имл общий. Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста
Скачать 213.75 Kb.
|
23. Социально-нравственный конфликт драмы П.Б. Шелли "Ченчи", характер главной героини.«Ченчи» (1820), в которой он стремился придать своим образам конкретно-жизненное содержание и отказывался от общественно-романтического и аллегорического изображения борьбы за свободу. В качестве основы для сюжета своей первой сценической трагедии поэт взял итальянскую хронику 200-летней давности, которая была очень популярна в итальянском обществе 10-20-х годов XIX века. В центре пьесы Шелли - трагический конфликт между прекрасной и чистой девушкой Беатриче, с одной стороны, и чудовищным тираном Франческо Ченчи, ее отцом, - с другой. Одинокая героиня, скорее протестующая, чем активно борющаяся со своим тираном, стремление драматурга вызвать жалость и сочувствие у зрителей - все это было типично для романтической драмы первой половины XIX века. Главная цель такой драмы заключалась в том, чтобы изумлять, поражать необыкновенностью, исключительностью системы образов и необычайностью сюжета. Однако без особого труда можно заметить, что Шелли, использовав традиции романтической драмы, вместе с тем внес много принципиально нового в каноны романтической драматургии, и это новое прокладывало путь подлинно народной драме, которая могла бы оживить английский национальный театр, переживавший глубокий идейный кризис в начале XIX века (после смерти Шеридана). В отличие от своих ранних откровенно тенденциозных поэм Шелли нигде не подчеркивает атеистических и революционных идей, которыми насыщена пьеса. Духовное перерождение нерешительной молчаливо страдающей героини обосновано всей логикой событий, превращающих ее в сурового и беспощадного судью и мстителя. В первых явлениях Беатриче предстает перед нами как нежная и любящая сестра своих несчастных братьев, скромная девушка, глубоко сочувствующая страданиям своей мачехи. Она религиозна, поэтому уповает на милосердие Бога и надеется на помощь папы. Вместе с тем поэтом подчеркивается исключительная цельность ее натуры; она ненавидит лицемерие и ложь, столь характерные для высшего римского общества той эпохи. Презрев старинный обычай, запрещающий девушке первой говорить о своих чувствах, Беатриче открыто признается Орсино в любви. Более того, убедившись, что ее выбор был большой ошибкой, она находит в себе силы отказаться от любви к Орсино, сосредоточить все помыслы на освобождении себя и близких из-под гнусной власти Франческо Ченчи. Нелегко далось ей решение пойти против воли преступного отца. Вначале рушится ее вера в Бога. Тщетно ждет Беатриче чуда от неба. «Не может быть, ведь есть же Бог на небе?» - в отчаянии восклицает она, видя злодеяния старого графа. После трагической гибели своих братьев Беатриче приходит к выводу, что Бог не защитит страдальцев, что «свод небес запачкан кровью». Краткое содержание. Все события происходят в 18 веке в Италии. Перед нами предстает граф Ченчи, который прославился своими бесстыдными и жестокими злодейскими поступками. Мужчина повторяет их изо дня в день, так как знает, что папа Клемент VIII не накажет, потому что тот подносит ему дорогие подарки. Ченчи признается в том, что ему нравится наблюдать состояние перед смертью у других людей, а он же находится в полном здравии и силе. Граф также со злобой относится и к своим домочадцам. У него нет стыда перед кардиналом Камилло, когда он проклинает своих сыновей и высылает их из Рима. Впоследствии на пиру он произносит хвалебную речь Всевышнему, за то, что он воздал сыновьям. Его дочь Беатриче, заподозрив неладное, настороженно смотрит на него. И отец объявляет ей и матери, что его сыновья погибли. Девушка и про старшего брата знает, что он остался без денег и живет в нищете. Она понимает, что следующей жертвой может стать она, и поэтому просит высокопоставленных гостей заступиться за нее. Однако, присутствующие, зная, что граф -мстительный и злобный человек, не хотят с ним связываться. Беатриче давно любит священника Орсино. Она надеется, что папа римский ответит положительно на просьбу молодого человека снять с него сан, но тот отказался это сделать. Девушка огорчена еще тем, что кардинал Камилло пожаловался преосвященству на то, что дети обижают старого графа. Беатриче поняла, что вырваться ей из- под опеки отца будет нелегко. В скором времени отец совершил развратные действия по отношению к девушке, и она идет к мачехе за советом, что ей делать дальше. Орсино рекомендует обратиться ей в суд, но она не верит в справедливость закона, так как даже папа римский заступается за графа. В надежде, что Лукреция ей поможет она строит с ней план убийства злодея. Орсино предлагает им 2-х человек, которые помогут убить графа на мосту. Но их намерения срываются, так как Ченчи проехал раньше положенного времени. Граф обрушивает на девушку множество проклятий, и тогда Беатриче совершает убийство своего отца сама. Однако, мачеха и она немного вздохнули от тирана. Неожиданно к ним является легат Савелла, который хочет увидеть графа. И хотя ему сообщают, что старик почивает, он настойчиво направляется в спальню и находит графа убитым. Ее младшего брата, мачеху и саму девушку отправляют в Рим для расследования убийства, где они под пытками признаются в содеянном. Младший сын, который не совершал преступление, просил папу помиловать родных, но у него не получилось. Беатриче вначале, услышав эту новость, растеряна, но потом успокаивается и приводит себя в порядок, чтобы достойно встретить смерть. |