Главная страница
Навигация по странице:

  • Искуситель в христианском понимании – это Сатана, Люцифер. Тогда кто же обольщенное человечество – Ева, Адам, их первенец Каин.

  • Это связано с тем, что библейские персонажи обрели новый смысл.

  • «В Сатане нас восхищает человек», - писала она. Эти слова вполне можно было бы отнести и к Люциферу, и к Каину Байрона.

  • грешного Человека, который в процессе поиска истины

  • «Каин» краткое содержание

  • имл общий. Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста


    Скачать 213.75 Kb.
    НазваниеРока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста
    Дата09.05.2023
    Размер213.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаимл общий.docx
    ТипДокументы
    #1117179
    страница20 из 37
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   37

    29. Переосмысление библейских образов в "Каине"Дж.Г. Байрона


    Герой мистерии Д.Г.Байрона «Каин» (1821). В интерпретации Байрона библейский Каин превращается в романтического героя — богоборца, революционера духа, восставшего против божества. Мотив самосокрушения нарастает трагедии Байрона «Каин», где главный герой встает прямо на край бездны. В сущности, здесь вспыхивает бунт уже не только против «людского стада», «рабьей покорности» и всевозможных людских установлений, стесняющих личность, но и против человеческой природы вообще, которая сама по себе оказывается слаба, тесна для истинно свободных порывов духа. Байрон вновь очень рано ставит «конечные» вопросы, к которым литература подойдет вплотную в эпоху Достоевского и которые в то время просто ошеломили публику. Существование зла наравне с добром, равноправие зла как силы, действующей в мире, — вот такие бездны открывает перед Каином байроновский Люцифер, который, конечно, сродни мильтоновскому Сатане, но это уже не Сатана-воитель, Сатана-богоборец, как у Мильтона, а глубочайший и чисто отрицательный возмутитель сознания, оставляющий главного героя в состоянии поистине каиновой опустошенности. Искуситель в христианском понимании – это Сатана, Люцифер. Тогда кто же обольщенное человечество? – Ева, Адам, их первенец Каин. Итак, в основу мистерии «Каин» Байрон положил ветхозаветную легенду, внеся при этом в средневековый жанр определенные коррективы. Надо сказать, что ранее на этот сюжет уже были созданы поэма Гесснера «Смерть Авеля», трагедия Альфьери «Абел», но они не вызвали такого резонанса в обществе, как байроновская драма. Это связано с тем, что библейские персонажи  обрели новый смысл.  На интерпретацию библейского персонажа Сатаны в произведении Мильтона еще раньше обратила внимание известная мадам  Ж.де Сталь. «В Сатане нас восхищает человек», - писала она. Эти слова вполне можно было бы отнести и к Люциферу, и к Каину Байрона. Под библейскими одеждами современники увидели страдающего, сомневающегося, обуреваемого страстями земного, грешного Человека, который в процессе поиска истины совершает преступление и потрясенный совершенным преступлением принимает возмездие. При этом Байрон подчеркивает то обстоятельство, что единственный, кто если не сочувствовал, то давал ответы обуреваемому страстями и страхом смерти Каину, первенцу Адама, был Люцифер. Бог же предоставил ему самостоятельно сделать выбор в пользу добра и зла.

    «Каин» краткое содержание

    Произведение начинается в местечке вблизи рая, где немногочисленное семейство Адама и Евы возносит молитву Иегове. В чтении молитвы вместе с Адамом и Евой, изгнанными из рая, участвуют их дети Каин, Авель, Ада, Селла, а также малыши, которые рождены дочерями Евы и Адама от своих же братьев. В процессе моления в Каине зарождаются сомнения против смиренной покорности родственников, спокойно принимающих посланную на них небесную кару. Каин пытается донести до Адама бессмысленность их смирения, но в ответ лишь слышит слова о том, что на все есть воля господа. Закончив молитву, вся семья отправляется заниматься бытовыми делами, а Каин остается размышлять в одиночестве. В его душе зарождается ощущение приближения необъяснимого события, связанного с величественным существом, которое юноша когда-то видел в райских кущах. Неожиданно перед Каином появляется Люцифер, совсем непохожий на хитрого и корыстного искусителя. Хотя Каин и не может поверить до конца, что в Сатане отсутствуют низменные качества, Люцифер заверяет его, что ничем, кроме правды, он не соблазняет. Каин решает развеять все свои сомнения о смысле человеческой жизни, о таинстве смерти, сущности собственного существования и умоляет Люцифера разъяснить волнующую его тему. К Каину присоединяется Ада, которая вернулась за братом и тоже хочет познать истину. Люцифер не отказывает в просьбе Каина и приглашает его посетить мир пространства и времени, заверяя Аду, что путешествие будет недолгим. Любопытный Каин тут же соглашается и перед его взором возникают множество небесных светил, где юноша узнает о жизни иных существ, отличающихся от человека и превосходящих людей по разуму. Перед глазами Каина пролетают скорбные левиафаны и величественные призраки существ, не имеющих определения. Каин постигает безграничность времени и безмерность пространства. Не забывает Люцифер показать молодому человеку и мрачное царство смерти. Каин снова и снова просит Сатану рассказать о тайне смерти, но Люцифер признается, что сыну Адама не пришло еще время постичь это. И тут Люцифер говорит Каину, что жизнь на земле скоро ознаменуется большими бедами и несчастьями для всего человечества. Юноша сильно огорчен, поскольку очень любит родных и никак не может осознать грядущую их смерть. Он снова уговаривает Люцифера открыть ему причину смерти, но тот уверяет Каина, что смерть – это временные ворота. Прощаясь с Каином, Сатана уверяет юношу, что преодолеть смертный удел всех людей может только истинное бессмертие духа.  Возвратившись в родной дом, Каин наблюдает, как родные готовятся к принесению жертвенных подарков богу. Не желая смириться с несправедливой судьбой Каин старается удержать родственников. Скромная Ада шокирована поступком Каина, а Авель уговаривает брата вместе совершить приношение богу, твердя, что бог превыше всего на свете. Рассерженный Каин, не выдержав речей брата, смертельно ударяет его по голове. Авель уходит из жизни. Расстроенный Адам выгоняет Каина из своей семьи. Верная Ада решает уйти вместе с Каином. Собираясь в трудное путешествие, молодого человека посещает ангел, спустившийся с небес, и отмечает лоб Каина неизгладимой печатью. Ада с Каином отправляются в долгое странствие и определяют местом своего жительства – безрадостную пустыню, находящуюся в восточной стороне от рая. Виня себя в убийстве родного брата, Каин обретает себя на вечное искупление совершенного греха, выполняя тем самым и божью волю, и волю своего отца.
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   37


    написать администратору сайта