_Таушев Аверкий, Апостол (1). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета Апостол Holy Trinity Orthodox School, 2002. Содержание
Скачать 1.94 Mb.
|
Глава пятая содержит наставления, как учить и руководить пасомых в зависимости от их разных состояний. He на всех одинаково может и должен действовать мудрый пастырь, но сообразно с особенностями каждого, в зависимости от возраста, положения в Церкви, положения в обществе и внешнего состояния. Прежде всего Апостол дает наставления, как вести себя пастырю по отношению к двум противоположным возрастам: престарелому и юному. “Старца не укоряй” (ст. 1) — по греческому подлиннику: “не кричи на старика, не брани унизительно, не срами его», но “утешай», в смысле “увещевай», как отца, то-есть отнесись почтительно, как бы к своему отцу согрешившему. Таково же должно быть отношение пастыря к старицам — как к матерям. В отношении же юных нужно держать себя дружелюбно и ласково, как бы в отношении к своим братиям и сестрам, ибо “ласковостью скорее можно достигнуть того, в чем не всегда успевает авторитетная власть (Амвросий)». Здесь Апостол делает только оговорку в отношении женского пола: “со всякою чистотою», то-есть с соблюдением полной целомудренности в речах и во всех отношениях, дабы и другим не давать нехороших подозрений, и свое сердце оградить от греховного влечения (ст. 1-2). С 3 ст. по 16 ст. Апостол говорит п вдовицах. “Вдовиц почитай, истинных вдовиц” (ст. 3) — слово “чтить” Апостол употребляет здесь в смысле “помогать», брать на церковное попечение. Смысл этого увещания, след., таков: “бери на церковное попечение вдовиц доброго поведения, заслуживающих милосердия и заботы п них». Смысл следующего 4 стиха 322 тот, что вдовы, имеющие близких родственников, не должны обременять Церковь своим содержанием, а дети или внуки должны учиться оказывать честь своей матери или бабке, питая их и делая им всякое добро (Экум.). Суть следующего наставления в 5 ст. 323 та, что на церковное содержание можно брать и не старых вдовиц, если они зарекомендовали себя благочестивой жизнью, отказавшись от второго брака и ведя жизнь целомудренную с надеждой единственно на помощь Божию. Таким благочестивым вдовицам Апостол в 6 стихе противопоставляет “сластолюбивых», п которых говоорит, что таковые “заживо умерли», то-есть в живом еще теле носят умерщвленную грехами душу. Таковым Апостол заповедует внушать, чтобы они обратились к 320 По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение. 321 Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым. 322 Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу. 323 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; 104 непорочной жизни (ст. 7 324 ). “Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного” (ст. 8) — обличение это, надо полагать, направлено против тех, которые стараются сбыть своих престарелых родственников на церковное содержание, не желая заботиться об их пропитании. Далее от 9 по 16 ст. Апостол говорит п том, что на церковное служение и на полное содержание Церкви должны быть принимаемы вдовицы, не менее, как шестидесятилетние, бывшие женою одного мужа, известные своими добрыми делами, но не молодые, падкие на разного рода грехи. Некоторые толковники полагают, что здесь идет речь п кандидатках в диакониссы, к которым и предъявляются условия, сходные с условиями, которым должны отвечать кандидаты в диаконы. Но некоторые считают, что здесь просто продолжение речи п вдовах, заслуживающих попечения Церкви. Таким вдовицам, которые чувствуют себя неспособными жить в честном вдовстве, Апостол советует лучше вступать во второй брак, нежели уклониться с доброго пути жизни, примеры чего Апостолу известны, как видно из его слов: “ибо некоторые уже совратились вслед сатаны” (ст.15), что по мнению святого Иоанна Златоуста, значит: впали в блуд. В 16 ст. 325 Апостол снова повторяет, что верные сами должны заботиться п своих родных вдовицах, не обременяя их содержанием Церковь. Во второй части 5-ой главы с 17 по 25 стих Апостол учит Тимофея, как поступать епископу в отношении пресвитеров. “Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении” (ст. 17) — здесь под “честью», которой должны сподобляться усердствующие пресвитеры, святой Иоанн Златоуст понимает “попечение», “доставление им всего необходимого” для жизни, что подтверждается и следующим стихом 18. 326 “Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях” (ст. 19) — это потому, что пресвитеры избираются из людей наиболее достойных, а потому и всякое обвинение на них представляется наименее вероятным, а затем и потому, что по самому роду и характеру своей деятельности пастырско-обличительной и наставительной, они естественнее всего могут страдать от клеветы и ложных обвинений. Два или три свидетеля в таких случаях требовались и по ветхозаветному закону (Втор. 19:15 327 ). “Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели” (ст. 20) — речь идет здесь все п тех же пресвитерах, обвинение против которых будет доказано. “Но не больше ли будет соблазна», спрашивает святой Иоанн Златоуст, “когда пред всеми станешь обличать?” и отвечает: “когда узнают грех и не будут видеть наказания, тогда действительно станут соблазняться. Ибо от того, что согрешившие останутся ненаказанными, многие естественно и сами поползаются на грех; как наоборот от того, что они бывают наказываемы, многие исправляются. Так действовал и Бог. Он вывел Фараона на среду (на показ всем) и наказал: видим также, что явно пред всеми получили наказание и Навуходоносор, и многие другие люди и города. Следовательно Апостол хочет, чтобы все имели страх пред епископом и поставляет его над всеми». Далее Апостол говорит п том, с какой крайней осторожностью надлежит епископу 324 И сие внушай им, чтобы были беспорочны. 325 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц. 326 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей. 327 Недостаточно одного свидетеля против кого-либо в какой— нибудь вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, которым он согрешит: при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится [всякое] дело. 105 избирать лиц, предназначающихся к священному рукоположению. “Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами (как бы на Страшном Суде ставит себя св. Павел с Тимофеем) заклинаю тебя сохранить сие (то-есть то, что касается рукоположения на служение Церкви) без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. Рук ни на кого не возлагай поспешно” (ст. 21-22) — некоторые считают, что слова 21 стиха относятся к предыдущему, то- есть к речи п суде над пресвитерами, но другие склонны относить их к начинающейся новой речи п рукоположении: и рукополагать, так же, как и судить, надо без пристрастия, тщательно расследовав дело. “Надлежит прежде исследовать жизнь рукополагаемого», говорит блаженный Феодорит, “а потом призвать на него благодать Духа». “И не делайся участником в чужих грехах», (ст. 22) то-есть “в грехах рукополагаемаго, возводя недостойного на степень тайносовершителя для народа” (Экум.). “Храни себя чистым” — по ходу речи можно понять: чистым от вменения грехов рукополагаемого, но другие толковники видят здесь заповедь св. Тимофею — блюсти его собственную нравственную чистоту: “о целомудрии дает урок; целомудрие блюсти увещевает” (Экум. и Феоф.). “Связь с предыдушим будет такая: но распознавая, достойны ли рукоположения другие, смотри, своего достоинства не потеряй” (епископ Феофан). Вспомнив п слабом здоровье Тимофея и как бы умеряя строгий урок п чистоте, святой Павел разрешает далее Тимофею употреблять “немного вина, ради желудка твоего” (ст. 23). Смысл и связь речи тут такая: “слыша сие: “храни себя чистым», ты не бросься на больший подвиг воздержания. He делай этого. Тебе, по состоянию твоего здоровья, напротив нужно некое послабление, и ты с этих пор, не одну пей воду, но употребляй немного и вина” (епископ Феофан). В 24 и 25 стихах, ведя речь все п том же, Апостол хочет сказать, что не у всех грехи явны, а потому нужно особенно тщательно исследовать жизнь кандидатов к рукоположению, не подвержены ли они каким-либо тайным грехам, могущим обнаружиться впоследствии и явно. Равным образом, и добродетели у некоторых могут быть тайными, а потому полезно отыскивать и рукополагать таких лиц, могущих с честью послужить Святой Церкви. Глава шестаясодержит важные наставления, разрешающие в духе христианства важный жизненный вопрос п социальном неравенстве, столь волнующий людей особенно в наши новейшие времена. Общий смысл этих наставлений тот, что христианству чужды насильственные общественные перевороты. Говоря современным языком, христианство улучшения общественных отношений достигает путем эвплюции, путем воспитания широких масс человечества на началах подлинной христианской любви, равенства и братства; путь же революции христианство осуждает, как путь злобы, насилия и крови. Поэтому и говорит Апостол: “Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение” (ст. 1). Особенно внимательны должны быть рабы к “верным” господам (т.е. христианам). He должно думать, что благочестие служит для прибытка. Кто учит иному и спорит, тот горд и ничего не знает (ст. 3-5 328 ). Исходя из мысли, что недовольство общественным строем в большинстве случаев покоится на страсти сребролюбия и любостяжания и зависти к богатым и только прикрывается авторитетом евангельских истин п братстве, равенстве и свободе, Апостол предостерегает от любостяжания и внушает быть довольным малым (“Имея пропитание и одежду, будем довольны тем». ст. 8). Внешние же материальные блага опасны, ибо часто ведут ко впадению во многие грехи и беды: “ибо корень 328 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких. 106 всех зол есть сребролюбие” (ст. 10). Апостол учит Тимофея быть образцом бескорыстия и нестяжания и увещевать богатых, чтобы они уповали не на богатство свое, но на Бога. “О, Тимофей! храни преданное тебе», так кончается послание, подчеркивая тем всю важность для веры Апостольского предания, хранимого Церковью (ст. 20). Второе Послание к Тимофею Побуждения к написанию Это послание можно рассматривать как предсмертное завещание Апостола Павла своему любимому ученику и сотруднику Тимофею. “Я уже становлюсь жертвою», пишет в нем Апостол Павел: “и время моего отшествия настало” (2 Тим. 4:6). Co скорбью говорит здесь Апостол п переживаемом им тяжком одиночестве, ибо прочие ученики или оставили его, “возлюбив нынешний век” (4:10) или разосланы им по разным поручениям. Апостол просит Тимофея придти к нему скорее и привести с собою Марка (4:9, 329 11 330 ), а также принести ему некоторые вещи: фелонь, который оставил он в Троаде у Карпа, “и книги, особенно кожаные” (4:13). Таким образом, побуждением к написанию этого послания было желание Апостола Павла, в предчувствии своей близкой кончины, повидаться со своими преданнейшими учениками и преподать им свое последнее предсмертное назидание и завещание. Время и место написания Время и место написания этого послания можно определить по указаниям, которые дает само послание. В нем Апостол пишет: “не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его” (1:8), а также: “благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз” (2:9). Итак, ясно, что это послание написано святым Апостолом из уз. Видно также, что это были римские узы, ибо Апостол, похваляя Онисифора, который не стыдился уз его, говорит, что он, “быв в Риме, с великим тщанием искал его и не нашел” (1:16-17). Это несомненно также были вторые узы, а не первые, ибо в первых узах святой Павел пользовался относительной свободой, мог проповедывать, сообщал п себе успокоительные известия малоазийским церквам (Деян. 28:30-31; 331 Ефес. 6:19-20; 332 Кол. 4:8 333 ) и не только не ждал себе смертного приговора, но наоборот выражал уверенность в своем скором освобождении (Филип. 2:24 334 ) и приготовлял даже помещение себе в Колоссах у Филимона (Филим. 1:22 335 ). Между тем, теперешнее его заключение было совсем иного рода: он страдал в нем, как злодей (2 Тим. 2:9 336 ), проповедь его встречала сильное сопротивление (4:17 337 ), он оставлен всеми (4:16 338 ) и чувствует предстоящую ему в недалеком будущем насильственную смерть (4:6 339 ), а свое единственное утешение видит лишь в том, что “готовится ему венец правды, который даст ему Господь, праведный Судия, в день оный” (4:6- 329 Постарайся придти ко мне скоро. 330 Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения. 331 И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно. 332 и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно. 333 которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши. 334 Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам. 335 А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам. 336 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. 337 Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. 338 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! 339 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. 107 8). Имея в виду все это, как древние, так и новые толкователи считали второе послание к Тимофею последним посланием Апостола Павла, написанным им из Рима незадолго перед его мученической кончиной в конце 66 или в начале 67-го года no Pождестве Христовом. Цель написания Вызывая к себе в Рим возлюбленного ученика своего Тимофея, святой Павел небыл, однако, уверен, что доживет до этого свидания, а между тем его весьма заботили все те многочисленные трудности, которые приходилось переносить святому Тимофею в его пастырском служении в Ефесе. Там умножились люди, сопротивлявшиеся евангельской истине, подобно высокомерным волхвам, сопротивлявшимся некогда Моисею, “люди развращенные умом, невежды в вере, люди имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся», вкрадывавшиеся в домы для обольщения не утвердившихся во благочестии людей, и особенно женщин (2 Тим. 3:5-8). Апостол ожидал для Тимофея и еще больших трудностей, предрекая, что “злые люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь” (2 Тим. 3:13), и “что будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (4:3-4). Вследствие всего этого, Апостол Павел, предполагая вначале писать Тимофею только по своим личным нуждам, решил потом “приложить к посланию еще нечто п добром пастырствовании” (епископ Феофан). Б так как этот предмет важнее всяких личных просьб, то он и занял в послании преобладающее положение, а просьбы Апостола стали лишь как бы приписками. Итак, цель послания — воодушевить святого Тимофея к неослабному бодрствованию и мужеству в его пастырском служении. Содержание Второе послание Апостола Павла к Тимофею содержит в себе всего четыре главы. Оно разделяется на три части: 1). Вступление с надписанием и приветствием и обозначением главного предмета послания (1:1-6); 2). Наставительная часть, в которой Апостол Павел дает наставления Тимофею, как он должен проходить свое пастырское служение (1:7-4:8); 3). Послесловие, излагающее личные побуждения Апостола Павла к написанию этого послания (4:9-22). Экзегетический разбор Начинается это послание обычным надписанием: “Павел Апостол Иисус Христов волею Божиею». Высказав свою сильную любовь к “Тимофею, возлюбленному сыну», и вспомнив нелицемерную веру бабки его Лоиды и матери Евники, св. Апостол Павел напоминает Тимофею “возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение” (ст. 6). Здесь ясно сказано, что в таинстве священства подается рукоположенному особый благодатный дар Божий, а потому глубоко неправы протестанты и сектанты, отвергнувшие таинство священства и тем лишившие себя законного благодатного пастырства, ведущего свое преемство от святых Апостолов. Этот благодатный дар надлежит пастырю “возгревать», конечно, ничем иным, как огнем пастырской ревности — добросовестным исполнением пастырского служения. Первый отдел наставительной части в первой главе излагает указания Апостола Павла на тот плод, которым прежде всего может обнаружиться в Тимофее возгревание полученного им чрез Апостольское рукоположение благодатного дара. Апостол увещевает Тимофея не стыдиться “свидетельства Господа нашего Иисуса Христа (то-есть проповеди п Кресте Его, который для иудеев есть соблазн, а для эллинов безумие)», но и страдать, если потребуется, вместе с благовестием Христовым, воодушевляясь высотою совершенного Христом Спасителем 108 дела домостроительства нашего спасения и руководствуясь примером, как самого Апостола Павла, так и примером Онисифора, которого святой Павел похваляет за то, что тот не стыдился уз Павловых, “но быв в Риме, с великим тщанием искал его и нашел», (ст. 17) в то время, как все Асийские ученики оставили Павла (ст. 7-18). |