Главная страница
Навигация по странице:

  • Вторая половина

  • Послание к Филиппийцам Основание Филиппийской Церкви

  • _Таушев Аверкий, Апостол (1). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета Апостол Holy Trinity Orthodox School, 2002. Содержание


    Скачать 1.94 Mb.
    НазваниеРуководство к изучению Священного Писания Нового Завета Апостол Holy Trinity Orthodox School, 2002. Содержание
    Дата13.10.2021
    Размер1.94 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_Таушев Аверкий, Апостол (1).pdf
    ТипРуководство
    #247049
    страница13 из 27
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   27
    безгневии: ”гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем” (ст. 26), то есть миритесь с тем, на кого разгневались, еще до захода солнца; далее Апостол увещевает не
    красть, но трудиться своими руками, “чтоб было из чего уделять нуждающемуся” избегать
    гнилых слов, то есть сквернословия и быть скромными и назидательными в разговорах, не оскорблять своим дурным поведением Святого Духа, удаляться от всяких раздоров, раздражения, ярости, гнева, крика и злоречия, но быть друг ко другу добрыми, сострадательными и взаимно прощать обиды, “как и Бог во Христе простил нас” (ст. 17-32).
    Продолжая те же нравственные наставления в пятой главе, святой Апостол убеждает христиан подражать в любви Богу, как дети подражают своему отцу, во всем беря с него пример
    (ст. 1-2 164
    ). Как побуждение к нравственной жизни, святой Апостол указывает лишение грешников Царствия Божия, предостерегая особенно от блуда и пьянстваи от всякой
    нечистоты илюбостяжания и увещевая христиан “поступать, как чада света», испытывая, что благоугодно Богу. Состояние закоренелого грешника подобно глубокому сну, но и он может проснуться от этого греховного сна, и апостол взывает: “встань, спящий, и воскресни из
    мертвых, и осветит тебя Христос” (ст. 14). Некоторые толковники полагают, что эти слова представляют собою свободную передачу сказанного у святого пророка Исаии в 60:1 и 26:9 165
    и
    19 ст.: “Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, … оживут мертвецы Твои,
    восстанут мертвые тела». Уча далее тому, что эта временная жизнь дана нам для приготовления к вечности и имея в виду множество греховных соблазнов, окружающих нас в этой жизни, святой Апостол увещевает: “итак, смотрите, поступайте осторожно, не как
    неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы” (ст. 15-16), то есть не
    164
    Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал
    Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
    165
    Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде.

    58 тратьте попусту драгоценного времени, и используйте его для приготовления себя к вечности.
    Для этого прежде всего не следует быть “несмысленными», но надо “разумевать, что есть воля
    Божия». Особенно Апостол предостерегает от злоупотребления вином, говоря, что такое злоупотребление ведет человека к распутству. Вместо плотских утех, христиане должны искать утех духовных, исполняясь Духом и назидая себя пением псалмов и духовных песней, причем требует, чтобы песни эти пелись не языком только, но и сердцем (ст. 1-20).
    Вторая половина пятой главы посвящена наставлениям об обязанностях супружеской жизни. Здесь Апостол представляет супружеский союз, как образ таинственного союза Господа
    Иисуса Христа с Церковью, почему эти стихи 20-33 составляют содержание Апостольского чтения при совершении таинства брака. От мужей Апостол требует самоотверженной любви к своим женам, а женам предписывает полное повиновение мужьям: “жены, повинуйтесь своим
    мужьям, как Господу” (ст. 22) — так как: дальше Апостол поясняет, что “муж есть глава
    жены, как и Христос глава Церкви” (ст. 23), то “как Церковь повинуется Христу, так и жены
    своим мужьям во всем” (ст. 24) то есть во всем добром. Из этого ясно видно, что повиновение заповедуется женам отнюдь не рабское и принужденное, а “как Господу», то есть искреннее и сердечное, основанное на любви. Главенство мужа в христианском браке должно понимать только, как первенство, всегда неизбежное во всяких союзах и обществах, состоящих из нескольких лиц, но не как властительство. Муж является естественною главою в семье уже потому, что на нем лежит главная тяжесть семейных обязанностей, которых не может понести жена при относительной нежности своей природы и слабости своих физических сил. “Мужья,
    любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее” — следовательно, супружеская любовь должна быть прежде всего духовною любовью, а не плотскою, и иметь нравственную цель: “чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова.»... “ дабы
    она была свята и непорочна ” (ст. 25-27) — здесь под “банею водною” имеется в виду таинство крещения, которым Христос очищает от всякой скверны и нечистоты вступающих в Его
    Церковь. Точно так и мужья должны заботиться о нравственной чистоте и о спасении душ своих жен. Вместе с тем мужья должны выражать свою любовь в попечении о жене, как о своем собственном теле — “питать и греть” ее, “как и Господь Церковь” (ст. 28-30 166
    ). Этим опять указывается на необходимость в христианстве духовной любви между супругами: муж должен смотреть на жену не как на какое-то механическое орудие для плотских наслаждений, но как на часть самого себя.
    В связи с этим Апостол напоминает и библейское основание для такой любви к жене:
    Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два]
    одна плоть” (Быт. 2:24). Этими словами Апостол желает расположить христианских супругов к крепкому супружескому союзу и показать, как противоестественны и богопротивны супружеские несогласия, а тем паче разводы. “Тайна сия велика; я говорю по отношению ко
    Христу и к Церкви” (ст. 32) — лучше всего объясняет эти слова святой Иоанн Златоуст:
    “Подлинно это таинство, что человек, оставив произведшего его, родившего, воспитавшего, и ту, которая зачала его, болела им, в болезнях родила, оставивши тех, которые столько благодетельствовали, к которым он привык — сочетавается с тою, которой прежде не видал, которая ничего не имеет с ним общего, и предпочитает ее всему... Поистине это таинство великое, заключающее в себе какую-то сокровенную мудрость».Я говорю по отношению ко
    Христу и к Церкви” — сим прибавлением святой Апостол желает внушить, что близость мужа к жене и взаимное их единение в благословенном христианском браке так велики и такую в себе содержат тайну, что могут быть наилучшим и нагляднейшим подобием таинственного единения
    166
    Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела
    Его, от плоти Его и от костей Его.

    59
    Христа с Церковью, в котором они и имеют свой наивысший первообраз. “Немало таинственного и в естественном браке между мужем и женою, как бы так говорит Апостол, но я говорю о христианском браке, заключаемом во образ союза Христа с Церковью. Таковой брак есть уже величайшая тайна, есть уже таинство церковное». Каков союз Христа с Церковью? Он есть союз теснейший, любовью проникнутый, святой и нерасторжимый. Таково же должно быть и супружеское единение в христианском браке.
    В заключение Апостол говорит: “ так каждый из вас да любит свою жену, как самого
    себя; а жена да боится своего мужа ” — у супругов все должно быть взаимно. В начале
    Апостол сказал: “повинуйтесь друг другу в страхе Божием», но тем не менее, муж — глава, а потому жена обязана ему особенным повиновением. Так как жены склонны тяготиться властью над ними мужей, а мужья склонны злоупотреблять своим первенствующим положением, то
    Апостол в заключение и заповедует то, что по преимуществу может быть нарушаемо в браке: мужьям заповедует любовь, а женам повиновение. Выражение: “а жена да боится своего
    мужа” есть, конечно, только образное выражение, а отнюдь не означает рабского страха жены перед мужем, которому нет и не может быть места в христианстве. Этот “страх” есть ничто иное, как уважениек мужу с опасением как бы не оскорбить его и не уменьшить любовь его к себе. Блаженный Иероним переводит это выражение: “жена да чтит своего мужа».
    В шестой главе святой Апостол говорит прежде всего об обязанностях детей к родителям, а затем — родителей к детям. Дети должны слушаться своих родителей, ибо естественный закон справедливости этого требует и пятая заповедь Закона Божия это заповедует, а родители не должны быть к детям чрезмерно суровыми, не должны вводить их в грех, но должны разумно воспитывать их в учении и наказании Господнем (ст. 1-4 167
    ). Далее Апостол внушает рабам повиновение господам своим, а господам — справедливое и снисходительное отношение к своим рабам. Политического или социального вопроса о законности или незаконности рабства святой Апостол здесь совсем не касается. Церковь христианская вообще не ставила себе задачей производить внешние политические или социальные перевороты, а лишь внутреннее возрождение людей, которое уже естественно должно повести за собой и внешние перемены во всей человеческой жизни (ст. 5-9 168
    ).
    В заключение нравственных наставлений святой Апостол призывает христиан к
    невидимой духовной брани с врагом нашего спасения диаволом и слугами его: здесь мы видим
    основание христианского подвижничества. Вся жизнь христианина должна быть непрестанной борьбой. Апостол призывает христиан для этой борьбы облечься во всеоружие
    Божие, препоясать чресла истиною, надеть броню праведности, обуть ноги в готовность благовествовать мир, а главным образом — взять щит веры, шлем спасения и меч духовный —
    Слово Божие, и, вооружившись так, вести упорную борьбу против козней диавольских, против духов злобы поднебесных, постоянно влекущих человека на путь греха и противления воли
    Божией. Это Апостольское чтение (ст. 10-17) читается в дни памяти некоторых преподобных и при пострижении в монашество. Главным оружием при этом должна быть молитва и при том
    непрестанная— “во всякое время». Злые духи называются здесь “миродержителями” не в том смысле, что им дана власть над миром, а потому, что все злое в мире, все злые люди творят волю их: они миродержители мира “во зле лежащего». Выражение “поднебесные” означает, что
    167
    Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
    168
    Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как
    Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю
    Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.

    60 духи зла витают всюду между небом и землей, обнимают нас отовсюду, как повсюду окружает нас воздух, и непрестанно приражаются к нам, “как комары в сыром месте», по образному сравнению еп. Феофана Затворника. “Всеоружие Божие” особенно необходимо нам, дабы мы смогли про-тивостоять этим злым духам “в день злый». Под этим “днем злым” надо понимать особенно решительные минуты в нашей жизни, каковы: смерть и страшный суд, когда нам необходимо будет дать отчет Богу о нашей земной жизни, как мы ее проводили. Из всего этого ясно, что христиане — воины Христовы, обязанные вести непрестанную борьбу с врагом
    Божиим и врагом человеческого спасения диаволом и со слугами его и всякого рода происходящим от них злом. Христианин должен быть совершенно непримирим ко всякого рода диавольскому злу, но, конечно, бороться с ним достойными христианина средствами (ст. 10-18).
    В заключениипослания, которое содержит в себе стихи 19-24, святой Апостол просит, во- первых, молитв о себе, научая этим, что молитвы Церкви важнее и выше всех лиц, какие поставлены в ней, а, во-вторых, говорит о посольстве к Ефесянам Тихика, дабы он возвестил им об обстоятельствах и делах его и тем утешил сердца их.
    Заканчивает свое послание святой Апостол Павел пожеланием братиям мира и любви и преподанием обычного Апостольского благословения: “благодать со всеми любящими Господа
    нашего Иисуса Христа, аминь. В “неистлении” значит, по толкованию святого Иоанна
    Златоуста, в безгрешности.
    Послание к Филиппийцам
    Основание Филиппийской Церкви
    Церковь Филиппийская была основана святым Апостолом Павлом во время его второго проповеднического путешествия. Когда великий Апостол языков со своими спутниками и сотрудниками Силой, Тимофеем и Лукой прошли Галатию и Фригию и дошли до берегов
    Эгейского моря, Дух Святой не допустил их идти ни к югу в Асию, ни к северу в Вифинию.
    Здесь в приморском городке Троаде святому Павлу было видение. Перед ним предстал некий муж-македонянин и просил его: “прииди в Македонию и помоги нам». Полагают, что это был
    Ангел-Хранитель жителей Македонии. Получив такое указание, святой Павел тотчас же отправился туда морем через Неаполь и прибыл в г. Филиппы, находившийся на границе с
    Фракией, не-далеко от моря. Получил он свое название от отца Александра Македонского
    Филиппа, который обстроил и укрепил его (в 358 г. до Р. Хр.). Дееписатель говорит, что это
    “первый город в той части Македонии” и притом “Колония». Римляне, завоевав Македонию, при последнем царе ее Персее, разделили ее на 4 области, а император Август, дабы усилить римское влияние в Македонии, переселил туда многих именитых граждан из Италии, поместил в Филиппах римский гарнизон и даровал жителям права коренных насельников Италии (“иус италикум”). Все это настолько возвысило значение Филипп, что они стали почитаться важнее главного города области Амфиполя.
    Здесь-то несколько дней пробыл святой Апостол Павел со своими спутниками, ничего не предпринимая. В субботу они отправились за город в местный иудейский молитвенный дом, где обратились с проповедью к некоторым собравшимся там женщинам. Одной из этих женщин, внявших апостольской проповеди, была Лидия, торговавшая багряницей, “чтущая Бога», то есть, по-видимому, прозелитка (язычница, принявшая иудейство). Уверовавши, она крестилась вместе со всем своим домом, и предложила у себя приют святому Павлу с его спутниками. Дом ее стал местом собрания для всех уверовавших. Оттуда святой Павел обратил свою проповедь и к язычникам, не переставая посещать и иудейский молитвенный дом у реки. Все шло успешно и благополучно, пока жадность и корыстолюбие одного языческого семейства, как видно влиятельного, не возбудили мятежа в народе против Павла за изгнание им прорицательного

    61 духа из одной служанки, которая доставляла большой доход господам своими прорицаниями.
    Встречая святого Апостола Павла и бывших с ним, она ходила за ними и кричала: “сии человеки
    — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Когда святой Павел нашел, что эта проповедь от духа лести может повредить проповеди от Духа Истины, он запретил этому духу и Именем Господа изгнал его из служанки. Враг поднял из-за этого целую бурю.
    Господа служанки, видя, что исчезла надежда дохода, который доставляла им служанка своим прорицанием, схватили Павла и Силу и повлекли их на площадь к начальникам. Там они обвинили их в том, что они возмущают город, проповедуя новые недозволенные обычаи,
    “которых нам римлянам не следует ни принимать ни исполнять».
    По последним законам Римской Империи, для охранения слабеющей государственной силы Рима, действительно провозглашалось уголовным преступлением учреждение новых религиозных сект. Господам служанки удалось настроить против проповедников Евангелия и народную толпу. Воеводы, сорвав с апостолов одежды, велели бить их палками, и затем ввергли их в темницу. Страж темничный посадил апостолов во внутреннюю темницу и забил ноги их в колоду. Ho по устроению Божию, это заключение святого Павла послужило лишь к большему его прославлению и успеху проповеди. Около полуночи, когда Павел и Сила воспевали Бога, а другие узники их слушали, внезапно произошло великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы, двери ее сами собой отворились и узы со всех узников спали. Темничный страж, пробудившись и видя происшедшее, извлек меч и хотел умертвить себя, боясь ответственности за бегство узников. Но Павел успокоил его, и он, потребовав огня, не мог не убедиться, что все происшедшее есть действие силы Божией. Пораженный этим он в трепете припал к ногам Павловым и, выведши его и Силу вон, молил: “Государи мои, что мне делать, чтобы спастись?” Они же сказали ему: “веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь
    дом твой” и проповедали слово Господне ему и всем бывшим в Доме его. Все уверовали и крестились в тот же час.
    Между тем с наступлением дня городские воеводы, допустившие накануне избиение
    Апостолов, — вероятно не столько по личному убеждению в их виновности, сколько для успокоения народной ярости, — приказали отпустить их. Однако, святой Павел, несомненно для того, чтобы изгладить невыгодное для дела проповеди впечатление от нанесенного им бесчестия, потребовал, чтобы воеводы извинились пред ними, так как они римские граждане.
    Воеводы испугались, что подвергли телесному наказанию, да еще без суда, римских граждан и, пришедши, извинились пред ними, прося их только удалиться из города. Но Апостолы не сразу удалились, а сначала пришли в дом Лидии, чтобы утвердить в вере новооснованную ими юную христианскую общину. Лишь устроив все необходимое для дальнейшего существования общины, они отправились далее (Деян. 16:9-40). Так была основана христианская община в
    Филиппах — в 51 или 52 году по Р. Хр.
    По удалении из Филипп святой Павел оставил там на короткое время своих сотрудников
    Луку и Тимофея. Сношения святого Павла с Филиппийцами этим не кончились. Церковь
    Филиппийская оказалась самой горячей и преданной по отношению к своему основателю и обильнейшей по плодам христианского милосердия и благотворительности. Отношения
    Филиппийцев к Апостолу Павлу были трогательно любовными. Где бы ни находился святой
    Апостол, Филиппийцы следили за ним любящим сыновним взором и постоянно оказывали ему материальную и нравственную поддержку в его исполненной трудов и скорбей жизни. Такою же взаимной любовью отвечал им и Апостол. “Мои возлюбленные и вожделенные, радость и
    венец мой», так обращался к ним Апостол впоследствии в своем послании (Фил. 4:1). Не раз посылали они ему пособие в Солунь (Филип. 4:16 169
    ), а также, вероятно, и в Коринф (2 Кор.
    169
    вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.

    62 11:8-9 170
    ). Когда Апостол был отправлен в Рим на суд Кесаря (62-63 г. г.), Филиппийцы послали к нему своего старейшего пресвитера Епафродита с денежным пособием.
    Святой Павел не пропускал случая и лично побывать у Филиппийцев, когда бывала к тому возможность. В третье свое проповедническое путешествие он, пробыв три года в Ефесе и решив побывать в Ахаии, направился туда через Македонию и между прочими городами посетил Филиппы, как можно думать, двукратно (Деян. 19:21 171
    и 20:3-6 172
    ).
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   27


    написать администратору сайта