Российское законодательство Х - ХХ веков Том 1. Российское законодательство XXX веков в девяти томах Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора
Скачать 2.48 Mb.
|
Введение Памятник, носящий название «Устав великого князя Всеволода», представляет собой документ, фиксирующий соотношение власти основных государственных органов Новгородской республики – епископа, князя, выборных представителей городской верхушки. По этому Уставу контроль над торговыми мерами и связанный с ними суд, а также взимание торговых пошлин принадлежит городу. Устав представляет собой компиляцию, основанную на тексте Устава князя Владимира о десятинах Синодальной редакции с дополнением местных (новгородских) материалов, характеризующих положение в Новгороде. С. В. Юшков, определивший этот основной источник документа, считал, что при его создании в конце XIII в. был использован и текст не дошедшей до нас уставной грамоты новгородского князя Всеволода Мстиславича (1130–1137 гг.), который сохранился фрагментарно в трех статьях Устава510 [Юшков С. В. Устав кн. Всеволода. – В кн.: Ювiлейний збiрник на пошану акад. Д. I. Багалiя. Киiв, 1927, с. 405-424. Он же. Общественно-политический строй и право Киевского государства, с. 217-221]. Об Уставе Всеволода как памятнике XII в. писал М. Н. Тихомиров. По мнению Б. А. Рыбакова, Устав князя Всеволода, поновленный в XIII –XIV вв., был составлен в начале 1136 г., и в нем князь частично отменял привилегии, данные недавно купечеству в своем «Рукописании» – грамоте купеческому братству при церкви Ивана на Опоках511. [ История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. I. M., 1966, с. 636-637]. Однако источниковедческое изучение памятника не позволяет выявить в нем бесспорные следы документа XII в. По мнению В.Л.Янина, при создании в конце XIII в. компиляции была использована несохранившаяся грамота первой четверти XIII в., устанавливавшая торговый суд в Новгороде. Она могла принадлежать законодательству князя Всеволода – Петра Мстиславича (1219–1221)512 [Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 1962, с. 89-93]. Я.Н.Щапов видит в Уставе фальсификацию, возникшую в Новгороде в конце XIII в. в ходе борьбы республиканских органов с великими князьями и основанную на Синодальной редакции Устава кн. Владимира513 [Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI-XIV вв., с. 165-177]. К более позднему времени относит памятник А. А. Зимин, считая, что он сложился в конце XIV в.514 [ПРП, вып. 2, с. 161, 166-169]. Устав сохранился в двух изводах – старшем, Археографическом и младшем, Соловецком. Археографический извод принадлежит второй половине – концу XIV в. Соловецкий извод (так же, как и новгородский) относится ко второй половине XV в. Он имеет поновления, относящиеся к этому времени. Вслед за основной частью Устава кн. Всеволода в списках следуют дополнительные статьи, не входящие в этот памятник, но примыкающие к нему. В Археографическом изводе это статьи О прелюбодейной части, трактующие о праве наследования детей, не признанных законными. В Соловецком изводе вслед за этими дополнительными статьями следуют еще три о праве наследования дочерей. Данные статьи в настоящем издании выделены и снабжены особой нумерацией. В основе издания – Археографический список одноименного извода (Архив Ленинградского отделения Института истории СССР АН СССР, собр. Археографической комиссии № 240, серед. XV в., Новгород, лл. 174 об. – 178, в приложении к Новгородской 1 летописи). Для вариантов использован список Соловецкого извода (Публичная библиотека в Ленинграде, собр. Соловецкой библиотеки № 858/968 1493 г., Новгород, лл. 552–557, в приложении к Кормчей книге). Текст дается по изданию: Древнерусские княжеские уставы XI – XV вв., с 154–158. Текст УСТАВ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВСЕВОЛОДА О ЦЕРКОВНЫХ СУДАХ, И О ЛЮДЕХ, И О МЕРИЛАХ ТОРГОВЫХ 1. Се аз, князь великый Всеволод, нареченный в святем крещении ИГФШЬ515, правнук Игорев и блаженныя прабабы Олгы, нареченныя в святемь крещении Елена и матере Володимеровы, нареченного в святем крещении Василие, и тые господа прияле святое крещение от греческыих царей и от Фотия патриарха цареградскааго, взяша перваго митрополита Михаила516 Киеву, иже крести всю Русьскую землю. 2. По том же летом многым минувшемь моляся Спасу и пречистей его матери святей Богородици приснодевей Марии, устроишя церковь святую Богородицу Десятинную и дашя ей десятину в всей Русской земле и с всих княжений в съборную церковь святые Богородица, иже в Киеве, и святей Софии киевской, и святей Софии новгородской, и митрополитом киевъскыим, и архиепископом новгородскыим от всякого княжа суда десятую векшу, а ис торгу десятую неделю, а из домов на всякое лето и от всякого стада, и от всякого жита десятое святому Спасу и пречистей его матери и премудрости божий святей Софии. 3.517. А се изъобретохом518 в греческом номоканоне, что сих судов и тяжь не судити князю, ни его детем, ни его наместником, ни его боляром, ни его тиуном, ни десят(и)ника519 не дръжати. 4. И520 съзвал есмь 10 сочких, и старосту Болеслава, и бириця Мирошку521 и старосту иваньскаго Васяту и погадал есмь с владыкою, и с своею княгынею, и с своими боляры, и с десятию сочьскыми, и с старостами, дал есмь суд и мерила, иже на Торгу святей Богородици в Киеве и митрополиту, а в Новегороде святей Софии, и епископу, и старосте иваньскому, и всему Новгороду мерила торговаа, скалвы вощаныи, пуд медовый и гривенку рублевую, и локоть еваньскый и свой оброк кубець черницам, а попу иваньскому522 рускаа пись с бо-рисоглебьскым напол, а сторожю иваньскому523 руской порочици пятно да десять конюхов соли. 5. А не въступатися в тыи оброкы моим детем, ни моим наместником, ни моим боляром на дом святии Софии и святого Ивана. 6. А дом святей Софии владыкам строити с сочьскыми, а старостам и торговьцам докладывай владыки или кто будеть нашего рода князе и Новагорода строить524 дом святого Ивана. 7. А се приказываю своим наместником и тиуном суда церковного не обидети, ни судити без владычня наместника. 8. А се дах в алтарь святей Софии и причту церковному вседеньник сенаник, венце; что суды церковныя – то святей Софии; а кто нашего роду пограбить или отъиметь, того повелехом владыце събором в синанице проклинати. 9. А се суды церковныя: роспускы, смилное, заставание, умычка, пошибалное, промежи мужем и женою о животе525 и о бездетном животе526, в племени или в сватовьстве поимутся, потворы, чяродеяние, влъхвования, ведьство, зелейничество, зубоежа, урекания три: бляднею, зелии, еретичьство; отца или матерь биеть сын или дщи, или сноха свекровь, братия или дети тяжутся о заднице, церковная татба, мертвеци съвлачають, крест посекуть или527 на стенах режють, или два мужа имутся бити и единого жена иметь за лоно другаго, раздавить, или кого застануть с (че)твероногою, или кто молится под овином, или в рощении, или у воды, или девка детя по-вержеть, скот, или псы, или поткы, или ино что неподобно церкви подеють. 10. А тыи суды ecu церкви даны суть, епископу, а князю и боляром, и судиям в ты528 суды не вступатися. А то дал есмь по перьвых царев уряжению и по вселеньскыих святых 7 съборов великих святитель529. 11. А по сем не въступатися детем моим, ни внучатам моим, ни всему роду моему до века в люди церковный, ни в вси суды их. 12. Аже кто преобидить нашь устав, таковым непрощеном быти от закона божиа, и горе себе наследують, и мука вечнаа ждеть их. 13. А530 о всех531, что преди писано, дръжах за своими боляры, аже они обидять гостей, а где живуть, тым наровять, а княжю душю топять. 14. И532 аз въсмотрех в Фотея патриарха цареградьскааго грамоты, что принесл на Русь князь великый Владимер, нареченный в святемь крещении Василие, сын Святославль, а внук Игорев и преблаженныя княгыни прабабы Олгы, аже стоить в грамоте. 15. Торговый вся весы, мерила и скалвы вощаныя, и пуд медовый, и гривенка рублевой, и всякая известь, иже на Торгу промежи людьми от бога тако исконе уставлено есть, епископу блюсти без пакости, ни умалити, ни умножити, а на всякый год извещивати. А скривится, а кому приказано, а того казнити близко смерти, а живот его натрое: треть живота святей Софии, а другаа треть святому Ивану, а третьая треть сочьскым и Новугороду. 16. А епископу, не управив того, за все то дати ему слово в день великааго суда, а печяловатися ему о том управлении, яко же и о душах человечьскыих. Аще же управить епископ сия управления нашя, блажен будеть и небесному царствию наследник будеть, а не урядить, а мы то с своей души сводим. 17. А се церковный люди: игумен, игумениа, поп, диякон и дети их, а кто в крилосе, попадия, чернець, черница, проскурниця, паломник, свещегас, стороник, слепець, хромець, вдовица, пущеник, задушьный человек, изгои трои: попов сын грамоты не умееть, холоп из холопьства выкупится, купець одолжаеть. А се четвертое изгойство и себе533 приложим: аще князь осиротееть; монастыреве, болници, гостиници, странноприимъници. 18. То люди церковныи, богаделныи. Или митрополит, или епископ тыи ведають между ими суд, или обиду, или кому прикажють, или которого задниця. 19. Или будеть иному человеку с тыми людьми речь, ино обчии суд. 20. Своим тиуном приказываю суда церковнааго не обидети, а с суду давати 9 чястей князю, а десятую святей Софии за княжю душю. 21. А кто приобидить суды церковныи, платити ему собою, а пред богом тому же отвещяти на страшнем суде пред тьмами ангел, идеже когождо дела не съкрыются благаа же и злаа, идеже не поможеть никто же никому же, но токмо правда избавить от вторыя смерти и от вечныя мукы, и от огня негасимааго, яко же есмы управиле по святых отець правилом и по первых царей и князей уряжению. 22. А кто иметь преступати сия правила, или дети мои, или внучата534, или правнучата, или в коем городе наместник, или тиун, или судиа, или кто, а535 пообидить суды церковныи, да будуть прокляти в сии век и в будущий седмию съборы святых отець вселеньскыих. 23. А та вся дела приказах святей Софии и всему Новугороду моим мужам536 и 10-ти537 сочьскыим538. Вы блюдите, а не възблюдете539, и вы сами за то ответ дадите в день страшнаго суда пред лицем царя славы. Аминь. Дополнительные статьи О прелюбодейной части 1. А се изъисках у третией жене и у четвертой детем прелюбодейнаа чясть в животе. Аще будеть541 полн животом542 ино дасть детем третией жене и четвертой по уроку, занеже те и от закона отлучене, а543 человеку ся получяеть по грехом, занеже прелюбодейнии, а не благословении богом544. И аз545 сам видех546 тяжю промежю первую женою и547 детей с третьею женою и с детьми, и с четвертою женою и с детьми548. Из велика живота дати урочнаа чясть по оску-ду а из мала живота како робичичю часть549: конь да доспех и покрут по рассмотрению живота550. 2. А тое все приказах епископу управливати, а смотря в маноканон. А мы с551 своей души сводим552. Дополнительные статьи Соловецкого списка о наследовании дочерей А СЕ ОТ ТОГО ЖЕ ПРАВИЛА. 1. ИЖЕ ЕСТЬ останутся сынове и дщери у коегождо человека, братии со сестрами равная часть от своего имения. 2. Иже или сестра девою блуд сътворить, а истый сведители обличають, таковая да не възметь у братии от имения отечьскаго части. 3. Или братия имения ради лжу составить на сестру, а будеть познано дело их лжа, таковый по закону камением да побиен будеть. РАЗНОЧТЕНИЯ 515 С Василии; 516 С далее от земля Трапизоньскыя к белой Руси х граду; 517–518 С Сказание от греческого номоканона. Обретох; 519 в осн. списке десятника, дается по С и другим спискам; 520 С далее по сему смотрению; 521 С Митрошку; 522–523 С нет; 524 С далее им; 525–526 С нет; 527 в осн. списке далее и; 528 в осн. списке далее ся; 529 С святых; 530 С нет; 531 С далее сих; 532 С нет; 533 С сего; 534 С далее мои; 535 С нет; 536–537 С 18; 538–539 С нет; 540 С далее правило собора Никейскаго сия; 541–542 С доволен в животе; 543–544 С сия случаються человеком по грехом, еже есть их обдержить немощь, занеже суть прелюбодейнеи, а не богом благословени есть; 545 С далее сия; 546 С ведих пред собою и управих заповедми по преданию святых отець; 547 С нет; 548 С далее яже есть; 549 С далее по указу; 550 С далее статьи А се от того же правила... да побиен будеть; 551 С сие в; 552 С далее Свиток от правила еже есть суд и текст Пространной Правды. КОММЕНТАРИЙ Статья 1 Устав не имеет инвокации, отличаясь этим от Синодальной редакции Устава кн. Владимира. Статья воспроизводит текст этого Устава с изменением имени князя – его создателя. Князь великый Всеволод, нареченный в святем крещении ИГФШЬ,– с каким князем Всеволодом связан Устав своим названием, не ясно. В тексте нет отчества князя, вместо крестного его имени дается условный набор букв. Это затрудняет отождествление его с новгородским князем XII в. Всеволодом, Мстиславичем по отчеству и Гавриилом в крещении, хорошо известным в истории Новгорода и Пскова, а затем канонизированным церковью. В. Л. Янин предлагал видеть в нем Всеволода Мстиславича, княжившего в Новгороде в 1219–1221 гг., Я. Н. Щапов – новгородского князя Всеволода Юрьевича (1222 и 1223–1224), внука великого князя Всеволода III Большое Гнездо. Вместе с тем именование создателя Устава «великим князем» позволяет считать, что новгородские составители Устава конца XIII в. могли иметь здесь в виду самого Всеволода III Юрьевича, Великого князя Владимирского, получившего этот титул после 1174 г., который добивался реальной власти над Новгородом через своих сыновей и племянников. Крещение от греческих царей и от Фотия патриарха цареградскаго.., митрополита Михаила – см. комментарий к Уставу кн. Владимира. От земли Трапизоньскыя – в Соловецком списке упоминается Трапезундская империя, пережившая Византийскую на несколько лет и завоеванная турками в 1461 г. Статья 2 Статья воспроизводит ст. 2 Устава кн. Владимира об учреждении Десятинной церкви и установлении десятины. Церковь св. Богородицу Десятинную, дашя ей десятину – см. там же. Упоминание церкви Софии в Киеве появилось в Уставе в результате осознания традиции, связывающей новгородский кафедральный храм с киевским. Архиепископом новгородскым – некоторые главы церкви в Новгороде имели титул архиепископа уже в XII в.: Иван (1110-е гг.), Нифонт (1148), Илья (1165), а по списку новгородских владык XV в. Ильей начинался непрерывный ряд архиепископов. Статья 3 Статья, в соответствии со ст. 4 Устава кн. Владимира, отказывает в праве вершить суд по церковным делам князю и боярам, добавляя в этот перечень наместника и десятинника. Наместник – в XIII в. великие князья осуществляли власть над Новгородом через своих наместников – сыновей, племянников. Десятинник – митрополичий чиновник, производивший сбор с местного духовенства доли его доходов в пользу высшей церковной власти (десятины в ее позднем значении). Слова ни десятинника не держати, содержащие запрет великого князя митрополиту посылать своих чиновников в Новгород, являются позднейшей вставкой XIV в. Возможно, что они связаны с историей отказа Новгорода от традиционного митрополичьего суда, приведшего к конфликту с митрополитом в 1389 г. Статьи 4 и 6 Статьи содержат новые установления, отсутствующие в Уставе кн. Владимира. В ст. 4 говорится о процедуре составления документа в результате достижения соглашения не только с княгиней, но и с представителями церковной, купеческой и ремесленной организаций города. Князь закрепляет за городом право использовать эталоны торговых мер и весов и передает им полномочия взимать некоторые другие пошлины. Сочские (сотские) – руководители городских сотенных организаций, объединявших свободные социальные низы Новгорода – ремесленников, мелких торговцев, земледельцев. О городских сотнях в Новгороде XIII в. см. Устав князя Ярослава о мостех. Староста иваньский – один из руководителей купеческого объединения при церкви Ивана на Опоках. Мерила торговые, иже на Торгу – официальные эталоны объема и веса, применявшиеся в торговле. Они хранились в городских соборных церквах. Доходы за их использование делили епископ, Иванское сто и представители сотенных организаций. Локоть еваньскый – эталон меры длины для измерения тканей, принадлежавший церкви Ивана на Опоках. В 1948 г. на Ярославовом дворище в Новгороде (на новгородском Торгу) найден обломок такого эталона с надписью Святого еваноск... Свой оброк кубец черницам – князь передает какую-то пошлину, называемую кубком, монахиням. Руская пись, десять конюхов соли – соляные пошлины, которые платили жители города Русы (Старой Русы), известного соляными месторождениями. В XV в. они были известны также под названием «сотной соли писчей»553 [Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV– начала XVI в. Т. III. M., 1964, с. 37]. Попу иваньскому... с борисоглебьскым напол – пошлина делится поровну между попами церкви Ивана на Опоках и церкви Бориса и Глеба. Церковь Бориса и Глеба исследователи связывают или с Новгородом (такой храм, заложенный в 1167 г., известен в Детинце), или с Русой (летописное указание о постройке там каменной церкви новгородскими купцами относится к 1403 г.). Старосты – руководители купеческих объединений; Бирич – судебный чиновник, служивший для оглашения решений и других целей; Скалвы вощаные – весы для взвешивания воска; Пуд медовый – весы для взвешивания меда или эталон веса; Гривенка рублевая – эталон веса серебра, равный половине веса гривны (фунта); Конюх – мера объема, вид ковша («ковш конюх красен»); Пятно – пошлина за клеймение скота. |