Российское законодательство Х - ХХ веков Том 1. Российское законодательство XXX веков в девяти томах Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора
Скачать 2.48 Mb.
|
Археографический извод Дается по 13 основным спискам: Археографический вид 1. Ар – середины XV в., в приложении к Комиссионному списку Новгородской Первой летописи (ЛОИИ АН СССР, Археогр. 240). Используется как основной; 2. ВА – 1495 г., в сборнике (Центральная библиотека АН ЛитССР, ф. 22, №49); Соловецкий вид 3. СлН – 1493 г., в приложении к Кормчей книге (ГПБ, Сол. 858/968); Летописный вид (в приложении к Псковской летописи) 4. ВЗ – 1548 г. (Национальная библиотека в Варшаве, ф. Библиотеки майората Замойских, №78); 5. П-1 – 2-й половины XVI в. (ГПБ, Погод. 1404); 6. П-2 – конца XVI в. (ГПБ, Погод. 1402); 7. A-I – XVII в. (БАН, Петровск. I.A.II); 8. АрМ – XVII в. (ЛОИИ СССР, Археогр. 252); 9. ОК – XVII в. (ГПБ, T.IV.603); 10. Рж-2 – XVII в. (ГБЛ, Рогож. 83); 11. Ов – 1630-х гг. (ГБЛ, Овчин. 482); Житийный вид (в приложении к Житию Всеволода-Гавриила) 12. Е – конца XVI в. (ГБЛ, Егор. 593); 13. Тл – XVII в. (ГПБ, Q.I.70 – Толст. II, 79). А560 се рукописание561 князя562 Всеволода563. 1. Се аз, князь великыи Гавриил564, нареченыи Всеволод565 самодержець Мстиславець566, внук Володимеров567, властвующе568 всею Рускою землею и569 властию новгородскою570 и571 божиим благоволением572 поставил573 есмь церковь святыи574 Иван575 Великыи576 на Петрятине дворищи и устроил есмь иконами многоценными577, и еуангелии многоценными576, и всеми книгами исполон579, и устроил есми попы, и диакона, и дияка к съборнои великой560 церкве. 2. А даю святому великому Ивану от своего581 великого имения582 на строение церкви и583 в векы вес вощаной, а в Торшку даю пуд вощаныи: половина584 святому Спасу, а половина585 святому великому Ивану на Петрятино дворище. 3. А оброк даю попом, и диякону, и дияку, и сторожам из весу из586 вощаного: имати попам по587 осми гривен сребра, диакону 4 гривны сребра588, диаку 3 гривны сребра589. А имати им590 той оброк591 и592 в векы по моему данию князя великого593 Всеволода. 4. А попом пети у святого великого Ивана вседенна594, а у святого595 Захарии на полатех пети596 по неделям и597 в векы. А дьякону пети у святого Ивана субота да598 неделя из того оброка и599 в векы. 5. А600 яз, князь великыи Всеволод, поставил есмь601 святому Ивану 3 старосты, от житьих людии и от черных тысячкою, а от купьцев 2 старости, управливати им602 всякаа дела торговаа603, иваньскаа и гостиннаа. 6. А Мирославу посаднику в то не вьступатися, ни604 иным посадникам, в иваньское ни в что же, ни бояром новгородскым. 7. А кто хочет605 в купечество вложитися606 в иваньское, и607 дасть купцам пошлым людем вклада 50608 гривен сребра, а тысячскому609 сукно ипьское, ино купцам положити610 в святыи Иван611 полътретьятьцать6п гривен серебра. А не613 вложится614 в купечьство, а не дасть пятидесять615 гривен сребра, ино то не пошлый купець. А пошлым купцам ити им пошлиною, и вкладом, и отчиною. 8. А вес весити в притворе святого Ивана, где дано, ту его и дръжати. 9. А весити старостам иваньскыим двема, купцам пошлым, добрым людем. А не пошлым купцам старощениа им не дръжати, ни весу им не весити иваньского. 10. А у гостя имати: у низовьского от дву берковьсков616 от617 вощаных пол гривны сребра да гривенка618 перцю, а у полочкого и619 у смоленьского по620 две гривны кун от берковьскаго621 от622 вощаного, а у новоторжанина полторы гривны кун от берковьска623 от624 вощяного, а у новгородьца 6 мордок от берковьска625 от626 вощяного. 11. А куны класти627 в дом628 святого629 Ивана великаго630, что вывесять631 по правому слову. 12. А новоторжьцу в бологодеть не весити ни у которого же гостя. 13. А по моем животе, великого князя Всеволода, стояти за дом святого632 Ивана великого633 брату моему князю великому всея Руси и владыце новгородскому и за вся церко-никы святого634 Ивана. 14. А взяти князю великому из весу из вощаного пол635 третьятьцать636 сребра чрес год. 15. А праздник рожество святого637 великого Ивана почесть творить и праздновати старостам иваньскым купцам. А петь в638 праздник обедняя639 владыце, а на завътрее архимандриту святого Георгия, а на 3 день игумену святей богородицы из640 Онтонова монастыря. А взяти владыце дару рубль. А князя великого наместником дару по сукну641 ипьскому, а дати им642 20 пудов меду643 на подсласту чистого644 пошлины. А дворечьскому сукно ипьское, а645 10 пудов меду646 на подсласту647 чистого пошлины по старине. А тиуну дару648 сукно тумаское649, а дати ему650 5 пудов меду651 на подъсласту652 чистого653 пошьлины654 по старине. Архимандриту655 взяти656 дару657 сукно ипьское. А игумену онтоновьскому658 взяти дару полтина, а пошлины659 от него идеть660 40 колачев, да661 сорок хлебов, да капуста и уксус. 16. А буевище Петрятино дворище от прежних дверии святого Ивана до погреба, а от погреба до Кончяньскаго663 мосту. А с того буевища имать куны старосте иваньскому и поберескому663, тыи куны къласти в дом святого664 Ивана великаго665. 17. А попов, и дьякона666, и дьяка667, и сторожов святого Ивана призирати старостам668 иваньскым и669 старостам поберескым670 и пабережанам. 18. А в дому святого671 Ивана великого672 не держати никому673 ничего же674, развес675 свечь и676 темиана. 19. А городу, и677 владыке, ни678 бояром весу679 не отимати у святого680 Ивана великого681, ни продавати моего даниа, князя великого Всеволода. 20. А кто почнеть вес отимати, или продавати, или дом обидити682 святого и683 великого Ивана и святого пророка Захарии, ино684 на того Спас685, пречистаа686, и святыи великий Иван, и святыи пророк Захарии; и будеть им тма, и огнь, и сьблазн, и687 казни божия688. РАЗНОЧТЕНИЯ 560–563 (заголовок) Тл Рукописание великого князя Всеволода о устроении церковнем святого Иоана Предтечи в Новеграде на Опоке; 561 Летоп., Е далее великого; 562 СлН далее великого; 564 П-1, П-2, А-1, АрМ, ОК Всеволод; 565 Летоп., Жит. в святом крещении Гаврил; 566 Летоп., Жит. сын Мстиславль; 567 Летоп., Жит. далее Мономаха; СлН далее и; 568 СлН властьствующему ми; 569 СлН сии,е же; 570 ВА далее землею; 571 ВА, Тл нет; 571–572 ВА, Летоп., Жит. благоволением божиим; 573 ВЗ поставлен; 574 СлН святого великого; 575 СлН Иоанна; 576 СлН нет; 577–578 СлН, Летоп., Жит. нет; 579 СлН доволно по разуму людей; 580 П-2, А-1, АрМ, ОК нет; 581–582 ВЗ, П-1, А-1, АрМ, ОК, Рж-1, Ов, Жит. имениа великаго; 583 ВЗ, П-1, А-1, АрМ, ОК, Рж-1, ОВ, Е нет; 584–585 ВА нет; 586 Тл нет; 587 СлН, ОК нет; 588 П-1. ОК, АрМ, Рж-1 далее да; 589 Летоп., Жит. далее сторожам 3 гривны сребра; 590–591 Тл оброк той; 592 ВЗ, П-2, ОК, Рж-1, Тл нет; 593 Рж-1 нет; 594 ВЗ, П-1, П-2, ОК, АрМ, Рж-1, Жит. вседневнаа; Тл далее служба; 595 СлН далее пророка; 596 ВЗ, П-1, П-2, А-1, ОК, Ов, Жит. нет; 597 Летоп., Жит. нет; 598 ВА и; 599 ВЗ, П-1, П-2, А-1, ОК, Рж-1, Ов, Жит. нет; 600 ВА, СлН, Летоп., Жит. нет; 601 Рж-1 ему; 602–603 ВЗ всякое; 604 ВЗ и; 605 ВЗ, П-1, А-1, ОК, Рж-1, Е восхочет; 606 ВЗ далее утрата одного листа с текстом до ст. 13; 607 Тл нет; АрМ а; 608 П-1, П-2, А-1, ОК, Рж-1, Ов, Е и; 609 Тл тысяцким; 610 ВА, СлН вложити; 611–612 П-1, П-2, А-1, ОК, АрМ, Ов, Тл по 30; 613 СлН нет; 614 АрМ вложитися; 615 П-1, А-1, АрМ, ОК и; 616 СлН белковьсков; 617 Тл нет; 618 ВА пол гривенке; 619 АрМ да; 620 А-1, ОК, АрМ, Жит. нет; 621 ВА, СлН, ОК бельковьска; АрМ берковска; 622 Тл нет; 623 ВА, СлН белковьска; 624 Тл нет; 625 ВА, СлН бельковьска; 626 Тл нет; 627 СлН слати; 628 П-1, П-2, А-1, ОК, Жит. лому; 629–630 СлН и великого Иоана; 631 П-1, П-2, А-1, ОК, АрМ, Рж-1. Тл веситца; 632 ВЗ далее текст продолжается; 632–633 СлН и великого Иоанна; 634 СлН далее и великого; 635 Тл по; 636 ВА, ВЗ. П-1, П-2, А-1, ОК, АрМ, Ов, Тл далее гривен; 637 ВА нет; 638 Рж-1, нет; 639 Тл нет; 640 СлН от; 641 СлН далее по; 642 СлН далее противу того дару; 643 ВА, СлН далее чистаго; 644 ВА, СлН нет; 645 СлН далее против того дару дати ему; 646–647 СлН нет; 648 ВА нет; СлН дати; 649 ВЗ тамаское; 650 СлН далее против того дару; 651 СлН далее чистаго; 652 Тл подсыту; 653 ВА, ВЗ, П-1, П-2, А-1, ОК, АрМ, Жит. нет; 654 СлН далее святого Георгия; 655 ВА, ВЗ, П-1, П-2, А-1, ОК, АрМ, Рж-1, Жит. нет; 656 П-1, П-2, А-1, ОК, АрМ, Жит. нет; 657 СлН Онтоньева монастыря; Тл Онтоновского монастыря пошлины; 658 СлН нет; 659 СлН далее из монастыря пошлины; 660 СлН д; ВА, ВЗ, П-2, А-1, ОК, АрМ, Ов, Жит. нет; 661 ВЗ, П-1, А-1, ОК, АрМ, Рж-1, Ов, Жит. коньиа Иванъского; 662 СлН, Летоп., Жит. побережскому а; ВА далее а; 663–664 СлН и великаго Иоанна; 665–666 ОК, Ов нет; 667–668 ВА нет; 669 СлН, ВЗ, П-1, А-1, ОК, АрМ, Тл побережскым; 670–671 СлН великаго Иоанна; 672 ВЛ, СлН далее же; 673 ВЗ, П-1, А-1, ОК, Рж-1, Ов нет; 674 СлН далее книгы; 675 СлН нет; 676 ВА, Тл и; 677 Тл и; 678–679 Тл у святого Иоанна великаго Иоанна; 680–681 СлН великаго Иоана; 682 ОК нет; 683 ВА, СлН, ВЗ, Тл, Е, Рж-1, П-1, П-2, А-1, ОК нет; 684 ОК далее обидети; 685 ВА далее и; 686 ОК, Тл, Ов далее Богородица; 687 СлН далее многия; 688 Тл от бога; ВЗ, Тл, Е, Рж-1, Ов, П-1, П-2, А-1, ОК, АрМ далее от них же да избавит ны господь нашъ Исус Христос, ему же слава (Тл далее со отием и со святым духом) и (Тл и нет) ныне, и присно (П-1, П-2, А-1, ОК, АрМ, Тл, Е, Рж-1, Ов далее и во веки векомь. Аминь). СлН далее яко и на егуптянех быша. Сиа писах и преписах в славу богу отцу и сыну и святому духу и ныне, и присно, и в веки векомь. Амин. КОММЕНТАРИЙ Статья 1 В начальной статье «Рукописания» говорится о создании князем Всеволодом Мстиславичем церкви св. Ивана на Петрятине Дворе и ее устроении, т. е. снабжении иконами и книгами и придании ей штата клириков. Церковь Рождества Иоанна Предтечи была заложена новгородским князем Всеволодом Мстиславичем, внуком Владимира Мономаха, в 1127 г.: В лето 6635. Заложи церковь камяну святого Иоанна Всеволод Новегороде, на Петрятине дворе, в имя сына своего. В следующем году преставися Иоанн, сын Всеволожь, вънук Мьстиславль, априла в 16, а в 1130 г. коньця церковь святого Иоанна689 [Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950, с. 21-22, 206]. Эти летописные сообщения являются очевидным источником ст. 1 «Рукописания», которая вместе с тем содержит ряд анахронизмов, свидетельствующих о более позднем происхождении памятника. Вопреки утверждению ст. 1 Всеволод Мстиславич никогда не был великим князем, т.е. не владычествовал всею Рускою землею. На титуловании его великим князем сказался сложившийся со второй четверти XIII в. порядок, согласно которому новгородский стол сделался принадлежностью великих князей. Вероятным источником оборота владычествующю ми всею Рускою землею является титулатура грамоты отца Всеволода – киевского князя Мстислава Владимировича новгородскому Юрьеву монастырю: Се аз Мьстислав Володимирь сын, дьржа Русску землю, в свое княжение...690 [Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л., 1949, с. 140, №81]. Такой же характер имеет и титул самодръжец, употреблявшийся в источниках как синоним великого князя (см., например, в Ипатьевской летописи под 6707, 6709, 6770 гг.) Анахронизмом является также упоминание попов и дьяконов (в Археографическом изводе – только попов) во множественном числе. В Уставе князя Всеволода говорится только об одном попе иваньском. Это свидетельствует об отсутствии поначалу у церкви Ивана придельного храма и о том, что в первый период своего существования церковь не имела соборного статуса. Между тем в ст. 4 «Рукописания» упоминается придел св. Захарии, а и ст. 1 присутствует еще один анахронизм: церковь именуется зборнои, т. е. собором. Предоставление соборного статуса храму Ивана на Петрятине дворе (он назывался также церковью Ивана на Опоках или церковью Ивана на Торгу) можно отнести к 1184 г. Под этой датой Новгородская I летопись сообщает: Заложи архиепископ Илия с братомь церковь святого Иоанна камяну на Търговищи691 [Новгородская Первая летопись]. Связь этого сообщения именно с церковью Ивана на Опоках подтверждена археологическими раскопками, в ходе которых было установлено, что в конце XII в. Иванская церковь была капитально перестроена692 [Раппопорт П. А. Раскопки церквей в Новгороде и Старой Ладоге. – В кн.: Археологические открытия 1979 года. М. 1980, с. 28]. Между тем в Новгородской Третьей летописи церковь, строившаяся в 1184г., именуется храмом во имя собора св. Иоанна Предтечи693 [Новгородские летописи. Спб., 1879, с. 194]. Храма, посвященного такому празднику (отмечаемому 7 января по старому стилю), в Новгороде никогда не было, что дает основание предполагать ошибку летописца, принявшего сообщение о строительстве собора в использованном им источнике за наименование праздника, которому якобы был посвящен этот храм. О Петрятине дворище см. в комментарии к ст. 16 «Рукописания». Статья 2 Статья трактует о праве церкви Ивана взимать пошлину на строение церкви со взвешивания воска в Новгороде и в Торжке от княжеского великоимения, т. е., надо думать, не с гостей, торгующих воском, а с тех поступлений в новгородскую княжескую казну, которые шли в нее в виде налогов. Иными словами, этой статьей назначается руга (жалование на содержание причта и приобретение церковных припасов) из княжеских доходов. Та часть дохода от взвешивания воска, которая собиралась в Торжке (Торжок – иначе Новый Торг – находился в совместном владении Новгорода и князя: а в Торожку, княже, держати тивун на своей чясти, а новгородець на своей чясти694 [Обычная формула докончаний Новгорода и князя, фиксируемая уже в древнейшем из дошедших до нас договоре 1265-1267 гг. (ГВНП, с. 11, № 2)]), делилась пополам. Одна половина поступала в распоряжение церкви Ивана на Петрятине дворе, другая передавалась церкви Спаса в Торжке. А. А. Зимин, настаивая на датировке «Рукописания» концом XIV в., утверждал, что эта церковь была построена только в 1364 г.: В лето 6872. Поставиша в Торжьку церковь камену в имя святого и боголепного Преображений господа бога спаса нашею Исуса Христа, замышлением богобоязнивых купець новгородчкых, а по-тягнутием всех правоверных крестиян, а на зиму свяща ю архиепископ новгородчкый Алексии, с попы и диаконы и с крилосом святыя Софея695 [Новгородская Первая летопись, с. 368-369]. Между тем это неверно. В имеющихся источниках упоминание церкви Спаса в Торжке встречается уже около 1304–1305 гг. В грамоте Новгорода тверскому великому князю Михаилу Ярославичу, составленной в указанные годы, говорится: А кто живеть в Търъжку на Новотързьскои земли, а к святому Спасу не тягнеть к Търъжку...696 [ГВНП, с. 18, № 7]. Здесь святой Спас выступает синонимом Торжка (как, например, св. Троица была синонимом Пскова, а св. София – синонимом Новгорода). Поскольку в основе такой синонимичности лежало именование города по его главному собору, надо полагать, что церковь Спаса в Торжке была древнейшим храмом этого города, и ее упоминание в «Рукописании» не является анахронизмом по отношению даже к XII в. Статья не содержит указания на норму весовой пошлины. По-видимому, эта норма была традиционной и повсеместно хорошо известной. Для ее примерной оценки полезны установления поздних грамот конца XVI в., демонстрирующих, однако, определенную зависимость от «Рукописания». В Таможенной новгородской грамоте 1571 г. говорится: А Новгородец... и Псковитин, кто извесит мед, или икру, или иное что взвесит, и пудовщикам имати с рубля по две денги697 [Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедицией) Академии наук (в дальнейшем – ААЭ), т. I. Спб., 1836, № 282]. Те же нормы, в том числе касающиеся и воска, названы в Откупной грамоте на весчую пошлину у Ивана на Опоках 1587 г.: А весчее имати ему пошлины по сей грамоте с ноугородцов и со всех торговых людей Московского государства и с гра-мотчиков и с смольян по 2 денги по московскую с рубля, с купца денга, а с продавца денга ж... А откуды ни буди привезут воск, и откупщику имати от весу по тому ж, как с купца москвитина698 [ААЭ, т. I, № 334]. Согласно этим грамотам, весовая пошлина равнялась 1% с оборота (в московском рубле было 200 денег). |