Главная страница

ИДО Познавательные процессы ПОСОБИЕ. Российской федерации федеральное агентство по образованию гоу впо тюменский государственный университет


Скачать 3.17 Mb.
НазваниеРоссийской федерации федеральное агентство по образованию гоу впо тюменский государственный университет
АнкорИДО Познавательные процессы ПОСОБИЕ.doc
Дата06.05.2017
Размер3.17 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИДО Познавательные процессы ПОСОБИЕ.doc
ТипУчебное пособие
#7127
страница61 из 87
1   ...   57   58   59   60   61   62   63   64   ...   87

ТЕМА 7. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ


  1. Понятие о языке и речи. Виды и функции речи.

  2. Речь и мышление, их генетические корни. Речевое мышление как высшая психическая функция. Теории развития речи.

  3. Развитие речи у детей, формирование понятий, значений и смысла слова.

Методические рекомендации по изучению темы

Читая этот текст, вы, безусловно, понимаете и слова, и словосочетания, и весь текст. Хотя это понимание может быть хуже или лучше, в зависимости от того, насколько вы были знакомы с материалом раньше (или слышали что-то об этом); в зависимости от того, как построена фраза. Мысль внешне оформлена в речи. Понимание этой связи является основной при изучении темы. Следует точно развести некоторые понятия, в быту часто воспринимаемые как синонимы: речь и язык (не только физиологический орган); значение и смысл. Попробуйте ответить на вопросы: насколько справедлива фраза: «понимаю, но сказать не могу» с точки зрения единство мышления и речи. А может быть не очень ясно понимаю? А что значит фраза: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»? (обратите внимание на эпиграф, первого параграфа).

7.1. Понятие о языке и речи. Виды и функции речи.



Я слово позабыл, что я хотел сказать

И мысль бесплотная в чертог теней вернется…
Большинство людей воспринимают одни и те же вещи, сохраняют в памяти очень большой объем информации, могут формулировать множество понятий и решать стоящие перед ним проблемы.

Однако при всем сходстве есть и количественные различия (объем памяти, скорость запоминания, бедный словарь, легкость решения проблем, абстрактное мышление и т.п.) Порой за красивыми словами может скрываться совершенно никчемная и неоформленная мысль, а многие творческие наработки, потребовавшие от авторов высокого уровня мышления, лишь с трудом описываются словами.

Все это зависит от уровня интеллекта человека.

Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что соответствующая им система письменных знаков. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (речь внутренняя, эгоцентрическая). Для психологии представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека – в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т.д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности в деятельности.

Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов. В условиях спонтанной речи (устной) сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной, и в подготовленной устной речи, занимают значительной место.

Язык– система знаков, служащая средством человеческого мышления, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Язык – система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для человека определенное значение и смысл (Немов Р.С.). Исторической основой возникновения речи служит труд, совместная деятельность людей. «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми» (Фейербах). Язык существует и реализуется через речь.

Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны. Язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и других, которые раньше жили и говорили на данном языке.

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывают именно у данного человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения бывают одинаковыми.

Важнейшая роль слова состоит в том, что в своем значении оно обобщенно отражает действительность, существующую вне и независимо от индивидуального человеческого сознания. Смысл же отражает не только объективный, но и субъективный мир данного человека и сугубо индивидуален (скромность). В речи, насыщенной субъективным смысловым содержанием, отражается вся психология человека, и это является основанием для использования речи в системе личностной психодиагностики (профессиональная лексика).

Со значением слов непосредственно связано представление о них как о понятиях (фиксирующее существенное и игнорирующее несущественное о предмете).

На протяжении всей истории развития психологических исследований мышления проблема соотношения мышления и речи привлекала к себе особенно много внимания. Предлагаемые ее решения были самыми разными – от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций до столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления.

Решение этой проблемы – от самых древних времен до наших дней колебалось между двумя крайними полюсами – между отождествлением и полным слиянием мысли и слова и между их столь же метафизическим, столь же абсолютным, столь же полным разрывом и разъединением (Л.С.Выготский).

Большинство современных ученых придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию в развитом виде относительно независимые реальности. Главный вопрос, который сейчас обсуждают ученые в связи с данной проблемой, - это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего развития.

Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л.С.Выготский.

«В слове, мы всегда знали лишь одну его внешнюю, обращенную к нам сторону. Между тем в его другой, внутренней стороне и скрыта как раз возможность разрешения интересующих нас проблем об отношении мышления и речи, ибо именно в значении слова завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением.

Слово всегда относится не к одному какому-нибудь отдельному предмету, но к целой группе, или к какому-нибудь классу предметов. В силу этого каждое слово представляет собой скрытое обобщение, всякое слово уже обобщает, и с психологической точки зрения значение слова, прежде всего, представляет собой обобщение. Но обобщение, как это легко видеть, есть чрезвычайно сложный акт мысли, отражающий действительность совершенно иначе, чем она отражается в непосредственных ощущениях и восприятии. Качественное отличие единицы в основном и главном есть обобщенное отражение действительности. В силу этого мы можем заключить, что значение слова, которое мы только что пытались раскрыть с психологической стороны, его обобщение представляет собой акт мышления в собственном смысле слова.

Но вместе с тем, значение представляет собой неотъемлемую часть слова как такового, оно принадлежит царству речи в такой же мере, как и царству мысли. Слово без значения есть не слово, но звук пустой. Слово, лишенное значения, уже не относится более к царству речи. Поэтому значение в равной мере может рассматриваться и как явление, речевое по своей природе, и как явление, относящееся к области мышления. Оно есть речь и мышление в одно и тоже время, потому что оно есть единица речевого мышления.

Первоначально функция речи является коммуникативной функцией. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания. Эта функция речи обычно также в анализе, разлагающем на элементы, отрывалась от интеллектуальной функции, и обе функции приписывались речи как бы параллельно и независимо друг от друга. Речь как бы совмещала в себе и функции общения, и функции мышления, но в каком отношении стоят эти две функции друг к другу, как происходит их развитие и как обе структурно объединены между собой – все это оставалось и остается до сих пор не исследованным. Между тем, значение слова представляет в такой же мере единицу этих обеих функций речи, как и единицу мышления. Что непосредственное общение душ невозможно - это является, конечно, аксиомой для научной психологии. Известно и то, что общение, не опосредованное речью или какой-либо другой системой знаков или средств общения, как оно наблюдается в животном мире, делает возможным только общение самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах.

В сущности, это общение с помощью выразительных движений не заслуживает даже названия общения, а скорее должно быть названо заражением. Испуганный гусак, видящий опасность и криком поднимающий всю стаю, не только сообщает ей о том, что он видел, а скорее заражает ее своим испугом. Общение, основанное на разумном понимании и на намеренной передаче мысли и переживаний, непременно требует известной системы средств, прототипом которой была, есть и всегда остается человеческая речь, возникшая из потребности в общении в процессе труда.

Для того чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, нет другого пути, кроме отнесения передаваемого содержания к известному классу явлений, а это непременно требует обобщения. Таким образом, оказывается, что общение необходимо предполагает обобщение и развитие словесного значения, т.е. обобщение становится возможным при развитии общения. Таким образом, высшие, присущие человеку формы психологического общения возможны только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность.

Стоит обратиться к любому примеру, для того, чтобы убедиться в этой связи обобщения и общения. Я хочу сообщить кому-либо, что мне холодно. Я могу дать понять это с помощью ряда выразительных движений, но действительное понимание и сообщение будет иметь место только тогда, когда я сумею обобщить и назвать то, что я переживаю, т.е. отнести переживаемое мною чувство холода к целому классу состояний, знакомых моему собеседнику. Вот почему целая вещь является несообщаемой для детей, которые не имеют еще известного обобщения (недостаток соответствующих понятий и обобщений). Как говорит Толстой, почти всегда непонятно не само слово (соответствующие звуки и слоги), а то понятие, которое выражается словом.
1   ...   57   58   59   60   61   62   63   64   ...   87


написать администратору сайта