Главная страница

Волков Аналит филос Питерса. Ричарда стенли питерса


Скачать 0.77 Mb.
НазваниеРичарда стенли питерса
Дата13.05.2023
Размер0.77 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаВолков Аналит филос Питерса.pdf
ТипДокументы
#1126389
страница5 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
гомилии, вера не имеет заслуги там, где человеческий разум, опираясь на опыт, проводит доказательство (praeber experimentum)». Следовательно, в священной доктрине неприменимо доказательство»
157
Таким образом, цель образования Средневековья — формирование высоконравственной личности, для которой духовное состояние является наивысшим приоритетом. Неслучайно в эпоху Средневековья зарождается мистика, что является поиском духовных состояний, с помощью которых человек может осознавать свое духовное предназначение. Самообразование рассматривается как осмысление феномена Бога, а соответственно, духовного состояния, к которому
156
Сенека. Марк Аврелий. Наедине с собой. — Симферополь, 2002. — С. 60.
157
Фома Аквинский. Онтология и теория познания (фрагменты сочинений. Ч. 1. – Режим доступа http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/2001/Gaydenko_1.pdf.
можно приблизиться. С этой целью постепенно переосмысливается вся античная философия, начиная с Аристотеля и заканчивая стоиками. Это включает в себя определенную долю критики, однако большая часть философии все же заимствуется, поскольку стоическое состояние духа характерно и для христианства. Прослеживаются аналогии в образе жизни античных философов и средневековых отшельников, героизации гражданина и канонизации христианских мучеников, воспитании в философских школах и монастырском образе жизни. В эту эпоху основная цель образования — формирование духовного состояния посредством осознания величия Бога, достижение морального совершенства, однако другими средствами, чем в античности, где это реализуется через осмысление нравственного совершенства что такое добро, благо. В Средневековье есть лишь один путь к знанию — через Бога, который является благом, поскольку Он творец Вселенной. Знания являются необходимым минимумом для того, чтобы понять Его совершенство и тем самым самого себя. Августин создает знаменитые трактаты Исповедь, Ограде Божьем, в которых познание человеком самого себя оказалось важнейшим условием самореализации. Принцип Августина верую, чтобы понимать открывает роль чувства, интуиции, вдохновения для познания человека и окружающего мира
158
В схоластических школах большое внимание уделяли, с одной стороны, изучению языков, поскольку в них открывался дух, с другой — изучению точных наук, посредством которых можно осмыслить природу. Постепенно происходит разделение на две истины самого процесса познания — познание человека посредством Бога и природы. Одним из представителей второго направления является У. Оккам, который изобрел метод, названный впоследствии бритвой Оккама», — он отсекал лишние предположения в теориях, оставляя логичные сточки зрения исследования природных явлений. Именно Оккам провозгласил необходимость различения методов познания духа и природы, что стало катализатором пробуждения сознания как самостоятельной силы
159
Впоследствии в образовании Возрождения выделяются два направления первый является продолжением средневековой традиции и состоит в познании Бога, а другой — в познании природы. Наблюдается тенденция познания Бога посредством использования принципов познания природы. Н. Кузанский в своем труде Трактат об ученом незнании характеризует постижение Бога следующим образом
158
Августин Блаженный. О Граде Божием. — Мн, Мс Уильям Оккам: Избранное. — МС И кто видит, что все разнообразие мира есть подобие единого Бога, тот, оставляя многообразие всех подобий, переходит к непостижимому»
160
Такая позиция означает отход от религиозной персонификации Бога и антропоморфных представлений о нем. Поэтому Кузанский рассуждает о соотношении мира конечных вещей сих бесконечной сущностью. При этом природа рассматривалась им не как самостоятельное образование, а в единстве с духом (пантеизм. Боги природа рассматриваются как единое целое и не могут существовать автономно. В позднем Возрождении начинается исследование мира социального. Осмысливается не только человек и духовный мирно и социальный мири реальная сущность человека, который представляется как центр социального мира. В Утопии Т. Мора социально-политический и нравственный идеал взаимно обусловлены, поскольку люди живут для счастья, а счастье — в получении удовольствий, честных и благородных, в сохранении хорошего здоровья, в отсутствии страха. Выдвигаются проекты, как необходимо устроить социальный мир, который рассматривается как самостоятельный, и с этого времени становится объектом рассмотрения, как и мир природы. В этом контексте образование понимается как процесс формирования социально совершенного человека. В частности, Т. Мор описывает категорию людей, которые следят за выполнением нравственных норм. С противоположной точки зрения, а именно Н. Макиавелли, человек рассматривается как животное существо, имеющее тягу к богатствам
162
Он предоставлен самому себе, неспособен спокойно и хладнокровно взвешивать последствия своих поступков, однако дает преимущество тем из них, которые наиболее соответствуют его личным интересам. Не холодный разум управляет человеком, а его слепые страсти. Не нравственные начала определяют суждения и поступки человека, а его эгоистические влечения, которые затуманивают разум и лишают его способности отличать полезное от вредного. Только суровая необходимость может заставить человека обуздать свои страсти и прислушаться к голосу разума. Однако господствует представление, что мирная жизнь невозможна, поэтому каждый из них дает полную волю страстями преследует только свои личные интересы 160
Николай Кузанский. Сочинения в 2 т. — М, 1980. — Т. 2 — С. 15.
161
Мор Томас. Утопия. — МС Макиавелли Н. Избранные произведения. — МС Там же.

75
§ 24. Знание природы как ценность По сравнению со Средневековьем, где доминирует тяготение к духовным практикам, в Новое время все более актуальной становится наука как средство нравственного совершенствования. В этот период возникает образование как самостоятельный институт. Именно тогда Р. Декарт разрабатывает Правила для руководства умом, а Ф. Бэкон создает Великое восстановление наук, где обосновываются научные методы, которые адаптируются для обучения выдающимися педагогами Я. Коменским и К. Ушинским. Происходит постепенный переход в сферу чистого знания и сознания, которые являются инструментами познания реальности, того, что дано в опыте. Именно в этот период понятие материя становится весьма актуальным. Зарождаются научные направления, желание познать реальность приводит к восхвалению знания, овладение которым становится целью образования. Реализация этого когнитивного императива произошла в эпоху Просвещения. Знание — сила — выражение Ф. Бэкона, характеризующее важность научного подхода, что в значительной степени связано с осознанием значимости рассудка, актуальность осознания которой выделяется Г. Гегелем таким образом Дальше следует сказать, что рассудок есть вообще существенный момент образования. Образованный момент не удовлетворяется туманными неопределенным, а схватывает предметы в их четкой определенности необразованный же, напротив, неуверенно шатается туда и обратно, и часто приходится употреблять немало труда, чтоб договориться с таким человеком — о чем же идет речь, и заставить его непременно держаться именно этого определенного пункта. Инструментом применения рассудка оказывается дедукция Р. Декарта и индуктивная логика Ф. Бэкона, являющиеся научными методами, которые рождаются из критики прежних взглядов насущность научного знания, его значение и задачи. Отметим, что Новый органон — это также попытка создания философии экспериментального естествознания для выяснения правильности выводов и обобщений опытных наблюдений, в противовес метафизике Органона Аристотеля. Исследование проблемы эпистемологического обоснования формальной логики у Ф. Бэкона показывает, что понятие форма определено очень многозначительно. Его учение опознании связано со схоластическими
164
Бэкон Ф. Сочинения в 2 т. — М, 1972. — Т. 2. — 852 с Гегель Г. В. Ф. Сочинения в 14 т. — МЛ Т. 1. — C. 133.
представлениями об универсалиях, следовательно, философу полностью не удалось оторваться от влияния схоластической философии. Это имеет место также в номиналистской концепции языка Дж. Локка, который утверждает, что в процессе речевого общения люди воображают, что их разум имеет власть над словами, а неудачный и неправильный выбор слов создает серьезные трудности и препятствия на пути познания истины. Слова как бы затуманивают разум, приводят его в смятение, дезориентируют в поисках истины. Это же наблюдается в критике Ф. Бэконом идолов рынка, которая несет в себе рациональное зерно, ибо в ней подчеркивается относительная самостоятельность языка, заключающаяся в наличии как некоторой консервативности в отношении мышления, таки ее способности активно влиять на последнее. В период Нового времени возникают определенные сомнения в возможностях познания. Так, Г. Лейбниц и Б. Спиноза
168
ставят вопрос непросто опознании природы, а опознании природы самого сознания, поиска истины. Постепенно возникает необходимость исследования самого мышления, научного опыта уже по отношению не к природе, а к самому сознанию. Так, британские эмпирики утверждали, что знания были своего рода осадком, оставленным чувственным опытом в сознании индивида. Тем самым они неявно принимали утверждение Р. Декарта осознании как способности ума. Р. Питерс считает такую фундаментальную точку зрения на трактовку сознания правильной. Аналитический философ трансформирует положение Дж. Локка
170
, настаивая на том, что каждый ребенок рождается с чистым сознанием, при этом его ум наполнен большим количеством желаний, которые достаточно странные и не имеют формы, поскольку у них нет еще осознания подлинных ценностей, отсутствует полнота чувственных данных, нет осознания причинно-следственных связей. Однако, отмечает Р. Питерс, наличие детских вопросов свидетельствует о постепенном развитии психической структуры, которое происходит на одном уровне с разнообразными типами объектов и их отношениями в общественном мире. М. Хайдеггер утверждает, что подобное мировоззрение характерно только для человека Нового времени, которое порождает людей, уверенных в необходимости и возможности овладеть миром и
166
Локк Дж. Сочинения в 3 т. – Т. — МС Лейбниц Г. В. Сочинения в 4 т. — М, 1982. — Т. 1. — С. 143.
168
Бенедикт Спиноза. Избранные произведения в 2 т М, 1957. — Т. 2. — С. 11.
169
Декарт Р. Сочинения в 2 т. — М, 1989. — Т. 1 — С. 77.
170
Локк Дж. Сочинения в 3 т. — М, 1985. — Т. 1. — С. 164.
приспособить его согласно собственным потребностям. Философ указывает на то, что Новое время является периодом переосмысления человеком своих возможностей по отношению к сущему сущее предполагается им для собственных целей и для экспериментального исследования. Такой проект сущего он называет наброском Благодаря такому наброску, этой общей схеме природных явлений наука обеспечивает себе предметную сферу внутри данной области сущего. Внутри этой общей природной схемы каждый природный процесс должен найти себе место. Естественный процесс находится в поле зрения лишь в контексте общей схемы 25. Ценность познавательных способностей Поворот в такой гносеологической позиции совершил И. Кант, который в Критике чистого разума поставил задачу исследования познавательных возможностей человека. Он предполагает, что человек является не только частью природы (вещь в себе, а самостоятельным феноменом (вещь для нас. Эту позицию обозначает И. Канта И. Фихте ее развивает уже со стороны способности к интуитивному созерцанию интеллигенции. В его контексте научное знание еще более возвеличивается. Наличие рациональной свободы трактуется как проявление высшей свободы. Г. Гегель считает, что свобода является осмыслением необходимости, поэтому все действительное
— разумное. Таким образом, немецкая классическая философия восхваляет деятельность сознания, поэтому образование рассматривается как высшая ценность, своего рода святыня. Соответственно, при этом освящается сам процесс овладения знаниями. Как следствие, именно в этот период развиваются университеты. Онтологический аспект образования в немецкой классической философии полнее всего проявляется в гегелевском отождествлении образованности как воспитанности Своеобразие детей терпимо в кругу семьи нос момента вступления в школу начинается жизнь согласно общему порядку, по одному, для всех одинаковому правилу здесь дух должен быть приведен к отказу от своих причуд, к знанию и хотению общего, к усвоению общего образования. Это преобразование души — только и называется воспитанием. Чем образованнее человек, тем
171
Хайдеггер М. Бытие и время. — МС Кант И. Собрание сочинений в 8 т. — М, 1994. — Т. 3. — 741 с Фихте И. Г. Сочинения в 2 т. — М, 1993. — Т. 1. — С. 51.
174
Гегель Г. В. Ф. Сочинения. — МС меньше выступает в его поведении нечто ему свойственное и именно потому случайное»
175
Обратим внимание, что образование рассматривается как изменение состояния духа посредством преобразования души. Поэтому поводу приведем также определение образования Г. Гегелем: Это противоречие между непосредственной единичностью и наличной в ней, в себе субстанциональной всеобщностью и составляет основание жизненного процесса индивидуальной души — процесса, посредством которого непосредственная единичность этой души приводится в соответствие со всеобщим, а последнее осуществляется в этой непосредственной единичности, и таким образом первое, простое единство души с собой поднимается до единства, опосредованного противоположностью, и первоначально абстрактная всеобщность души развивается до конкретной всеобщности. Этот процесс развития и есть образование»
176
Следует также показать, как это соответствие со всеобщим происходит в учебном процессе Напротив, в школе непосредственность ребенка теряет свое значение здесь считаются с ним лишь постольку, поскольку он имеет известную ценность, поскольку он в чем-нибудь успевает здесь его уже не только любят, но, согласно общим установлениям, критикуют и направляют, согласно твердым правилам дают ему образование с помощью учебных предметов, вообще подчиняют его определенному порядку, который запрещает многое, само по себе невинное, потому что нельзя позволять, чтобы это делали все. Далее обратим внимание на то, как Г. Гегель показывает значимость образования Вопреки этому следует, однако, заметить, что взрослый человек уже не находится более во власти своих частных побуждений и субъективных взглядов и незанят только своим личным развитием, но погружен в разум действительности и проявляет себя деятельным для мира»
178
Постепенно в немецкой классической философии возникают сомнения относительно возможностей человеческого разума и продуктивности знания. Их можно найти у Л. Фейербаха в его книге о христианстве, которую он посвящает исследованию не сознания, а человека, рассматриваемого как части природы. Антропологизм Л. Фейербаха предполагает возможность нравственного
175
Там же. — С. 82.
176
Там же. — С. 86-87.
177
Там же. — С. 93.
178
Там же. — С. 94.
179
Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2 т МС совершенствования человека как существа родового. Дух уже не может быть абсолютным, как у Г. Гегеля, а только человеческим. Он проявляет себя в интуиции, которая трактуется как понимание проявлений жизни. Такая трактовка способности к познанию появляется уже в философии откровения Ф. Шеллинга
180
Впоследствии в неоклассической философии, например в философии жизни, она становится определяющей, например А. Бергсон отдает предпочтение интуиции
181
Возникают сомнения в силе разума, а соответственно, в образовании, что можно увидеть в иррационализме Ф. Ницше, который довольно цинично отзывается об ученых людях. Вне проявления интуиции их деятельность не приносит никакой пользы. Поэтому перед образованием формируются и ставятся цели развития творческих навыков и способности к созиданию 26. Лингвистический поворот Появление феноменологической концепции сознания Э. Гуссерля, позитивизма и прагматизма становится причиной того, что постепенно формируется представление о языковой картине мира. Возникает аналитическая философия Л. Витгенштейна, в которой показывается, что собой представляет данная картина. Посредством обращения к внутренней форме слова становится возможным обращение к внутреннему миру сознания и тем самым исследованию своеобразия мировосприятия. В. Гумбольдт показывает многообразие символических миров культуры. Онтологическое обоснование картины мира в рамках экзистенциализма дает М. Хайдеггер посредством ответа на вопрос, что она собой представляет Скорее всего, это изображение мира. Мир здесь выступает как изображение сущего в целом. Это имя не ограничено космосом, природой. Создать для себя картину чего-то значит поставить перед собой именно сущее так, как на самом деле оно есть, и постоянно иметь его поставленным перед собой. Там, где мир становится картиной, там к сущему приближаются как к тому, на что человек нацелен и что он хочет соответственно получить для себя. Картина мира, которая осмыслена существенно, означает не картину, изображающую мира мир, который понятен в смысле такой картины 180
Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения в 2 т. — МС Бергсон А. Собрание сочинений в 4 т. — М, 1992. — Т. 1. — С. 153.
182
Ницше Ф. Сочинения в 2 т. — М, 1990. — Т. — С. 44-46.
183
Хайдеггер М. Время и бытие ст. и выступления. — СПб., 2007. — 621 с.

80 Позитивистская линия понимания предназначения знания получила продолжение в философии прагматизма и инструментализма. В частности, Дж. Дьюи трактует знание в качестве инструмента для реализации человека. Знание как логическая конструкция существует самостоятельно, однако образование должно быть ориентировано на мир, в котором присутствует человек, и на самого человека. Этот прагматический аргумент весьма созвучен с философскими взглядами на образование Р. Питерса, для которого знания есть картина мира, в конструкцию которой вписывается человек. Отсюда возникает необходимость ориентации на его интересы и формируется осознание концепта, который впервые используется как определение целей, задач, функций образования. Это, в свою очередь, создает предпосылки использования логики как инструмента для выявления концептуальных связей Дьюи Дж. Демократия и образование. — МС ГЛАВА І. ТЕЛЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта