержания.

    Презентация частично готовых игровых сюжетов: получение письма с описанием сюжета, где часть текста отсутствует; модели сюжета игры с пропущенными карточками; ленты мультфильма (картинки) с пропущенными кадрами. Восстановление отсутствующего содержания.

    Организация игр режиссерского типа на основе частично готового сюжета, придумывание и согласование недостающих фрагментов готового сюжета.

    Совместная режиссерская игра воспитателя с детьми, в которой воспитатель управляет одним из персонажей. Оказание детям педагогической поддержки во время игры: подсказывание реплик героев, действий на основе созданного сюжета.

    Придумывание игровых сюжетов по аналогии с известными сюжетами литературных произведений или мультфильмов

    Создание рассказов-аналогий, придумывание продолжения и завершения к началу сюжета. Фиксирование продукта сочинения: письмо лента мультфильмов; моделирование.

    Организация игр режиссерского типа на основе созданных сюжетов.

    Наблюдение за самостоятельными играми детей. Оказание детям педагогической поддержки во время игры: подсказывание реплик героев, действий на основе созданного сюжета.


    б. Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений.

    Данная педагогическая технология позволяет организовать режиссерские игры по мотивам разных сказок или мультсериалов. Продолжительность организации игры по одной сказке – 2-3 месяца. Надо помнить, что совместная с воспитателям деятельность по подготовке к игре или сама игра не заменяет свободных самостоятельных игр детей в соответствии с их интересами. Воспитатель взаимодействует с микрогруппами детей (3-6 человек), реализуя содержание с учетом особенностей развития субъективной позиции и интересов старших дошкольников.

    Для развития субъективной позиции к фантазированию в режиссерской игре целесообразно использовать сказочные сюжеты, так как сказка по своей природе блика к игре – она погружает в атмосферу условности, вымысла, привлекая этим детей. В свою очередь сюжет игры представляет собой последовательность взаимосвязанных событий и в этом смысле аналогичен любому повествовательному тексту.

    Для развития игровых умений создается полифункциональный игровой материал. Полифункциональность материала определяется возможностью развертывания неограниченного количества сюжетов на его основе, содержание материала связано со сказочным материалом.

    Этапы педагогической технологии.

    1 этап. Обогащение игрового опыта детей новым содержанием на основе организации художественного восприятия сказки.

    2 этап. Развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой и знакомых сказок. Полифункциональный игровой материал представляет собой смысловое поле – пространство, на котором разворачиваются игровые события. Это может быть сказочная страна или город (1 часть). Далее полифункциональный игровой материал выступает в роли пускового механизма, помогающего детям разворачивать новое содержание игровой деятельности, основанное на борьбе добра и зла, направляет своим содержанием замыслы детей. На новом игровом поле изображается новая сказочная страна или город, в которые попадают знакомые детям игровые персонажи (2 часть).

    3 этап. Развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывание новых приключений для героев сказки. На 3 этапе педагогической технологии игровой материал отражает внутреннюю позицию ребенка по отношению к воображаемой ситуации и создается как сказочная страна, придуманная детьми для новых приключений игровых персонажей (3 часть).

    Алгоритм педагогического взаимодействия воспитателя и детей представлен в таблице 2.

    Цель: развитие умений сюжетосложения в режиссерских играх на основе преобразования готового сюжета в новый сюжет; развитие умения совместно создавать новые игровые сюжеты; развитие умения согласовывать замыслы.

    Таблица 2 - Алгоритм педагогического взаимодействия воспитателя и детей

    Задачи педагогического взаимодействия

    Содержание педагогического взаимодействия

    Обогащение содержания режиссерской игры; развитие эмоционального отношения и интереса к героям сказки

    Чтение сказки. Беседы по содержанию сказки, рисование по сюжету сказки, рисование героев, «словесное рисование» героев, игры-этюды по фрагментам сказки.

    Создание игровой обстановки для режиссерской игры по мотивам сказки.

    Выбор эпизодов для игры. Внесение готового полифункционального материала или совместная деятельность воспитателя и детей по созданию полифункционального игрового материала.

    Организация режиссерских игр по эпизодам сказки на основе полифункцио-нального игрового материала

    Совместная игра воспитателя с детьми. Оказание детям педагогической поддержки через игровое взаимодействие: помощь в развитии сюжетной линии, в организации диалогов с партнерами, в установлении договоренностей по поводу распределения игровых персонажей, развития сюжета.

    Развитие воображения на основе полифункци-онального игрового материала.

    Придумывание сюжетов-аналогий и их разыгрывание. «Мозговой штурм» с использованием предметных картинок. Разыгрывание сюжетов на основе «мозгового штурма».

    Развитие способности придумывать новый сюжет, комбинируя эпизоды двух разных сказок при помощи следующей части поли-функционального игрового материала.

    Внесение 2 части полифункционального игрового материала. Рассматривание, определение характеров новых героев игры. Выдвижение игровых гипотез: какие приключения возможны при встрече героев разных сказок. Создание банка игровых идей для новых игр.

    Организация игр на основе самостоятельно придуманных сюжетов.

    Воспитатель оказывает педагогическую поддержку в позиции «вне игры», выступает как комментатор происходящего, помогает в регулировании отношений играющих детей.

    Создание 3 части полифункционального игрового материала.

    Обогащение представлений детей о сказочных и фантастических странах в процессе бесед и рассматривания иллюстраций. Создание банка идей для придумывания новой страны в ходе «мозгового штурма». Совместная деятельность воспитателя и микрогрупп детей по созданию вариантов 3 части игрового материала.

    Организация режиссерских игр на основе 3 части игрового материала.

    Самостоятельная игровая деятельность детей. Воспитатель оказывает педагогическую поддержку только тогда, когда возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации.

    Автор приводит пример создания режиссерских игр, используя сказки Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» и А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Методика расписана достаточно подробно и понятно, что делает ее достаточно доступной.

    Методика руководства режиссерскими играми Кириллова  И. А.

    Автор следующей методики выделяет следующие основные составляющие развития режиссерских игр у старших дошкольников:

    1. Чтение художественной литературы.

    2. Просмотр разнообразных мультфильмов.

    3. Самостоятельное изготовление персонажей в соответствии с выбранной тематикой («Солнечный город Незнайки», «Зеленый лес Робин Гуда» и т.п.).

    4. Создание специальной предметной среды (макеты, предметы-персонажи, предметы-действия).

    И. А. Кириллов в своих исследованиях отмечает важность использования макетов для режиссерских игр детей.

    Макет – это уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира.

    Макет должен быть универсальным, тематически многозначным, т.е. отражать множество сюжетов.

    Автор выделяет  следующие типы макетов:

    1. Макет-модуль (крепость – замок, кукольный дом, дворец).

    2. Макет-карта (улицы города, дороги, мост, лес, море, маяк, пристань, острова и т.п.).

    Считается, что на 1 год нужно 4 макета: 2 модуль-макет, 2- макет-карта.

    Методика руководства режиссерскими играми Кравцовой Е. Е.

    Следующая методика руководства режиссерскими играми детей строится по такой схеме:

    1. Разыгрывание заранее заданных сюжетов: сказок, рассказов или пьес.

    Материал: настольный кукольный театр, набор мелких одномасштабных игрушек.

    2. Придумывание оправдательных сюжетов.

    Материал: набор одномасштабных игрушек.

    Воспитатель располагает игрушки определенным образом на карте-макете.

    3. Придумывание сказки и показ.

    Материал: набор мелких игрушек.
    2.2. Рекомендации по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста как средства познавательного развития (разработка проекта, программы, системы, картотеки и прочее)
    В соответствии с заданием разработан Проект «Улицы нашего поселка».

    Тип проекта: творческий, информационно – исследовательский.

    По количеству участников: групповой.

    Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.

    По продолжительности: краткосрочный.

    Цель: Способствовать освоению дошкольниками позиции субъекта творческой игровой деятельности через реализацию поэтапной педагогической технологии развития режиссерской игры.

    Задачи:

          1. Актуализация игрового опыта детей в режиссерской игре;

          2. Накопление у детей содержания игровой деятельности для освоения умения сюжетосложения, сочетания разнообразных событий, передачи выразительности игровых образов, эмоциональных состояний персонажей;

          3. Стимулирование самостоятельных игр детей, оптимизацию их игрового общения.

          4. Обогащать знания и представления детей о предметах, материалах, их свойствах, способах их применения;

          5. Инициировать ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжение всей работы.

    Проблема: дети очень мало знают о названиях улиц своего поселка.

    Предполагаемый результат:В процессе реализации проекта дети могут преобразовывать предметы окружающей действительности, обогатят знания о предметах и материалах, их свойствах и способах применения. У детей повысится уровень развития по художественному творчеству, сформируется учебно-познавательная компетентность (в соответствии с особенностями возраста). Дети приобретут навыки совместного творчества - способны объединиться для общего дела, договариваться, действовать согласованно.

    Форма организации детей: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.

    Форма работы с детьми:

    1. Чтение сказки Б. Житкова «Светофор».

    2. Проведение режиссерской игры «Светофор».

    3. Заучивание загадок о цветах светофора.

    4. Вырезывание из овалов «Светофор».

    5. Беседа на тему «Сигналы светофора», «Дорожные знаки».

    6. Проведение режиссерской игры «Я водитель».

    7. Физкультурное занятие «Мы гуляем по улице».

    8. Музыкальное занятие: разучивание песни «Песня про правила дорожного движения».

    9. Конструирование «Дорожные знаки».

    10. Рисование «Грузовой автомобиль».

    Форма работы с родителями:

    1. Консультация «Игры направленные на развитие сюжетосложения».

    2. Папка - передвижка «Правила дорожного движения».

    3. Анкетирование «Правила дорожного движения».

    4. Изготовление планшета «Улицы нашего города».

    5. Проведение интервью с родителями «Правила дорожного движения».

    Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная, трудовая, чтение художественной литературы.

    Предварительная работа: выбор темы проекта, изучение методической литературы, публикации в журналах «Дошкольное воспитание» по теме проекта, посетить сайты. Проанализировать многообразие режиссерских игр. Выявить уровень развития творческих способностей детей, разработать тематический план занятий по теме проекта.

    Здоровьесберегающие технологии: физкультурное занятие «Мы по улице гуляем», динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики осанки.

    Оформление: материалы проекта представлены в печатном виде (папка – накопитель); в электронном виде с мультимедийной презентацией и приложениями.

    Итог проекта:

    • познавательный досуг «Улицы нашего поселка»;

    • оформление тематической папки «Правила дорожного движения»;

    • оформление планшета на тему «Улицы нашего поселка»;

    Наглядность: Планшет с макетом домов, машин, дорожных знаков, животных, людей; иллюстрации с изображением дорожных знаков, автомобилей; герои - игрушки.

    Паспорт проекта размещен в Приложении 1.

    Заключение
    В данной курсовой работе мы рассмотрели особенности игровой деятельности дошкольников, выполнили поставленные задачи.

    В работе мы выделили режиссерскую игру, как наивысший этап развития детской игровой деятельности. Режиссерская игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.

    Основная задача педагога в развитии режиссерской игры - направлять игровую деятельность детей, обогащать другие виды игровой деятельности, которые способствуют формированию режиссерской игры.

    Режиссерская игра имеет решающее значение для развития творческого развития личности ребенка. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

    Игровая деятельность ребенка всегда является обобщенной, так как мотив есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.

    Данная курсовая работа показала, что процесс развития творческих способностей детей определенного дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс, в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию творческих способностей детей определенного дошкольного возраста.

    Таким образом, поставленные задачи решены, цель, определённая в начале курсовой работы, выполнена.
    1   2   3


    написать администратору сайта