Главная страница
Навигация по странице:

  • 1829 г - “Сказки об Испании и Италии” 1836 г. - “Исповедь сына века” В романе Мюссе "Исповедь сына века"

  • Бригитты Пирсон

  • Католицизм, абсолютизм, аристократизм - устаревшие понятия.1803 - начало террора; 1814 начала реставрации. 30е годы - июльская монархия. “Болезнь века”

  • У Мюссе в «Исповеди сына века»: разочарование современника во времени.

  • имл общий. Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста


    Скачать 213.75 Kb.
    НазваниеРока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста
    Дата09.05.2023
    Размер213.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаимл общий.docx
    ТипДокументы
    #1117179
    страница25 из 37
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   37

    34. Идейно-художественное своеобразие романа «Исповедь сына века» А.де Мюссе.


    Мюссе (1810-1857) намного опережал своих соратников-романтиков и делал их творчество объектом гротеска. Пишет стихи с усеченной рифмой. Литературно-эстетическая программа французских романтиков во главе с Гюго, отвергавшая реакционный политический строй и устаревшие литературные формы, послужила основой дальнейшего творчества Мюссе.

    1829 г - “Сказки об Испании и Италии”

    1836 г. - “Исповедь сына века”

    В романе Мюссе "Исповедь сына века" отражена французская действительность 20-30-х годов 19 века, показана безысходность судеб молодого поколения Франции, выражена светлая надежда, что в будущем человечество обретёт покой и счастье. "Чтобы написать историю своей жизни, надо сначала прожить эту жизнь, поэтому я пишу не о себе" - вступление.

    Борьба души и тела - это борьба романтизма и реализма, столкновение чувства и разума. Автор как бы стремится своим рассказом излечиться от "чудовищной нравственной болезни", болезни века, поразившей его современников после революции 1793 г. и разгрома наполеоновской армии в 1814 г. Для сынов империи и внуков революции исчезло прошлое, "им оставалось только настоящее, дух века, ангел сумерек - промежуток между ночью и днем". Исчезла вера во власть божественную и человеческую, жизнь общества стала бесцветна и ничтожна, величайшее лицемерие господствовало в нравах, а молодежь, обреченную на бездействие, праздность и скуку, охватило разочарование и чувство безнадежности. В центре повествования - молодой юноша Октав, типичный представитель своего поколения, поколения больного, изнеженного, состарившегося раньше времени. При этом внимание читателей акцентируется не столько на жизни героев, сколько на их размышлениях о себе и о своем веке. Роман Мюссе полностью написан от первого лица, что по существу является исповедью Октава.

    Жизнь для тела, которое тоже омертвело из-за “болезни века”, - это лишь удовлетворение личных потребностей, так как для тела давно нет уже никаких высоких идей; жизнь - ничто, всего лишь поток времени с влияющими, так или иначе, на этот поток событиями.

    Роман биографический. В Октаве современники узнавали самого Альфреда де Мюссе, с его опытом разочарований и публичных скандалов. Что же касается Бригитты Пирсон, возлюбленной Октава, то она лишь отдалённо напоминала Жорж Санд. В целом же, история Октава - это достоверный рассказ об отношениях самого автора с его возлюбленной Жорж Санд.

    1 часть - портрет эпохи. Почему от человека требуется лицемерие, почему он не может реализоваться в эпоху реставрации (теоретическая). 2 часть - история угасающей власти. Теория разочарования вызванной французской историе: Католицизм, абсолютизм, аристократизм - устаревшие понятия.1803 - начало террора; 1814 начала реставрации. 30е годы - июльская монархия.

    Болезнь века” - это преждевременная старость души, полное разочарование в жизни и в собственных силах, это недуг, которым чаще всего болели молодые люди, юноши. Тема “болезни века”, которая, как говорил Пушкин, стала бедой всего романтического поколения, начинает робко появляться в произведениях зарубежных и русских писателей на рубеже XVIII-XIX вв. Однако постепенно она приобретает размах, и уже практически все русские и зарубежные писатели начала XIX века, так или иначе, обращаются к данной теме. Такой неподдельный интерес писателей к молодому поколению и его будущему приводит к тому, что уже к 1830-м годам и европейские, и русские романтики ясно осознают “болезнь века” как социально-историческое явление.

    Внешнего сюжета почти нет, внутренний - это угасание страсти двух главных героев - Бригитты и Октава. По мнению Октава, любовь делает человека незащищенным и слабым. Но на протяжении романа герой меняется. Он отпускает свою возлюбленную, потому что понимает, что с ним она не будет счастливой.

    Нынешний век превратил наслаждение в проституцию. Сын века - сын человечества, сердце сынов человечества исполнено зла. Октав полюбил Бригитту, Пирсон стал противоречить самому себе. Сомнение порождает лавину зла. Злой ум который подгибает под себя еще не полностью злое сердце. Маленькое распятие из черного дерева. Внезапно он испытывает глубокое раскаяние и мысленно возвращается к Богу. Черная этика - мир виноват в моих бедах. Раздвоенность аналитического человека - то, что он хочет, и то что он делает.

    У Мюссе в «Исповеди сына века»: разочарование современника во времени. «Черное» в этом романе-лицемерия, современники стремятся уничтожить любовь, религию, народную энергию (красное) - это и есть характеристика времени Жюльена. Жюльен Сорель - часть той колоссальной человеческой энергии, что была высвобождена 1793 годом и войнами Наполеона. Но он опоздал родиться и существует в условиях безвременья: при Наполеоне Жюльен Сорель мог бы стать генералом, даже пэром Франции, ныне предел его мечтаний - черная сутана. Проблема времени - сынов века

    Краткое содержание:

    Повествование ведется от лица Октава — мечтательного юноши, пораженного «нравственной болезнью».

    Я был еще совсем юным, когда меня поразила чудовищная нравственная болезнь, и теперь хочу описать то, что происходило со мной в течение трех лет.

    Будь я болен один, я не стал бы говорить об этом, но так как многие страдают тем же недугом, то и я пишу для них…

    Во время роскошного ужина после маскарада он замечает, как любимая девушка изменяет ему («Я увидел под столом туфельку моей возлюбленной, покоившуюся на башмаке молодого человека, сидевшего подле неё»). Застигнутый врасплох молодой человек оказался одним из самых близких друзей. После этого происходит тот самый нравственный перелом: любовь к единственной перестает быть ценностью, а преданность — благодетелью.

    «Искать в повседневной действительности любовь, подобную вечным и чистейшим образцам, — то же самое, что искать на городской площади женщину, столько же красивую, как Венера, или требовать, чтобы соловьи распевали симфонии Бетховена»

    Октав становится праздным гулякой, дамским угодником, кутилой и мотом. Однако подобная жизнь не удовлетворяет его духовных требований.

    «Говорят, что Дамокл видел над своей головой меч. Вот так и над развратниками словно нависает нечто такое, что беспрестанно кричит им: „Продолжай, продолжай, я держусь на волоске!“»

    Октав — поэтическая натура, склонная к поиску высоких смыслов. Как и всякий романтик, он обращается к вечной теме — природе, наполненной неисчерпаемыми смыслами. Отправившись в деревню, Октав знакомится там со вдовой Бригиттой Пирсон — прекрасной воспитанной особой. Перечеркнув свои былые думы, а вместе с тем и прошлое, Октав влюбляется в неё по-настоящему, болезненно, а через некоторое время сходится. Однако, познав на собственной шкуре женскую натуру, он перестает верить в честность и покорность своей возлюбленной. Ревность начинает затмевать его рассудок. Более того, это чувство перестает быть беспочвенным, когда в деревне начинают распространяться слухи о любовных похождениях Бригитты.

    «А ведь, собственно говоря, — внезапно подумал я, — эта женщина отдалась мне очень быстро. Уж не было ли лжи в стремлении избегать меня, которое я замечал в ней сначала и которое исчезло от одного моего слова? Уж не столкнул ли меня случай с одной из женщин, каких много? Да, все они начинают с этого: делают вид, что убегают, чтобы мы преследовали их. Даже лани поступают так, таков инстинкт самки»

    Беспорядочные ссоры и лихорадочные обиды превращают совместную жизнь возлюбленных в сущий ад. Любовная лодка разбивается не столько о быт, сколько о свойства быта: беспрестанные подозрения, бесконечные пересуды и взаимные мучения.

    «„Как знать?“ — вот великая формула, вот первые слова, которые произнес дьявол, когда небеса закрылись перед ним. Увы! Сколько несчастных породили эти два слова!»

    Томимый любовной горечью, Октав теряет рассудок — а за ним и Бригитту. Найдя её тетрадь с названием «Мое завещание», Октав понимает, что своими чувствами убивает не только себя, но и возлюбленную. Пылающие страсти романтической натуры, с прихотливыми идеалами и стремлениями к небесным страстям, оказались сильнее человеческого долга — прощения слабостей ближнего и уважения его недостатков, что в результате и вылилось в трагический финал. Тогда он решает покинуть её, чтобы больше не досаждать ни ей, ни себе, и навсегда уезжает из Парижа.

    «Из трех человек, страдавших по его вине, только один остался несчастным»
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   37


    написать администратору сайта