имл общий. Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста
Скачать 213.75 Kb.
|
17. Творчество У. БлейкаУильям Блейк был английским романтическим художником и поэтом в конце 18-го и начале 19-го века (28 ноября 1757 г., Лондон, Великобритани - 12 августа 1827 г., Лондон, Великобритания). Блейк обучался граверу и живописцу, и большую часть своей карьеры он занимался производством заказанных произведений искусства. Он также опубликовал свою собственную поэзию вместе со своими иллюстрациями. Самым известным из его иллюстрированных стихотворений являются «Тигер» и «Агнец». В 1783 году он опубликовал свои первые стихи в небольшом томе под названием «Поэтические очерки». За ними последовали в 1789 году «Песни невинности», беззаботный сборник стихов, посвященных детству, добру и пастырскому счастью. Пять лет спустя Блейк опубликовал продолжение своего тома 1789 года «Песни опыта», в котором он исследовал более темные аспекты жизни. Блейк полагал, что его две коллекции песен захватили «два противоположных состояния человеческой души». Стилистически стихотворения цикла «Песни невинности» можно условно разделить на несколько групп: подражания колыбельным («Колыбельная песня», «Нянюшкина песня»), подражания считалочкам («Весна»), подражания детской речи («Звонкий луг»). Ключевые символы цикла: ягненок/агнец – символ божественной милости и снисхождения, цветок – символ земной или небесной красоты, ребенок – символ человека вообще. Центральным стихотворением этого цикла становится «По образу и подобию», в котором утверждается поэтическая молитва автора: «Добро, Терпимость, Мир, Любовь - Все это Бог Благой». Мотив молитвы в этом стихотворении может быть потерян в переводе на русский язык, но отчетлив в оригинале благодаря ритмике, создаваемой анафорическим союзом «and» (энд) и повтором строк, содержащих слова «mercy, love» (мерси, лав). «Песни Опыта» резко нарушают гармонию, радостный мир «Песен Невинности», хозяева которых – невинные дети. Все окружающее воспринимается поэтом в свете неразрешимых внутренних, духовных конфликтов. Сама Англия предстает как страна трагических контрастов. Эмоциональной вершиной «Песен Опыта» является гневное и скорбное стихотворение «Лондон». Вместо зеленых лугов или хотя бы оскверненного сада любви перед читателями предстает город, где все сдано на откуп – и улицы, и даже воды Темзы. Этот город закован в цепи, созданные умом (или законом; на всех улицах лежит «печать бессилия и скорби». Р.В. Епанчинцев выделяет в «Песнях» четыре группы персонажей: ●дети, символизирующие и человечество в состоянии невинности, и отражение бога, в «Песнях опыта» - угнетённые, выступающие против тирании традиционных религиозных догматов; ●взрослые (родители, священники, няня), которые в «Песнях невинности» играют роль защитников и добрых покровителей, а в «Песнях опыта» превращаются в угнетателей и тиранов; ●образы животного и растительного миров (агнец-ягненок, лев, светлячки и муравей, птицы и цветы), которые могут как выступать в качестве проводников божественного намерения, так и быть аллегориями на обычных людей; в «Песнях опыта» антиподом агнецу становится хищник – тигр; ●образы христианской мифологии (Бог, ангелы, пастух): в «Песнях невинности» выступают как безусловные защитники и проводники к свету; в «Песнях опыта» бог представлен деспотом, его появление сопровождают эпитеты «эгоистичный отец людей», «жесткий и ревнивый». Многие стихотворения в «Песнях» - парные. На парность стихотворений может указывать как одинаковое название («Святой четверг», «Песня няни», «Заблудившийся сын»), так и общность образно-символического ряда («Агнец», «По образу и подобию» в «Песнях Невинности» - «Тигр», «Человеческая абстракция» в «Песнях Опыта»). 18. Ранний этап английского романтизма. «Озерная школа».Романтизм в Англии сформировался раньше, чем в других странах. Начался он с поэзии, в ней широкое распространение получили лирические жанры и лиро-эпическая поэма. Эстетической предпосылкой английского романтизма было разочарование в классицизме и просветительском реализме как художественных системах, в основе которых лежала просветительская философия. Они недостаточно полно раскрывали внутренний мир человека, законы человеческой истории, которые были осмыслены по-новому в свете Французской революции. Предромантиком считается Уильям Блейк (1757—1827)- англ. поэт, его тв-во не огромно, но существенно. Блейк пишет 2 сборника «Песни невинности» 1789г. (оптимист. среда, вера в наступление счастливого будущего в монархич. Англии) и «Песни опыта» 1794г. (разочарование результатами Вел. Фр. революции, ничего не изменилось), в которых закладывает принцип двоемирия (повторяются мотивы, но с различ.тональностью), который впоследствии появится у остальных романтиков и станет ведущим. ! Его последователи- поэты «озерной школы» (лейкисты) – 1-ый этап английского романтизма. Свое название лейкисты получили по месту своего проживания в северных графствах, где было много озер. Это такие поэты, как Вильям Вордсворт (1770-1850), Сэмюэл Колридж (1772-1834), Роберт Саути (1774–1843): в молодости поддерживали Великую Французскую революцию, но уже в 1794 г. они отходят от этих позиций. Первое совместное произведение Вордсворта и Колриджа - анонимный сборник «Лирические баллады» (1798) - явился программным, наметив отказ от старых классицистских образцов и провозгласив демократизацию проблематики, расширение тематического диапазона, ломку системы стихосложения. Предисловие (1800) к балладам можно рассматривать как манифест раннего английского романтизма. Оно написано Вордсвортом, большая часть произведений сборника также принадлежала ему. Главная заслуга лейкистов состояла в том, что они совершили революцию в английской поэзии. Отказавшись от сюжетов, прославлявших героические личности, они демократизировали жанр баллады, создав такие новые его разновидности, как лирическая, народная, социальная и готическая баллада. В своих темах, идеях и подходах к материалу каждый шел своим путем. В. ВОРДСВОРТ гл. задачу своего тв-ва видел в том, чтобы создавать такие пр-я, в которых будут «описаны ситуации из повседневной жизни, но с помощью воображения привычным вещам будет придан необычный облик». Большое место в тв-ве В. занимала тема описание природы и идеализированной сельской жизни. Его называли «певцом патриархальной Англии», тк его герои- труженники, крестьяне, обычные люди. Поэт был яростным противником городов и готической литературы. Он обладал способностью придавать явлениям природы необычное значение. (сонет «На Вестминстерском мосту») Чаще всего В. противопоставляет «суетный мир» города миру Природы. Большинство стихотворений поэта написаны в форме воспоминания: они внешне просты, но глубокие по содержанию («Нарциссы» - гл. идея- родство чел. и природы). В. демократизировал язык поэзии, ввел в него разговорную речь. Он не только обратился к новым темам, но и представил новых героев своей поэзии – простых людей (баллада «Нас семеро» -диалог прохожего с 8-летней крестьянской девочкой, которая считает живыми умершую семью, тк живет на кладбище и общается с ними) . ! Лейкисты были поклонниками инфантильного детского сознания ! С. КОЛРИДЖ был самым талантливым из лейкистов. В отличие от Вордсворта, «поэта обыденности», свою задачу он видел в том, чтобы «диковинное и необычное представить как правдоподобное». Большое место в его творчестве занимала религиозная проблематика. В связи с этим его произведения приобретали особую композиционную форму: в действии часто участвовали небо, море, различные стихии (баллада «Сказание старого морехода» (1797)- наиболее известное пр-е К. Притчевое начало. Гл. тема- тема греха, наказания за него, раскаяния и искупления, тема «дикой» природы. Природа в балладе представлена в разных проявлениях: шторм, холод, солнце, море и его обитатели. природы = состояние героя. Сложность поэмы в ее фрагментарности: в поэме намеренно описываются только «вершинные», кульминационные моменты в истории героя, что свидетельствует о романтическом психологизме пр-я. Особая эмоц. атмосфера ранней юношеской поэзии Колриджа создается удивительным умением поэта на какое-то время погрузиться в свой собственный мир, увидеть сложный облик художника, наделенного тонкой и ранимой душой («Боль», 1789; «Сонет о прощании со школой», 1791). Излюбленная форма в юности- сонет. Чувство личной причастности к несчастьям людей (Вел.Фр.рев.) оттеняется желанием сосредоточиться на самом себе для преодоления суеты мирской жизни. С 1797г. обращается к теме возмездия за содеянное зло (сказка «Ворон», «Баллада о Старом мореходе» и т.д.) Р. САУТИ вклад в область поэзии был также связан с жанром баллады. Он стал создателем новых жанров баллады. Это социальные баллады (гл. тема- жестокость совр. мира) Первые пр-я пронизаны сочувствием к беднякам и нищим бродягам («Жена солдата», «Жалобы бедняков», «Похороны нищего» -выступает против бесправия и угнетения) баллада «Жалобы бедняков»- в ней поэт отвечает на вопрос Богача: отчего «так ропщет бедный люд?». Для ответа Поэт и Богач выходят на улицы Лондона, где встречают «отверженных» жестоким обществом героев- романтических типов: «седой старик», у которого погас очаг; «молодая женщина» с двумя голодными малютками и тд. С. был известен как создатель «готических» баллад (переведены на рус. яз. Жуковским) В отличие от Вордсворта, обращ. к соц. проблем. современности, Саути использует преимущественно средневековые сюжеты: баллада «Суд божий над епископом», в которой ставится тема греха и возмездия. Интересна идея соотнесения сожженных крестьян с мышами, которые разорвут на кусочки епископа. Чувство страха создается с помощью деталей. Используются некоторые приемы готики: тайна портрета, предрекающая страшную смерть епископа. Как и Колридж, С. акцентирует внимание на чудесном, сверхъестественном (баллада «Варвик»). Критические интонации против войн, всю тяжесть которых несет простой народ (стих.«Бленхеймский бой»). !Тв-о Саути сконцентрировало наиболее противоречивые и слабые стороны поэзии лейкистов из-за полит. неустойчивостью взглядов. Во 2 период тв-ва- ослаблением интереса к поэзии, пишет прозу(«Жизнь Нельсона», 1813) Т. о., для представителей «озерной школы» характерно сочетание смелых эстетических исканий, интерес к родной истории, стилизация форм народного творчества — и консервативность политических и философских взглядов. |