Главная страница
Навигация по странице:

  • Эстетические взгляды Гофмана сосредоточены вокруг его понимания искусства.

  • Фантастические новеллы и романы Э.Т.А. Гофмана – одни из самых значимых достижений немецкого романтизма

  • Ярко представлено в его творчестве двоемирие.

  • . Фантастика служила ему средством постижения условий жизни.

  • Важнейшая тема Гофмана: столкновение между художником и окружающей его бытовой средой.

  • 11. Идея универсальности личности, роль музыки и творчества в сборнике "Фантазии в духе Калло" Э.Т. А. Гофмана.

  • Состав сборника

  • ), «Золотой горшок»

  • Герой Гофмана старается вырваться из оков окружающего его мира

  • Гофман сосредоточивает пристальное внимание на личности художника, считая, что он более всех свободен от корыстных побуждений и мелочных забот.

  • Гофман считает музыку высшим, самым романтическим видом искусства

  • имл общий. Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста


    Скачать 213.75 Kb.
    НазваниеРока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста
    Дата09.05.2023
    Размер213.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаимл общий.docx
    ТипДокументы
    #1117179
    страница8 из 37
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   37

    10. Общественно-эстетические идеалы Э.Т.А. Гофмана.


    Эрнст Теодор Амадей Гофман -немецкий романтик, автор фэнтези и готических ужасов, юрист, композитор, музыкальный критик и художник.

    Эстетические взгляды Гофмана сосредоточены вокруг его понимания искусства. Он убежден, что искусство – возводит человека от обыденной жизни к божественной сфере, чем облагораживает и саму повседневную жизнь. Искусство удаляет художника от мира, являя миру его пророческий дар, который нередко воспринимается как «поэтическое безумие». Фантастическое в искусстве не противоречит художественной правде, как и ужасное и страшное.

    . Фантастические новеллы и романы Э.Т.А. Гофмана – одни из самых значимых достижений немецкого романтизма. Он причудливо соединял элементы реальности с фантастической игрой авторского воображения. Ярко представлено в его творчестве двоемирие. Реальный мир не только противопоставлен миру фантастическому, а ещѐ автор сталкивает эти миры. Гофман их не только декларирует, он их изображает. Он показал, что эти два мира взаимосвязаны, их трудно разделить, они взаимопроникаемы.

    Гофман, как большинство романтиков, не пытался игнорировать реальность, заменяя еѐ художественным воображением. Создавая фантастические картины, он осознавал их иллюзорность. Фантастика служила ему средством постижения условий жизни. Вместе с тем творчество Гофмана в развитии немецкого романтизма представляет этап более обостренного и трагического осмысления действительности, отказа от многих иллюзий, свойственных иенским. Ирреальный план у Гофмана утрачивает свое самодовлеющее значение, рушится иллюзия, что можно подменить действительность сказочным миром. Гофмановский герой (в отличие, например, от героя Новалиса) понимает, что нет никакой возможности укрыться от тягостной повседневности в выдуманном царстве мечты. Поэтому сама романтическая ирония как бы меняет направление.Тема судьбы человеческой личности остается, как и для других романтиков, центральной для Гофмана. Развивая идеи Вакенродера, Новалиса и других иенцев, Гофман сосредоточивает особенно пристальное внимание на личности художника, в которой, по его мнению, наиболее цельно раскрывается все то лучшее, что заложено в человеке и не испорчено корыстными побуждениями и мелочными заботами. Важнейшая тема Гофмана: столкновение между художником и окружающей его бытовой средой.

    Эстетические воззрения Гофмана, отмеченные в целом глубоко прогрессивными устремлениями, несут на себе печать воздействия многих, подчас противоречивых факторов. В его высказываниях обнаруживается сложное взаимодействие влияний философского идеализма, и просветительских идеалов, и новых, «романтических» критериев истинно художественного. Отсюда известная противоречивость эстетики Гофмана .Здесь есть страстная борьба против «триумфа посредственности», стремление к прекрасному идеалу; и, одновременно, утверждение непознаваемости мира музыки; варьирование положений типично романтической философии музыкального искусства, рассматривающей музыку как воплощение иллюзорной мечты, противопоставляемой обыденности жизни.

    Но главное значение его эстетики заключается в огромном богатстве мыслей, отличающихся передовым характером, широтой и смелостью. Многое в его взглядах отражает связи с идеями литературного романтизма, направлено против эстетики классицизма. Гофман на первый план выдвигается романтический культ чувства человека, чувства непосредственного, естественного, искреннего. Простота и естественность — вот истинная сущность искусства для Гофмана.

    11. Идея универсальности личности, роль музыки и творчества в сборнике "Фантазии в духе Калло" Э.Т. А. Гофмана.


    «Фантазии в духе Калло» — первая опубликованная книга Э. Т. А. Гофмана. Вышла изначально в четырёх томах в 1814—1815 годах. Переработанное издание в двух томах последовало в 1819 году. (Многие тексты несут на себе отпечаток музыкальных интересов Гофмана, работавшего в те годы капельмейстером и писавшего оперу)

    Состав сборника: (Выделено жирным то, что мы проходили) «Жак Калло» (весна 1813 г.), «Кавалер Глюк» (июль-август 1808 г.), «Крейслериана» (нем., 1810), «Дон Жуан» (сентябрь 1812), «Известие о дальнейших судьбах собаки Берганца» (нем., февраль-март 1813), «Магнетизёр» (апрель-август 1813), «Золотой горшок» (лето 1813 — зима 1814), «Приключения в новогоднюю ночь» (первая неделя января 1815 г)

    ИДЕЯ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ:

    Все люди делятся для Гофмана на две группы:

    Художники- поэтически одаренные люди (Истинные музыканты – романтические мечтатели. Они с ужасом смотрят на жизнь, стремясь бежать от нее в созданный их фантазией идеальный мир, в котором они обретают покой, гармонию и свободу. Они счастливы по-своему, но и их счастье тоже мнимое, вымышленное ими романтическое царство – фантом, призрачное убежище, в котором их то и дело настигают жестокие законы действительности и низводят с поэтических высот на прозаическую землю. В силу этого они осуждены, подобно маятнику, колебаться между двумя мирами – реальным и иллюзорным, между страданием и блаженством.

    Филистеры- люди, абсолютно лишенные поэтического восприятия мира. (Филистер доволен своим земным существованием, живет в мире с окружающей действительностью, не видя тайн и загадок в жизни. Однако, по мнению Гофмана, это счастье ложное, филистеры платят за него нищетой духа)

    Герой Гофмана старается вырваться из оков окружающего его мира посредством иронии, но, понимая бессилие романтического противостояния реальной жизни, писатель сам посмеивается над своим героем. Гофман сосредоточивает пристальное внимание на личности художника, считая, что он более всех свободен от корыстных побуждений и мелочных забот.

    РОЛЬ МУЗЫКИ И ТВОРЧЕСТВА В СБОРНИКЕ:

    Музыка у Гофмана — это не только тема, а еще и своеобразный вселенский фон, выражающий собой внутреннее единство человека и природы. Музыка — это жизнь.

    Гофман считает музыку высшим, самым романтическим видом искусства, так как она имеет своим предметом только бесконечное. Она наполняет душу человека бесконечным томлением; только благодаря ей... постигает человек песнь песней деревьев, цветов, животных, камней и вод. (Например: основным своим положительным героем Гофман делает музыканта Крейслера.)

    Высшее воплощение искусства в музыке Гофман видит прежде всего потому, что музыка может быть менее всего связана с жизнью, с реальной действительностью.

    Герои Гофмана чаще всего люди творческие– это музыканты или живописцы, певцы или актеры. Но словами «музыкант», «артист», «художник» Гофман определяет не профессию, а романтическую личность человека, который способен угадывать за тусклым серым обликом будничных вещей необычный светлый мир. Его герой – непременно мечтатель и фантазер, ему душно и тягостно в обществе, где ценится только то, что можно купить и продать, и только сила созидаюшей фантазии и творчество помогают ему возвыситься над окружением, чуждым его духу.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   37


    написать администратору сайта