Главная страница
Навигация по странице:

  • «Убийство на улице Морг» «Тайна Мари Роже» «Похищенное письмо» «Золотой жук».

  • Одна из важнейших особенностей логических рассказов По состоит в том, что главным предметом, на котором сосредоточено внимание автора, оказывается не расследование, а человек, ведущий его.

  • В этих пяти рассказах Эдгар По заложил основы классических детективных сюжетов, которые используются в детективной литературе вплоть до настоящего времени: 1)

  • Именно Эдгар По сделал в детективной литературе установку на разгадку тайны как атрибута преступления, а не на разгадку самого преступления, причин его совершения.

  • Художественный стиль детективов Эдгара По отличается лаконизмом и предельной простотой.

  • 51. Новеллистическое искусство Э. По.

  • За двадцать лет творческой деятельности

  • Классификация новелл Э.По по жанровым признакам: 1. ДЕТЕКТИВНЫЕ НОВЕЛЛЫ (сам По называл их логическими

  • 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВЕЛЛЫ (другие названия – арабески, «мистические», «страшные»).

  • . Ключевые слова: «надежда», «спастись».

  • 4. ФАНТАСТИЧЕСКИЕ НОВЕЛЛЫ

  • имл общий. Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста


    Скачать 213.75 Kb.
    НазваниеРока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста
    Дата09.05.2023
    Размер213.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаимл общий.docx
    ТипДокументы
    #1117179
    страница37 из 37
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37

    50. Жанр «логического» рассказа в творчестве Э.По («Убийство на улице Морг» и др.).


    Эдгар По по праву считается основоположником детективного жанра. Его слава как основоположника детективного жанра опирается всего на четыре рассказа:

    • «Убийство на улице Морг»

    • «Тайна Мари Роже»

    • «Похищенное письмо»

    • «Золотой жук».

    Свои новеллы Эдгар По называл «логическими». Понятие логического рассказа шире, чем понятие рассказа детективного. Из логического рассказа в детективный перешел основной, а иногда и единственный сюжетный мотив: раскрытие тайны или преступления. Сохранился и тип повествования: рассказ-задача, подлежащая логическому решению.

    Одна из важнейших особенностей логических рассказов По состоит в том, что главным предметом, на котором сосредоточено внимание автора, оказывается не расследование, а человек, ведущий его. В центре повествования поставлен характер, но характер скорее романтический. Герой логического рассказа имеет романтический характер, и в этом качестве он приближается к героям психологических рассказов. Но его затворничество, склонность к уединению, настоятельная потребность в одиночестве восходят к некоторым нравственно-философским идеям общего характера, свойственным американскому романтическому сознанию середины XIX века..  При чтении логических новелл обращает на себя внимание почти полное отсутствие внешнего действия. Их сюжетная структура имеет два слоя - поверхностный и глубинный. На поверхности - поступки героя, в глубине - работа его мысли. Эдгар По не просто говорит об интеллектуальной деятельности героя, но показывает ее в подробностях и деталях, раскрывая процесс мышления. его принципы и логику. Но все же в первую очередь критики отдают ему право изобретения детективной литературы. По, однако, не был единоличным изобретателем индуктивно - дедуктивного метода, а довел до совершенства тот метод наблюдения и сопоставления частей при воссоздании целого, который уже однажды продемонстрировал великий Вольтер, и французы. Читая, к примеру, рассказ «Убийства на улице Морг», переведенный и опубликованный почти одновременно двумя соперничающими газетами, не могли при этом не вспоминать о «глубокой распознавательной способности» вольтеровского Задига.

    Детективные рассказы Эдгара По коренным образом отличаются от, например, его ужасных рассказов. Его произведения пронизаны сплошной линией логики, которой руководствуется главный герой. В его рассказах нет намека на мистику, весь клубок тайн герой разматывает дедуктивным методом.

    В этих пяти рассказах Эдгар По заложил основы классических детективных сюжетов, которые используются в детективной литературе вплоть до настоящего времени:

    1) бытовая разборка - "Тайна Мари Роже", "Ты еси муж, сотворивый сие";

    2) маньяк-убийца - "Убийство на улице Морг";

    3) шантаж - "Похищенное письмо";

    4) "шпионские игры" - "Золотой жук".

    Также писатель изобрёл классические приёмы детективов:

    1) "подсадная утка" - "Убийство на улице Морг";

    2) подбрасывание настоящих (или ложных) улик,

    3) двойная игра - "Ты еси муж, сотворивый сие";

    4) перехват и взлом криптограмм - "Золотой жук";

    5) подмена оригинала - "Похищенное письмо";

    6) ложный след - все пять рассказов.

    Можно предположить, что все же данные сюжеты и элементы у Эдгара По существуют, как первообразы и естественно, что его последователям пришлось достаточно поработать над их усовершенствованием и развитием.

    Именно Эдгар По сделал в детективной литературе установку на разгадку тайны как атрибута преступления, а не на разгадку самого преступления, причин его совершения.

    На творчество По оказали сильное влияние английские и немецкие романтики, особенно Гофман (недаром По увлекался немецкой литературой и идеалистической философией); Художественный стиль детективов Эдгара По отличается лаконизмом и предельной простотой. Автор активизирует логическое мышление читателей и незаметно для них самих вовлекает в мир тайн, расследований, преступлений  При чтении логических новелл обращает на себя внимание почти полное отсутствие внешнего действия. Краткое содержание

    В Париже я познакомился с Огюстом Дюпеном, молодым человеком благородного происхождения, но растерявшим всё своё состояние. Дюпен был очень начитан, и именно книги стали поводом для нашего близкого знакомства. Вскоре я предложил ему снять совместное жильё, и мы поселились в милом домике, где жили в полном уединении от всех. Огюст любил демонстрировать свои способности к психологическому анализу и безошибочно считывал мои чувства.

    Как-то в газете мы наткнулись на ужасную новость. Под утро все проживающие на улице Морг вскочили из своих кроватей от душераздирающих воплей из квартиры мадам Л'Эспанэ. Когда соседи ворвались в квартиру, то увидели перевёрнутую мебель и валяющиеся седые волосы на полу. Обезглавленное тело мадам Л'Эспанэ было найдено во дворе, а её убитая дочь лежала в дымоходе.

    Огюст загорелся этим делом. Достав разрешение, мы отправились на место преступления. Дюпен сразу отметил, что не было мотива ограбления: все ценности лежали нетронутыми. То, что тело Камиллы было глубоко затолкнуто в дымоход, говорило о физической силе убийцы. Свидетели слышали из квартиры голоса преступников, но не смогли опознать национальную принадлежность одного из них: говорил он очень отрывисто и грубо. Все эти детали мой друг сложил в один вывод: это была огромная обезьяна. Дюпон решил схитрить: он подал объявление о найденной большой обезьяне в местную газету.

    На объявление откликнулся моряк, поймавший орангутана на одном из островов и привёзший животное в Париж. Заперев матроса в комнате и пригрозив оружием, Дюпон начал расспрашивать его о произошедшем на улице Морг.

    В городе матрос намеревался продать диковинное животное, но не рассчитал, что оно будет таким агрессивным. Мужчина посадил его в чулан и запер, но в ту роковую ночь орангутан сумел сломать стену. Обезьяна схватила бритву хозяина и начала имитировать бритьё, подражая своему хозяину. Моряк пытался усмирить его хлыстом, но она вырвалась и убежала. По следам свирепого питомца моряк пришёл к квартире мадам Л'Эспанэ.

    Женщины готовились ко сну, когда к ним ворвалась громадная обезьяна. Камилла сразу лишилась чувств, а её мать была схвачена животным, пытавшимся побрить её голову той самой бритвой. Когда женщина закричала, орангутан начал злиться и рассвирепел. Резким движение он отрезал голову мадам, но, испугавшись лица хозяина, в ужасе наблюдающего за ним, животное начало носиться по квартире, сметая на своём пути всю мебель. В панике орангутан запихнул тело Камиллы в дымоход, а труп её матери выбросил в окно.

    «Убийство на улице Морг» Эдгара По считается самым первым произведением в жанре детектива в истории литературы. Поэтому особенно интересно познакомиться с этой книгой. Каждый найдет что-то интересное в этом произведении.

    51. Новеллистическое искусство Э. По.


    Эдгар Аллан По (19 января 1809 года, Бостон, США — 7 октября 1849 года, Балтимор, США) — американский писатель, поэт, эссеист, литературный критик и редактор, представитель американского романтизма. Создатель формы классического детектива и жанра психологической прозы. Некоторые работы Эдгара По способствовали формированию и развитию научной фантастики, а такие черты его творчества, как иррациональность, мистицизм, обречённость, аномальность изображаемых состояний, предвосхитили литературу декадентства.

    Эдгар По был одним из первых американских писателей, сделавших новеллу основной формой своего творчества. Он пытался зарабатывать исключительно литературной деятельностью, в результате чего его жизнь и карьера были сопряжены с тяжёлыми финансовыми трудностями, осложнёнными проблемой с алкоголем. За двадцать лет творческой деятельности Эдгар По написал два романа, две поэмы, одну пьесу, около семидесяти рассказов, пятидесяти стихотворений и десяти эссе, печатавшихся в журналах и альманахах, а затем собранных в сборники.

    Классификация новелл Э.По по жанровым признакам:

    1. ДЕТЕКТИВНЫЕ НОВЕЛЛЫ (сам По называл их логическими). Это новеллы – «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже» и другие. Главным героем является обедневший аристократ, гениальный сыщик Огюст Дюпен. Почему действие происходит во Франции? Там появились первые сыщики. Огюст Дюпен – романтик, влюбленный в «ночь», в «темноликую богиню». Даже днем он создает «ночь». В отличие от Гофмана, ночь у Э.По – самое поэтическое время суток, способствующее слиянию человека с Природой. Романтический дух Дюпена сочетается с его мощным Разумом, позволяющим ему, только благодаря своим способностям, разгадывать самые сложные преступления. Эдгар По стал не только создателем детективной новеллы, но и ее теоретиком. Он вывел формулу детектива. В этой формуле мы отметим только самые главные пункты:

    1. Гвоздь повествования – таинственное преступление.

    2. Разгадыванием тайны занимается сыщик-любитель, рядом с ним рассказчик, тривиально мыслящий человек.

    3. Сыщик с самого начала знает столько, сколько и читатель.

    4. Сыщику-любителю противостоит профессиональный сыщик, явно уступающий ему в умственных способностях.

    5. Тайна должна удивлять читателя.

    6. Нередко сыщик-любитель вынужден прибегнуть к инсценировке, чтобы преступник выдал себя.

    7. Повествование заканчивается конечным объяснением, в котором описывается путь к истине.

    Э.По создает и различные разновидности детективной новеллы: например, психологический детектив («Украденное письмо») и приключенческую повесть «Золотой жук», в которой детективное начало сочетается с приключенческим (почему приключенческая повесть – есть случайные обстоятельства, которые способствуют раскрытию тайны).

    2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВЕЛЛЫ (другие названия – арабески, «мистические», «страшные»). Одна из главных тем этого цикла – тема Разума и Безумия с изображением психопатологических состояний человека. В свою очередь, эти новеллы можно разделить на подвиды:

    а) новеллы, в которых показывается торжество человеческого Разума над обстоятельствами (чаще всего, Страхом). (ПРИМЕР: «Колодец и маятник» – узник в тюрьме инквизиции. Главный акцент на ситуации. Самообладание героя. Ключевые слова: «надежда», «спастись». То же самое: «Низвержение в Мальстрем» – два героя – два варианта поведения: один пытается спастись, другой – смиряется со своей судьбой и гибнет.

    б) новеллы-пародии, построенные на гротеске (сочетании комического и ужасного).

    в) новеллы, в которых изображаются психические аномалии (представленные как борьба Добра и Зла в душе человека). Эдгар По считал, что эта борьба изначально присуща человеку как тяготение человека к нарушению запрета (грех Евы). В ней писателя интересовал только один аспект – тяга к запрету как отклонение от психической нормы. Этот феномен По назвал «бесом противоречия» (вариант «демоном извращенности»). Данная тема раскрыта в таких новеллах, как «Черный кот», «Сердце-обличитель», «Падение дома Ашеров» и др.

    3. КОМИЧЕСКИЕ НОВЕЛЛЫ, в которых описываются комические ситуации, в которые попадает герой. (ПРИМЕР: «Очки»: не желающий носить очки молодой человек влюбляется в свою прапрабабушку, но новелла заканчивается счастливо – он нашел свою возлюбленную, его прапрабабушка и другие решили его проучить.)

    4. ФАНТАСТИЧЕСКИЕ НОВЕЛЛЫ , в которых описываются комические ситуации, в которые попадает герой. – (ПРИМЕР: «История с воздушным шаром» (перелет через Атлантический океан на воздушном шаре), «Необыкновенные приключения Ганса Пфааля» (о полете на Луну).
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37


    написать администратору сайта