Главная страница
Навигация по странице:

  • Время и место написания

  • Экзегетический разбор Начинается послание надписанием с преподанием благословения Фессалоникийской Церкви от имени Павла ,Силуана иТимофея

  • _Таушев Аверкий, Апостол (1). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета Апостол Holy Trinity Orthodox School, 2002. Содержание


    Скачать 1.94 Mb.
    НазваниеРуководство к изучению Священного Писания Нового Завета Апостол Holy Trinity Orthodox School, 2002. Содержание
    Дата13.10.2021
    Размер1.94 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_Таушев Аверкий, Апостол (1).pdf
    ТипРуководство
    #247049
    страница17 из 27
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   27
    Повод к написанию
    Co скорбью удалился святой Павел из Фессалоник и, конечно, не переставал постоянно помышлять п судьбе новообращенных. И в Верии, куда он удалился, проповедь его имела большой успех, но и туда пришли Иудеи, возмущая и возбуждая народ. Тогда он, в сопровождении некоторых, охранявших его жизнь верных, направился еще дальше на юг в
    Афины. Сопровождавшим его до Афин ученикам он поручил скорее вызвать к нему Силу и
    Тимофея в надежде узнать от них что-нибудь п Фессалонийцах (Деян. 17:15 222
    ). Так как прибывший к нему в Афины Тимофей не мог ничего определенного сообщить п них, ибо находился не в Фессалониках, а в Верии, то святой Павел направил его обратным путем прямо в
    Фессалоники (1 Фес. 3:1-5 223
    ). За это время святой Павел успел перейти уже в Коринф и здесь именно и получил успокоительные известия п Фессалоникийцах от возвратившегося Тимофея
    (Деян. 18:1-5 224
    ). Оказалось, что слышанное от Апостола “слово Божие», не слабея, действует в верующих Фессалоникийцах, и они хранят добрую память п своем просветителе святом Павле,
    “желая видеть его, как и он их” (1 Фес. 3:6 225
    ). Это известие чрезвычайно ободрило Апостола, что он выразил в образных словах своего послания: “мы живы, когда вы стоите в Господе” (1
    Фес. 3:7-8 226
    ). При этом Тимофей не умолчал и п некоторых еще несовершенных членах
    Фессалоникийской церкви, а также сообщил п недоумениях, которые всех почти волновали. He все отрешились вполне от пороков языческой чувственности: некоторые не умели “соблюдать
    свой сосуд (телесный) в святости и чести», иные же “поступали с братом своим
    противозаконно и корыстолюбиво” (1 Фес. 4:3-11 227
    ). Все же уверовавшие были в большом
    221
    так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.
    222
    Сопровождавшие Павла проводили его до Афин и, получив приказание к Силе и Тимофею, чтобы они скорее пришли к нему, отправились.
    223
    И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено. Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете. Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш.
    224
    После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом
    Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, — потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, — пришел к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. А когда пришли из
    Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос.
    225
    Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас.
    226
    то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры; ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.
    227
    Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; 6 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго. О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга, ибо вы так и поступаете со всеми братиями по

    77 беспокойстве относительно участи своих умерших сродников, христиан уже, полагая, что царства славы при втором пришествии Христовом сподобятся только те, которые в это время будут в живых, а не умершие. Участь умерших поэтому казалась им мрачной и безотрадной, а смерть наводила ужас, как на язычников, не имеющих упования.
    Все это и дало повод Апостолу Павлу немедленно обратиться к Фессалоникийцам с посланием, во-первых, для того, чтобы выразить им свою радость п вере их, во-вторых, с целью предложить врачевание против замеченных у них Тимофеем нравственных недугов, и, в- третьих, — успокоить их относительно судьбы умерших и предложить им учение п втором пришествии Христовом.
    Время и место написания
    Несомненно, что Послание к Фессалоникийцам написано весьма скоро после обращения
    Фессалоникийцев ко Христу. Это видно из того, что в нем “Апостол стоит под живым впечатлением, произведенным на него обращением Фессалоникийцев и своим в них пребыванием” (Еп. Ф.). Как само послание, так и кн. Деяний дают нам ясные указания места, откуда оно было написано. Так в начале 3-ей главы Апостол пишет: “He терпя более, мы
    восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего ... чтобы утвердить вас
    и утешить в вере вашей», а далее: “теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес
    нам добрую весть п вере и любви вашей ... то мы ... утешились вами, братие” (1 Фес. 3:1-7).
    Отсюда видно, что послание написано тотчас же по возвращении Тимофея. Из кн. Деяний видно, что возвратившийся Тимофей, вместе с Силой прибыл к Апостолу Павлу уже не в
    Афины, а в Коринф. Отсюда следует, что Послание к Фессалоникийцам написано в Коринфе.
    Определению времени написания послания помогают сведения, которые дает кн. Деяний п пребывании Апостола Павла в Коринфе. Она сообщает, что, придя в Коринф, Апостол Павел поселился у Акилы и Прискиллы, Иудеев, изгнанных императором Клавдием из Рима. Указ об изгнании иудеев из Рима, по сообщению римских историков Светония и Тацита, был издaн в 52 году. Надо прибавить к этому, по крайней мере, год — время необходимое на переселение
    Акилы в Коринф и устройство там. Поэтому и полагают, что послание к Фессалоникийцам написано в 53 году или в начале 54 года. Это — самое раннее послание.
    Содержание
    Первое послание к Фессалоникийцам содержит в себе пять глав. Оно ясно распадается на д в е части: 1) историческую и 2) нравственно-догматическую. В начале, как обычно, стоит надписание с приветствием, а в конце — заключительные распоряжения, благопожелания и обычное Апостольское благословение.
    Экзегетический разбор
    Начинается послание надписанием с преподанием благословения Фессалоникийской
    Церкви от имени Павла,Силуана иТимофея. Последние два упоминаются как сотрудники
    Павловы, лично известные Фессалоникийцам, бывшие там, учившие и делавшие распоряжения, а кроме того и потому, должно быть, что Послание составлено Апостолом Павлом на основании сведений, доставленных Силою и Тимофеем. “Все трое», говорит еп. Феофан, “как бы одними устами одно преподали (Фессалоникийцам) спасительное Евангелие». Своего Апостольского достоинства святой Павел здесь не упоминает: или потому, что Фессалоникийцы “были еще новооглашенные и не знали его коротко” (святой Иоанн Златоуст), или потому, что он и так уже имел в их глазах большой авторитет. Во всяком случае, в этом выразилась его скромность. К всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам;

    78 указанию на свое апостольское достоинство он прибегает лишь в некоторых случаях, когда находит это необходимым для пользы своего проповеднического дела.
    Первая глава, очень короткая, всего из 10-ти стихов, вся исторического содержания.
    Здесь Апостол изображает светло-благодатное христианское состояние Фессалоникийцев, благодарит Бoгa за успех своей проповеди среди них и хвалит их за стойкость в вере, говоря, что они “стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии (ст. 7 228
    ). Эта историческая
    часть Послания продолжается и далее во второй главе и в третьей главе.
    Во второй главе Апостол описывает свое пребывание с сотрудниками своими в
    Фессалониках, причем преимущественно касается двух пунктов: характеристических черт своего проповедывания и действования (ст. 1-12 229
    ) и уверования и мужественного пребывания в вере Фессалоникийцев (ст. 13-16 230
    ). Этим он, вероятно, хотел оживить и утвердить их веру и тем воодушевить их на непоколебимое стояние в ней и за нее во время гонения (Е. Ф.). С этой же целью он особенно сильно и ярко описывает труды, понесенные им и его сотрудниками (ст.
    9 231
    ). Но п себе и п чистоте своих побуждений Апостол Павел говорит вероятно и для того, чтобы опровергнуть нарекания на себя и на свое дело со стороны врагов Евангельской прпповеди, как он делал это и в послании к Галатам и во 2 Посл. к Коринфянам. Сочувствие
    Апостола Павла к Фессалоникийцам столь искренно и глубоко, что никто не должен колебать их уверенности в этом сочувствии. “Мы же, братие», говорит Апостол, “бывши разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем и раз и два хотели придти к вам, но воспрепятствовал нам сатана», конечно, по попущению Божию. “Сатана полагал препоны
    Апостолам», пишет Амвросиаст, “чтобы не распространяли света истины среди людей. Он возбуждал неверных препятствовать Апостолам побоями и узами, “да не глаголют Слово
    Божие». Очевидно, в данном случае св. Павел имел в виду враждебное отношение к нему неверовавших Фессалоникийских иудеев, которые покушались на его жизнь. Преследование ими Апостола Павла даже в Верии, куда он ушел из Фессалоник, указывает на особенно сильное их против него раздражение.
    В третьей главе Апостол вспоминает п том, как он посылал к Фессалоникийцам Тимофея, который потом утешил его добрыми п них известиями. В 6-10 ст.
    232
    Апостол выражает всю
    228
    так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.
    229
    Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный; но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом. Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства; но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: мы могли явиться с важностью, как Апостолы
    Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны. Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие. Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими, потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу.
    230
    Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих.
    Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца.
    231
    Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие.
    232
    Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас, то мы, при всей скорби и нужде нашей,

    79 глубину своей радости п стойкости Фессалоникийцев в вере словами: “теперь мы живы, когда
    вы стоите в Господе” (ст. 8). Иными словами, Апостол хотел сказать, что как бы камень спал у него с сердца, после получения добрых известий п Фессалоникийцах, и он чувствует себя как бы ожившим от смертной скорби за них, угнетавшей его сердце. Заканчивается эта глава молитвенными благопожеланиями Апостола Павла Фессалоникийцам. Он молит Бога, чтобы
    Бог помог ему дойти к ним, а им возрасти в христианском совершенстве и явиться такими во
    Второе Пришествие Христово (ст. 11-13 233
    ).
    С четвертой главы начинается нравственно-догматическая часть Послания.
    Собственно эта глава, как и пятая, содержит, главным образом, нравственные уроки, в среду коих вставлено чрезвычайно важное догматическое учение п Втором Пришествии Христовом и п воскресении мертвых. Нравственные наставления несомненно даются в связи с пороками, замеченными у Фессалоникийцев Тимофеем. Первое и основное наставление здесь: “ибо воля
    Божия есть освящение ваше... ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (ст. 3-7 234
    ).
    Здесь Апостол указывает на главное назначение христианина идеал святости и, в связи с этим, увещевает Фессалоникийцев воздерживаться от блуда, каковой порок, вероятно, оставался у них еще со времени пребывания их в язычестве, ибо язычники не считали блуд пороком.
    Фессалоникийцы должны воздерживаться от блуда, “умея соблюдать свой сосуд в святости и
    чести, чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво,
    потому что Господь мститель за все это ...” — здесь, по толкованию святых Отцев, идет речь п прелюбодеянии. “Не поступали с братом своим противозаконно” — значит: “не завладевать его собственностью, привлекая к себе его жену». Святой Иоанн Златоуст пишет: “Прежде говорил Апостол п блуде вообще, а здесь говорит п прелюбодеянии. Любодействовать не должно ни с чужими женами, ни с незамужними». “Бог мститель есть за все беззакония, но особенно за дела блудные, потому что ими больше всего унижает человек образ Божий, по коему создан” (Е. Ф.). Апостол настойчиво напоминает, что заповедь п чистоте Божественного происхождения, а потому, кто ее отметает, тот “не человека отметает, но Бога», оказывает неуважение и презрение Самому Богу, Давшему нам Духа Святого (ст. 3-8). Далее Апостол как бы мимоходом упоминает п братолюбии, похваляя Фессалоникийцев за то, что они преуспевают в нем и увещевает еще более преуспевать, для чего надо стараться “жить тихо, делать свое
    дело и работать своими собственными руками, поступая благоприлично пред внешними», то- есть язычниками (ст. 9-12 235
    ).
    С 13 ст. четвертой главы Апостол излагает важное догматическое учение п втором
    пришествии Христовом и п воскресении мертвых, которое обнимает и первые 11 стихов следующей пятой главы. С этим догматическим учением св. Апостол соединяет и вытекающие утешились вами, братия, ради вашей веры; ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе. Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим, ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей?
    233
    Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам. А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.
    234
    Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.
    235
    О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга, ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались.

    80 естественно из него нравственные уроки. Стихи от 13 по 17 236
    составляют Апостольское чтение в церковном чине погребения усопших, а также в субботу на заупокойной Божественной литургии.
    Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как
    прочие, не имеющие надежды” (4:13) — смысл этих слов таков: “хочу преподать вам точное понятие п положении умерших для вашего успокоения” (Е. Ф.), чтобы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Эти “прочие” — саддукеи, отвергавшие воскресение мертвых, и все язычники, которые, хотя и не были лишены совсем веры в бессмертие души человека, но представляли себе загробную жизнь весьма смутно и безотрадно, в виде какой-то дремоты и вообще крайне стесненного состояния. “Надежды — удел живых», говорил Феокрит, “умершие же безнадеждны». “Солнце заходит и восходит», говорил Катул, “нам же, коль скоро однажды померкнет луч жизни, предлежит непробудно спать вечную ночь». Для христиан же смерть не должна представляться чем-то мрачным, ибо “ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес,
    то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним” (4:14) — не только здесь, но и в других местах воскресение мертвых святой Павел поставляет в зависимость от воскресения Христова (смотри:
    Рим. 8:11;
    237 1 Кор. 15:12-23;
    238 6:14;
    239 2 Кор. 4:14 240
    ). Христос воскресший есть Начаток (1 Кор.
    15:20 241
    ). Его воскресение есть залог воскресения всех. Христос, воплотившись, стал Главою всех верующих, составляя с ними одно тело. Если Глава тела воскрес, то не может быть, чтобы члены тела остались мертвыми: воскреснут и они. “Он всех людей воскресил Своею плотью
    (положил основание сему воскресению), почему и называется “перворожденным из мертвых
    (Кол. 1:18 242
    ) — (Дамаскин).
    Ибо сие говорим вам словом Господним (тп-есть по нарочитому откровению от Господа),
    что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших” (4:15) — здесь, с полной достоверностью, на основании откровения, бывшего ему от Господа, Апостол уверяет Фессалоникийцев, что оставшиеся в живых в момент Второго Пришествия Господня не предварят умерших, то-есть не предупредят их встречей Господа, грядущего со славою на землю и не раньше умерших примут участие в радостях жизни будущего века, но все будут в равном положении.
    Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет
    с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде (4:16)” — здесь Второе пришествие Господне как бы противополагается первому Его пришествию: то было тихим и незаметным, а это будет славным и величественным, видным для всей вселенной. Оно произойдет “в повелении», коим
    236
    Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение
    Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
    237
    Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
    238
    Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? … Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о
    Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; 16 ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. … И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков… Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в
    Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
    239
    Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.
    240
    зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
    241
    Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
    242
    И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство.

    81
    Бог изречет определение, что время кончилось и настал момент воскресения мертвых и обновления мира. Это Божие повеление будет принято первым из Ангелов, конечно, Михаилом, блюстителем народа Божия, прежде ветхого Израиля, а потом Нового Израиля — христиан — и возвещено гласом Архангела прочим воинствам небесным, которые посредством
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   27


    написать администратору сайта