имл общий. Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста
Скачать 213.75 Kb.
|
15. Двоемирие, ирония, сатира и гротеск как структурная основа романа "Житейские воззрения Кота Мурра" Э.Т.А. Гофмана.«Житейские воззрения кота Мурра»— сатирический роман Гофмана, вышедший в двух томах в 1819 и 1821 годах. Произведение считается вершиной творчества писателя, объединяя в себе смешное и трагическое. Двоемирие. Композиция романа представляет собой две непересекающиеся сюжетные линии — биография кота Мурра и история жизни при дворе в карликовом немецком княжестве капельмейстера Иоганнеса Крейслера. Жизнеописание гениального композитора представлено как макулатурные листы в кошачьей биографии. Дуализм мировоззрения еще больше углубляется. Выражается через конфликт художника с действительностью. Нет мира волшебной фантастики, за исключением некот. второстепенных деталей, связанных с образом мастера Абрагама. Иро́ния — сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит явному смыслу. В теории романтизма ирония – не троп, а, скорее, философский принцип, который проявляется и в бытовом поведении, и в художественном творчестве. Ирония в романе проникает во все линии повествования, определяет характеристику большинства героев романа, сатира на различные явления жизни. Сатира — острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее пороки как отдельных людей, так и всего общества или государственного строя. Критическому осмеянию в романе подвергнуты придворные нравы — интриги, лицемерие, постоянное стремление скрыть за пышными условностями этикета и притворной вежливостью умственное убожество и моральную нечистоплотность, психология немецкого филистера, при этом филистера с претензиями. Одновременно это и своеобразная пародия на романтическое поветрие, когда романтизм становится модой или скорее позой, за которой прячется пошлость и духовная нищета. Весь кошачье-собачий мир в романе - сатирическая пародия на сословное общество немецких государств: на «просвещенное»филистерское бюргерство, на студенческие союзы - буршеншафты, на полицию (дворовый пес Ахиллес), на чиновное дворянство (шпицы), на высшую аристократию (пудель Скарамуш, салон левретки Бадины). Гротеском называют художественный образ, построенный на преувеличении и контрасте. В своем повествовании Гофман искусно сочетает элементы трагедии и комедии, сатиры и высокой лирики, гротеска и шутки. Мир кота Мурра — это по преимуществу мир комический и сатирический; мир людей изображен гротескно, иногда лирически-взволнованно, иногда с подлинным трагизмом. Гротескно-сатирический характер приобретает само сопоставление этих двух миров. 16. Английский романтизм: периодизация, предпосылки, основные представители.Романтизм в Англии оформился раньше, чем в других странах Западной Европы. Социально-исторической предпосылкой появления романтизма в Англии было то, что она пережила промышленный переворот в 1688-1689 годах, в результате чего произошло широкое внедрение машин в производство. Итог – возникновение единого британского колониального государства. Завершается становление английского языка и литературы. Родоначальник английского романтизма – Уильям Блейк (1757-1827). Свою жизнь Блейк посвятил двум видам искусства: гравюре и поэзии, поэтому в основе его художественного мышления лежало сочетание поэзии и живописи. Он создает художественно-поэтическую картину мира. Наиболее известны два сборника стихов Блейка: «Песни невинности» (1789) и «Песни опыта» (1794). В этих сборниках нашли отражение религиозно-философские взгляды поэта. Каждый человек проходит в своем развитии три этапа: невинность, опыт, мудрость. Первый этап английского романтизма (1793—1812 гг.). Не менее значимую роль в развитии английского романтизма сыграло творчество поэтов-лейкистов (С. Кольриджа, У. Вордсворта, Р. Саути), названых так потому, что они долгое время жили на севере Англии среди горных озер (поэты озерной школы). Они представляли собой кружок романтиков, объединенных общностью политических и эстетических установок. Их политическая программа в начале XIX века сводилась к неприятию французской революции и революции в целом. Второй этап (1812— 1832 гг.): от выхода в свет I и II песен «Паломничества Чайльд Гарольда» Байрона до смерти Вальтера Скотта. Основные достижения периода связаны с именами Байрона, Шелли, Скотта, Китса. В поэме Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» прозвучала мысль о свободе для всех народов, утверждалось не только право, но и обязанность каждого народа бороться за независимость и свободу от тирании. Впервые был создан романтический тип характера, получивший название «байронический герой». Второе замечательное достижение периода — возникновение жанра исторического романа, создателем которого был Вальтер Скотт. К началу второго периода окончательно оформился кружок лондонских романтиков. Кружок выступал в защиту прав личности, за прогрессивные реформы. Наибольшее значение среди произведений лондонских романтиков имеют поэмы и стихи Джона Китса (1795— 1821). Он развивал традиции великого шотландского поэта XVIII в. Роберта Бернса. Перси Биши Шелли (1792— 1822) испытывает большое влияние Байрона. Шелли был преимущественно лирическим поэтом. Его лирика носит философский характер. Шелли видит истину в духовной красоте; отрицает библейского Бога, он считает, что Бог — это природа, в которой царят принципы Необходимости и Изменчивости (стихотворение «Изменчивость»). Любовь как выражение прекрасного в природе — главная идея любовной лирики Шелли. Вальтер Скотт (1771 — 1832) утвердил в литературе принцип историзма, заменив исторические сюжеты как «нравственные уроки» на художественное исследование закономерностей исторического процесса, создал первые образцы основанного на этом принципе жанра исторического романа. Джордж Ноэль Гордон Байрон (1788 —1824) — крупнейший романтический поэт. Вклад его в литературу определяется, во-первых, значительностью его произведений и образов, во-вторых, развитием новых литературных жанров (лиро-эпическая поэма, философская драма-мистерия, роман в стихах и др.), новаторством в разных областях поэтики, наконец, участием в литературной борьбе своего времени. Важной чертой английского романтизма является повышенный интерес к истории, анализу влияния исторических событий на личность, оценке их характера. Английские романтики имели специфическое представление об историческом процессе: они описывали человека как беззащитную жертву неумолимо сменяющих друг друга событий. Именно поэтому в различных произведениях зачастую присутствуют христианские мотивы смирения. Кроме того, романтикам было присуще яркое восприятие их собственной эпохи. Они чувствовали, что находятся на стыке эпох, переживают вместе с миром переломный момент. При этом, каждый конкретный момент времени и сам человек в нём являются частью бесконечной череды исторических событий, выступают частью вечности. В связи с этим важнейшей идеей английского романтизма была идея единства всего мира. |