Главная страница
Навигация по странице:

  • Август Вильгельм Шлегель

  • Новалис

  • Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг

  • Иоганна Христиана Фридриха Гёльдерлина

  • Фр. Шлегеля

  • 5.Философия и эстетика Новалиса. Фрагменты как жанр

  • Эстетика Новалиса находится в полном соответствии с его философскими позициями. Смысл поэзии он видит в пророчестве, абсолютизирует искусство

  • Весь реальный мир он идентифицирует со сказкой. Свои основные эстетические идеи Новалис воплотил в романе «Генрих фон Офтердинген»

  • Основные идеи и весь замысел романа раскрываются как развернутая эстетическая утопия

  • Свою философско-эстетическую теорию Новалис излагает в «Фрагментах». Его философские «Фрагменты» (афористические суждения о природе, искусстве, философии, Боге, человеке)

  • Фрагмент - основная форма романтической философии

  • Фрагменты как жанр это классическая художественная проза

  • имл общий. Рока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста


    Скачать 213.75 Kb.
    НазваниеРока, бессмысленности и непредсказуемости бытия в произведениях Г. фон Клейста
    Дата09.05.2023
    Размер213.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаимл общий.docx
    ТипДокументы
    #1117179
    страница4 из 37
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

    4. Йенский этап романтизма в литературе Германии, его основные представители.


    Йенский романтизм— ранний период немецкого романтизма, он охватывает 1795–1805 гг. Несмотря на то, что это самая ранняя форма романтизма, именно йенские романтики детально разработали романтическую теорию и дали миру выдающиеся произведения, в которой она реализована. В кружок, сложившийся в Йене, входили

    • Фридрих Шлегель (1772–1829), основной теоретик йенцев, автор эстетических работ «Критические фрагменты» (1797), «Фрагменты» (1798, с участием Новалиса и др.), «Идеи» (1800), «Разговор о поэзии» с включением в него «Речи о мифологии» и «Письма о романе» (1800), неоконченного романа «Люцинда» (1799), драмы «Аларкос» (1802), ряда поэтических произведений;

    • Его старший брат Август Вильгельм Шлегель(1767–1845), писавший стихи и драмы, но более известный как историк литературы, переводчик произведений У. Шекспира, П. Кальдерона, Ф. Петрарки, автор одной из первых работ по теории перевода «Нечто о Шекспире» (1796);

    • Новалис(1772–1801), крупнейший писатель периода;

    • Вильгельм Генрих Вакенродер(1773–1798), автор новелл и очерков, объединенных в сборники «Сердечные излияния монаха, любящего искусство» (1797) и «Фантазии об искусстве» (1798), в котором впервые появляется образ трагически одинокого художника (музыканта Иосифа Берглингера), задыхающегося среди «меркантильной прозы» обыденности;

    • Людвиг Иоганн Тик(1773–1853), автор романов, новелл, пьес и произведений других жанров, среди которых философский роман «Странствования Франца Штернбальда» (1798), комедия-сказка «Кот в сапогах» (1797), разножанровый сборник «Романтические поэмы» (ч. 1–2, 1799–1800);

    • Философ Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг(1775–1854), выразивший взгляды йенских романтиков в своей «Философии искусства» (1802–1803, оп. 1907);

    • Протестантский теолог и философ Фридрих Шлейермахер(1768–1834), разработавший, вслед за Ф. Шлегелем, романтическую герменевтику.

    • Особняком стоит творчество не связанного с йенским кружком Иоганна Христиана Фридриха Гёльдерлина(1770–1843), которое может быть рассмотрено как переходное звено от «веймарского классицизма» к йенскому романтизму (роман «Гиперион, или Отшельник в Греции», 1797–1799; трагедия «Смерть Эмпедокла», 1798–1799, оды, элегии).

    Наиболее значительная роль в создании теории романтического искусства принадлежала братьям Шлегелям. Они требовали полной свободы для художника. Вслед за Гердером Шлегели отстаивают идею исторического развития искусства, современную фазу которого они видят в романтизме. В своих берлинских и венских лекциях А.-В. Шлегель настаивает на преображающем действительность характере романтического искусства.

    Принцип свободы, провозглашавшийся немецкими теоретиками романтизма, на практике означал неограниченное индивидуальное своеволие, а в искусстве — полнейший произвол творческой личности.

    Одним из важных положений эстетики Фр. Шлегеля явилась теория романтической иронии. В противовес односторонней серьёзности просветительского мышления ирония вскрывала относительную ценность жизненных явлений. В иронии этого типа «все должно быть шуткой и все должно быть всерьёз».

    Вырастая из критического отношения к действительности, романтическая ирония на практике часто приводила к крайнему субъективизму, но утверждаемый ею принцип относительности существующих ценностей и понятий нёс в себе рациональное начало.

    В своих философских исканиях йенцы обратились прежде всего к философии Канта и пришли к выводу, что познание прежде всего является самопознанием. Личность творит свой мир. Они оставили в стороне кантовскую «вещь в себе» и обратились к идеям Фихте. Абсолютное «я» Фихте йенцы трактовали как «я» отдельной личности, считая её беспредельно свободной. Йенские романтики утверждали первостепенное значение искусства в мироздании в целом, а центром этого мироздания личность художника, силой своего воображения создающего мир.

    Вскоре после смерти Новалиса в 1801 году йенская группа распадается. На смену ей приходит гейдельбергская школа.

    5.Философия и эстетика Новалиса. Фрагменты как жанр


    Крупнейший представитель раннего немецкого романтизма известен под псевдонимом Новалис. Его настоящее имя — Фридрих фон Харденберг (1772–1801). Новалис внес значительный вклад в историю романтизма. Философичность Новалиса проявляется как в поэзии («Гимны к Ночи», 1800), где основная тема — победа над смертью, так и в прозе (философия природы в повести «Ученики в Саисе», 1800). Отдельные философские положения Новалиса предвосхитили философию Шеллинга.
    В творчестве Новалиса с большой полнотой раскрывается переход раннего немецкого романтизма от субъективно-радикально-бунтарского к объективно-мистическому идеализму, в котором неустойчивость земного и социального бытия преодолевается противопоставлением остро ощущаемой «бренности» сущего — миру абсолютного, в котором компенсируются ущербность, зыбкость, обреченность существующего мира.
    Наиболее последовательно отстаивал принцип субъективизма. В утверждении принципа субъективизма Новалис пошел дальше Шлегеля. Он мечтал о столь полной свободе и столь совершенной силе человеческого духа, когда весь внешний мир будет соответствовать воле человека. Эстетика Новалиса находится в полном соответствии с его философскими позициями. Смысл поэзии он видит в пророчестве, абсолютизирует искусство, выводя его за рамки рационального, за пределы детерминированности реальной действительностью.
    Суть романтической поэтики он усматривает в «искусстве определенным образом достигать привлекательности таинственностью, делать предмет таинственным и в то же время знакомым и заманчивым». Новалис допускает возможность поэзии, лишенной содержания, стихов, состоящих только из «благозвучных, исполненных красоты слов, но без всякого смысла и связи». Истинная поэзия, по его мнению, может быть лишь большой аллегорией. «Роман не должен иметь никакой цели, он абсолютен в своей самоценности». Дух поэзии, по мысли Новалиса, может быть воплощен лишь в сказочно чудесном. Весь реальный мир он идентифицирует со сказкой.
    Свои основные эстетические идеи Новалис воплотил в романе «Генрих фон Офтердинген» (1800; из намеченных двух частей вторая была только начата). Историческим прототипом для своего героя Новалис избрал миннезингера начала ХШ в. Основные идеи и весь замысел романа раскрываются как развернутая эстетическая утопия, смысл которой сконцентрирован в аллегорической сказке главного героя.
    Свою философско-эстетическую теорию Новалис излагает в «Фрагментах».

    Его философские «Фрагменты» (афористические суждения о природе, искусстве, философии, Боге, человеке) — творческая лаборатория писателя, «мастерская духа», «изделия» которой оказали глубинное воздействие на философскую и художественную афористику XIX — начала XX в. (Ницше, Метерлинк). При жизни писателя была опубликована только небольшая часть из более чем 600 заметок, афоризмов и размышлений («Цветочная пыльца», 1798; «Вера и Любовь, или Король и королева», 1798). Во «Фрагментах» Новалис представляет модель нового, романтического мира, создаваемого на основе нового мышления и литературно-философского языка.
    Фрагмент - основная форма романтической философии, ибо выразить бесконечное в конечном, по мнению романтиков, можно только фрагментарно.
    Фрагменты как жанр это классическая художественная проза.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


    написать администратору сайта