ИДО Познавательные процессы ПОСОБИЕ. Российской федерации федеральное агентство по образованию гоу впо тюменский государственный университет
Скачать 3.17 Mb.
|
4.5. Теоретические модели вниманияНаиболее известными теоретическими моделями внимания, в общем виде представляющими этот познавательный процесс, являются следующие. Моторные теории внимания (Р.Декарт, Я.Фриз, Г.Лотце, Т.Рибо, Н.Н.Ланге). Авторы этих теорий рассматривают внимание как как результат двигательного приспособления, которые «моментально» улучшают восприятие предмета или умственное рассмотрение идеи. Н.Н.Ланге подчеркивал, что в теоретическом исследовании внимания необходимо различать три разные момента: а) первоначальное обнаружение объекта или идеи; б)улучшающий их восприятие процесс; в)его результат – более ясное и отчетливое восприятие предмета или идеи. Исследование внимания, по мнению Н.Ланге, должно сосредотачиваться на втором звене – на том процессе, который ведет к улучшению первоначального сознавания объекта, на выяснении механизмов или способов действия этого процесса. Точка зрения самого Н.Н.Ланге состоит в том, что каждое ощущение или идея связана с каким-нибудь движением и, воспроизводя это движение, мы сообщаем ощущению или идее дополнительную интенсивность. По существу, Н. Ланге сделал попытку «примирить» ряд концепций внимания, расставив их «по углам». Он подчеркнул, что различные концепции связывают внимание с тем или иным психическим процессом, в частности, с:
Моторно-эмоциональная модель Т. Рибо.Основная гипотеза заключается в том, что внимание всегда вызывается эмоциями и сопровождается двигательной активностью в сфере дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой системы, всех частей тела. Так, при повышенном внимании к объекту может наблюдаться, например, задержка дыхания, открытие рта и др. Ухудшение внимания также связано с мышечной усталостью всех этих систем. Следовательно, если научиться управлять этими процессами, то можно управлять и вниманием. Вторая группа – теории, рассматривающие внимание как результат ограничения объема сознания (И.Гербарт, В.Гамильтон). Авторы объясняют внимание тем, что объем внимания ограничен и «сильные» представления вытесняют из него более слабые. Сила представлений с точки зрения И.Гербарта, определяется сложением интенсивности внешнего раздражения и активности той части прошлого опыта, которая присоединяется к нему по ассоциации. Третья группа – теории, которые считают внимание проявлением апперцепции как первичной духовной способности (Г.Лейбниц, И.Кант, В.Вундт) или (что мало отличается от первого) внутренней воли, автономной, первичной духовной силы (У.Джемс). Эти теории подчеркивают активный характер внимания, но объявляют его фактором, который призвагн все объяснить, но сам уже не объясним, есть нечто первичное, а главное - сверхприродное (и, следовательно, ненаучное). Четвертая группа – теории классического ассоцианистического эмпиризма (Д.Хартли, Т.Браун, Дж. Милль, А.Бэн). Согласно этим теориям явления внимания суть результаты эмоций и отдельного процесса внимания не существует. Впрочем, и все остальные психические процессы представители этой школы сводят к разным ассоциациям ощущений и простейших чувствований (удовольствия-неудовольствия) – к памяти. То, что привлекает внимание, всегда так или иначе связано с интересами, а интерес – это эмоция; она то и сообщает объекту восприятия или представления дополнительную интенсивность, а с ней ясность, отчетливость и устойчивость в смене ассоциаций. Пятая группа – теории внимания, которые рассматривают его как результат дополнительного возбуждения, исходящего от высших нервных центров и ведущего к усилению образа или понятия (РэДекарт, И.Мюллер, Ш.Бонне). Эти теории изображают процесс так, что навстречу возбуждению, поступающему из органов чувств, центральные нервные инстанции посылают нервный импульс, который избирательно сосредотачивается на некоторых сторонах внешнего раздражения, выделяя их и придавая им повышенную ясность и четкость. Модель психологической установки Д. Узнадзе. Его рассуждения таковы. Психологическая установка как состояние заблаговременной настройки организма на определенную реакцию на предстоящие воздействия выражает состояние внимания. Установка становится причиной выделения объекта из других. Если рассматривать этот процесс во времени, то это и есть процесс объективизации. Модель С.Л.Рубинштейна. По его мнению, внимание не имеет собственного представительства в психике. Это лишь сторона особой деятельности, направленной на объект и обусловленной самим объектом, а также потребностями, интересами, установками личности, т.е. ее общей активностью. Внимание определяется как определенная сторона или характеристика всякой деятельности субъекта или, что является выражением того же самого, отрицается внимание как самостоятельная форма психической деятельности. По модели Л.С. Выготского, внимание фактически сводится к способу регулирования человеком своего поведения. Здесь выделены составляющие натурального и культурного развития, которые в период до его раннего детства поочередно передают «эстафету» друг другу, но со временем инициатива в процессах формирования внимания все больше переходит от внешних средств («от указательного пальца взрослого человека») к внутренним стимулам, представляющим культурную составляющую. Представляет значительный интерес теория П.Я.Гальперина, его гипотеза внимания как самостоятельной формы психической деятельности. П.Я.Гальперин, проанализировав все неудачные попытки установить внимание как самостоятельную форму психической деятельности, справедливо указывает, что их «общий принцип неудач» составляет неосознанное, но стойкое убеждение, что за вниманием скрывается или какой-нибудь другой психический процесс или физиологические механизмы, а само внимание – это только «явление». Два обстоятельства способствовали такому убеждению. Во-первых, внимание никогда не выступает отдельно, а всегда вместе с какой-нибудь другой деятельностью, как ее сторона или характеристика. Во-вторых, внимание не дает отдельного продукта, а всего лишь улучшает процесс и результат деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем, все самостоятельные формы психической деятельности известны, главным образом, по их характерному продукту; что же касается улучшения деятельности – этого основного эффекта внимания – то его можно объяснить и не привлекая добавочный фактор (например, как результат изменения организации деятельности, большего сосредоточения на ней усилий). Эти две трудности одновременно устраняются, если найти такое действие, единственным продуктом которого является улучшение другого действия и которое поэтому всегда осуществляется вместе с ним. Таким действием, по мнению П.Я.Гальперина, является контроль; проверяя основную деятельность и ее результат, контроль способствует их совершенствованию, иного продукта не имеет и всегда связан с ними. Именно контроль как отдельное действие. Если рассматривать внимание как психологическую форму контроля, то как считает П.Я.Гальперин, легко объяснялись и устранялись бы упомянутые две другие трудности для его признания в качестве самостоятельного действия. Но тогда выступает другая, еще более значительная трудность: превращение внешней предметной деятельности субъекта в его «внутреннюю» психическую деятельность нигде не наблюдается и тем более не прослеживается. В обычных условиях формирование действия, как правило, совершается путем «проб и ошибок» с отбором удачных проб главным образом по конечному результату. Процессуальное содержание этих проб, а также их отношение к их объективным условиям большей частью не осознаются. Даже виртуозно овладев действиями, субъект почти ничего не может сказать ни о процессе их формирования, ни об их действительных механизмах. В «явлениях» внимания уже нельзя обнаружить предметное содержание контроля, а различие между ними и этим содержанием так велико, что делает неправдоподобной мысль об их генетической связи. Перенос предметного действия в умственный план и его преобразование в нечто такое, что в самонаблюдении представляется «психическим процессом», можно проследить только при так называемом «поэтапном формировании умственных действий». Начнем с той фазы, когда предметное содержание действий, «пересаженных в человеческую голову», выступает с полной очевидностью. Эта фаза отчетливо наблюдается, когда выполнение действий в уме еще не полностью освоено или встречает затруднения и поэтому совершается развернуто, в замедленном темпе; например, когда мы проводим в уме трудные математические вычисления, исторический или грамматический анализ или мысленно прослеживаем, оцениваем, сравниваем преимущества и недостатки разных автобусных маршрутов. Наличие таких умственных действий есть простой и всем известный факт, а их принадлежность к разным областям объективной действительности или жизненной практики тоже не вызывает никаких сомнений. Не менее хорошо известен тот факт, что когда эти «умственные действия» стереотипно повторяются, то их промежуточные звенья выпадают из сознания, а результат появляется как бы сразу, в сопровождении своего рода чувств «это так!» или «что-то не так!». Сопоставляя эти наблюдения мы получаем картину единого процесса, в котором развернутое выполнение действия «в уме» располагается как бы посередине между тем же действием в его внешней форме, с одной стороны, и его сокращенным и автоматизированным выполнением в уме – с другой; в последнем случае для самонаблюдения предметное содержание действия уже не выступает, процесс представляется только чувством некоего движения, только «мыслью», за которой непосредственно следует ее результат. Эта картина намечает в самых общих чертах формирование нового конкретного психического процесса: сначала это внешнее предметное действие, затем – его развернутое воспроизведение в умственном плане; здесь оно подвергается дальнейшим изменениям, в результате которых предметное содержание выпадает из сознания (хотя само действие продолжает выполняться и производить свой естественный продукт). В процессе поэтапного формирования умственных действий явственно различаются две основные части каждого действия: ориентировочная и исполнительская. В системе ориентировочной деятельности контроль занимает особое место. Даже те действия, для которых есть готовый механизм, нуждаются в контроле, потому что работа всякого реального механизма может нарушаться и давать сбои. Тем более нуждается в контроле действие, которое только формируется и еще не имеет готового механизма. Такое действие реализуется по отдельным, посильным для субъекта отрезкам, правильное сочетание которых может быть представлено на общей схеме этого действия. В поэтапном обучении такая схема записывается на карточке и субъект выполняет действие, следя за ее последовательными указаниями; затем по этим же указаниям действие и проверяется. Таким образом, одна и также схема действия служит и для его выполнения, и для его контроля. Сначала контроль производится после исполнения, как развернутое сопоставление фактического процесса с его образцом. Но затем, в результате систематического применения и подкрепления схема ориентировочной основы действия усваивается и становится достоянием памяти. Отпадает необходимость обращаться к ее внешней записи: содержание намечаемого действия накладывается на фактическое исполнение и непосредственно сличается с ним. В это время контроль все более сближается с основным действием и практически выполняется как бы одновременно с ним. А далее, по мере дифференцирования действия, возрастает его стереотипность и начинается его автоматизация. Тогда из внешне представленной схемы ориентировочная основа действия превращается в динамический стереотип, его «нервную модель». Это физиологическое отражение предметного содержания действия одновременно служит и производящим механизмом, и акцептором обратной связи афферентации от его фактического исполнения. Так две функции ориентировочной основы действия – образца для исполнения и эталона для контроля – сливаются в потоке прямой и обратной афферентации. На этой заключительной стадии не только исполнение действия, но и контроль за ним, в основном происходят автоматически. Но если от основного действия остается его результат, то от контроля сохраняется только направленность на это основное действие и сосредоточенность на нем, а субъективно – только «чувство» (согласования или рассогласования действия с его нервной моделью). Общая эволюция контроля представляется в таком виде. В самом начале контроль, направленный на основное действие как на свой объект, естественно, только следует за ним. Затем контроль начинает все более совпадать с основным действием и, наконец, далее опережать его. Причина и польза такого опережения заключается в том, что контроль распространяется и на предварительную ориентировку в ситуации – для выделения и учета таких ее индивидуальных особенностей, которые являются единичными, одноразовыми и поэтому не могут быть включены в общую схему; но их возможность должна быть предусмотрена, а наличие установлено, так они требуют такой же индивидуализации исполнения. С конечного результата действия контроль постепенно распространяется на все более ранние фазы ориентировочной деятельности; при этом он везде совпадает с ней по основному содержанию и все менее отделяется от нее по заметному для субъекта времени. Естественно, что на этой заключительной стадии для всякого наблюдения, и внешнего, и внутреннего, контроль выступает просто как направленность и сосредоточенность на объекте, как внимательное обследование ситуации и такое же внимательное исполнение основного действия. А отсюда, считает П.Я.Гальперин, ясно, не всякий контроль есть внимание! Пока контроль выполняется как развернутая предметная действительность, он сам требует внимания. Контроль получает форму внимания, становится вниманием, когда достигает уровня идеального, сокращенного и автоматизированного действия. Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль. Не только по происхождению, но и по действительному, скрытому от всякого наблюдения содержанию, по своему механизма и объективно выполняемой работе внимание остается предметным действием – действием контроля. Конечно, трактовка внимания как отдельной психической формы психической деятельности пока остается гипотезой. Но помимо устранения теоретических трудностей, ее преимущество в том, что она открывает возможность экспериментального исследования и проверки, возможность планомерного формирования внимания. Зная его содержание как предметной деятельности и пути формирования последней как умственной деятельности, мы сможем обучать внимании, подобно всякой другой психической деятельности. С точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания – и произвольного, и непроизвольного – являются результатом формирования новых умственных действий. И произвольное, и непроизвольное внимание должно быть создано, воспитано в индивидуальном опыте; у человека – всегда по общественно данным образцам. При планомерном воспитании внимания такие образцы должны заранее отбираться как самые успешные и перспективные для каждой сферы деятельности, на каждом уровне развития. Согласно модели Ю.Б. Гиппенрейтер, внимание не имеет собственных самостоятельных свойств. Это лишь отражение в сознании человека внутренней работы по организации деятельности на ее ведущем уровне. Поэтому внимание можно изучать только в процессе наблюдения именно ведущего (по Н. Бернштейну) уровня деятельности. |