имл общий. Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста
Скачать 213.75 Kb.
|
32. Философские и социальные корни французского романтизма. Основные этапы и представители.Французская революция 1789 года создала поток романтических идеалов по всей Европе. Это была не борьба за независимость внешней имперской державы, а внутренняя борьба внутри одной из великих наций Европы. В этом смысле конфликт был о социальном классе и конкурирующих политических идеологиях, идеях, которые были действительно угрожающими и революционными. Из-за этой революции все принципы романтизма внезапно стали основой правительства. Стремление к братству, равенству и свободе потрясло основы европейских монархий. Таким образом, простые люди поверили в «права человека». Руссоизм следует признать философской основой французского романтизма, тем более, что сами первые романтики признавали Руссо как провозвестника романтизма, а его творчество стал одним из главных истоков эстетики и литературной практики французских романтиков, которые взяли на вооружение следующие мысли Руссо: 1. противопоставление общества, цивилизации природе и отдельной личности; 2. идею «естественного человека»; 3. стремление исследовать внутренний мир человека во всей его сложности и противоречивости, в его эволюции; 4. трагический взгляд на действительность, противопоставление ей идеала, понимаемого как слияние с природой и богом. Следовательно, можно говорить о том, что французский романтизм возник как абсолютно самостоятельное явление, и именно поэтому оказал такое огромное влияние на судьбы национального искусства. Французский романтизм развивался неравномерно в различных видах искусства. Романтики открывали частного, субъективного человека. Интерес к внутреннему миру человека способствовал возникновению психологизма, в основе которого лежит категория меланхолии. Романтическая меланхолия трактуется как мировоззренческая категория, как универсальное мироощущение современного человека. Сущность такой меланхолии в противопоставлении идеальной внутренней жизни личности и современного социума. Романтики открывали принципы историзма в художественном творчестве. Французская революция помогла романтикам осознать зависимость искусства от истории, признание основных исторических законов законами искусства: законы эволюции, изменчивости, динамики. В романтизме возросла значимость личности реального автора и его биографии. - появился новый тип писателя-романтика: писатель-политик или писатель-философ. Такими были все без исключения французские романтики (В.Гюго, Ж.Санд, Жермен де Сталь); - в литературу проник дух борьбы. Это была борьба романтиков с классицистами за «новую» драму, противостояние различных романтических идей, появление новых жанровых форм и противоположных по своей направленности литературных школ. Своеобразие французского романтизма в том, что он первоначально зарождался в эстетике и критике, а лишь затем получил развитие в прозе, поэзии, драматургии. Этапы французского романтизма: 1. «становление» (ранний романтизм: конец 1800-х – 1810-е гг.); 2. «расцвет» (зрелый романтизм: 1820-1848 гг.); 3. «закат» (поздний романтизм: с 1848 – до смерти последних романтиков – Ж.Санд, В.Гюго).Романтизм продолжал существовать во французской литературе параллельно новым литературным направлениям XIX века – реализму и натурализму. В период романтизма во французской литературе появились различные литературные школы. Первая из них – психологическая школа, представлена такими писателями, как Франсуа Рене де Шатобриан (1768 – 1848), Жермена де Сталь (1766 – 1817), Бенжамен Констан де Ребек (1767 – 1830). Главными предметами изображения и изучения во французской романтической литературе в этот период станут две темы – душа современника и проблема страсти. Вводится новая тема – история молодого человека, которая станет в дальнейшем магистральной темой французской литературы Особенности французского романтизма: 1. Французский романтизм оформлялся дольше, труднее и противоречивее, чем в других странах, так как во Франции очень сильна была традиция классицизма и сопротивление иноземному (прежде всего – немецкому) влиянию. Романтики во Франции яростно полемизировали с классицистами. «Романтизм» для них означал «современное искусство», классицизм – прошлое. 2. Во французской романтической литературе мы наблюдаем почти полное отсутствие фантастического элемента, что объясняется влиянием событий эпохи и общества. 3. Вследствие этого же психологический тип в романтических произведениях более «обыкновенен» в отличие от героев английских и немецких романтиков. 4. Французский роман XIX века как романтический, так и реалистический испытал сильное влияние со стороны драмы. Представители французского романтизма: -Франсуа-Рене де Шатобриан «Рене» «Атала» -Констан «Адольф» -Анна-Луиза Жермена де Сталь «Дельфина» -Альфонс де Ламартин «Путешествие на Восток» -Альфред де Виньи «Сен-Мар» -Виктор Гюго(молодой) -Виктор Гюго «собор Парижской Богоматери» «девяносто третий год» «Отверженные» -Альфред де Мюссе «Исповедь сына века» -Александр Дюма «Дорога в Варенн» «Драма 93-го года» «Жанна д'Арк» «Карл Смелый» -Жорж Санд «Консуэло» |