Главная страница
Навигация по странице:

  • 13. Богатство речи

  • 16. выработка уверенности в себе

  • 18. Психологическая и физическая подготовка к выступлению.

  • Ответы Риторика. Риторика и культура речи юриста Риторика. Определение, история


    Скачать 56.1 Kb.
    НазваниеРиторика и культура речи юриста Риторика. Определение, история
    АнкорОтветы Риторика.docx
    Дата02.11.2017
    Размер56.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы Риторика.docx
    ТипДокументы
    #10025
    страница2 из 3
    1   2   3

    11. Чистота и правильность речи юриста.

    Слова характеризуют оратора как личность, поэтому речь его должна быть чистой. Чистой признается такая речь, в структуре которой нет чуждых литературному языку слов, фразеологизмов, диалектной, жаргонной и арготической лексики, конструкций разговорной речи. Одним из основных качеств судебной речи, определяющих ее эффективность, является правильность, которая предполагает соблюдение общепринятых норм литературного языка. Языковая норма — это принятые в общественно-речевой практике правила произношения, употребления слов, правописания, постановки знаков препинания, словообразования. Нормы языка характеризуются относительной устойчивостью, общеобязательностью. Важно соблюдение лексических норм, обеспечивающих точность словоупотребления; орфоэпических (произносительных) и акцентологических (норм ударения, грамматические нормы (морфологические и синтаксические) устанавливают единообразие форм словоизменения и соединения слов в словосочетания и предложения, стилистические нормы обеспечивают уместность эмоционально и функционально окрашенных языковых средств.

    12. Лаконичность, выразительность, самобытность речи.

    Наше время, с его ускоренными темпами, ростом количества информации, с необходимостью повышения культурного уровня, требует от судебного оратора ясного, краткого изложения материала. Лаконичность речи достигается точным выражением мыслей, наличием четких формулировок, отсутствием лишних слов, не несущих информации, отсутствием многословия и лишних, неуместных мыслей. Распространенной ошибкой является многословие. Разновидностью многословия являются плеоназмы, то есть сочетания слов, обозначающих одно и то же и тавтология, то есть повторение одного и того же слова или однокоренных слов.

    Краткость должна сочетаться с глубоким содержанием речи, чему способствуют эмоциональность, экспрессивность. Созданию экспрессивности, а также эмоциональности служат и языковые средства, с помощью которых оратор выражает эмоционально-волевое отношение к предмету речи и тем самым воздействует на эмоции аудитории. Это различные изобразительно-выразительные средства. Однако каждое выразительное средство уместно в судебной речи в том случае, когда помогает усилить звучание аргумента, выразить важную, с точки зрения оратора, мысль, передать ее суду, подсудимому или присутствующим в зале суда гражданам. Использование риторических приемов ради украшательства, красивости речи ослабляет ее логический аспект, снижает ее убедительность.

    Особо ценным качеством публичной речи является индивидуальность (самобытность) — умение говорить о самых лакомых фактах своими словами, не употребляя речевых штампов. Штампы — это шаблонные, надоевшие выражения с потускневшей от частого употребления семантикой. Штампы используют бездумно, по привычке, лишая тем самым свою речь образности, индивидуальности. Штампованными могут стать и отдельные композиционные части судебной речи, особенно вступления. Речь, характеризующаяся самобытностью, личностным своеобразием в освещении фактов не может оставить людей равнодушными.

    13. Богатство речи

    И еще одно важное, просто необходимое качество убеждающей речи - это ее богатство, или разнообразие. Это максимальное использование разнообразных средств языка, которые необходимы для эффективной передачи информации. Если в речи не повторяются одни и те же языковые средства (слова, словосочетания и однотипные синтаксические конструкции), если в ней большой словарный запас, активный состав моделей словосочетаний и предложений, такую речь называют богатой, или разнообразной.

    Выразительность речи зависит от того, насколько активно мышление оратора, в какой мере сильны и ярки его эмоции, в какой степени владеет он богатством языка. Умение использовать разнообразные языковые средства, передающие движение мысли, тончайшие оттенки состояния и действий человека, последовательность рассуждения оратора; сложные предложения с придаточными частями, логические построения, отражающие последовательность рассуждения, большое количество логических вопросов, противопоставлений. Экспрессивность речей достигается использованием редких восклицательных предложений, риторических вопросов, метафор, параллелизма, иронии. Речь, обладающая всеми названными качествами, воспринимается как воздействующая. Только при этом условии она может выполнить свою высокую общественную функцию.

    Антитеза - изобразительное средство, строящееся на противопоставлении понятий, мыслей, образов.

    Арго - тайный воровской язык.

    Градация - такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит в себе усиливающееся смысловое или эмоционально-экспрессивное значение.

    Жаргон - социальная разновидность речи, характерная для людей, объединенных общностью интересов, профессии, времяпрепровождением.

    Метафора - употребление слов в переносном значении на основе их сходства.

    Паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но различающиеся значением.

    Семантика - значение слов.

    Фразеологизм - устойчивое в своей структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в речи в виде готовой единицы.

    Экспрессивность - выразительность речи.

    15. Подготовка конспекта выступления

    Очень полезно вести записи по темам, которые вас интересу и могут стать предметом вашего публичного выступления, так будет легче их собрать и расклассифицировать.

    Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме.

    Отберите главное и вычеркните второстепенное

    Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу, из первичного перечня фактов. Теперь посмотрите, чего вам не хватает.

    Следите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое утверждение были подкреплены вспомогательными фактами, расположенными под ними (1, 2, 3 и т.д.). Старайтесь, чтобы таких подкреплений по каждому тезису было несколько.

    Лучше пользоваться полными предложениями, особенно на первых порах. Кроме того, в конспект целесообразно вносить не вопросы, а конкретные утверждения, сформулированные как уже готовые и обдуманные вами мысли.

    Разные лекторы пользуются своими записями по-разному. Ч.Чаплин, например, очень боялся микрофона, и все его речи были им предварительно полностью написаны, он выступал по полному тексту. Великолепный лектор И. И. Мечников готовился к каждой лекции тщательнейшим образом, но записей или конспектов никогда не делал, на лекции импровизировал. Известный химик С. Н. Реформатский писал полный текст лекции, дома читал его семье, брал запись в аудиторию с собой, держал перед собой на кафедре, но не заглядывал в нее.

    Выступать без конспектов могут только опытные ораторы, многократно выступающие на одну и ту же тему. Оптимально иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже.

    Разбейте свое выступление на три основные части: вступительную, основную и заключительную. Во вступительной части вы должны вызвать у слушателей обостренное внимание и интерес, установив, таким образом, контакт с аудиторией. Говорить нужно четко и уверенно, избегая при этом излишнего пафоса. В основной части речи выдвигайте аргументы, обосновывающие вашу процессуальную позицию. В процессе выстраивания доказательств одни положения следует обосновывать с помощью других, доказанных ранее. Завершить основную часть следует самым весомым доказательством, после чего сделать четкие выводы по сути дела. Заключительная часть речи должна быть краткой и выразительной.

    16. выработка уверенности в себе

    В ситуации непринужденной беседы право на речь получает то один из них, то другой. Но в жизни часто возникают такие ситуации, когда наблюдается неравноправие участников по отношению к речи, особенно ясно выражена такая иерархия при ораторской, публичной речи: право голоса на определенное условленное время передается оратору; аудитория должна выполнять собственную роль. Таким образом, право на речь в определенном смысле означает власть говорящего над слушающим, возможность управлять аудиторией. Эту возможность оратор должен реализовать. Но для этого нужно уметь играть роль «главного» в речевой ситуации, повести за собой слушателей. Это невозможно без чувства уверенности в себе. Любое сомнение, колебание, проявление неуверенности в поведении говорящего сбивает с толку слушающего. «Ораторский страх». Как же избавиться от этого чувства?

    Чтобы победить страх, нужно знать его причины.

    1.Они могут быть связаны с индивидуальными чертами личности.

    2. Причина страха кроется в нереалистических ожиданиях — настроенности на то, что речь должна оказать какое-то необыкновенное воздействие на слушателей. Другие результаты воспринимаются как крах. Этому способствует повышенное внимание к себе.

    3. Вызывает страх и безразличие к вам собеседника или аудитории.

    4. Собственная установка на неудачу.

    5. Важной и единственно обоснованной причиной страха бывает плохая подготовка к беседе или выступлению, незнание темы или предмета речи — некомпетентность.

    Вот почему необходимо наблюдение за собой и самоанализ. Это необходимо для того, чтобы выработать разумное отношение к себе в роли говорящего. Основой этого отношения должна быть реалистическая установка на благоприятный результат вашего выступления или беседы, установка на хорошее впечатление, которое вы, несомненно, произведете. Готовя себя к общению, внушите себе, что иметь возможность поделиться своими мыслям, чувствами и знаниями с собеседниками или аудиторией, это не наказание, а радость.

    17. Приемы борьбы с волнением во время выступления

    Оратор может иметь три причины для волнения:

    1. Боязнь незнакомой аудитории.

    В таком случае рекомендуется несколько раз произнести вслух фразу: «Я хорошо знаю материал, меня будут хорошо слушать», с повышенной энергией произносите заготовленные заранее фразы.

    2. Ощущение плохой, недостаточной подготовки.

    В этом случае вы сами виноваты. Но что-то можно сделать: имейте резервный материал, опустите то, что хуже знаете и сосредоточьтесь на том, что вы знаете достаточно твердо.

    Творческая взволнованность (сумею ли хорошо выступить? поймут ли? как выступить наилучшим образом?).

    Подобная взволнованность придает выступлению искренность и естественность, бороться с ней не надо.

    И несколько технических приемов борьбы с волнением:

    — повысьте эмоциональность речи;

    — повысьте громкость речи;

    — повысьте энергичность речи;

    — дышите ртом и носом одновременно;

    — шевелите пальцами рук за спиной или пальцами ног;

    — возьмитесь за стул, трибуну, край стола;

    — зажмите в кулак монету;

    — возьмите мел, указку;

    — пишите что-нибудь на доске, даже если это и не очень нужно (тему, разделы плана, отдельные термины, цитаты);

    — не извиняйтесь за мелкие .

    Основные положения борьбы со страхом:

    1. Практика - это самый эффективный способ. Чтобы избавиться от страха, вам нужно постоянно его преодолевать.

    2. Подготовка к выступлению. Лучший способ уменьшить страх перед публичным выступлением - подготовиться к нему.

    3. Откажитесь от мысли, что вы всегда должны быть совершенны.

    4. Внешний вид. Постарайтесь выглядеть во время выступления хорошо. В первую очередь для самого себя.

    Методы борьбы со страхом непосредственно перед выступлением:

    1. Быстро подвигайте челюстью вперед-назад, это поможет расслабить лицевые нервы, чтобы ваше лицо не напоминало маску античного театра.

    2. Энергично помотайте кистями, пошевелите пальцами, разомните ладони. Данная гимнастика помогает снять парализующий эффект волнения, стимулирует речевой аппарат; скорость вашей реакции и красноречие ощутимо повышаются.

    3. Энергично пройдитесь, помашите руками. Физическая активность способствует снятию нервного напряжения.

    4. Подвигайтесь в спокойном ритме. Вытяните руки вверх, не отрывая пяток от пола, потянитесь и бросьте тело вниз, встряхните руками.

    Научившись контролировать свое дыхание и управлять им, вы научитесь контролировать такие чувства, как волнение, страх, паника.

    Если вы не знаете, куда деть руки. Перед началом выступления руки находятся в естественном положении вдоль туловища или чуть согнуты в локтях и чуть прижаты к телу. Во время выступления можно положить руки за спину, на стол или трибуну. Не желательно перекрещивать руки, замыкать кисти рук, держать в карманах. Можно взять в руки какой-нибудь предмет (ручку, книгу, лист со своими записями), но не совершать излишних манипуляций с предметом. Лучше держать предмет одной рукой, чтобы другая оставалась свободной.

    В случае нарастания беспокойства во время выступления помогут любые движения. Можно походить, взять в руки что-либо, микрофон, наглядное пособие. Придумать повод для аплодисментов и поаплодировать вместе с залом.
    18. Психологическая и физическая подготовка к выступлению.

    1. Не бойтесь слушателей: еще ни разу в истории они никого не съели.

    2. Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи. Помните, что для слушателей важнее всего представляемая вами позиция, ваши идеи, а потом уже вы сами. Будьте готовы к тому, что вы расскажете лишь некоторую часть того, что могли бы, сознательно ограничьте себя. За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными и непривычными для вас делами, не начинайте новых дел – это рассеет ваше внимание.

    6. Не ешьте перед ответственным выступлением. Вспомним Остапа Бендера – как известно, когда он был голоден, он испытывал приступы красноречия. Д. Карнеги иронически замечает, что если вы хорошо поедите перед выступлением, то кровь, которая должна циркулировать в вашем мозге, опускается вниз и начинает борьбу с бифштексом и картофелем.

    7. Лучше всего занять руки: шевелите пальцами за спиной либо пальцами ног, держитесь за стул или за трибуну, зажмите в кулак монету, какой-нибудь другой маленький предмет. 19. Коммуникационно- логическое оформление речи

    Словесное выражение мысли всегда подчинялось ряду требований, которые и определяли коммуникативные качества речи.

    Основные качества, или критерии речи, представленные в классической риторике:

    1) грамматическая правильность 2) ясность 3) пригодность, 4) красота выражения, изящество.

    Стремление убедить требует знания языковых средств, которые способствовали бы четкой смысловой связности речи и выражали бы логику изложения. Важным средством выражения логических связей между композиционными частями и отдельными высказываниями являются специальные средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, значит, повторяю, следовательно, итак и др.), противоречивые отношения (как уже было сказано, как было отмечено, поэтому, благодаря этому, сообразно с, следовательно и др.), итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключении скажем, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать…). В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.). Одним из средств связи являются логические вопросы. Функции вопросительных конструкций определяются их местом в структуре текста судебной речи и коммуникативным заданием. В форме вопроса осуществляется постановка проблем, с помощью вопросов получается новая информация. Проблемный вопрос, употребленный во вступлении, формулирует цель оратора в конкретном процессе, определяет задачу, стоящую перед ним. Вопросительная интонация позволяет более экспрессивно определить проблему всего судебного заседания, кроме того, способствует установлению психологического контакта между коммуникатором и адресатом.

    21. Зачин

    Цель — привлечь внимание. Это дополнительные вставки: истории, анекдоты, цитаты… которые можно использовать в своем вступлении, чтобы сделать его не только деловым и формальным, но эмоционально ярким и цепляющим. Лучше иметь в запасе несколько вариантов начала вашего выступления. Если один из зачинов не сработает, вы можете воспользоваться запасным, чтобы добиться той цели, для которой вы зачин произносите.

    Зачин не всегда нужен. Если аудитория внимательно вас слушает, если она вас уже давно и хорошо знает, если слушатели в нужном эмоциональном состоянии - то можно сразу переходить к делу! Подбирайте зачин под свой имидж. Несовпадающее с вашим имиджем начало может только насторожить аудиторию. Зачин может быть комбинацией разных зачинов. Например: "Цитата + История + Личный опыт" и т.д. Вероятность, что такая комбинация сработает - выше!
    22. Восприятие оратора аудиторией.

    Личность оратора – очень важное понятие. Аудитория хочет видеть личность, индивидуальность, неповторимость выступающего. Аудитория воспринимает оратора упрощенно, стереотипно. Оратор должен заботиться о своём имидже. Около 50% информации в процессе публичного выступления передается невербально, т.е. словесно не выражено.

    Считается, что внешность должна быть в меру привлекательная, костюм – умеренно модным. Костюм или платье не должны плотно обтягивать фигуру. Одежда должна соответствовать ситуации общения и возрасту. Элементы в одежде, повышающие доверие к оратору:

    · темная традиционная одежда;

    · темно-синий цвет;

    · тёмно-серый цвет;

    · коричневый цвет;

    · черный цвет;

    · добротный материал;

    · определенная эффектность одежды (контрастность цветов);

    · деловой стиль одежды – строгий костюм с длинными рукавами, должно быть минимальное количество открытых участков тела;

    · ноги не должны быть открытыми. Повышают доверие очки в темной оправе; силуэт, приближающийся к прямоугольнику (прямые плечи).

    Элементы, которые снижают доверие:

    · одежда ярких, насыщенных тонов;

    · слишком модная одежда;

    · многочисленные украшения;

    · элементы спортивной, неофициальной одежды: мягкий свитер, джинсы, кроссовки и так далее;

    · силуэт, приближающийся к шару (покатые плечи, рукав реглан).

    Манера выступления важна для оратора. Она хорошо запоминается, можно повысить или понизить доверие. Манера выступления важнее, чем внешность оратора.

    1) уверенность к себе;

    2) деловитость;

    3) дружеское отношение к слушателям;

    4) скромность;

    ·5) подъем, эмоциональность в изложении.

    Нельзя:

    · выглядеть уставшим, спешащим, избыточно возбуждённым;

    · извиняться за свою миссию перед аудиторией;

    · сидеть, стоять на одном месте;

    · стоять спиной;

    · держать руки в карманах, вертеть что-то в руках;

    · смотреть в глаза одному слушателю, смотреть в пространство, на пол, на ноги – это потеря контакта с аудиторией.

    Поза оратора. Ноги слегка расставлены, не должны быть перекрещены руки или ноги – это закрытая поза. Грудь - вперед, живот - втянуть. Голова должна быть слегка приподнята. Оратор не должен облокачиваться.

    Жесты и мимика: речь, которая не сопровождается жестами – не настоящая. Лучшим жестом считается тот, который органически сливается со словом.
    1   2   3


    написать администратору сайта