Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос для самоконтроля

  • роботова. Роботова Алевтина Сергеевна, Леонтьева Татьяна Владимировна, Шапошникова Инна Георгиевна и др. Введение в педагогическую деятельность учебное пособие


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеРоботова Алевтина Сергеевна, Леонтьева Татьяна Владимировна, Шапошникова Инна Георгиевна и др. Введение в педагогическую деятельность учебное пособие
    Дата18.02.2018
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлароботова.pdf
    ТипУчебное пособие
    #36762
    страница13 из 17
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
    Вопрос для самоконтроля
    Английский ученый М. Садлер не без юмора пишет Когда речь заходит об образовании, немец спрашивает, что будет знать, француз какие экзамены, американец — что будет уметь, англичанин — какой будет карьера. А какой вопрос задали бы вы, читатель. Научно-технический прогресс, вечные ценности жизни и воспитание человека

    В е гг. XX в. в связи с развитием научно-технического прогресса рядом крупных ученых и государственных деятелей (Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, 3. Бжезинский, Ж. Фурастье и др) активно разрабатывалась концепция индустриального, постиндустриального, технотронного общества, которая определяла главным фактором прогресса общества техническую вооруженность. Была сделана попытка доказать, что научно-техническая революция, повышая жизненный уровень людей, способна устранить социальное неравенство, сделать общество гармоничными бесконфликтным, обеспечить необходимые условия для полноценного развития человека.
    Жизнь опровергла надежды на индустриальный рай на планете. Ценой материального благополучия стало увеличение напряженности, конфликтности, стрессов в отношениях между людьми, повсеместно наблюдается рост алкоголизма, наркомании.
    Резко критикуя действительность второй половины XX столетия, известные мыслители Т. Адорно, Г.
    Маркузе, Ю. Хабермас и др. были едины во мнении, что в современном технологическом обществе человек все более отчуждается от общества, замыкается в себе, обезличивается, теряет свое я. Он остро осознает,
    что жизнь его не только вне дома, но ив его доме направляется чуждыми его духовной природе силами.
    Мощные средства массовой информации, реклама, индустрия массовой культуры формируют его вкусы,
    потребности, жизненные ценности, отношения, характер поведения.
    В обществе с унифицированной системой мышления возникает одномерный человек. (Книга Г. Маркузе
    «Одномерный человек получила широкую известность в мире) Примитивный потребитель «благ»
    цивилизованного общества, пленник комфорта, бытовых удобств, острых и грубых ощущений — таков облик нашего современника.
    Разрушение социальной экологии происходит также интенсивно, как природной. Поданным служб
    ООН, на Земле вовсе более возрастающем темпе уничтожаются леса, возрастает потребление промышленностью пресной воды и отравление ее химическими отходами производства. Самолеты и автомобили усиленно насыщают воздух углекислым газом, что ведет к потеплению климата, вследствие химических загрязнений атмосферы наблюдается сокращение озонового слоя Земли. Уменьшаются площади плодородной почвы, сокращается биопродуктивность мирового океана. Мы стали свидетелями
    Чернобыльской и Аральской катастроф. Нам угрожает катастрофа генофонда — прямое следствие роста употребления алкоголя и наркотиков.
    Ученые говорят о реальной опасности экологической катастрофы на Земле как следствия кризиса классического Человека, классической культуры, классической науки и классического образования
    В конце XX столетия все более настойчиво стали говорить о человеческом измерении прогресса общества. Все прогрессы реакционны, если рушится человек, — написал поэт А. Вознесенский, наш соотечественник.
    Человек был определен как мера и ведущий фактор развития общества по пути прогресса.
    Огромное влияние на мировую общественность в связи совсем сказанным выше оказала деятельность
    Римского клуба, соединившего крупных ученых и мыслителей разных стран. Главная тема в работе
    Римского клуба — преодоление кризиса современного общества. В поисках ответа на кардинальный вопрос как сохранить планету и человечество — участники клуба провели много дискуссий и опубликовали большое число работ.
    Ответ на поставленный главный вопрос в наиболее обобщенном виде представлен в книге президента
    Римского клуба А. Печ-чеи Человеческое качество. Выход из мирового кризиса автор видит в усилении гуманистических начал в жизни как отдельного индивида, таки общественных образований.
    Совершенствование человека, раскрытие присущих ему человеческих качеств — главный путь прогресса на новом, научно-техническом этапе развития человечества.
    Но как вернуть человеку его подлинную человеческую сущность?
    Человек духовен. Если природа материальна, то человек материален и духовен одновременно. В этом ключи сущностное начало его уникальной природы. Обладая интеллектом, человек способен творить материальный мири управлять им. В последние полвека наблюдается мощное развитие интеллектуальных способностей людей. Французский философ и писатель А. Моруа отметил, что за последние десятилетия человек постиг больше секретов природы, чем наши предки за 20 тыс. лет он открыл такие источники энергии и стал таким могущественным, что собственная сила может его погубить.
    Конечно, может, если цивилизация знания не будет сохранена, защищена, согрета цивилизацией любви, по мнению ученого из Новосибирска В. П. Казначеева [1, с. Задача состоит в том, чтобы пришли в движение, ожили чистые родники в сердцах людей, чтобы потребность любить, заботиться, охранять, дарить, жертвовать стала первой и главной потребностью человеческого сознания и руководителем воли человека.
    Так на исходе XX столетия мировая общественность произна-ла, что гуманизм — основополагающий признаки критерий общественного прогресса.
    Гуманизм — совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил в основе гуманизма — принципы равенства, справедливости, человечности отношений между людьми.
    Гуманность — человечность, человеколюбие, уважение к людям.
    Проблема непросто в декларации гуманизма как теоретической основы образования, нов отчетливом представлении того, что конкретно нужно и ненужно предпринимать, стем чтобы подходить к образованию человека с позиций умной, мудрой любви. Человеколюбие, любовь к человеку — что это И
    что это значит применительно к педагогике Было бы большой ошибкой упрощать понимание этого явления и толковать его только как доброту и заботу о человеке, уважение его права на самоопределение и свободу выбора, предупреждение его желаний, учет личностных потребностей в выборе профиля обучения, создание комфортных условий пребывания в стенах школы и на пути к успеху. Нетрудно представить, что упрощенное понимание гуманности в педагогике грозит сформировать личность с завышенной,
    неадекватной самооценкой, ведущим жизненным мотивом которой будет стремление к потреблению жизненных благ самого разного вида, эгоцентричная позиция, требование собственного признания всегда,
    во всех жизненных ситуациях.
    На новом уровне осознается необходимость воспитания ребенка в духе вечных человеческих ценностей:
    бескорыстной помощи людям, милосердия, честности, уважения старших, заботы о детях и стариках,
    трудолюбия, миролюбия, нестяжательства, моральной чистоты, целомудрия, так как эти качества определяют меру человеческого в каждом человеке.
    Главной причиной катастрофической девальвации нравственных, духовных ценностей цивилизации и все более очевидных мировоззренческих тупиков на пороге XXI в. и третьего тысячелетия является системный кризис, который охватил три важнейших сферы духовной жизни общества — науку, религию и образование.
    Необходимо согласиться сучеными из Санкт-Петербурга (в частности, с И. А. Колесниковой) в определении стратегии развития образования в сложную эпоху цивилизационного и промышленного кризиса. И. А. Колесникова считает, что образование способно стать источником гармонизации отношений человека с миром за счет интеграции технологий получения, обработки, хранения и передачи информации,
    наработанных наукой, религией, искусством как фундаментальными, равноправными по смыслу, но принципиально различающимися по внутренней природе способами познания, описания и оценки мира человеком.
    Ее точка зрения совпадает с мнением ученого-педагога Б. С. Гер-шунского, который пишет, что именно образование должно обеспечить мировоззренческий синтез знания и веры как необходимое условие их взаимодополнения и взаимообогащения в едином процессе миропонимания.
    Науку, религию и образование объединяет интегральный процесс приобщения человека к Истине, к базовым ценностям жизни. И нужно помнить, что именно религия привнесла в мир само понятие об абсолютных ценностях бытия, ценностях не столько материальных, сколько духовных, нравственных
    Современная цивилизация обусловливает усиление настроений пессимизма, неверия в светлые жизненные перспективы. Особенно это заметно в среде молодежи.
    Во Франции, например, из 5 тыс. опрошенных в 1978 году подростков каждый второй заявило разочаровании в таких ценностях, как гуманизм и прогресс. Из опрошенных в 1991 году 12 тыс. японских школьников 39% увидели будущее в сером цвете, 15% — в черном.
    Растут жестокость и правонарушения в школах Западной Европы. В Германии, например, в 29 учебных заведениях Берлина лишь за один месяц 1990 года было зарегистрировано около 100 преступлений (разбой,
    вымогательство, шантаж).
    Лавина детской преступности нахлынула на школу России. Водном только 1997 году детьми и подростками было совершено свыше 2000 уголовных преступлений.
    Изъяны в духовном становлении учащихся — результат множества слагаемых. Здесь и неблагоприятные семейные, социальные условия, и массовая культура с ее насилием и жестокостью, и особенности групповой психологии подростков и, наконец, проблемы школьного воспитания.
    Воспитание должно быть главным направлением деятельности школы.
    Перед мировым сообществом стоит глобальная цель определить иерархию целей, задач, приоритетов воспитания исходя из общечеловеческих, фундаментальных ценностей.
    Экс-президент Всемирного совета по сравнительной педагогике В. Миттер предлагает такие положения) воспитание толерантного отношения к
    иным людям,
    расам,
    религиям, социальным устройствам, идеалам воспитания) воспитание персональных нравственных высоких качеств;
    3)
    воспитание навыков сосуществования с людьми — представителями иной расы, языка, религии, этноса и т. п.;
    4)
    воспитание чувства сострадания и готовности помочь другим людям) воспитание во имя мира.
    В каждой стране проблемы воспитания рассматриваются с учетом собственных задачи приоритетов.
    К примеру, в США документ Америка стратегия развития образования (1991) предусматривает использовать школу как центр, способный перестраивать развитие цивилизованного общества».
    Программу нравственного воспитания предлагается основывать на библейских ценностях и принципах. На первый план выдвигаются такие черты характера, как цельность, честность, прилежание, личная ответственность. В программе определено, что образование — это не только передача знаний, но и
    «наделение людей моральной, нравственной, духовной силой».
    Обновленная программа воспитания представлена в официальных документах Министерства образования России х гг. Перед школой поставлена цель содействовать духовному обновлению общества. Отказавшись от авторитарного догматичного воспитания, отечественная школа должна обеспечить персональное внимание к учащимся, привить им идеалы демократии, уважения прав и свобод человека, открытости, плюрализма, привить навыки самоуправления, а также высокие нравственные качества.
    Понимание того, что Россия — страна великой культуры, многовековых духовных традиций, в значительной мере обогащает и расширяет видение перспектив развития отечественного образования.
    Во многих ведущих странах мира общественные учебные заведения отделены от церкви и религии
    (США, Франция, Япония, Россия. В этих странах религиозное обучение — частное дело граждан. А в
    Англии и Германии религия включена в стандартные программы общего образования. Вместе стем все более ощутимой становится тенденция сотрудничества церкви и государства в вопросах образования.
    В деле воспитания огромно значение личности учителя, воспитателя, духовного наставника молодежи.
    Очевидно, что значение ее будет возрастать несмотря на особенности цивилизационного развития общества.
    Значит, должно быть изменено в сторону обогащения общекультурной составляющей и образование учителей.
    Вопрос для самоконтроля
    Согласны ли вы с высказыванием ученого-педагога Э. Д. Днепро-ва о том, что образование — либо воспроизводство прошлого, либо производство будущего Постарайтесь обосновать свою точку зрения. Система образования в современной России резервы и тенденции развития

    Образование в широком смысле слова понимается многими современными отечественными учеными как процесс вочеловечения индивида, преобразование биологического естества человека в зрелую личность,
    раскрывающую свои идеальные способности в трудовых и творческих процессах, благодаря которым облагораживается и преобразуется окружающий мир. В этом смысле образование личности понимается как обретение образа, складывание, становление, развитие личности и далее — как огранка неповторимых индивидуальных черт. Поэтому процесс образования может длиться всю жизнь
    Состав и неповторимость образования каждого человека складываются в процессе жизнедеятельности и определяются ее особенностями неповторимостью природных задатков личности и всей совокупности обстоятельств внешнего окружения.
    В развитых странах мира создаются непрерывные системы образования, которые позволяют человеку совершенствовать свой образовательный уровень так долго, как это ему представляется необходимым.
    Сравнительно недавно возникла и наука об образовании — эдукология.
    Система народного образования призвана охватывать весь жизненный цикл человека — от рождения до старости.
    В связи с этим идет процесс развития и обогащения педагогического знания. Исходно педагогика понимается как наука об обучении и воспитании детей буквально педагогика — детовождение.
    Проблемами же обучения взрослых стала заниматься андрогогика (вождение человека, проблемами самообразования человека — аутогогика (самовождение).
    В советский период истории нашей страны подсистемой народного образования понималась совокупность образовательно-воспитательных учреждений, организуемых каждым государством в соответствии сего политическими экономическим строем.
    В те годы в нашей стране существовала единая сеть по преимуществу государственных образовательно- воспитательных учреждений. Она была построена наследующих принципах:
    равенство всех граждан страны в получении образования, независимо от расовой, национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения;
    обязательность образования для всех детей и подростков;
    свобода выбора языка обучения — родного или государственного;
    бесплатность всех видов образования;
    единство систем народного образования и преемственность всех типов учебных заведений;
    связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью страны;
    научный характер образования;
    гуманистический и высоконравственный характер образования и воспитания;
    совместное обучение лиц обоего пола светский характер образования.
    Основные положения и принципы, положенные в основу системы образования, были законодательно закреплены в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (Система народного образования в нашей стране включала дошкольное воспитание, общее среднее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное и высшее образование.
    В 1996 году был утвержден текст нового Закона Российской Федерации об образовании. Согласно ему были определены следующие принципы государственной политики на новом, демократическом, этапе развития нашей страны.
    1.
    Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правами свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
    2.
    Единство сфер культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.
    3.
    Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровнями особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
    4.
    Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
    5.
    Свобода и плюрализм в образовании.
    6.
    Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
    Законодательство Российской Федерации в области образования включает статьи Конституции РФ (ст и др, федеральный Закон Об образовании и принимаемые в соответствии с ним другие законы и правовые акты субъектов РФ.
    Согласно ст. 8 Закона, система образования — это совокупность взаимодействующих программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Систему образования объединяет положение о преемственности образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня.
    В свою очередь, государственные образовательные стандарты устанавливают содержание федерального и национально-регионального компонентов образования. Федеральный компонент устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, а также требования к уровню подготовки выпускников школ, расположенных в разных регионах нашей страны.
    Содержание государственных образовательных стандартов разрабатывается на конкурсной основе и уточняется на той же основе не реже одного раза влет. Это создает основу объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
    С учетом потребностей и возможностей личности образование усваивается в условиях образовательного учреждения — в очной, очно-заочной (вечерней, заочной формах индивидуально — в форме семейного
    образования, самообразования, экстерната. При этом выполняется требование соответствия знаний единому государственному образовательному стандарту.
    Образовательное учреждение, согласно ст. 12 Закона, являясь юридическим лицом, призвано реализовывать образовательный процесс (обучения и воспитания. Оно может быть государственным,
    муниципальным и негосударственным (частным, учреждением общественных и религиозных организаций,
    объединений).
    Учредителями образовательного учреждения по закону могут быть органы государственной власти и местного самоуправления, отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их ассоциации и союзы, отечественные и иностранные общественные и частные фонды, а также граждане РФ и иностранные граждане. Исключение сделано для военных специальных учебных заведений и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для подростков с девиантным поведением. Это государственные учреждения.
    Таким образом, нашим соотечественникам предоставлена возможность пользоваться достижениями демократии, которые стали необходимым атрибутом жизни европейских странах. Так, в Хартии прав и обязанностей родителей в Европе говорится, что родители имеют право выбирать для своих детей тот путь образования, который как нельзя лучше отвечает их убеждениями ценностным ориентациям, которыми они руководствуются в воспитании детей (п. 5 Хартии. Учтено также право родителей учитывать при выборе системы образования те духовные и культурные условия, которые образуют основу воспитания,
    получаемого их детьми в семье.
    Облик каждого негосударственного образовательного учреждения неповторим.
    Так, открыв наугад с. 112 Путеводителя по школам Петербурга (1996 г, можно, будучи заинтересованным родителем, прочесть, что школа Взмах — это учебно-образовательный комплекс...
    «Цель школы — воспитание свободного, творчески мыслящего человека, широко образованного гражданина мира, уверенного в себе, открытого людям, умеющего быть счастливым в жизни. е классы комплекса — это «бизнес-школа», где дополнительно изучаются право, охрана интеллектуальной собственности, управление и финансы, журналистика, реклама, перевод, педагогика. Дети этой школы могут выехать на летний отдых в Болгарию.
    Понятно, что обучение в такой школе платное.
    По данным статистики, в 1994/95 учебном году в Российской Федерации насчитывалось около негосударственных начальных и средних школ. В них обучалось около 40 тыс. школьников, что составило приблизительно 0,1% всех учащихся.
    Анализ динамики развития таких школ по Санкт-Петербургу указывает на тенденцию существенного сокращения их числа. В 1994 году в городе действовало 59 негосударственных центров и школа в году — Вернемся к ключевому слову определения системы образования — программа.
    Закон Об образовании (ст. 9 главы II) определяет понятие образовательная программа как
    «содержание образования определенных уровня и направленности. Программы подразделяются на два вида общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).
    Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры личности, адаптацию ее к жизни в обществе. В образовательных программах выделяются четыре уровня дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и полного общего образования.
    Общеобразовательные программы рассчитаны на занятия с детьми, подростками, молодежью в возрасте от полутора до 18 лет.
    Профессиональные программы (основные и дополнительные) ориентированы на получение молодежью начального профессионального образования, среднего профессионального образования, людьми более зрелого возрасте — высшего профессионального и послевузовского образования. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последующего повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации, — так записано в Законе Об образовании».
    Во всех странах система народного образования опирается на возрастную периодизацию жизни человека. В каждой стране эта система имеет свою специфику — ее определяют национальные особенности культуры. Но уже сейчас можно говорить об определенной выраженности следующих ступеней систем народного образования, свойственных многим странам, в том числе и нашей:
    дошкольное образование для детей до 7 лет всеобщая начальная школа для детей 7—11 лет неполная общая школа для подростков 12—15 лет полная общая или профессиональная школа для молодежи 16— 20 лет;
    специальные профессиональные и высшие учебные заведения для людей 20—25 лет;
    учреждения для повышения квалификации и переподготовки специалистов, уже имеющих образовательный статус.
    Как подсистемы народного образования могут быть обозначены такие ее звенья образование родителей,
    пренатальное (внутриутробное) воспитание человека, семейное воспитание, дополнительное образование для одаренных в той или иной области искусств или спорта детей и подростков
    Для того чтобы отчетливее обозначились резервы и тенденции развития образования, предлагаемый читателю параграф построен по возрастному принципу, в единстве всех систем, подсистем и звеньев системы образования.
    Думается, что бесспорной заслугой активно идущего в последнее время процесса психологизации и гуманизации педагогики является все более отчетливая ориентация образования на особенности развития человека в онтогенезе, те. на специфику потребностей каждого возрастного периода жизни человека в образовательных услугах (как сейчас принято говорить).
    Не человек для системы образования, но система образования для удовлетворения потребности полного,
    всестороннего раскрытия всех природных способностей, талантов и дарований человека стем, чтобы уже будучи вооруженным профессиональными умениями, он с полной отдачей сил служил своему народу и своей стране.
    Это вполне осознают и руководители нашего образования, и простые граждане страны.
    Так, 31 марта 1998 года на коллегии Министерства образования его глава АН. Тихонов в докладе Об основных ориентирах в сфере образовательной политики России подчеркнул необходимость постановки вопроса о детстве как стержневого для образовательной и — шире — социальной политики, необходимость учитывать не только потребности высших учебных заведений в обеспечении контингента обучающихся, нов первую очередь — нужды главных потребителей сферы образовательных услуг — детей, учащейся молодежи.
    Важно понять в этой связи, когда начинается тот период человеческой жизни, который нуждается в педагогической и государственной опеке.
    Во Франции жизнь ребенка начинает защищаться государственными законами через 10 недель после зачатия, в Дании — через 12 недель, в Швеции — через 20. Ново многих странах жизнь человека юридически защищена только после рождения. Лауреат Нобелевской премии доктор Джеймс Уотсон предложил охранять жизнь ребенка через 3 дня после рождения. Кто же прав?
    Сегодня считается бесспорно установленным научным фактом то, что человеческая жизнь начинается в тот момент, когда встречаются и соединяются две половые клетки — мужская и женская — ив результате этого соединения образуется одна новая клетка. Ив этой одной клетке заложено все будущее человека его пол, группа крови, цвет волос и глаза также все, что в дальнейшем будет только развиваться и выявляться.
    Каждый такой зародыш есть уже уникальный и неповторимый человек. На этом основано пренатальное
    воспитание.
    Самое быстрое развитие и бурный рост ребенка совершается сразу после имплантации (внедрения)
    зародыша в стенку матки. В 10—11 недель, к середине третьего месяца беременности, все системы органов человеческого организма полностью сформированы. Во Франции с этого периода жизнь нерожденного человека защищена законом и предусмотрено оказание ему необходимой психолого-педагогической поддержки. Этим занимается Французская национальная ассоциация пренатального (внутриутробного)
    воспитания.
    После рождения ребенка процесс его воспитания характеризуется тремя последовательными этапами:
    впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что же касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Нив один из периодов своей дальнейший жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде. Президент ассоциации Андрэ Бертин пишет, что мы не можем отрицать важность воспитания ребенка, особенно впервые годы жизни, равно как и эффективность самовоспитания, когда взрослый человек берет на себя ответственность за собственное развитие путем упорной работы над собой однако ни первое, ни второе не оказывают того фундаментального воздействия,
    которое присуще пренатальному воспитанию.
    В этом процессе огромна роль матери. Мать — это первая вселенная ребенка, источник жизни не только в материальном, но ив духовно-психическом плане. Все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Не имея возможности прямых контактов с миром, дитя непрерывно улавливает ощущения, чувства и мысли, которые вызывает у матери окружающий мир. Эти сведения регистрируются в тканях клеток будущей личности, в органических тканях и на уровне зарождающейся психики. Именно в это время формируются качества личности, сохраняющиеся на протяжении все последующей жизни человека.
    Огромное значение имеет любовь материк своему ребенку. Далеко не всегда женщине в период беременности удается избежать жизненных трудностей, даже несчастий, но чувство любви к ребенку способно сводить на нет действие этих негативных процессов, защищая ребенка. И наоборот, дети матерей,
    которые не заботятся о вынашиваемом ребенке, чаще рождаются ниже средних показателей в весе, у них чаще наблюдаются различные серьезные нарушения в работе пищеварительного тракта, нервные расстройства. Они нередко испытывают трудности в процессе адаптации к окружающими к жизни в последующие годы.
    К. Д. Ушинский видел всю огромную меру женской, материнской ответственности не только перед ребенком, но и перед обществом. Он писал, что именно через женщину прогресс человечества проникает в нравы людей, в характер народа и его общественную жизнь. То, что любит женщина, как правило, прямо передается спутнику ее жизни и рожденным ими детям. Ничто не проникает в жизнь, в нравы народа без прямого участия женщины, которая способна гораздо быстрее всякого мужчины схватывать мысль, чувство,
    идею и перерабатывать их в свою женскую плоть и кровь
    Как важно воспитывать в будущих матерях мудрость, способность любить другого человека, как важна настроенность их души на возвышенное и значительное Достоянием культуры любого народа является женская воспитанность, женское достоинство и благородство. И очевидно, что воспитывать девочку надлежащим образом нужно задолго до того, как она примет в себя ответственность за новую жизнь.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


    написать администратору сайта