Главная страница

имл общий. Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста


Скачать 213.75 Kb.
НазваниеРока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста
Дата09.05.2023
Размер213.75 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаимл общий.docx
ТипДокументы
#1117179
страница14 из 37
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   37

19. Концепция творчества и творческой личности в творчестве У. Вордсворта.


Вордсворт выступал против просветительской философии, тем не менее в его взглядах сохраняется просветительская идея естественного человека и природного равенства людей. Вордсворт наследует руссоистский идеал природы, веру в ее доброе начало. Вслед за Бернсом Вордсворт открыл возвышенное и прекрасное в душе простого человека. Вордсворт обосновал «смелую для своего времени мысль - об особых нравственных и поэтических преимуществах деревенской жизни как предмета поэзии». В поэзии Вордсворта сказывается противоречие между созерцательным подходом к жизни и сочувственным отношением к беднякам, между идеей покорности судьбе и негодованием по поводу участи неимущих в современном мире. Социально-политические взгляды раннего Вордсворта выражены в письме к епископу Уотсопу. Письмо получило название «Апология французской революции». Вордсворт выступает сторонником борьбы против тирании феодалов и возмущается тем, что собственнический порядок в обществе обрекает простых людей на нищету. В предисловии к изданию «Лирических баллад» в 1815 г. Вордсворт пишет о необходимых условиях поэзии. Это - наблюдение и описание, чувствительность, размышление, воображение, фантазия, вымысел, оценка. Воображение призвано возбуждать и поддерживать вечное в человеческой природе, оно раскрывает и выражает внутренние свойства человека.

В «Лирических балладах» рассказывается о бедственном положении сельских тружеников Англии. Основная драматическая тема стихотворений - распад прежних устоев жизни мелких земледельцев, разложение патриархальных семейных отношений, нищенское существование обездоленных людей. Частое обращение к образам детей в поэзии Вордсворта (стихотворение «Мечты бедной Сьюзен» связано с мыслью поэта о том, что именно детскому сознанию свойственно то воображение, которое необходимо для романтической поэзии. В детстве, по мнению Вордсворта, человек ближе всего к божественному началу. В стихотворении «Нас семеро» поэт умиляется простоте и неведению восьмилетней крестьянской девочки, для которой не существует различия между жизнью и смертью. Когда повстречавшийся с нею человек несколько раз спрашивает ее о том, сколько человек в их семье, девочка неизменно отвечает: их семеро. Она не осознает, что двое -брат и сестра - мертвы, и их уже нет среди живых. Поэмы «Прогулка» (The Excursion, 1814), «Прелюдия, или Развитие сознания поэта» были частями задуманной Вордсвортом большой философской поэмы «Отшельник», содержащей взгляд на человека, природу и общество. «Прогулка» представляет собой беседу встретившихся на кладбище поэта, странника-коробейника, священника-расстриги Одинокого и пастора. Стихотворные диалоги являются апологией отступничества Одинокого от его былых идеалов. В прошлом Одинокий участвовал во Французской революции, в настоящем он готов смиренно принять существующий порядок. У Вордсворта абстрактная идея и лирическое переживание неразрывно слиты. Вордсворт, быть может, абсолютизировал значение природы как главнейшего фактора в развитии внутреннего мира, отвлекаясь от других факторов социального и психологического характера. Но его мысль о воспитании красотой правильна. Ассоциации, складывающиеся в связи с восприятием прекрасных явлений природы, играют важную роль в сложном процессе, в ходе которого вырастают нравственные понятия человека. Между тем все важнейшие произведения его созданы в более ранний период, еще близкий к годам увлечения революцией, в период, когда он стремился в поэзии найти путь к совершенствованию мира, обрести слова предельной простоты, чтобы передать переживания самого общего универсального значения.

20. Старый мореход" С.Т. Кольриджа - новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом.



«Сказание о старом мореходе» С.Т. Колриджа написано в 1789 году и занимает центральное место в наследии писателя. Сэмюель был одним из основателей поэтической школы «Озерной». Присутствие таинственного и фантастического - основной мотив поэзии писателя. Фантазия, как правило, занимала неотъемлемое место в работах Колриджа, и сказание не стало исключением. Поэма примечательна своим изобретательным использованием почти всех известных на начало XIX века поэтических приёмов. По форме поэма является монологом, своеобразной речью, но обращение морехода к гостю – делает ее диалогичной. Это произведение стилизовано под балладу, а изначально называлось «баллада ужасов». Популярные в то время готические баллады строились как стилизация под старые народные баллады с характерной для них катренной структурой, множеством аллитераций и повторов. Стилизация акцентировалась употреблением устаревших слов и выражений, старых вариантов написания слова.

Старый Мореход является и героем и повествователем. Он излагает свою историю брачному гостю-это человек, который поймет духовную мысль старика. В своем духовном аспекте Колридж подчеркивает связь с Библией притчевой манерой повествования и глоссами, которые комментируют текст. В финале звучит тема прощения всех тех, кто сумеет осознать свою вину перед природой, и восстановит нарушенное в мире равновесие

Герой посягнул на незыблемый морской закон, и «множество странных наказаний обрушилось на него». Приключения моряка имеют отчетливо выраженный символический характер. Убийство ни в чем не повинной птицы, снежно-белого альбатроса (символ чистоты, доверчивости, добра) есть нарушение законов природы - вернее символически обобщенное нарушение этих законов. Преступление влечет за собой наказание. Крестные муки, испытанные самим моряком и его товарищами, их длительная агония, возрождение, начавшееся с того мига, когда он обрел способность к бескорыстному восхищению божьими тварями - все это на одном уровне есть стилизация под средневековую балладу, с ее простой религиозной моралью греха и искупления, а на другом, более высоком, представляет собой исследование истории души и контрастных психологических состояний.

Альбатрос является, вероятно, символом добра, красоты или даже самой природы, а бессмысленное разрушение этой красоты без видимой на то причины является символом зла. И за искупление этого зла принимается только понимание красоты окружающего мира. ее особенностью является то, что образность поэмы подчинена событиям. Чувство чего-то великого и лежит в основе видимого мира и всего, что здесь происходит. Вера в то, что всякое злое действие, направленное на любую часть природы, является наказуемым преступлением против самой природы, определяет все содержание поэмы и символический характер образов, ассоциирующихся с природой.

Символичен и сам герой, он представляет собой символ любого раскаявшегося грешника. Это больная совесть человека, которому нет прощения. А поскольку нет человека, который прожил бы жизнь и не согрешил, то образ раскаявшегося грешника может быть приложим к любому человеку.

Вместе с тем, гость, внимает рассказ и выпадает из реального времени и присутствует в мире, описанном стариком. Это глубоко отражается в его душе. На фоне свадебной процессии, голос невесты, церковь (Царство небесное) относят его в мир духовный. Мореход сам воскресает душой.

Еще раз можно отметить, что некое воззрение на природу распространяется на все романтическое искусство. В таком виде представил нам романтизм Колридж.

 Колридж создает новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом, где исследуется проблема неосознанных действий человека под влиянием тайных сил мира (”Старый моряк”). «Сказание о Старом Мореходе» Колриджа — это произведение такого аллегорического плана, сочетающее событийный ряд «символической системой и моральным поучением. Оно стилизовано под средневековую балладу, но собственно балладой не является. Исследователи считают «Сказание» скорее эпической поэмой, указывая на то, что к этой точке зрения склонялся и Колридж, включивший ее сначала в сборник «Лирических баллад». Эпическая установка объяснима стремлением к созданию универсального произведения, охватывающего всю целостность культурного сознания эпохи. Данте и в этом смысле оказывается ориентиром. Балладой является сам рассказ Морехода, но он включен в более широкий контекст, организованный по иному жанровому принципу — эпической поэмы. Переключение осуществляется сложной системой образности, обнаруживающей абсолютное значение явлений («Поэма — это картина жизни, изображающая то, что есть в ней вечно истинного»), многократным повторением сюжетной схемы и самого события рассказывания, изменением отношений автора и героя. Перерастание баллады в поэму можно проследить в самой структуре произведения. В «Сказании», в сущности, два события — шторм и убийство Альбатроса. Первое не спровоцировано действиями человека, здесь он зависим от игры природы. Смена ее состояний естественна, внезапность опасности и мистичность спасения придают происшествию таинственную окраску, как это и свойственно балладе. Убийство Альбатроса также не мотивировано, но оно — акт сознательной воли человека, требующий возмездия. Возмездие вершится в циклической смене утрат гармонии и прозреваний, практически незавершенной и иезаверщимой. Незавершимость принципиальна, она связана с пониманием гармонии в романтической эстетике, в частности, у Колриджа.

На уровне героя поэма завершается фабульно — возвращением: сюжетного завершения, событие рассказывания спроецировано в беспредельно разворачивающееся мировое целое, лишенное временной характеристики (кроме циклической смены дня и ночи, где ночь способствует постепенному прозрению — «И все ж другим — умней, грустней — Проснулся поутру»). На уровне автора поэма завершается дидактически и также в процессе многократного рассказывания.  Постепенный переход от действительности к чистой фантазии -- основной приём Кольриджа, магически действующий в «Сказании», где инциденты обыкновенного морского путешествия постепенно переходят в область чудесного, где естественное и сверхъестественное сливаются в неразрывное целое. , Кольридж широко пользуется «суггестивными» приемами: намеками, умолчаниями, беглыми, но многозначительными символическими деталями. Кольридж первым из английских романтиков ввел в «высокую» поэзию свободный, «неправильный» тонический размер, не зависящий от счета слогов и подчиняющийся лишь ритму ударений, число которых колеблется в каждой строке.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Старый моряк останавливает одного встречного человека торопящегося на свадьбу, которому рассказывает историю приключившуюся во время его дальнего плавания. Корабль занесло в пустыню льда, но на всеобщую радость появляется альбатрос и корабль находит выход из шторма. С этой минуты птица - спаситель сопровождает их корабль, но вдруг мореход убивает стрелой альбатроса, сам не понимая зачем.

Через какое-то время их корабль попадает в зону мёртвых вод и складывает паруса. Кругом пылающее солнце, вода покрыта слизью, все умирали от жажды. Вдруг показался корабль - призрак, на котором смерть вела игру, играя она забрала двести жизней друзей морехода. С тех пор ему несколько дней везде мерещились мёртвые глаза товарищей, пока он не стал молиться небесам. Раскаявшись, он нашёл прощение и вернулся домой. С тех пор каждый год наступает тот день, когда боль становится невыносимо терпеть и чтобы она отступила эту историю необходимо повторить. Среди тысяч людей мореход выбирает одного, кто способен выслушать его рассказ. Своему встречному слушателю он советует вместо пира посетить храм. Попрощавшись гость не вернулся на свадьбу.

Рассказ учит тому, что всегда нужно признавать свои ошибки и впредь не повторять их.

1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   37


написать администратору сайта