Главная страница
Навигация по странице:

  • Пастырские послания святого Апостола Павла

  • Первое послание к Тимофею Сведения о Тимофее

  • Тимофею, присному

  • _Таушев Аверкий, Апостол (1). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета Апостол Holy Trinity Orthodox School, 2002. Содержание


    Скачать 1.94 Mb.
    НазваниеРуководство к изучению Священного Писания Нового Завета Апостол Holy Trinity Orthodox School, 2002. Содержание
    Дата13.10.2021
    Размер1.94 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_Таушев Аверкий, Апостол (1).pdf
    ТипРуководство
    #247049
    страница19 из 27
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   27
    часть нравоисправительную. Первые пять стихов служат как бы предисловием. В нем Апостол просит Фессалоникийцев молиться об успехе своего проповеднического дела, вопреки козням окружавших Апостола беспорядочных и лукавых людей, стремившихся помешать распространению евангельского благовестия как в Коринфе, так и по всюду.
    Собственно нравоисправительная часть начинается с 6 стиха: “Завещеваем же вам,
    братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего
    бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас” — здесь предписывается общий закон для всего христианского благоповедения: христиане должны во всех поступках руководиться апостольским преданием и не иметь общения с теми, которые это предание отвергают или нарушают. Но в этих словах можно видеть и намек на конкретное явление, которое обличает
    Апостол далее в 11 стихе: “слышим, что некоторые из вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся». Здесь имеются в виду суетящиеся празднолюбцы, или, по церковно- славянскому тексту, “лукавно обходящие», то-есть праздношатающиеся и не любящие трудиться. В обличение таковых Апостол приводит в пример самого себя, напоминая
    Фессалоникийцам, как он во время пребывания своего у них, “ни у кого не ел хлеб даром», но
    “занимался трудом и работой день и ночь” (ст. 8 280
    ). Так чиста была совесть Апостола Павла, что он смело мог предлагать себя, свое поведение и образ жизни в образец Фессалоникийцам.
    Это не значит, что Апостол считал себя не в праве получать материальные средства на жизнь от
    Фессалоникийцев, которым проповедывал Слово Божие. По заповеди Самого Христа
    Спасителя, сказавшего: “ибо трудящийся достоин награды за труды свои” (Лук. 10:7), он имел на нее полное право, но по крайне деликатному и нежно-отеческому чувству, какое питал
    Апостол к Фессалоникийцам, он не хотел ничем, даже самым малым обременять их. Б может быть, зная их наклонность к пороку, вызвавшему его обличение, он нашел нужным на себе показать им пример бескорыстия и трудолюбия. Поэтому-тп он и говорит им: “не потому,
    чтобы мы не имели власти (пользоваться от вас содержанием), но чтобы себя самих дать вам в
    образец для подражания нам” (ст. 9). В данном случае Апостол Павел дает вечный пример всем
    280
    ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас.

    92 пастырям Церкви, с какой осторожностью и благоразумием должны подходить они к вопросу п получении ими содержания от своей паствы. Замечательно далее изречение: “если кто не хочет
    трудиться, тот и не ешь». Это изречение использовали для себя неверующие социалисты и особенно коммунисты, дав ему свое толкование и лишая права на существование тех людей, которые, по их мнению, являются паразитами и тунеядцами в человеческом обществе, хотя бы они и трудились, но только не так, как им это угодно. Смысл этого изречения тот, что труд
    обязателен для всякого человека, как присуждено это Богом при грехопадении первых людей
    (Быт. 3:19 281
    ). Но труд, конечно, может быть разного рода: и физический, и умственный, и духовный. Мысль Апостола та, что если кто ест, не трудясь, то ест с насилием совести, с грехом.
    He та у Апостола мысль, чтобы пресечь благотворительность, но чтобы разбудить совесть у праздношатающихся тунеядцев. В 11 и 12 282
    ст. Апостол прямо и обличает таких тунеядцев, называя их “бесчинно ходящими” и увещевая их “работая в безмолвии, есть свой хлеб». Здесь
    “заповедуется скромная, уединенная, трудолюбивая жизнь, в противоположность праздношатайству и пустому убиванию времени” (епископ Феофан). В заключение Апостол
    Павел внушает отчуждаться от бесчинников с целью их вразумления и исправления и посылает обычные приветствия, как признак подлинности своего послания в отличие от подложных.
    Пастырские послания святого Апостола Павла
    Пастырскими называются три последние по времени послания Апостола Павла: два к
    Тимофею и одно к Титу. Называются они так потому, что в них Апостол Павел дает наставления, относящиеся по преимуществу к пастырям Церкви и касающиеся их пастырской деятельности, но вместе с тем в них содержится глубоко назидательное нравственное учение и общехристианского значения.
    Первое послание к Тимофею
    Сведения о Тимофее
    Святой Тимофей был любимейшим учеником и неутомимым сотрудником св. Апостола
    Павла (Римл. 16:21 283
    ). Во многих посланиях Апостол Павел восхваляет его высокими похвалами. Родился он в Ликаонском г. Листре в Малой Азии. Сведения п том, как святой
    Тимофей стал учеником Апостола Павла, мы находим в кн. Деяний. Город Листру Апостол
    Павел посетил во время своего первогп проповеднического путешествия. Там он вместе с
    Апостолом Варнавою исцелил хромого от рождения, и язычники, пораженные чудом приняли его за бога Меркурия, а Варнаву за Зевса и собирались принести им жертву. Когда же Апостолы убедили их, что они не боги, а посланники истинного Бога, посланные Им для того, чтобы отклонять людей от ложной веры и приводить к истинной, и растолковали им, в чем заключается эта истинная вера, они во множестве оставляли свое прежнее языческое нечестие и обращались ко Христу. По преданию в числе уверовавших была бабка Тимофея Лоида и мать его Евника. Вероятно, они были иудеянки, еще до обращения своего в христианство старавшиеся привить Тимофею страх Божий и обучить его ветхозаветному закону Божию, что видно из слов Апостола Павла, обращенных потом к Тимофею: “ты из детства знаешь
    Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса” (2 281
    в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
    282
    Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.
    283
    Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.

    93
    Тим. 3:15). Из слов самого Павла мы видим, что вера благочестивой бабки Лоиды и матери
    Евники перешла и к самому Тимофею (2 Тим. 1:5 284
    ), (см. Деян. 14:6-19). Когда Апостол Павел во втпрпе свое проповедническое путешествие вновь прибыл в Листру, братия в Листре и соседнем городе Иконии дали ему доброе свидетельство п вере и благочестии Тимофея (Деян.
    16:1-2 285
    ), и святой Апостол, прозревая в нем своего будущего усердного сотрудника, пожелал взять его с собой. Так как отец его был необрезанный эллин, то Апостол Павел, держась своего правила “всем быть для всех” (1 Кор. 9:20-22 286
    ), обрезал его перед выходом из Листры “для иудеев, находившихся в тех местах” (Деян. 16:3 287
    ). Это было необходимо для того, чтобы
    Тимофей мог свободно действовать в иудейском обществе, так как иудеи не желали иметь общения с необрезанными и не стали бы слушать его проповеди: он не имел бы свободного доступа и в синагоги, с которых святой Павел обычно начинал всегда свою проповедь п Христе.
    Особого повествования п трудах святого Тимофея в кн. Деяний мы не находим. Его история сливается с историей проповеднических трудов Апостола Павла. Где был Апостол Павел, там почти всегда был и Тимофей, помогая ему, либо исполняя его поручения по разным городам и новооснованным церквам христианским. Из надписаний ряда посланий святой Апостола Павла видно, что святой Тимофей был с ним в Риме во время его первых уз. Вскоре после того
    Апостол Павел рукоположил Тимофея во епископа для города Ефеса. Затем он дважды писал
    Тимофею, наставляя его и давая ему указания в его новой ответственной пастырской деятельности. Второе из этих посланий написано святым Павлом уже из вторых его уз в Риме, которые закончились мученической смертью Апостола. Посетивши Апостола в Риме по его просьбе, святой Тимофей возвратился в Ефес и правил тамошней церковью до своей кончины, тоже мученической, пользуясь руководством и св. Апостола Иоанна Богослова, который также жил в Ефесе и оттуда руководил пастырской деятельностью всех асийских пастырей. Во время заточения святой Иоанна Богослова на о. Патмосе дело руководства всеми церквами Малой
    Азии исполнял за него святой Тимофей.
    Повод к написанию
    Святой Тимофей был поставлен во Епископа во время четвертогп проповеднического путешествия Апостола Павла в г. Ефесе. Находясь в первых узах в Риме более года, Апостола
    Павел душой и сердцем стремился повидать своих духовных чад в новооснованных им общинах
    (Филип. 2:19,
    288 23-24 289
    ). Поэтому, получив свободу, он отложил на некоторое время свой первоначальный план посетить Испанию (Рим. 15:24) и направился в Малую Азию, на что есть указание в 2 Тим. 4:13-20. Тут он в 65 г., обнаружив появление зловредных гностических ересей, распространяемых “хищными волками, не щадящими стада», п которых предсказывал еще при прощании с ефесскими пресвитерами (Деян. 20:20-30), “умолил” сопутствовавшего ему
    Тимофея остаться и “пребыти во Ефесе” и поручил ему крепко “увещевать некоторых, чтобы
    284
    приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей
    Евнике; уверен, что она и в тебе.
    285
    Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была
    Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии.
    286
    для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
    287
    Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин.
    288
    Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.
    289
    Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною. Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам.

    94 они не учили иному, и не занимались баснями и родословиями бесконечными». Желая крепче соединить Тимофея с Ефесом, стоившим великому Апостолу языков трехлетних напряженнейших трудов (Деян. 19:1-10 290
    ), Апостол Павел рукоположил его во Епископа
    Ефесского, несмотря на относительную его молодость (от 30 до 35 лет), а сам направился далее в Македонию, куда неудержимо влекло его отеческое сердце (1 Тим. 1:3-4 291
    ). Когда он находился в Македонии, до него дошли печальные слухи об усилившихся во Ефесе лжеучениях.
    Святой Тимофей никогда почти не разлучался с святым Aпостолом Павлом, а если и посылался куда-либо на время пo поручению, то всегда действовал под ближайшим наблюдением и руководством Апостола . Теперь он остался один на самостоятельном высоком посту. Отечески к нему расположенный Апостол Павел не мог не видеть, как трудно ему отстаивать свою ефесскую паству от вторгшихся в нее “хищных волков». Поэтому он и поспешил ему на помощь своим посланием, которое отправлено было из Македонии, вернее всего из Филипп, куда обещался Апостол Павел прибыть и где имел побуждение побыть подольше. Временем написания этого послания был период между первыми и вторыми узами или четвертое путешествие Апостола Павла, между 63 и 64 годами по Pождестве Христовом.
    Цель написания
    Цель этого послания видна из слов самого Апостола Павла: “Сие пишу тебе, надеясь
    вскоре приити к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием,
    который есть Церковь Бога Живого, столп и утверждение истины” (1 Тим. 3:14-15). Оставляя
    Тимофея в Ефесе, святой Павел, конечно, многое сказал ему, но мог и не успеть и не иметь времени подробно рассказать все нужное. Поэтому теперь, опасаясь, как бы не стали пренебрегать его юностью (1 Тим. 4:12 292
    ), он пишет ему целое руководство пастырской деятельности — “такое завещание, чтобы он мог воинствовать, как добрый воин и как мудрый
    и опытный старец” (1 Тим. 1:18).
    Содержание
    Первое послание Апостола Павла к Тимофею содержит в себе шесть глав.
    Содержание его распадается на следующие отделы:
    1) Наставления Тимофею, как вероблюстителю (гл. 1);
    2) Наставления ему, как предстоятелю Церкви: а) относительно церковных собраний (гл. 2); б) относительно лиц, избираемых в клир (гл. 3:1-13).
    3) Общие наставления п должном прохождении высокого архипастырского служения: а) об основной истине христианского вероучения (гл. 3:14-16); б) правила архипастырского учительства словом и жизнью (гл. 4: 1-16);
    4) Наставления, как учить и руководить пасомых, в зависимости от их разного состояния
    (гл. 5-6:19) и
    5) Заключительное увещание самому Тимофею (гл. 6:20-21).
    290
    Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников… Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса … Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины.
    291
    Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
    292
    Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.

    95
    Экзегетический разбор
    Начинается послание обычным надписанием: “Павел посланник Иисус Христов, по
    повелению Бога Спаса нашего и Господа Иисуса Христа, упования нашего” — называет здесь себя святой Павел “посланником», или “Апостолом», желая с особой торжественностью засвидетельствовать авторитетность того, что собирается писать Тимофею, присному, то-есть подлинному, истинному чаду по вере, коею он породил его духовно. Этими словами он похваляет Тимофея, желая сказать, что по вере он походит на него, как сын на отца.
    Первая глава состоит из наставлений Тимофею, как блюстителю веры. Апостол учит
    Тимофея увещевать христиан, чтобы они не занимались вопросами, производящими споры, но не служащими к назиданию, а ведущими лишь к пустословию (с. 3-7). Он должен разъяснять значение Закона Божьего, положенного собственно не для праведников, а для беззаконных и непокорных, и раскрывать, что истинная праведность достигается верою во Христа Иисуса, пришедшего в мир спасти грешников, из которых первым себя признает сам Апостол Павел, как бывший прежде хулителем и гонителем Христовой веры, а теперь представляющий собою наглядный пример помилования и оправдания грешников (ст. 8-17).
    Изречение “закон положен не для праведника” (ст. 9 293
    ) имеет тот смысл, что праведник, то-есть получивший отпущение грехов и благодатное обновление жизни, уже не нуждается в указаниях закона, ибо им руководит благодать Святого Духа. “Праведнику не лежит закон», говорит святой Иоанн Златоуст, “потому что он не дожидается того, чтобы закон научал его тому, что нужно делать, имея внутри себя наставляющую его благодать Святого Духа, — не нужно наставление тому, кто не имеет недостатка в наставнике».
    Из которых я первый” (ст. 15 294
    ), — блаженный Феодорит пишет, что “Апостол, называя себя первым из всех грешников, простирается за самый предел смирения». “В этом Апостол являет настоящий образец для всех кающихся», говорит епископ Феофан. Вот почему эти слова вошли у нас в молитву перед причащением. Такое смиренное сознание своей крайней греховности является отличительным признаком каждого истинного христианина.
    В заключение Апостол Павел, воздает хвалу Богу (ст. 17 295
    ), увещевает Тимофея не быть равнодушным к вопросам веры, но ревновать и воинствовать, подобно доброму воину против врагов веры, воодушевляясь собственной верой и своей чистой совестью. “Главное и в пасомых и в пасущем — вера и благая совесть” (Е. Ф.). Как обратный и устрашающий пример измены вере и доброй совести, святой Павел приводит Именея и Александра, которых он “предал
    сатане, чтобы они научились не богохульствовать” (ст. 18-20). He в первый раз Апостол употребил это наказание. В Коринфе подобному же наказанию был подвергнут кровосмесник (1
    Кор. 5:5 296
    ). По мысли святого Иоанна Златоуста это наказание состояло прежде всего в отлучении согрешившего от общества верующих, после чего он поступал во власть сатаны.
    Надо полагать, что виновные подвергались в результате этого и каким-либо видимым казням — болезням и лишениям телесным или исступлению ума.
    Bo второй главе содержатся наставления Тимофею, как предстоятелю церкви, и в первую очередь — п церковных собраниях. Апостол учит, что на церковных собраниях, т.е. на богослужениях, прежде всего должны произноситься “молитвы, прошения, моления,
    благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь
    тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте” (ст. 1-2)
    “Священник есть», говорит святой Иоанн Златоуст, “как бы общий отец целой вселенной;
    293
    зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц.
    294
    Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.
    295
    Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
    296
    предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.

    96 поэтому прилично ему заботиться обо всех, подобно тому, как печется п всех Бог, на службу которому он поставлен». Вследствие того Апостол и заповедует молиться за всех без исключения людей, не только за принадлежащих к Церкви, но и за “внешних», т.е. непринадлежащих к ней.
    Особенно же надо молиться за царя и за представителей государственной власти, дабы вся деятельность их направлялась ко благу их подданных, и не только внешнему, но и внутреннему
    — “благочестию и чистоте», (ст. 2) — “Ибо это ” (т.е. молитва за царя) хорошо и угодно
    Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания
    истины” (ст. 3-4) — ясно, что эта молитва должна быть молитвою п спасении всех, а потому она и приятна Богу, желающему спасения всем людям. Догматическая важность этих слов в том, что ими опровергается безотрадное лжеучение реформатов, учащих п безусловном предопределении Божием, независимо от воли людей. Ибо зачем молиться п тех, которые все равно предопределены к вечной погибели?
    Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
    предавший Себя для искупления всех” (ст. 5-6) — это сказано в доказательство того, что все люди, без исключения, призываются ко спасению, ради искупительных заслуг “единого ходатая
    человека Христа Иисуса». Христос называется здесь только “Человеком” для того, чтобы подчеркнуть, что Ходатаем за нас Он стал, благодаря Своему вочеловечению, как истинный
    Человек. Этими словами не исключается молитвенное ходатайство за нас святых угодников
    Божиих, как пытаются утверждать это сектанты. Христос назван здесь единым Ходатаем в том смысле, что единственно Он Один принес за нас искупительную жертву на кресте, но этим нисколько не упраздняется молитвенное ходатайство за нас людей, достигших спасения и желающих своими молитвами помочь нам достигнуть его. “Таково было в свое время
    свидетельство”(ст. 6) — свидетельство п том, что Мессии-Искупителю надлежит пострадать за людей было дано еще в древних пророчествах. “Для которого я поставлен проповедником»,
    (ст. 7) т. e. для проповеди об этом свидетельстве я и поставлен.
    Далее Апостол говорит п том, кто, где и как должен совершать общественные молитвословия в церковных собраниях. “Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили
    молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения” (ст. 8) — богослужения церковные должны совершаться мужами — предстоятелями церквей, а женщины не должны ни совершать богослужений, ни выступать в молитвенных собраниях со словом учения. Об этом святой Павел прямо писал Коринфянам: “жены ваши в церкви да молчат... неприлично жене говорить в
    церкви” (1 Кор. 14:34-35).
    Как видно из Деян. 14:23 297
    Апостол Павел во всех основываемых им церквах учреждал клир, рукополагая пресвитеров. В 1 Кор. 14:40 298
    он заповедует, дабы все в церквах совершалось благообразно и по чину. Посему, несомненно, что под этими “мужами” разумеются предстоятели церквей. Молитвы эти, или богослужение может совершаться “на всяком месте», а не в одном Иерусалимском храме, как было в Ветхом Завете. Так исполнилось прпречение
    Господа самарянке, что наступает час, “когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете
    поклоняться Отцу” (Иоан. 4:21), то-есть, что христианское богослужение не будет привязано к одному определенному месту, как предрекал это и пророк Малахия: “на всяком месте будут
    приносить фимиам имени Моему, чистую жертву” (1:11 299
    ). Как должны совершаться эти молитвы, или богослужение христианское, выражают слова: “воздевая чистые руки», то-есть
    297
    Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в
    Которого уверовали.
    298
    только всё должно быть благопристойно и чинно.
    299
    Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь
    Саваоф.

    97 молитвенному воздеянию рук должно соответствовать и возвышенное настроение души —
    чистые руки», или чистая незапятнанная пороками совесть и свобода от “гнева и сомнения», то-есть злых чувств против ближнего и всяких сомнений и колебаний.
    Затем Апостол делает наставления женам п том, как они должны вести себя в церковных собраниях: “ чтобы также и жены, в приличном одеянии со стыдливостью и целомудрием,
    украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но
    добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию” (ст. 9-10) — то-есть женщины должны являться в молитвенные собрания в скромных целомудренных одеждах и думать не п внешних украшениях, но п внутреннем благоукрашении себя добрыми делами.
    Жена да учится в безмолвии... а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть
    в безмолвии” (ст. 11-12) — здесь запрещается женщинам учительство в церкви, то-есть произнесение поучений при общественных молитвенных собраниях, ибо такое учительство было бы равносильно властвованию над мужем, между тем, как Слово Божие повелевает жене быть в подчиненном положении у мужа.
    Но учительство жены вне церковных собраний этим не запрещается. “Так Прискилла», говорит блаженный Феодорит, “вместе с Акилою оглашала здравым учением Аполлоса: так верной жене не запрещено оглашать неверного мужа», “детей же учить даже повелено им”
    (Экум.). To, что женщина должна находиться в подчиненном положении и не претендовать на главенство, Апостол выводит из истории сотворения первых людей и их грехопадения: сначала был сотворен Адам, а потом Ева, и не Адам первый согрешил, а жена его. Еще в кн. Бытия
    2:18,
    300 20,
    301 22 302
    сказано, что жена сотворена как помощница мужу, а помощник естественно занимает второстепенное значение после того лица, которому он назначается в помощь. Из того, что жена первая согрешила, Апостол делает вывод п большей удобопреклонности жены ко греху, а потому и п неспособности ее главенствовать. Надо, конечно, иметь в виду, что Апостол разумеет здесь не отдельных женщин и мужчин, среди которых могут быть исключения и в ту и другую сторону, а целый женский и мужской пол.
    Впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с
    целомудрием” (ст. 15) — здесь, конечно, не п том говорится, что самый физический процесс чадородия послужит жене во спасение, a o том, что спасение женщины и, следовательно, жизненное призвание ее — быть матерью и воспитательницей своих детей. “В том не малая, но великая будет состоять для них награда», говорит святой Иоанн Златоуст, “что они воспитали ратоборцев Христу». Блаженный Феофилакт говорит тоже: “не родить только, но и воспитать должно; и это есть настоящее деторождение; иначе же это не деторождение, а деторастление».
    Таким образом, женщина приобретет себе спасение, если чрез свое чадородие будет содействовать распространению и утверждению царства Христова на земле, воспитывая истинных чад и воинов Христовых.
    Третья глава говорит относительно лиц, избираемых в клир, а последние стихи ее излагают основную истину христианского вероучения. “Если кто епископства желает” — здесь под “епископством” разумеется и пресвитерство — “доброго дела желает. Но епископ
    должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен,
    страннолюбив, учителен». Толкуя это место, надо обратить внимание прежде всего на то, что, изложив требования, каким должен удовлетворять “епископ», Апостол сразу переходит к
    “диаконам», ничего не говоря п второй степени священства — п пресвитерах.
    Мы уже видели, что в апостольские времена еще не установлены были строго
    300
    И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
    301
    И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
    302
    И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

    98 наименования этих двух высших степеней священства, а потому “епископами», или
    “блюстителями», по исполняемой ими должности “блюсти” свою паству назывались и пресвитеры (см. Деян. 20:17-28,
    303
    а также Филип. 1:1 304
    ). На вопрос, что здесь разумеет Апостол под епископством, блаженный Феодорит так и отвечает: “Пресвитерство. Тогда одних и тех же называли пресвитерами и епископами ... но явно, что епископам первым надлежит сохранять сии законы, как приявшим большую честь».
    Почему желающий епископства доброго дела желает? Тут имеется в виду, конечно, не стремление к почестям, связанным с этим саном, а ревностное желание послужить Церкви во благо ближних, потрудиться для их спасения. Что касается требования для епископа быть мужем одной жены, то это требование не то означает, чтобы кандидат во епископы “двух жен не имел зараз, ибо это и всякому христианину воспрещено; но чтобы однажды был женат, был одноженец. Того, кто на второй жене женат, не следует избирать в епископы” (епископ
    Феофан). Христианская Церковь издревле, хотя и разрешала второй брак, но всегда относилась к нему неодобрительно, предпочитая честное вдовство второбрачию. Почему Амвросиаст и пишет: “Хотя иметь вторую жену не воспрещено, но достойный епископства должен воздерживаться и от позволенного другим, по причине высокости сего чина. Желающий его должен быть несравненно выше всех».
    К этому блаженный Феофилакт прибавляет: “говоря сие, Апостол не законополагает, что епископ непременно должен быть женат. Как мог повелеть это говоривший: “Ибо желаю,
    чтобы все люди были, как и я” (1 Кор. 7:7). В настоящее время это апостольское правило исполняется так, что только к пресвитерскому сану допускаются лица, состоящие в первом браке, а епископами могут быть только безбрачные девственники или вдовцы по первом браке.
    В апостольской древности и в первые века христианства безженство не было безусловно обязательным для епископов потому, как поясняет тот же блаженный Феодорит, что в те времена трудно было найти между обращенными иудеями и язычниками людей, проводящих строгую девственную жизнь: “язычники не упражнялись в девстве», говорит он, “иудеи не дозволяли его, потому что плодородие почитали благословением». Но когда с возрастанием и расширением Церкви Христовой стало умножаться число девственников, отказывавшихся от брака, ради Царствия Небесного (согласно Матф. 19:11-12 305
    ), тогда епископов стали избирать преимущественно из девственников, что окончательно узаконил VI Вселенский Собор своим
    12-м правилом. Следующие требования, какие предъявляются к кандидату во епископы, во- первых тп, что он должен отличаться добрыми нравственными качествами, как с внутренней стороны — быть трезвым, целомудренным, благочинным, честным, страннолюбивым, — так и со стороны внешнего своего поведения — не пьяница, не бийца, не сварлив ... но миролюбив, — а вместе с тем обладать и умственными данными — быть учительным; во-вторых, он должен доказать свою способность к управлению Церковью умелым и успешным управлением своего собственного дома, и, в-третьих, не должен быть из новообращенных в христианство, чтобы не возгордиться своим скорым возвышением. Еще важное требование — он должен “иметь доброе
    свидетельство от внешних», (ст. 15) то-есть от нехристиан — не иметь дурной славы за какие- либо порочные дела у язычников и вообще всех непринадлежащих к Церкви, дабы не опорочить
    303
    Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами… И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию.
    304
    Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами.
    305
    Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для
    Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

    99 в их глазах Церковь Христову, как возвышающую лиц нравственно недостойных (3:1-7).
    Требования, предъявляемые к кандидатам во диаконы, весьма сходны с требованиями, которые предъявляет Апостол к кандидатам во епископы. “Диаконы также должны быть
    честны (то-есть подобает быти), не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы” ... и т. д. Перечисляя качества диаконов, Апостол не говорит об учительности, но зато прибавляет, что они должны иметь “таинство веры в чистой совести», что по объяснению блаженного
    Феофилакта значит: “с хранением правого догмата иметь и жизнь непорочную. Ибо чистая совесть бывает при непорочной жизни». Апостол требует также, чтобы они подвергались предварительно испытанию, а хорошо служащие удостаивались бы высших степеней. В свою речь п диаконах Апостол вставляет несколько слов и п “женах”: “равно и жены их должны
    быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем” (ст. 11) — в русском переводе здесь курсивом добавлены слова: “жены их (то-есть диаконов) должны быть», и некоторые современные толковники полагают, что здесь идет речь п женах диаконов, но все древние толкователи, как святой Иоанн Златоуст, блаженные Феодорит, Экумений, Феофилакт, а также наш современный толкователь епископ Феофан вполне основательно считают, что эти слова
    Апостола относятся к институту диаконисс, существовавшему в древней Церкви, и перечисляются тут качества, которыми должны отличаться не просто жены диаконов, а жены, служащие Церкви, то-есть диакониссы, п которых упоминает еще VI Вселенский Собор в своем
    14 правиле.
    В конце третьей главы излагаются две чрезвычайной важности догматические истины: 1)
    Церковь Бога живого, столп и утверждение истины” (ст. 15) — мысль, что “единственный руководитель учителю истины в истине есть Святая Церковь», и 2) “великая благочестия
    тайна: Бог явился во плоти” (ст. 16) — первая и основная истина, которую надлежит проповедывать учителю истины. В словах “Церковь Бога живого, столп и утверждение
    истины” заключается важное учение п непогрешимости Церкви, ибо Церковь не есть только видимое внешнее собрание людей, верующих во Христа, но вместе с тем и невидимый дух, единодушие, вера, учение, связующие их между собой и с Главою их Христом Господом.
    Отдельные лица, члены Церкви могут погрешать, но вся Церковь в целом никогда не может погрешить и отступить от истины. Выражается эта истина в догматах, принятых Церковью, в неизменно сохраняющемся в ней апостольском и отеческом предании, таинствах, богослужении, во всем том, что составляет дух Церкви, передающийся от древних времен к позднейшим.
    Это православное учение п непогрешимости Церкви извращено римо-католиками и протестантами. Римо-католики приписали непогрешимость Церкви одному лицу — папе
    Римскому, а протестанты, не желая признавать авторитета Священного Предания, хранимого
    Церковью, отвергли самое учение п непогрешимости Церкви. С этой целью вышеприведенный текст они толкуют по своему. После слов: “Церковь Бога живого” они ставят точку, и следующие слова: “столп и утверждение истины” относят не к Церкви, а к “великой благочестия тайне», читая все это место таким образом: “Столп и утверждение истины и беспрекословно великая тайна благочестия в том, что Бог явился во плоти». Но такое чтение противно смыслу греческого текста и древним святоотеческим толкованиям этого места. Все
    Отцы Церкви относили слова “столп и утверждение истины” к Церкви.
    И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в
    Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе” (ст.
    16) — в этих словах святой Павел указывает своему ученику Тимофею, какую истину христианского вероучения он должен положить в основу своей проповеди. “Сию истину», говорит епископ Феофан, “Святая Церковь возвещает и подтверждает самим существованием

    100 своим. Ибо она есть здание, коего основание есть Христос Господь (1 Кор. 3:11 306
    ), есть тело, коего Глава есть Он же — Бог Слово, соделавшееся плотью. Как видящий живое тело, в этом самом имеет удостоверение п главе, и видящий прочное здание — удостоверение об основании, так видящий Церковь удостоверяется, что несомненно “Бог явился во плоти». Этой истиной святой Павел предлагает Тимофею мерять всякое учение и несогласное с нею отвергать, как противное христианству.
    Оправдал Себя в Духе” — значит, что Дух Божий, почивший на Иисусе Христе (Матф.
    3:16 307
    ) засвидетельствовал на самом деле, что Он есть воплотившийся Сын Божий: об этом красноречиво говорят все великие дела, знамения и чудеса, которые творил Он силою Духа
    Божия (Матф. 12:28 308
    ), животворное учение, которое благовествовал, будучи помазан Духом
    Божиим и преисполнен Его благодатью (Лук. 9:18;
    309
    Иоан. 7:17 310
    ).
    Показал Себя Ангелам” значит, что и Ангелы, подобно нам, увидели Сына Божия,
    Которого прежде не могли видеть, ибо и им недоступно лицезрение Самого Божеского естества, как оно есть, а только в проявлениях Его. “О таинство», восклицает блаженный Феофилакт: “с нами и Ангелы увидели Сына Божия, не видевши Его прежде. Ибо, говорит Евангелие, “се,
    Ангелы приступили и служили Ему” (Матф. 4:11). И не здесь только, но от самого рождения до вознесения они служили Ему. Во время рождения Ангелы поют песнь Ему и благовествуют п
    Нем пастырям, и во время вознесения служат Ему». Во время же вознесения Ангелы узрели
    Богочеловека во всей Его пренебесной славе (Евр. 1:6;
    311 1 Петр. 3:22 312
    ).
    Почему явление Бога во плоти названо “тайной”? Потому что оно непостижимо для ума человеческого. Великая тайна и в том, что Бог, явившийся во плоти “проповедан в народах,
    принят верою в мире», (ст. 16) ибо проповедь п воплотившемся и потом распятом Боге естественно должна была казаться соблазном для иудеев и безумием для эллинов, и тем не менее она покорила весь мир и преобразовала его. Что касается “славы», в которой “вознесся
    Бог воплотившийся, то об этом так рассуждает епископ Феофан: “Хотя самое то — “вознесся во
    славе», но надо полагать, что вознесение Господне было сопровождаемо особой некой славою, не виденной людьми, но узренной Ангелами и воспетой их славословием».
    “Такова великая тайна нашего благочестия», говорит епископ Феофан, “и вместе сила воплощенного домостроительства, по всему пространству вселенной возвещаема, исповедуема и дивно действующая. Она — основание Церкви, которая в силу сей тайны ей вверенной и есть столп и утверждение истины. Она — основание спасения всякого верующего. Верующему чаще надлежит поминать п ней, нежели как часто дышать».
    В четвертой главе Апостол Павел дает Тимофею правила архипастырского учительства словом и делом, предупреждая прежде всего п имеющих появиться лжеучителях — отступниках от веры христианской.
    Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая
    духам обольстителям и учениям бесовским” — под “последними временами” здесь разумеются не “последние времена” в узком смысле слова, которые наступят перед концом мира и вторым пришествием Христовым, а “последние времена” в широком смысле слова, под которыми и здесь и во многих других местах подразумевается последняя эпоха существования человечества
    306
    Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
    307
    И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа
    Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
    308
    Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
    309
    В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?
    310
    кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.
    311
    Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
    312
    Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.

    101
    — эпоха, наступившая на земле со времени пришествия в мир Спасителя мира и совершения Им
    Своего искупительного дела спасения человеческого рода (ср. 1 Кор. 10:11 313
    ). Об этих лжеучителях Апостол предупреждал еще ефесских пресвитеров в своей личной прощальной беседе с ними (Деян. 20:29-30 314
    ). Под “превратными разговорами” разумеются всякие ложные учения, противные духу истинной веры, как происходящие от бесов (2 Кор. 11:13-15 315
    ). Но были в Ефесе и в собственном смысле слова “учения бесовские», п чем говорится в кн. Деяний
    19:13,
    316 19.
    317
    Внешней чертой зтих лжеучителей будет лицемерие — принятие на себя вида каких-то особенных людей, будто постигших всю премудрость, одевание в личину святости. Характерная черта их — “сожженние в совести своей», (ст. 2) то-есть такое состояние, будто у них совесть сожжена или будто они сами обожжены своею совестью. Блаженный Феодорит пишет:
    “сожженными совестью назвал их Апостол, показывая крайнюю их бессовестность, потому что прижигаемое место, омертвев, теряет прежнюю чувствительность», а они действительно дошли до такого нравственного состояния, будто совести у них нет или они сами стали глухи к ее внушениям. Греческое слово, употребленное тут и означающее: “нажигать знак” дает повод к еще одному толкованию употребленного Апостолом выражения. Как ныне это делают животным, в древности беглым рабам и преступникам на плечах и на лбу выжигали особые отличительные знаки. Так и эти лжеучители носят на своей совести “нажженные знаки своей нечистой жизни” (ст. 1-2).
    Апостол указывает затем только две характерных черты лжеучения, очевидно, как наиболее бросавшиеся всем в глаза: “запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то,
    что Бог сотворил” — здесь речь идет, конечно, не п подвигах безбрачия и воздержания, а об особом отношении к плоти и ее требованиям, которое проповедывали эти еретики несомненно те же, п которых писал Апостол Павел и в послании к Колоссянам (Кол. 2:21-23 318
    ). Это — предтечи расцветшего во II веке гностицизма, проповедывавшего дуалистический взгляд на плоть, как на местопребывание злого начала в человеке. Особенная опасность этого лжеучения в том, что оно подрывало самый догмат п воплощении Сына Божия, ибо, если плоть есть зло, произведение диавола, как учили, например, Енкратиты, воспрещавшие брак, и Манихеи, осуждавшие употребление мяса и вина, как веществ, изобретенных сатаною, то Сын Божий не мог бы принять на Себя действительной человеческой плоти, а только призрачную, и тогда все значение искупительных страданий Сына Божия теряло бы свою силу (ст. 3 319
    ). В противность лжеучителям Апостол говорит, что “всякое творение Божие хорошо, и ничто не
    предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим
    и молитвою” (ст. 4-5) — нет ничего нечистого самого по себе: все может быть употребляемо в пищу и христианин не должен ничем гнушаться или брезгать, как скверным, ибо все созданное
    313
    Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
    314
    Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
    315
    Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
    316
    Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует.
    317
    А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм.
    318
    "не прикасайся», "не вкушай», "не дотрагивайся" [что все истлевает от употребления], по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.
    319
    Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;

    102
    Богом “хорошо весьма” (Быт. 1:31). Призывание имени Божия и молитвенное обращение к Богу перед вкушением пищи освящает всякую пищу (ст. 4-5).
    Внушая сие братиям», то-есть ограждая свою паству от лжеучителей, “будешь добрый
    служитель Иисуса Христа” (ст. 6), потому что пастырство ведет свое начало от
    Пастыреначальника Господа Иисуса Христа. Здесь характерно, что Тимофей — епископ — назван по-гречески “диаконос», что значит “служитель” — новый пример безразличного употребления названий, еще не установившихся вполне в Апостольской Церкви. “Питаемый
    словами веры и добрым учением, которому ты последовал” — здесь указывается на важную обязанность доброго пастыря: поучая свою паству, поучаться и самому в истинах святой веры, назидая самого себя и укрепляя в нравственной христианской жизни. “Сила Апостольского слова здесь в слове: “питаемый». He только других наставляй, но и сам упражняйся в этом», говорит святой Иоанн Златоуст, “подобно тому, как мы каждый день употребляем телесную пищу, так и слово п вере всегда принимать и им всегда питаться должно».
    Негодных же и бабьих басен отвращайся” (ст. 7) — можно полагать, что “баснями”
    Апостол называет здесь смесь лжеучений, составившихся из “лживого перетолковывания иудеями ветхозаветного закона” и “эллинских бредней” (мифологии).
    Упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на
    все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей” (ст. 7-8) — слово “обучать” или
    “упражнять», употребленное здесь Апостолом, в греческом тексте напоминает п гимнастике, то- есть п телесных упражнениях, которые дают телу человека гибкость, ловкость и силу. Здесь мы имеем образное сравнение: и в духовной жизни необходимо упражняться. Если люди употребляют иногда столько времени и трудов на малополезную гимнастику, то тем более нужно упражнять свой дух в подвигах благочестия. Ради этого-то мы все и трудимся, говорит
    Апостол, и терпим поношения, и об этом-то и следует всем пастырям учить свою паству (ст.8-
    11).
    Далее Апостол Павел в лице Тимофея предлагает назидание всем пастырям, желающим, чтобы никто не пренебрегал ими, даже если они юны возрастом, каким был Тимофей. “Будь
    образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте” (ст. 12) — здесь говорится об общей обязанности пастырей быть образцом для своих пасомых во всех отношениях: “словом” — то-есть пастырь должен быть образцовым учителем и проповедником, а также заботиться и п том, чтобы и в частных разговорах речь его всегда была назидательна, благоговейна и прилична; “житием” — умение держать себя во взаимообращении с людьми, иметь такт житейский; “любовию”— относиться ко всем с чувством искренней отеческой любви; “духом” — верующие должны видеть и чувствовать, что их пастырь духовный человек, а не мирской, рассеянный и светский; “верою” — пастырь должен быть примером правой, неколеблющейся веры; “чистотою” — то-есть целомудрием и непорочностью, не только внешней телесной, но и внутренней, сердечной, чистотою своих помыслов.
    Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением (ст. 13) — это так поясняет святой Иоанн Златоуст: “внемли чтению Божественных писаний, утешению тех, которые имеют в том нужду, учению, обращенному ко всем вообще». Здесь имеется в виду чтение священных книг Ветхого Завета, поскольку священные книги Нового Завета еще не были тогда все собраны и не вошли еще во всеобщее употребление. Чтение слова Божия в церковных собраниях сопровождалось во времена апостольские толкованиями пророчеств и прообразов и разными наставлениями. Всеми этими видами самообучения проповеди верующим и увещевает святой
    Павел заниматься Тимофея, пока сам не придет, имея в виду очевидно дать Тимофею еще более подробные наставления касательно его епископских обязанностей.
    Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с
    возложением рук священства” (ст. 14) — это место обличает неправомыслие протестантов и сектантов, отрицающих Богоучрежденность церковной Иерархии и таинство священства.

    103
    Апостол Павел решительно говорит здесь, что священство это есть особое дарование, или дар
    Божий (2 Тим. 1:6 320
    ), живущий не во всех, а лишь в избранных лицах и сообщаемый посредством особого символического действия — возложения рук священничества (ср. 1
    Тим. 5:22 321
    ). Под “пророчеством” можно понимать или особое указание свыше, по которому
    Тимофей был избран епископом, или самые священные слова, которые произносились при его поставлении — самая форма иерархического поставления или молитва, с которой совершалось рукоположение.
    Почему здесь говорится п “Священничестве», когда известно, что Епископа, каковым был
    Тимофей, еще с Апостольских времен рукополагают Епископы же, a не священники? Здесь говорится не п “священниках», как таковых, а п носителях вообще священного сана. Мы уже знаем, что в Апостольские времена еще не были строго установлены названия иерархических степеней, и названия “епископы” и “пресвитеры” часто употреблялись одно вместо другого.
    Кроме того нет никакой возможности допускать, что Тимофея рукополагали во Епископа священники, уже потому, что из 2 Тим. 1:6 ясно видно, что Тимофей был рукоположен самим
    Апостолом Павлом.
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   27


    написать администратору сайта