Главная страница
Навигация по странице:

  • Личность, по Новалису, есть тождество субъекта и объекта

  • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  • имл общий. Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста


    Скачать 213.75 Kb.
    НазваниеРока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста
    Дата09.05.2023
    Размер213.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаимл общий.docx
    ТипДокументы
    #1117179
    страница5 из 37
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

    6. Концепция мира и человека в произведении Новалиса "Генрих фон Офтердинген".


    «Генрих фон Офтердинген» - роман немецкого писателя Новалиса (представитель йенской школы романтизма) , написанный в 1800 году,  из намеченных двух частей вторая была только начата.

    Проблема личности в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген» является центральной, о чем свидетельствует название произведения. Заинтересовавшись немецким средневековьем, Новалис познакомился с легендой о состязании певцов. Его внимание привлекла фигура миннезингера XIII в. В письме к Ф. Шлегелю Новалис не случайно писал, что ему «повезло с материалом». Интерес романтиков к человеческой личности общеизвестен. Он явился следствием ВФР (устойчивые связи человека с окружающей средой были нарушены, а новые еще не сложились). Человеческая личность рассматривается романтиками как независимая от окружающих обстоятельств. Проблема личности у Новалиса тесно связана с характером переходной эпохи. Личность, по Новалису, есть тождество субъекта и объекта. Главный герой романа — своеобразное связующее звено между миром реальным и миром сверхчувственным; одной из главных задач его жизни становится «распространение своего бытия в бесконечности». Проблема личности у Новалиса решается иначе, чем в романах просветительского типа, ибо у него принципиально иные взгляды на человека. Герои просветительских романов в своем развитии становятся полезными членами общества, их становление завершается в основном в сфере полезного общественного труда. Герой же Новалиса может быть правильно понят лишь в его бесконечной устремленности к идеалу, в постоянной незавершенности характера. В процессе развития личности у Новалиса наблюдается отчуждение от жизни. Оно имеет двойственный характер: с одной стороны, это отчуждение обусловлено неприятием практицизма буржуазной действительности, а с другой — таит в себе опасность абсолютного отрыва от конкретной реальности и стремления к «мирам иным». В романе показан процесс становления личности поэта. По своему содержанию процесс этот есть «воспитание», годы учения поэта. Он не является результатом намеренного педагогического воздействия; дидактический элемент здесь почти неощутим. Становление Генриха как творческой личности осуществляется путем сложного взаимодействия различных сил, как процесс роста в вегетативном мире, хотя элементы «воспитания» тщательно подобраны и вся среда носит как бы экспериментальный характер. Развитие Генриха представлено в духе шлегелевского «чистого произрастания», постепенного развертывания «бесконечного в конечном». Оно осуществляется и как самовоспитание и как результат внешнего воздействия. Генриху снится голубой цветок и свое предназначение стать поэтом, с этого момента он не может уже забыть цветок и делает все, чтобы его добиться (мотив цветка как движущей силы, которая является невидимой, но в то же время постоянно присутствует). Весь его жизненный путь представляет собой поиски Голубого цветка - поэтического символа романтического идеала. На протяжении всего романа Генрих путешествует. Движущей силой путешествия «внешнего» является путешествие «внутреннее», духовное. Генрих познает мир и самого себя: процесс познания мира оказывается для Генриха процессом «узнавания», потому что все уже с самого начала заложено в его душе: «Гейнрих был рожден поэтом. Самые разнообразные обстоятельства соединились для его развития, и ничто не нарушало его внутренней отзывчивости. Все, что он видел и слышал, как бы отодвигало в нем новые засовы и раскрывало новые окна. Мир лежал перед ним в своих великих меняющихся судьбах. Но он еще был для него немым; душа мира, слово, еще не проснулось. Уже близился поэт, держа за руку милую девушку, чтобы звуками родного языка и прикосновением нежных губ раскрыть неискусные уста и претворить простое созвучие в беспредельные мелодии». Офтердинген выступает в роли мечтателя и сновидца, в нем живут впечатления. Это повествование о новой душе, которую воспринимает мир, и показывает, каково отношение этой же души, в свою очередь, к миру. Офтердинген занимается поиском своего «Я», осмысливает рассказы иных персонажей, начинает заниматься сопоставлением услышанного к себе. Страстное томление по голубому цветку, странствия Генриха, встречи с рудокопом, с Клингзором и Матильдой, с Гогенцоллерном связаны с раскрытием идей творчества и смысла мироздания, связи музыки, поэзии, живописи и любого творческого труда, роли любви в жизни человека и в постижении мира. За весь период мы можем видеть становление из обычного человека в величайшего поэта.

    КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    Роман из двух частей, первая под названием «Ожидание». Генрих, ученик капеллана в возрасте двадцати лет видит сон, в котором он идёт по тёмному лесу и заходит в пещеру. В ней находит необычайной красоты голубой цветок, который в немецкой поэзии символизирует чистоту, совершенство. Так как мама пришла разбудить его, сон до конца так и не удалось досмотреть.

    Немного позже покидают с матерью дом отца Турингию и отправляются в Аугсбург, родина мамы. Путешествие в Южную Германию проходит в компании купцов. Генриху суждено стать великим поэтом и он с огромным интересом слушает рассказы о себе подобных, и какое великое влияние они имеют на человеческую душу. Он узнаёт две легенды от купцов. Одна легенда рассказывает про великого поэта, на состояния которого позарились владельцы корабля, на котором он плыл по морю. Морских животных настолько покорили песни поэта, что они спасли ему жизнь и вернули его вещи. Вторая легенда повествует о дочери короля, который был покровителем поэзии, а она однажды на год скрылась в лес к любимому человеку. Через год своей игрой на лютне возлюбленный добился расположения короля, тот прощает их, принимает в крепкие объятия дочь, зятя и внука.

    Спустя несколько дней они останавливаются в замке старого военного и становятся очевидцами формирования армии в новый крестовый поход. Там же Генрих познакомился с пленницей Зулеймой, которую привезли с востока.

    Покинув замок, вскоре останавливаются в предгорной деревушке где Генри знакомится со старым рудокопом. Он рассказывает про свою жизнь и все земные сокровища. Он их приводит в галерею пещер, где останки доисторических животных. Там знакомятся с отшельником по имени фон Гогенцолерном, который был военным. У него отличная коллекция книг, которую он демонстрирует. В одной из книг Генрих видит пещеру с самим собой, а рядом старик отшельник.

    Во время путешествия через всю страну к своему деду, живущему в Аугсбурге,  старому Шванингу, он познал тайны истории и недр земли. У деда в доме он знакомится с Клингсором поэтом, которого он видел в книге отшельника, и его дочерью Матильдой. С первого взгляда молодые люди влюбились, а вскоре стали женихом и невестой.

    Старичок желает, чтобы Генрих вернулся в родной город. Но он убеждён что, путешествуя по другим странам, лучше узнает свою родину. Люди, которые путешествуют намного образованней с развитым умом и другими удивительными способностями. Они беседуют о важности возобладания единой силы, совести надо всем живым; в чём причина зла, которое, по мнению старика, проростает в общей слабости; о взаимопроникновении и единой «сущности» всех миров и чувств во вселенной.

    Вторую часть Новалис не успел завершить, в которой хотел выразить суть поэзии. Так и не успел он и довести свою мысль, что всё на свете: история, война, природа, обыденная жизнь — превращается в поэзию, так как она и есть дух, дающий жизнь всем существующим в природе. По замыслу автора вторая часть Генриху в будующем предстояло более полное ознакомление с окружающим миром, так же он попадает в Италию и там воюет. Совершит путешествие на восток до Ерусалима, а затем повернёться в Турингию и разом с Клингсором примут участие в поэтическом турнире очень знаменитом. Вообще продолжение романа должно было быть  символическое и мифологическое повествование, где все живые и не живые объекты разговаривают. После смерти Матильда, появляется в облике разных женщин для частых встречь Генриха, который, наконец, в дейвствительности должен был наконец-то сорвать «голубой цветок» со своего сна.

     
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


    написать администратору сайта