Главная страница

имл общий. Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста


Скачать 213.75 Kb.
НазваниеРока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста
Дата09.05.2023
Размер213.75 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаимл общий.docx
ТипДокументы
#1117179
страница2 из 37
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Романтизм как литературное направление и метод, романтическое мироощущение в литературе Западной Европы и США. Исторические, философские, политические истоки романтизма.


Романтизм – одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII и 1-й половины XIX века. Оно получило всемирное значение и распространение.

Представители романтизма:

  • в Германии – Новалис, ФридрихШлегель, Тик, Гейне;

  • в Англии – Шелли, Вордсворт, В. Скотт;

  • во Франции – В. Гюго, Жермена де Сталь, Шатобриан, Стендаль.

Предпосылкой романтизма считается разочарование в результатах Великой Французской Революции и в буржуазной цивилизации в целом.

Этапы развития романтизма:

  • Ранний романтизм соотносится с концом XVIII – началом XIX века.

  • Развитые формы романтизма – с 20-40-ми годами XIX века.

  • Поздний романтизм – с периодом после европейских революций 1848 года.

В основе романтического мироощущения лежит романтическое двоемирие – ощущение глубокого разлада между идеалом и реальностью, вызывающий остроту и напряженность. Характерной формой противостояния идеала и действительности является романтическая ирония, в которой можно уловить мысль ограниченности любой точки зрения.

Романтики отвергают эстетику классицизма и просветительства. Классицистическому «подражанию природе» они противопоставляют творческую активность художника: художник создает свой мир, особый, прекрасный и истинный, а поэтому более реальный.

Романтики проявили особый интерес к особенностям национального духа, национальной культуры.

Эпоха романтизма знаменуется обновлением художественных форм: создается жанр исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, необычайного расцвета достигает лирика.

Особенности художественного метода:

1) интерес к внутреннему миру человека; (Личность-задача и цель искусства)

2) интерес к природе;

3) обращение к национальной истории;

4) интерес к фольклору;

5) жанровое разнообразие литературы.

Важнейшие темы, мотивы и проблемы романтизма:

· проблема одиночества,

· мотив странничества,

· тема искусства и художника,

· культ страсти,

· тема преступления и наказания,

· мотив безумия,

· культ фантазии и воображения и др.

Основные художественные приемы:

  1. фантазия; 2) гротеск; 3) гипербола; 4) контраст; 5) аллегория.

Истоки романтизма:

Основными факторами, определявшими характер литературного процесса конца XVIII- первых трех десятилетий XIX в., были влияние Французской революции, политическая раздробленность и экономическая отсталость страны, антинаполеоновское освободительное движение и атмосфера общей политической реакции периода Реставрации без предшествовавшей революции.

1) неприятие буржуазной действительности;

2) соотношение романтизма с просветительской идеологией;

3) субъективный идеализм (Фихте, Шеллинг) как философская основа;

4) воображение какоснова романтической эстетики.

2. Двойственность и стремление к универсальности как основные черты романтизма и романтического героя. Понятие о романтическом двоемирии. Концепция искусства Ф. Шлегеля.


Романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца XVIII— первой половины XIX вв. По сути, романтизм — это духовное движение во всех областях культуры: в музыке, живописи, философии, исторических науках и, конечно, литературе. Основной социально-идеологической предпосылкой романтизма считается разочарование в результатах Великой Французской Революции и в буржуазной цивилизации в целом.
Неверие в исторический прогресс (социальный, промышленный, научный), духовной опустошение, нивелировка личности и т.п., что приводит к «космическому пессимизму». Это состояние усугубляется настроениями безнадежности, отчаяния, «мировой скорби».
В основе романтического мироощущения лежит романтическое двоемирие – ощущение глубокого разлада между идеалом и реальностью, вызывающий остроту и напряженность. Характерной формой противостояния идеала и действительности является романтическая ирония, в которой можно уловить мысль ограниченности любой точки зрения. Суть романтического двоемирия заключается в том, что в нём противопоставляется два мира, два мировоззрения. Романтический герой не может или не хочет принимать реальный мир таким, какой он есть, так как он не соответствует его идеальным принципам и мечтам о лучшем будущем. Реальный мир так же не принимает героя, так как он для него чужой, лишний. Поэтому лирический герой вынужден создать свой "идеальный мир", в котором всё соответствует его представлениям.

Важнейшая черта – универсализм, стремление к синтезу. Единство многообразия основа эстетики. Романтический герой — всегда натура исключительная, не похожая на окружающих людей, он гордится своей исключительностью, хотя она становится причиной его несчастий, его непонятости. Романтический герой бросает вызов окружающему миру, он в конфликте не с отдельными людьми, не с социально-историческими обстоятельствами, а с миром в целом, со всей вселенной. Романтики поэтому сосредоточиваются на изображении душевной, психологической жизни героев, а внутренний мир романтического героя весь состоит из противоречий. Отношения романтического героя с обществом (которое представляет собой, чаще всего, толпу, «светскую чернь»), изображены как антагонистические.
Типы романтических героев представлены и как национальные, и как общечеловеческие типы. Это:

1. Герой-чудак, часто комичен и нелеп в глазах обывателей (Ансельм в «Золотом горшке» Гофмана, Рип ван Винкль в одноименной новелле Ирвинга). Для них нередко характерна детскость (Рип ван Винкль).

2. Герой – трагический одиночка и мечтатель, отвергнутый обществом, осознавший свою чуждость миру.

3. Герой – «разочарованный», лишний человек, «байронический» герой, «сын века», который превратился в аналитика и наблюдателя своей собственной души, страдающий от отсутствия любви и в то время не способный на любовь (Чайльд Гарольд).

4. Герой – демоническая личность, бросившая вызов обществу, миру, а иногда и самому богу. Личность, обреченная не только на разлад с обществом, но и с самим собой. Герой, избирающий путь Зла ради того, что восстановить Добро («Корсар» Байрона).

5. Герой – человек из народа, отверженный обществом (Квазимодо).

6. Герой-художник, близкий автору (Ансельм «Золотой горшок» Гофмана).

7. Герой-благородный рыцарь (Айвенго, герой романа В.Скотта), либо индеец или свободолюбивая цыганка (Эсмеральда), представители нецивилизованных народов, не испорченных пошлостью современного общества.
Важнейшими завоеваниями романтизма стали открытие категорий историзма и народности, а также разработка теории романтической иронии немецким теоретиком Фридрихом Шлегелем (1775–1854 гг.). Он был участником самого раннего кружка немецких романтиков — Йенской школы, и его главный труд — “Фрагменты” (1797–1798 гг.). Тут он высказывает мысль о том, что наступила эпоха совершенно нового искусства, которое будет направлено не на повторение идеала античности, не на достижение совершенства, а смысл его существования будет заключаться в непрерывном поиске, в развитии.

В середине 1790-х годов он выступил с рядом статей о значении античной культуры для современности:

  • «О школах греческой поэзии»,

  • «О женских характерах у греческих писателей»,

  • «Об эстетической ценности греческой комедии» и т. д

В античном искусстве, по мнению Ф. Шлегеля, заключалось истинно божественное начало – «чистая человечность». Именно поэтому оно было прекрасно. Прекрасному искусству античной демократии Фридрих Шлегель противопоставляет лишенное гармонии современное искусство. Мир утратил целостность и стал дисгармоничным, раздробленным. По мнению Фридриха Шлегеля, искусство должно стать объективным, как античное искусство. Он считает образцом такого искусства, будущего творчество Гете, которое, по его мнению, находится посередине «между интересным и прекрасным». Именно такое искусство Фридрих Шлегель называет романтическим.
Романтическая поэзия, по мнению Ф. Шлегеля, должна стать «зеркалом мира».

Теоретические положения романтизма, которые наиболее полно изложены в работе Ф. Шлегеля «Фрагменты»: мысль о романтическом двоемирии, романтической иронии, определение автора как демиурга «творимой жизни», идея об универсально-прогрессивной поэзии. Основой концепции немецкого романтизма является исследование связей литературы и всех видов искусства с философскими системами Фихте и Шеллинга прежде всего, с религиозными идеями Шлейермахера. Главенствующей становится идея синтеза искусства и жизни: всеобъемлющего синтеза человека и природы, искусства и науки, философии и литературы (поэзии), философии и религии, музыки и архитектуры, всех видов (жанров) искусства. Своими предшественниками немецкие романтики считают Кальдерона и Шекспира. Большую роль в развитии их эстетических взглядов сыграл Гердер. Своим учителем теоретики романтизма называют великого Гете («Вильгельм Мейстер», вторая часть «Фауста»).

Романтическая ирония – это не сатира, не насмешка, не обличение. Это выражение превосходства художника над своим творением.

Согласно Фридриху Шлегелю, романтическая ирония есть высшая из вольностей, крайняя степень свободы, пленительная череда противоречий, искусно организованный беспорядок. Художник должен занять ироническую позицию не только по отношению к миру, но по отношению к самому себе, к своему процессу творчества и к своему произведению.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


написать администратору сайта