Главная страница

имл общий. Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста


Скачать 213.75 Kb.
НазваниеРока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста
Дата09.05.2023
Размер213.75 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаимл общий.docx
ТипДокументы
#1117179
страница6 из 37
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

7. Романтизм Гейдельбергского этапа: основные представители и творческие мотивы


2-ой этап немецкого романтизма – гейдельбергская школа (ранний этап - йенская шк.)

Второе поколение немецких романтиков – гейдельбергская школа (бр. Вильгельм и Якоб Гримм, Людвиг Арним и Клеменс Брентано) – отличает интерес к религии, национальной старине и фольклору.

В г. Гейдельберг развернулась деятельность Ахима фон Арнима (1781-1831) и Клеменса Брентано (1778 - 1842), которые начинают заниматься собирательством народных немецких песен и впоследствии публикуют известный сборник «Волшебный рог мальчика» (1806-1808), куда вошли народные немецкие песни, собранные и обработанные авторами. Брентано и Арним продолжили опыт Гердера по собиранию народных песен. В песнях воспеваются люди труда, большое место занимает любовная лирика. Подвергая дополнительной художественной обработке народные песни, авторы, тем не менее, пытаются сохранить строй народного стиха, общую тональность, хотя отходят от точности в их воспроизведении, что стало предметом дискуссий с братьями Гримм. Собственное творчество Брентано выдержано в духе народной поэзии.

Велико значение братьев Вильгельма (1786 - 1859) и Якоба Гримм (1785 – 1863), которые параллельно занимаются собирательством народных немецких сказок и публикуют сборник «Детские и домашние сказки» (1812). Они – крупнейшие собиратели сказок. Для уяснения мировоззрения писателей, важно помнить, что писатели-романтики, особенно немецкие, выдвигали сказку в центр литературы, считая ее высшим поэтическим жанром. Такое высокое понимание сказки, «даже своего рода обожествление ее» (Г. Скурла), было характерно и для братьев Гримм. Стилистическая обработка сказок сохранила не только старинные сказочные сюжеты, но и весь их строй, композицию, характеры и особенности речи; язык гриммовских сказок сочен, насыщен разнообразными пословицами, поговорками, меткими языковыми сравнениями. В них сохранены свойственные народной речи выражения, образные характеристики, игра слов, типичные для сказочного стиля повторения, звукоподражания). Опираясь на мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей, гейдельбергские романтики окончательно оформили принципы первого научного направления в фольклористике и литературоведении – мифологической школы. Главный труд Я. Гримма «Немецкая мифология» (1835). Это – гигантский труд по описанию немецкой мифологии как самостоятельной части единой германо-скандинавской мифологии, на широком фоне сопоставления ее с мифологиями многих европейских и азиатских народов.

Поздний немецкий романтизм связан с нарастающими мотивами трагической безысходности (драматургия и новеллистика Г. Клейста), ощущением разлада мечты с действительностью (произведения Э.Т.А. Гофмана). Творчество братьев В. И Я. Гримм, Л. Арнима, К. Брентано, Г. Клейста, А. Шамиссо и Э. Т. А. Гофмана дает возможность проследить эволюцию тех основных идей и образов, которые возникли на первом этапе, и выявить усиление трагического восприятия мира. Появляется не только сатира, но и элементы пародии по отношению к образам и идеям Йенского этапа. Гротеск становится структурообразующим фактором. Возникают жанры (драма, новелла у Г. Клейста), отражающие абсурдность реального мира. А литературная сказка включает в себя приметы реального мира.

Одним из ведущих жанров в литературе позднего романтизма явилась литературная сказка, или фантастическая новелла. Любовь к этому жанру объяснялась в том числе убежденностью его представителей в способности именно сказок передавать таинственную суть бытия. Одним из самых известных авторов литературных сказок был Вильгельм Гауф (1802-1827), характерной чертой творчества которого являлось причудливое сочетание восточных и немецких преданий и легенд.

Яркий представитель позднего немецкого романтизма А. Шамиссо (1781 — 1838). Самой известной стала его повесть-сказка «Удивительная история Петера Шлемиля» (1813), где романтическое мироощущение автора и идейный замысел выражены через двойничество, образы героя-чудака, «человека в сером фраке», мотив сделки с сатаной, темы фантастической силы денег, человеческого достоинства, особенности использования фантастических мотивов в повествовании.

8. Тема рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста


Бернд Генрих Вильгельм фон Клейст (1777 – 1811)-немецкий драматург, поэт и прозаик, по праву считающегося классиком мировой литературы. Вся жизнь и судьба писателя была наполнена трагическими событиями и душевными надломами и представляла собой стремление к идеальному и иллюзорному счастью, и это во многом отражено в его творчестве. Всю непреклонность своей натуры, психическую неустойчивость, непримиримость со своим временем, явную враждебность к нему вкладывал писатель в своих героев. Нелепые недоразумения и житейские конфликты своей частной жизни он считает проявлением фатальной роковой бессмыслицы, господствующей в мире. Отсюда доминирующей идеей некоторых его драм становится идея рока.

Клейст начал свой творческий путь как драматург. Его драматургия отличается острой конфликтностью. Герой в ней ставится в напряженные, трагические ситуации, в которых проверяются все основные черты его характера. Мировосприятие Клейста связано с обостренным чувством непрочности мира, уязвимости, хрупкости человека. Трагизм бытия клейстовских героев обусловлен их стремлением к утверждению абсолюта.

Тему рока и судьбы, бессмысленности и непредсказуемости Клейст поднимает в новелле «Землетрясение в Чили» 1807 г., влюбленные, не совершившие церковного обряда, вызывают гнев и проклятье религиозных фанатиков. Их ждет неминуемая смерть. Но начавшееся землетрясение подает им надежду на спасение и уравнивает их со всеми, грешники и праведники одинаково беззащитны в момент катастрофы - в этом проявляется непредсказуемость судьбы человеческой: люди, чья судьба, казалось бы, уже решена, в один момент чудесно спасаются.

Во время землетрясения Хозефа и ее сын Филипп не погибают, а даже воссоединяются с Херонимо - непредсказуемость+рок, ведь они могли умереть и не найти друг друга.

Но землетрясение прекратилось, и все возвращается на круги своя: Казалось бы, вновь восстановленная гармония одержала победу над роком. Но судьба приготовила последний удар: в конце новеллы Херонимо и Хосефа, чудом спасшиеся, становятся жертвами религиозных фанатиков. Едва люди пришли, как возобновились старые счёты и героев убивают в церви.- опять же непредсказуемость+рок.

!!! Клейст не морализирует, в новеллах его нет итогового авторского резюме, он заставляет читателя осознать, сколь относительны людские установления в сопоставлении с законами природы. Испытание воспитывает героев новеллы, после рокового бедствия происходит переоценка всех жизненных представлений.

Однако в первый период творчества (1800—1806 гг.) Клейст еще был способен создавать жизнерадостные произведения, искрящиеся неподдельным юмором. Его перу принадлежит лучшая в немецкой литературе XIX в. комедия «Разбитый кувшин», 1804 г.

«Разбитый кувшин» (1804) – единственное произведение Клейста, написанное в комическом ключе. Деревенский старик судья Адам ведет следствие по поводу разбитого им же самим кувшина. Комический эффект составляет то, что обвинитель и обвиняемый – это одно лицо. Все осложняется тем, что Адам ведет разбирательство в присутствии ревизора – судебного инспектора Вальтера, который выводит судью на чистую воду.

«Разбитый кувшин» - комедия положений и характеров, обрисованных ярко, в истинно народной манере. !Это произведение отлично от других произведений, пропитанных трагизмом, но и в нем можно отыскать отголоски излюбленных автором тем! Очевидна и социальная направленность комедии (герои явно разделены на судейских и крестьян), в которой зло высмеяно феодальное судопроизводство и произвол властей. Судья Адам -символ безвозвратно разрушенной правдивости и честности мира, что говорит о его бессмысленности.

! Тема рока также проявляется в конечном разоблачении и причастности судьи Адама к разбитому кувшину и ночному посещении девушки, вопреки тому, что он пытался сбросить с себя обвинения, повесив их на Рупрехта. Обвинив Рупрехта и подвергнув сомнению невинность Евы, он «очистил» свою репутацию, но ему все вернулось, его увольняют: рок его настиг. Здесь же можно связать и с непредсказуемостью судьбы, ведь никто даже подумать не могу о причастности к этому делу судьи- хранителя справедливости и честности: никогда не знаешь, какой человек на самом деле и как он пользуется своими полномочиями в личных целях (обвинил невиновного, чтобы выгородить себя; пригрозил Евы, сказал, что если она выдаст его, то он отправит ее возлюбленного Рупрехта в Ост-Индию на погибель; пользуясь положением, пытался склонить Еву к любви)

В драме «Семейство Шроффенгитейн» (1802) также поднимается тема рока и непредсказуемости бытия.

В основе сюжета (сходство с «Ромео и Джульеттой») — история вражды двух титулованных семейств. Во главе одного — граф Руперт из рода Россиц, другое возглавляет граф Сильвий, принадлежащий к роду Варванд. Несмотря на родственные связи, отношения их складываются непростым образом из-за борьбы за наследство: в этом проявляется «душевная проказа». Подозрительность отцов отравляет любовь детей: Агнессы из Варвандов и Оттокара, сына Руперта. Отношения семейств перерастают в ненависть, и в результате серии роковых недоразумений Агнесса и Оттокар гибнут.

У Клейста убийство, с которого начинается развитие действия, в действительности не является результатом борьбы двух ветвей семейства Шроффенштейн, а только представляется им таковым. Кровавая месть, возникающая на основе этого недоразумения, влечет за собой ряд таких же недоразумений, разъясняющихся только в самом конце. Только в конце драмы главы двух семей, оставшиеся в живых, видят, что не из-за чего им было бороться друг с другом, что они погубили своих детей без всякой необходимости.- тема бессмысленности.

Герои пьесы поражены бездушием, а оно порождает нравственную слепоту. Правда, парадоксальным образом, в духе норм романтизма, пьеса заканчивается счастливым образом, но это уже не может восприниматься как нравственная победа героев. рок в мире героев Клейста взрывает божественный порядок. !!Автор стремится убедить, что в жизни все решает случай, нередко нелепый, невероятное событие, в котором проявляется алогичность бытия. Клейст художественно реализует тезис многосложности реальных обстоятельств и неотвратимости рока.!

Краткое содержание: Клейст. Семейство Шроффенштейн Две ветви семейства Шроффенштейн связаны условиями старинного завещания: если/когда вымрет один из домов, всё его имущество достанется второму дому. Это рождает постоянные взаимные подозрения в кознях и предполагаемых попытках отравить одного из молодых членов той или иной ветви. Это предыстория. Действие пьесы начинается с похорон младшего сына Руперта, графа фон Шроффенштайна, главы дома Росситц. Мальчика нашли мертвым в лесу, рядом с ним застали двух людей из дома соперников - Варванда, где правит другой граф фон Шроффенштайн, Сильвестр. Пойманных простолюдинов пытали, они то ли признались, то ли нет - никто не может сказать с уверенностью. Но имя Сильвестр прозвучало, и Руперт призывает всех своих домочадцев мстить убийце и всей его семье. Далее недопонимание, ошибки восприятия и интерпретаций событий только накапливаются, одна следует за другой. И уже никто не может быть назван совершенно невинными или абсолютно виноватым. Каждый дом в чём-то прав и в чём-то жестоко ошибается. Дело усложняется тем, что наследник Руперта и единственная дочь Сильвестра встречаются и влюбляются друг в друга, ещё не зная, кто их родители. Эта сюжетная линия развивается почти как у Шекспира с той лишь разницей, что влюблённые гибнут от рук своих собственный отцов, каждый из которых уверен, что убивает дитя своего врага (молодые люди обменялись одеждой). Финал пьесы почти трагикомичен. Единственный оставшийся в живых молодой отпрыск - свихнувшийся от переживаний внебрачный сын Руперта Йохан. А смерть мальчика, с которой всё началось, оказалась случайной.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


написать администратору сайта