Главная страница
Навигация по странице:

  • Двуплановость новеллы раскрывается в противопоставлении мира поэтической мечты

  • Двойственное существование ведут здесь некоторые персонажи и вещи

  • Вторая сторона романтического гротеска – соединение несоединимого в одном

  • имл общий. Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста


    Скачать 213.75 Kb.
    НазваниеРока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста
    Дата09.05.2023
    Размер213.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаимл общий.docx
    ТипДокументы
    #1117179
    страница10 из 37
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   37

    13. Идея двойственности, гротескности и абсурда как нормы жизни в рассказе "Крошка Цахес" Э.Т. А. Гофмана.


    В сказке полностью сохраняется двоемирие Гофмана в восприятии действительности, что опять нашло отражение в двуплановости композиции новеллы, в характерах персонажей и в их расстановке.

    Двуплановость новеллы раскрывается в противопоставлении мира поэтической мечты, сказочной страны Джиннистан, миру реальной повседневности, тому княжеству князя Барсануфа, в котором происходит действие новеллы. Двойственное существование ведут здесь некоторые персонажи и вещи, поскольку они совмещают свое сказочное волшебное бытие с существованием в реальном мире. Фея Розабельверде, она же канонисса приюта для благородных девиц Розеншен, покровительствует маленькому отвратительному Цахесу, наградив его тремя волшебными золотыми волосками.

    В таком же двойственном качестве, как и фея Розабельверде, она же канонисса Розеншен, выступает и добрый волшебник Альпанус, окружающий себя различными сказочными чудесами, которые хорошо видит поэт и мечтатель студент Балтазар. В своей обыденной ипостаси, только и доступной для филистеров и трезвомыслящих рационалистов, Альпанус всего лишь доктор, склонный, правда, к весьма затейливым причудам.

    гротеск - это высшая степень комического, проявляющаяся:

    1. в виде чрезмерного преувеличения, карикатурного искажения, которые могут достигать границ фантастического;

    2. в виде композиционного контраста, внезапного смещения серьезного, трагического в плоскость смешного. Такое построение представляет собой цельный, замкнутый внутренне комплекс и является гротеском чистого рода - гротеском комическим;

    3. но может произойти обратное движение, если комическое завершится резким трагическим срывом - это будет композицией гротескного юмора.

    истинный гротеск открывается не в образе Крошки Цахеса, а в мире привычных общественных отношений. Само же “маленькое чудовище” является чем-то вроде индикатора гротеска: без его разоблачающего воздействия иные общественные явления, казалось бы, в порядке вещей, но стоит ему появиться -- и в них обнаруживается нечто нелепое и фантастическое. Сюжет повести начинается с контраста: прекрасная фея Розабельверьде наклоняется над корзиной с маленьким уродцем - крошкой Цахесом. Завязка повести не только контрастна, но и иронична: сколько всяких неприятностей случилось оттого, что одарила крошку Цахеса волшебным даром золотых волосков.

    Из предыстории следует: фея сама находится в гротескной ситуации. После введения просвещения был издан официальный вердикт, отрицающим существование волшебства, феи были изгнаны в страну Джиннистан (которая была тоже признана несуществующей). А Розабельвельде осталась в княжестве под присмотром, скрываясь под личиной канониссы приюта для благородных девиц. Таким образом, поступок феи мог быть продиктован не только состраданием.

    Литература абсурда - особый стиль написания текста, для которого характерны подчёркнутое отсутствие причинно-следственных связей, гротескная демонстрация нелепости и бессмысленности человеческого бытия. Для литературы абсурда характерны демонстрация бессмысленности, парадоксальности, нелепости и даже комизма.

    Автор усиливает впечатление, нагромождая нелепости: маленькое чудовище получает чин министра и странного вида орден. Погибает, утонув в ночном горшке. Всё это свидетельствует о гиперболизации – принципе создания образа, но это гипербола, на которой основана одна из сторон романтического гротеска, двойственного в своей основе. Она усиливает эмоциональное восприятие контрастов реального мира путём заострения, укрупнения явлений. Введение невероятного, искажающего обычные формы действительности как бы высвечивает скрытую сущность реального. Вторая сторона романтического гротеска – соединение несоединимого в одном – здесь не представлена.

    Авторская ирония в этой сказке становится более горькой, чем раньше. Счастье студента Бальтазара, в финале оказавшееся возможным уже не в идеальном мире Атлантиды, а в несколько пародийном «идеальном» мире поместья Проспера Альпануса, где во время стирки будет светить солнце, кушанья не будут пригорать, а сама прекрасная Кандида не утратит хорошего настроения, если не снимет магического ожерелья. Студент не замечает, что его возлюбленная обычная мещанка. Предметный мир, ранее враждебный герою-музыканту, начинает служить ему, хотя это и противоречит сущности такого персонажа. Более того, ошибается и сам носитель светлого начала – фея Розабельверде, ее подарок не добро, подарок помимо ее воли превращается в носителя злого начала и становится источником страдания для тех, кто действительно высок своими душевными качествами. Сама прекрасная Кандида не лишена филистерских наклонностей: неслучайно только магическое ожерелье (предмет) создает ее хорошее настроение.

    Краткое содержание.

    Его бедняжка мать и так страдала от неудач (нашел её муж клад, но не к счастью – и ограбили их, и сгорело всё, что было), а тут ещё «наградило» её судьба таким уродцем. Действительно, ребенок некрасив, слаб и зол. У него тоненькие «паучьи» ножки и ручки, большая голова, в свои три года он даже не может стоять. При этом он всё время ворчит и кусается, говорить совсем не умеет. Женщина почти в отчаянии, ведь не станет он ни красивым, ни умным, не сможет ей помочь, а будет страшной и неблагодарной обузой.

    Легла фрау Лиза на траву, так и заснула в слезах. Тут появилась фея… Нужно сказать, что в этой стране это осталась единственная волшебница, так как всех остальных выселил новый король, который предпочитал заниматься «реальными» вещами. Фея эта пожалела крестьянку и уродца, расчесала его волшебным гребнем. Когда она ушла, Лиза проснулась и увидела, что её сын смог стать на ножки. Она удивилась, и они пошли домой. Ей уже стало чуть легче.

    Они как раз проходили мимо дома пастора, который вышел во двор со своим светлокудрым, похожим на ангела, сыном. И вдруг пастор, увидев крошку Цахеса, вдохновился. Предложил Лизе отдохнуть, выпить воды, а сам взял Цахеса на руки и, будто не замечая, что тот старается его укусить за нос, провозгласил, что это милейший ребенок, который заслуживает блестящее будущее. Лиза никак не могла понять, что происходит… Видимо, пастор помешался! В этом она убедилась, когда он тут же предложил ей взять уродца на воспитание. Немного смущённая, не веря своему счастливому избавлению, она, конечно, согласилась.

    Так, благодаря волшебству, уродливый Цахес казался всем красавцем и умницей. Ему приписывали всё хорошее, а всё плохое, что он делал, сваливали на других. Вот так он вырос…

    И вот стал соперником студенту и поэту Бальтазару в любви к жизнелюбивой Кандиде. Её очарованный уродцем отец уже готовит свадьбу, но Бальтазар с помощью волшебника Альпануса, разгадывает тайну Цахеса. Они находят фею и объясняют ей, что Цахес с такой волшебной силой погубит всё государство. И они ломают волшебный гребень, тогда все видят уродца таким, какой он есть. Все гонят его, и он умирает, пытаясь спрятаться. Из жалости фея возвращает умершему красивое обличье. Бальтазар женится на Кандиде, справедливость торжествует.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   37


    написать администратору сайта