Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание и разделение Послания

  • Догматическую

  • Богочеловека

  • Вторая половина

  • _Таушев Аверкий, Апостол (1). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета Апостол Holy Trinity Orthodox School, 2002. Содержание


    Скачать 1.94 Mb.
    НазваниеРуководство к изучению Священного Писания Нового Завета Апостол Holy Trinity Orthodox School, 2002. Содержание
    Дата13.10.2021
    Размер1.94 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_Таушев Аверкий, Апостол (1).pdf
    ТипРуководство
    #247049
    страница12 из 27
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   27
    тайну спасения” о том, что и язычники, наравне с иудеями, призываются в Царствие Небесное (3:6-9 151
    ).
    Место и время написания
    Относительно места, а потому и времени написания послания к Ефесеям не все толкователи вполне согласны между собой. Совершенно несомненно только то, что это послание написано святым Апостолом Павлом из уз, ибо в послании он не раз называет себя
    узником Иисуса Христа” (3:1), “узником в Господе” (4:1), говорит, что исполняет посольство в узах (6:20 152
    ). Известно, что святой Павел находился в узах в Кесарии Палестинской, где он был под стражей у правителя Феликса два года, пока не потребовал суда кесарева, вследствие чего его отправили в Рим (Деян. 23:35;
    153 24:27;
    154 25:10-11 155
    ), а затем в Риме (Деян. 28:16 156
    ). В Риме обыкновенно различаются первые узы и вторые узы, между которыми, как полагают, был известный промежуток. Древние подписи на послании к Ефесянам относят его к узам римским, но так как в нем святой Апостол ничего не говорит о приближающейся кончине, как делает это, например, в позднейшем и несомненно написанном из Рима послании к Тимофею (2 Тим. 4:6 157
    ), а надеется еще смело проповедовать тайны благовествования (Еф. 6:19-20 158
    ), то это могли быть только первые узы.
    Еп. Феофан Затворник считает, что послание к Ефесянам написано из Кесарии
    Палестинской на том основании, что: 1) в послании нет никаких указаний на какие-либо изменения в церкви Ефесской, в добрую или худую сторону, откуда надо предположить, что оно написано весьма скоро после того, как святой Павел оставил Ефес; 2) Святой Апостол просит
    Ефесян молиться, чтобы дано ему было слово, устами своими открыто, с дерзновением, возвещать тайну благовествования: это идет более к кесарийскому узничеству, чем к римскому, ибо в Риме Апостол пользовался большей свободой, мог принимать всех и проповедовать “со всяким дерзновением невозбранно», в то время как в Кесарии он был в заключении и лишь некоторым позволялось входить к нему (Деян. 28:30-31 159
    и Деян. 24:23 160
    ); 3) Еп. Феофан
    Затворник считает, что такой деятельный Апостол, как святой Павел, не мог два года сидеть в
    150
    потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой.
    151
    чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его. Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом
    152
    для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно.
    153
    И, призвав двух сотников, сказал: приготовьте мне воинов пеших двести, конных семьдесят и стрелков двести, чтобы с третьего часа ночи шли в Кесарию.
    154
    Но по прошествии двух лет на место Феликса поступил Порций Фест. Желая доставить удовольствие
    Иудеям, Феликс оставил Павла в узах.
    155
    Павел сказал: я стою перед судом кесаревым, где мне и следует быть судиму. Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь. Ибо, если я неправ и сделал что-нибудь, достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им. Требую суда кесарева.
    156
    Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его.
    157
    Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.
    158
    и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно.
    159
    И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя
    Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно.
    160
    А Павла приказал сотнику стеречь, но не стеснять его и не запрещать никому из его близких служить ему или приходить к нему.

    54 заключении в Кесарии без дела, а потому он, вероятно, писал обращенным им в христианство, поучая и наставляя их в вере.
    Если принять эти доводы еп. Феофана Затворника, то послание к Ефесянам написано в
    Кесарии в 60 или 61 году по P.Хр. Другие толкователи, сличая послание к Ефесянам с другими посланиями и находя, что оно писано было в одно время с посланиями к Колоссянам и
    Филимону и вскоре по написании послания к Филиппийцам, (сравни Ефес. 6:21 161
    и Колос. 4:7-
    8 162
    ), считают, что послание к Ефесянам было написано из Рима в 62 или 63 году. Это послание, как и послание к Колоссянам святой Апостол Павел отправил с Тихиком, которому поручил подробно сообщить этим церквам о своих обстоятельствах.
    Подлинность Послания
    Тертуллиан в своей полемике против Маркиона говорит, что маркиониты считали послание к Ефесянам написанным не к Ефесской, а к Лаодикийской церкви. В некоторых древних списках слова “Эн Ефесо” — “К Ефесянам” — действительно выпущены, в других — находятся только на полях. Вместе с тем, в послании к Колоссянам, которое, по сходству содержания и по указанию на время отправления принадлежит к одному времени с посланием к
    Ефесянам (ср. Ефес. 6:21 и Колос. 4:7), Апостол говорит о послании к Лаодикийской церкви, но такого послания мы не имеем. Наконец, в послании к Ефесянам отсутствуют столь обычные приветствия личного характера, которые были бы естественны, поскольку святой Павел целых три года прожил в Ефесе. Все это дает повод новым критикам отвергать подлинность послания.
    Однако, еще святой Игнатий Богоносец, сам написавший послание к Ефесянам, свидетельствует о существовании такого же послания святого Апостола Павла. Все недоумения легко объяснятся, если предположить, что послание к Ефесянам было в собственном смысле
    посланием окружным, предназначавшимся не одной Ефесской церкви, но и всем малоазийским церквам, в том числе и Лаодикийской, по отношению к которым Ефесская церковь могла считаться митрополией. Подлинность послания к Ефесянам подтверждают затем святой Поликарп Смирнский, святой Ириней Лионский и святой Климент Александрийский, которые буквально приводят из него некоторые выражения.
    Содержание и разделение Послания
    Послание к Ефесянам содержит в себе шесть глав. Главный предмет послания, как говорит об этом сам автор его (Еф. 3:2-9), есть тайна домостроительства Божия, а затем вытекающие из нее нравственные требования. Сообразно этому, послание естественно распадается на две равных части:
    1) Догматическую, которая занимает первые три главы (1-3); и
    2) Нравоучительную, которая обнимает собою остальные три главы: 4-ю, 5-ю и 6-ю.
    Догматическая часть представляет собою сокращенное изложение главных христианских истин, преимущественно же развивает идею Церкви, как Тела Христова; нравственная часть учит единству веры и единодушию в нравственной деятельности, вооружая на духовную брань.
    Вообще, послание это чрезвычайно важно, представляя собою прекрасную апологию христианства. Святой Иоанн Златоуст и блаженный Иероним подчеркивали таинственную глубину этого послания, а святой Афанасий называл его катихизисом христианского учения.
    Многие из толкователей видят в нем как бы программу всей Апостольской проповеди.
    161
    А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель.
    162
    О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши.

    55
    Экзегетический разбор
    Послание к Ефесянам начинается обычным надписанием и Апостольским приветствием:
    “Павел посланник Иисус Христов, волею Божиею, святым сущим во Ефесе, и верным о Христе
    Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа” (ст. 1-2).
    С 3 ст. начинается догматическая часть послания. Святой Апостол прежде всего воздает хвалу и благодарение Богу и Отцу Господа нашего Иисуса Христа за избрание нас к святой жизни, которое было предопределено “прежде создания мира” и состоит в усыновлении нас
    Богу через Иисуса Христа, Который, совершив наше спасение Кровью Своей и открыв людям тайну Божия благоволения, сделался Главой всего небесного и земного и нас сделал через Себя наследниками Божиими (ст. 3-12).
    Затем Апостол обращает свой духовный взор к Ефесянам, которые уверовали во Христа и, следовательно, сделались участниками дарованных Им благ, и благодарит за них Бога, вспоминая о них в молитвах своих и прося Бога, чтобы Он дал им Духа премудрости и просветил очи сердец их, дабы они познали богатство Его наследия и могущество силы Его (ст.
    13-19).
    Стихи 20-23 содержат в себе важное учение о превознесении Воскресшего Христа, как
    Богочеловека превыше всякой твари и о покорении Ему всего существующего. Здесь мы видим возвеличение человеческого естества в лице нашего Спасителя, свидетельство о том, что
    Господь Иисус Христос, даже и как Человек, есть Царь и Господь неба и земли, ангелов и человеков. “И поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота
    Наполняющего все во всем”(ст. 22-23). Это учение о Господе Иисусе Христе, как о Главе
    Церкви, чрезвычайно важно. Как члены нашего тела составляют с головой один живой организм, так все верующие со Христом образуют также один телесно-духовный организм.
    Крестящиеся во Христа облекаются в Него, становятся одно с Ним. Поэтому Христос действует в христианах, как созидательная и живительная сила (еп. Феофан Затворник). От главы зависит вся жизнь тела — органическая и механическая. И в психологическом отношении голова, как вместилище мозга, главного органа умственной деятельности и внешних чувств, признается источником духовной жизни, руководящим началом ее. Это сравнение Апостола дает мысль о всецелой зависимости Церкви от Господа Иисуса Христа, о том, что Христос Сам руководит
    Своею Церковью.
    Полнота Наполняющего все во всем” (ст. 23) — слова сии темноваты и дают разные мысли. Правильнее всего понимать эти слова так: Церковь есть духовный организм, в котором нет места, где бы не действовали Божественные силы Христовы. “Она полна Христом. Он ее наполняет всю” (еп. Феофан Затворник). Святой Златоуст объясняет, почему Апостол не ограничился назвать Церковь только Телом Христовым, а Христа ее главой: “чтобы ты, услышав слово главу, не принял его в значении только власти, но в смысле собственном, — не счел Его только начальником, но видел в Нем действительную главу, Апостол прибавляет: полнота (т.е. Церковь есть полнота) Исполняющего все во всем. Апостол считает как бы недостаточным название “главы” для того, чтобы показать родство и близость Церкви ко
    Христу».
    Во второй главе Апостол говорит о том, как величие действий домостроительства Божия сказалось в оживотворении, как бы воскрешении из мертвых, духовно-умерших людей, возвеличенных Богом из крайнего уничижения. Совершила это единственно благодать Божия, без каких-либо заслуг со стороны самого человека: “ибо благодатью вы спасены через веру, и
    сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. ” — эти слова очень любят сектанты, пытаясь доказывать при помощи их свое лжеучение о ненужности добрых дел для спасения. Но ведь ясно, что здесь идет речь о первом лишь моменте, о самом устроении Богом спасения, а не об усвоении этого спасения людьми. О последнем сказано: “Ибо мы — Его
    творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам

    56
    исполнять” (ст. 10). Смысл всех этих слов тот, что “спасение нам устроено и мы призваны к получению его не за какие-либо дела, а по одной благодати. Но призваны не за тем, чтобы со своей стороны ничего не делать, а чтобы осуществлять свое спасение, богатясь добрыми делами” (еп. Феофан Затворник; ст. 1-10).
    Далее Апостол говорит о великой благости Божией, устроившей так, что чуждые доселе друг другу язычники и иудеи соединились в одно Тело “Кровию Христовою». Господь как бы вновь сотворил человечество (ст. 11-15), примирив и иудеев и язычников с Богом посредством креста, убив вражду на нем, то есть вражду с Богом, которая отчуждала от Него оба народа, вследствие их греховности. И здесь святой Павел подчеркивает упразднение в Новом Завете
    Ветхозаветного закона словами: “упразднив закон заповедей учением” (ст. 15) и “разрушивший
    стоявшую посреди преграду” (ст. 14), то есть: “положил конец закону, который, подобно какой- то стене, разделял иудеев и язычников».
    И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким
    (ст. 17) — сущность благовестия Христова была в том, что Сын Божий, воплотившийся и пострадавший за нас на кресте, примирил нас с Богом. “Дальними” Апостол называет здесь язычников, а “ближними” — иудеев” (блаженный Феодорит). Соединенные между собою в христианстве иудеи и язычники составили одну Церковь, как бы одно здание, утвержденное на основании Апостолов и Пророков и на Краеугольном Камне — Самом Господе Иисусе
    Христе, и скрепляются одним Духом (ст. 17-22). Здесь важно, что Христос есть краеугольный камень, на котором создана Церковь, а не Апостол Петр, как утверждают это латиняне — римо- католики.
    В третьей главе Апостол говорит о сокровенности тайны призвания язычников в Церковь
    Христову и о том, что ему именно дана благодать возвещать эту тайну Христову язычникам.
    Много скорбей терпит он от иудействующих за эту проповедь, но не унывает и Ефесян просит не скорбеть о нем (ст. 1-13). Заканчивает святой. Апостол догматическую часть послания
    молитвою об Ефесянах (ст. 14-21), чтобы они утверждались в вере и любви ко Христу и уразумели “превосходящую разумение любовь Христову», “дабы исполниться всею полнотою
    Божиею», то есть всякой добродетелью, какою исполнен Бог, “да будете иметь Его совершенно вселившимся в вас», по объяснению блаженного Феодорита. Пожелав Ефесянам достичь полноты христианского совершенства, святой Апостол воздает славу Богу в Церкви во Христе
    Иисусе (ст. 20-21 163
    ).
    Вторая половина послания к Ефесянам, обнимающая собою три последние главы — 4-ую,
    5-ую и 6-ую, представляет собой нравоучительную часть послания. Разъяснив в первых трех главах, что все христиане составляют единоеТело с Одним Главою Христом, святой Апостол из этой главной мысли послания выводит, как надлежит жить и поступать христианам, объединенным и обновленным во Христе. Сначала изображает он: 1) Общий строй жизни, основной чертой которого является единодушие в вере (4:1-16); потом — 2) Правила жизни, общие для христиан всех состояний (4:17-5:21); 3) Правила жизни частные, по состояниям, перечисляя взаимные обязанности супругов, детей и родителей, рабов и господ (5:22-6:9), и наконец, 4) призывает вообще к борьбе с миром и грехом, рисуя образ христианского
    подвижничества(6:10-18).
    В четвертой главе святой Апостол увещевает Ефесян поступать достойно звания, в которое они призваны, то есть звания христианского. В основу этого должно быть положено
    смиренномудрие, кротость, долготерпение и любовь. Главное же, к чему должны стремиться христиане, это “единение духа в союзе мира». Как самое сильное побуждение к такому духовному единению, святой Апостол выставляет то, что у христиан “один Господь, одна вера,
    одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас” (ст. 1-6).
    163
    А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.

    57
    Каждому из верующих, как отдельному члену в организме, дается особая благодать, особый дар, которым он и должен служить другим на общую пользу. Эта разнородность даров не только не мешает единодушию, а наоборот еще более скрепляет единение между христианами, подобно тому, как разнородность членов не мешает телу расти и укрепляться их взаимным содействием.
    Для этого мирного и любовного созидания и возрастания Тела Церкви Своей, “к совершению
    святых, на дело служения, для созидания Тела Христова” (ст. 12); Христос поставил “одних
    Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями», (ст. 11).
    Здесь ясно утверждается богоучрежденность церковной иерархии в обличение протестантов и сектантов, отрицающих законную иерархию. Цель учреждения церковной иерархии в том, чтобы помочь духовному совершенствованию верующих: “доколе все придем в единство веры и
    познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова” (ст. 13), то есть пока “все взойдут в состояние совершенного упокоения в Боге и, из себя представив достойное Богу жилище, возимеют Его вселившимся в себе. Это и есть мера возраста исполнения Христова” (еп. Феофан Затворник). Основная задача нравственной христианской жизни — не быть младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, но, по примеру живого организма, объединяясь между собою любовью, возращать Тело Христовой
    Церкви “в Того, Который есть глава Христос” (ст. 7-16).
    Во второй половине этой главы святой Апостол, изображая отрицательные стороны жизни язычников, каковыми были прежде Ефесяне, увещевает “отложить прежний образ
    жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях” и “облечься в нового
    человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины», то есть в праведности и святости истины. Это внутреннее обновление должно выразиться прежде всего в правдивости:
    посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему” (ст. 25); затем — в
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   27


    написать администратору сайта