Ритуал в древней месопотамии. РИТУАЛ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ. Ритуал в древней Месопотамии Емельянов Владимир Владимирович, д
Скачать 311.87 Kb.
|
Женщина мне явилась: кто она такая? На голове ее тонзура сверкает, Серебряный стиль в руке она сжимает. При ней табличка со знамением добрым, С этой табличкой совет она держит. Второй явился, Наделенный властью, лазуритовую дощечку в руке сжимал он, План храма набрасывал. Священная корзина передо мной стояла, Священная форма кирпичная была готова, Кирпич судьбы для меня был в священную форму положен. Тополь крепкий предстал передо мною, Из сосуда тигид люди–птицы постоянно его поливают[54], Осел–самец справа от моего хозяина Землю скребет копытом». Правителю его мать Нанше отвечает: «Пастырь мой! Твой сон я тебе растолкую! Человек, что ростом подобен небу, ростом земле подобен, По голове бог, По крыльям Анзуд, по низу потоп, Справа и слева львы лежат, — То брат мой Нингирсу воистину есть! Свое святилище Энинну построить тебе приказал он! Уту, над горизонтом взошедший,— Твой бог Нингишзида! Солнцу подобно, на горизонте взошел он! Дева, на голове которой тонзура, Что серебряный стиль в руке зажала, Что табличку имела со знамением добрым, С этой табличкой совет держала, — То сестра моя Нисаба воистину есть! Сверкающей звездой о постройке храма Она тебе объявляет! Второй же герой, наделенный властью, Лазуритовую дощечку в руке зажавший, — То Нинуруда! План храма он набрасывал. Священная корзина, перед тобой стоявшая, Священная форма, для тебя готовая, Кирпич судьбы, в священную форму положенный,— То священный кирпич Энинну воистину есть! Тополь крепкий, перед тобой представший, Что из сосуда тигид люди–птицы непрестанно поливают,— (Значит, что) ори постройке храма сон не придет на твои глаза! Осел–самец, что от своего господина справа Землю скребет копытом, — Это ты! Как жеребец, для Энинну Землю ты будешь копытом скрести! Совет тебе дам — совету внемли: Когда Гирсу — главною храма округи лагашской — нога твоя достигнет, Если в сокровищнице своей печать ты сломаешь, дерево оттуда достанешь, Царю своему колесницу добротно сделаешь, Если впряжешь в нее осла резвого, Колесницу ту серебром–лазуритом украсишь, Стрелы из колчана, подобно буре, выведешь, Если о булаве — силе героя — ты позаботишься, Если для бога любимый штандарт изготовишь, Если имя свое напишешь, Если с его любимой арфой „Дракон Страны" — Громогласной, именитой его советчицей — К витязю, любящему подарки, Царю твоему, владыке Нингирсу, В сверкающий храм Анзуд–Энинну ты вступишь,— То твою малую просьбу, как большую, он примет! Сердце владыки, беспредельное, словно Небо, Сердце Нингирсу, сына Энлиля, тебе отворится: План своего храма он тебе откроет, Витязь свои великие ME Для тебя умножит!» Праведный пастырь Гудеа, Что знает много и делает много. Перед словами Нанше Потупил очи. В сокровищнице своей печать он сломал, Дерево оттуда достал. Гудеа (для работы) стволы подготовил, С деревом бережно он обращался; Дерево мес отполировал он, Дерево халуб топором обработал, Для лазуритовой колесницы предназначил. Беговых ослов — демонов бури — Впряг он в ту колесницу, Его любимый штандарт изготовил, Имя свое в него вписал он, С любимой арфой «Дракон Страны» — Громогласной, именитой его советчицей — К витязю, любящему подарки, К царю своему, владыке Нингирсу, В сверкающий храм Анзуд–Энинну Вступил он, В радости в храм он вступил. Из святилища Энинну Гудеа сияющий вышел. Изо дня в день, из ночи в ночь Дважды Гудеа храм обходил, Шум понижал, тишину утверждал, Ведьмин плевок с дороги сметал, В Шугаламе — месте суда и страха, Откуда Нингирсу за странами смотрит,— Энеи тучную овцу, барана, откормленного козленка На шкуру непорочной козы положил, Кипарис, мыльный корень чужой страны он поджег, Благовоние из кедровой смолы богов, Масло богов приготовил, Царю своему воскурил прилюдно, обратись с мольбою, В Убшукинну вошел, ниц пал: «О царь мой Нингирсу! Владыка, обращающий воды! О праведный владыка! Семя, испущенное Горой Великой! О юноша–герой, не имеющий равных! О Нингирсу! Твой храм хочу я построить, Но знамения твои неясны мне! Витязь, все необходимое сказал ты — Но — сын Энлиля, владыка Нингирсу — Замысел твой — мне он неведом! Твое сердце бушует, подобно морю, Все сметает, волне подобно, Как половодье, твой голос громок, Ты, словно потоп, города разрушаешь, Как буря, бодаешь мятежные страны! Мой царь! Твое сердце — вода половодья, никто ее не запрудит! Герой! Твое сердце, как Небо, широко, Сын Энлиля, владыка Нингирсу! А я — что я знаю?» Второй раз лежащему, лежащему К голове он встал, коснулся: «Тому, кто строит! Тому, кто строит! Энси — тому, кто храм мой строит, Гудеа — знамение хочу передать я! Яркой звездой свой ритуал изреку я! Храм мой — Энинну, основанный в Небе, Чьи ME — великие ME — все другие ME превосходят! Хозяин храма зоркий глаз свой поднял, Как Анзуд, криком своим Расколол Небо! Яростный блеск его Неба достигает! Великий Ужас его обуял чужие страны, К имени его от края небесного чужие страны собрались! Маган и Мелухха с гор своих спустились! Я — Нингирсу, владыка, обращающий воды, Великий герой земли Энлиля, Владыка, не знающий равных в битве! Храм мой — Энинну! Я — владыка, понижающий горы! Оружие мое — Шарур — в руку вкладывает страны! Яростных очей моих горы не выносят! Из раскрытой руки моей никто не выходит! Отец, мой создатель, с великой любовью „Царь, потоп Энлиля, Чьего яростного взора горы не выносят, Нингирсу, герой Энлиля" Меня назвал, 50 ME для меня за концы связал. Жертвенный стол я воздвиг, Обряд омовения рук совершил, Своей правой рукой светлого Ана от сна пробудил. Пищи благой из моей руки Отец, мой создатель, вкусил. Аи, царь богов, „Нингирсу, царь небесных МЕ" Меня назвал». Цилиндр А XI1–25 Нингирсу обещает Гудеа различные блага в обмен на свой храм Когда к моему храму, первейшему, драгоценнейшему во всех странах, К правой руке Лагаша, К Анзуду, кричащему на горизонте, К Энинну, храму моей царственности, О праведный пастырь Гудеа, Ты правую руку протянешь — В Небе дождь я кликну,.. Пусть изобилие с Неба тебе принесет он! Страна к изобилию пусть протянет руку! Пусть с закладкой фундамента моего храма Изобилие прибудет: Поля великие пусть руки к тебе поднимут, Каналы, арыки пусть склонят к тебе свои шеи, Пусть холмы — земли, откуда вода не выходит,— Воду к тебе выводят, Шумер превосходное масло пусть наливает, Шерсть превосходную пусть отмеряет! Когда ты наполнишь фундамент моего храма, И чистую руку свою к нему ты протянешь,— Тогда на лесистую гору, где веет северный ветер, Стопы свои возложу я: Муж с могучей рукой — северный ветер — с горы той, с чистого места Дождь для тебя пусть направит! Если Стране это силы придаст — Один человек работу двоих исполнить сумеет! Дальнейшие события, происходящие в тексте, касаются различных деталей приготовления к строительству храма и самого процесса строительства. После пробуждения Гудеа немедленно приступил к гаданию на печени жертвенного козленка и получил благоприятное предзнаменование. Он собрал на строительство храма население всех подвластных ему территорий Шумера и даже жителей Элама. Первым его мероприятием стало изготовление «кирпича судьбы» — первого кирпича, который закладывается в основание храма и снабжается печатью его строителя. Далее идут очистительные обряды — очищение огнем, воскурение ароматных трав и смол, — сопровождаемые молитвами и жертвами. Затем описывается и восхваляется путешествие Гудеа в соседние страны за строительным лесом, благословение семи ступеней храма, каждая из которых имеет свой девиз, и наконец — установление шести стел в различных частях храма- Стелы эти имеют охранительное значение. Наряду со стелами устанавливаются статуи в честь неких мертвых героев. Их символика связана со старым новогодним мифом о войне Нинурты–Нингирсу с армией чудовища Асага. Гудеа приносит побежденным соперникам Нингирсу поминальные жертвы. Цилиндр В XVII 18 — XIX 1 Гудеа устраивает семидневный праздник в честь обновленного храма Нингирсу Когда к царю своему в храм он вошел — Семь дней Рабыня госпоже своей равна была, Раб с хозяином своим прохаживался. В его городе нечистый на окраину спать отправлялся, Злому языку слова он изменил, Вражду туда, откуда пришла, вернул он, Истине Нанше и Нингирсу Оказал почтенье: Неимущего имущему не выдавал» Сироту власть имеющему не выдавал, В доме, где нет живых сыновей, Дочь барана в жертву приносила, Дни справедливости для него вышли, На шею вражды и стенания стопу он возложил, Подобно Уту, над горизонтом взошел, На голове своей круглый убор водрузил, Перед светлым Аном Сущность свою познал. Подобно быку, с поднятой головой он вошел, В святилище Энинну Бодучих быков, бодучих козлят он в жертву принес. Сосуд под открытым небом поставил, Вино в него налил, Арфу «Дракон Страны» вместе с литаврами он поставил, Барабаны ала целый день для него кричали. Заканчивается текст лагашского новогоднего ритуала радостными славословиями в честь строителя храма и его хозяина. О пастырь праведный! Пусть храм благую судьбу тебе определит! О Гудеа, сын Нингишзиды, Пусть будут дни твои продлены! Ритуал, записанный на цилиндрах Гудеа, вводит нас в сложный мир шумерских представлений о пространстве и времени. В ту далекую пору, когда не существовало никаких приборов для измерения времени и невозможно было зафиксировать отличие одного сезона от другого, единственным способом такой фиксации были архитектурные сооружения. Храм Нингирсу перестраивается и восстанавливается не только потому, что обветшал (хотя и поэтому тоже: зимой непрочные сырцовые постройки буквально размывались сильными ливнями), но потому, что старый храм символизирует старое время, умирающее, как живое существо, и идущее на слом, как строение. Значит, для того чтобы наступило новое время, нужно построить новый храм. Это одновременно предварило бы событие и магически стимулировало его. Стимуляция здесь проводится через кормление храма и услаждение его слуха музыкой, а предварение осуществляется посредством самого процесса строительства: новый год еще в пути, он еще даже краем не показался, а мы уже заложили в его основание первый кирпич. Представление о храме как о способе удержания, консервации времени довольно широко распространено по миру, — достаточно вспомнить французские слова temps — «время» и temple — «храм». В этом же контексте ME храма, проявленные и оформленные в структуре храма, его должностей и жертв, должны восприниматься как силы наступающей весны, силы обновления и созидания, необходимые для жизни государства. Цилиндры Гудеа, будучи смешением нескольких жанров шумерской словесности (царской надписи и храмового гимна), породили совершенно новый жанр, утвердившийся в Месопотамии сразу после разгрома кутиев, — царский гимн, или славословие обожествленному царю. Царские гимны наряду с гимнами старым богам Шумера были широко распространены при дворах Ура, Исина и Ларсы, к архивам которых мы теперь и перейдем. • Ритуал в гимнах богам и царям От последних веков шумерской цивилизации до нас дошли многочисленные гимны богам и царям, бывшие по сути аранжированными записями государственных ритуалов. Частью эти гимны имеют древнее происхождение и переписаны со старых табличек (хотя и с неизбежными нововведениями в плане композиции), частью же перед нами совершенно новые, синхронные записи произведений, составленных по определенному поводу в жизни урского или исинского царя. Огромное число источников не позволит нам рассказать здесь даже о десятой их части, мы будем останавливаться только на самых выразительных примерах, важных для раскрытия нашей темы. Однако если говорить не о количестве текстов, а о количестве отраженных ими ритуалов, то в этом случае положение вещей разочаровывает исследователя. Все, что осталось в гимнах, напрямую касается только основных царских ритуалов, преимущественно весенних. За пределами царской тематики здесь остаются только погребальные тексты и гимны о хожении богов в Подземный мир. Совсем нет описаний инициации, внедворцовой брачной обрядности, почти не приходится говорить и об окказиональных ритуалах. Впрочем, инициационные моменты хорошо просматриваются в текстах, связанных с Подземным миром, а внедворцовая брачная обрядность проступает из отдельных деталей священного брака. Сохранился от тех времен и текст «Проклятие Аккаду», показывающий, какие бедствия постигают страну, правитель которой неблагочестив. Интронизация и священный брак Итак, царский ритуал. Как мы уже говорили, он приходится на весенний период — время разлива рек и равноденствия. Делится он на пять основных событий: 1. Путешествие городского бога к своему отцу с просьбой об обновлении царственности в городе. Получение им ME, дающих царю возможность власти; 2. Выдвижение царя как молодого героя на битву с чудовищами, желающими захватить город и лишить его жизни; 3. Борьба и победа царя. Принесение военных трофеев в храм своего бога; 4. Интронизация царя; 5. Священный брак царя и жрицы в священном загоне, имитирующий соединение двух богов. Далеко не во всех гимнах этот сюжет выдерживается полностью. Есть тексты, в которых отсутствует битва царя с чудовищами. Есть и такие, где ничего не говорится о путешествии бога к отцу перед царской битвой. Тем не менее в большинстве и божеских, и царских гимнов сюжет проводится безукоризненно, и нет никаких оснований полагать, что могли быть значительные отклонения от него. Так называемые «тексты путешествий» можно условно разделить на две группы, В первом случае божество идет в город своего отца с просьбой о даровании стране благополучия, а царю — долгого правления. Чтобы растрогать сердце предка, сын/дочь устраивает в его честь пир. Во втором случае путешествие предпринимается с целью сообщения богу–предку о завершении храмового строительства в своем городе. И здесь также упоминается о пире. Каковы же могут быть истинные цели такого путешествия? И в первом, и во втором случае речь идет об отделении сына от отца и желании сына жить собственным домом. Прежде чем отделиться, в общине всегда испрашивают родительского благословения на самостоятельную жизнь (в том числе и семейную) и в знак своей материальной состоятельности сытно кормят предков результатами своего труда. Если же предки к этому времени умерли, то кормление их превращается в жертвоприношение. В любом случае, без благословения старших нельзя начинать никакое новое дело. Все известные нам хожения богов посвящены одной–единственной цели — это хожения к предкам за новым началом, это поиск самостояния без разрыва родовых связей. С точки зрения идеологии, путешествие бога к предку за началом новой жизни обязательно связано с новогодним праздником и интронизацией царя. Это означает, что путешествие бога к отцу всегда предшествует обряду интронизации (хотя бы и символическому, поскольку в последние века Шумера цари правили очень долго и их статус был закреплен за ними пожизненно). Поэтому можно предположить, что каждое такое путешествие должно было проходить весной. Чего же конкретно хочет добиться путешествующий бог от своего отца? Во–первых, поддержания жизни («судьбы изобилия») на прежнем уровне, а именно — воспроизводства скота, диких животных и рыбы, улучшения качества молочных продуктов, разлива рек, роста трав и тростников. Это уровень проявленной, оформленной жизни, которая предназначена для людей. Во–вторых, сохранения в неизменном виде ME и «предначертаний» — божественных субстанций, от наличия и целостности которых зависит изобилие в человеческом мире, И в–третьих, царской и жреческой власти над миром, дающей средства для достижения означенных выше целей. Получая от родителей MЕ, молодые боги знают, что лишают их необходимого имущества. Поскольку же ME есть в огромной степени условия существования самой жизни, то предки, отдавшие ME, сами теряют жизненную активность (они не могут умереть, так как по определению бессмертны). И кормление предков перед получением ME является энергетической компенсацией за потерю жизненной активности. По аналогии можно вспомнить старинный шумеро–аккадский обряд продажи общинной земли царю, в котором одним из основных моментов было кормление родственников продавца и нищих общинников в качестве компенсации за потерянный участок земли. «Потерянный» нужно понимать здесь как «отделенный от целого/от тела», поэтому кормление — плата за отдельность как утрату части этого целого. Одна и та же социально–психологическая форма встроена в разные по уровню содержания: в частности, в политике любая претензия на самостоятельное правление и есть претензия на отделение, на противопоставление себя всеобщему. Поэтому и начало правления, и — аналогично — начало года должны проходить по одинаковой схеме: хочешь жить отдельно — плати за ущерб родительской семье (ср. в вавилонском «Диалоге о благе»: «Строящий свой дом разрушает дом своего отца»). Несмотря на столь общую идейную основу, тексты путешествий весьма разнятся между собой. В гимне о путешествии Энки в Ниппур младший бог кормит и поит предка и за это удостаивается его благосклонности. В «Путешествии Наины в Ниппур» происходит обмен дарами между младшим и старшим богом: Нанна доставляет Энлилю продукты и животных, а взамен получает пищу и невещественные дары — изобилие и плодородие в Уре, В тексте «Путешествия Нинурты в Эреду» дары младшего бога остаются под вопросом (скорее всего, эта часть текста разбита). Наконец, в знаменитом тексте о похищении ME «Инанна и Энки» происходит инверсия сюжета: во–первых, предок сам кормит и поит свою дочь; во–вторых, ME она выкрадывает, а не получает из рук отца законным способом (то есть вместе с благословением), В гимне «Энки и устройство мира» младший брат получает ME от старшего — Энлиля, но каким способом и предшествует ли этому путешествие — об этом текст не говорит. У нас есть еще свидетельство Цилиндра В Гудеа, в начале которого упоминается путешествие Нингирсу в Эреду, после чего можно было освящать новый храм. Речь и в этом случае, конечно, должна была идти о получении ME, но сам обряд здесь также не выписан. В общем и целом, можно сказать, что путешествие бога за ME было идеальным и предварительным условием всего царского ритуала. Хотя и совершалось оно богом без участия царя, но благоприятные последствия этого обряда касались именно и только царя, получавшего некую благодать, позволявшую ему распространять свою власть на всю природную и социальную жизнь. |