Главная страница
Навигация по странице:

  • Вероучительная

  • Нравоучительная

  • Экзегетический разбор Первая глава

  • _Таушев Аверкий, Апостол (1). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета Апостол Holy Trinity Orthodox School, 2002. Содержание


    Скачать 1.94 Mb.
    НазваниеРуководство к изучению Священного Писания Нового Завета Апостол Holy Trinity Orthodox School, 2002. Содержание
    Дата13.10.2021
    Размер1.94 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_Таушев Аверкий, Апостол (1).pdf
    ТипРуководство
    #247049
    страница10 из 27
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   27
    Повод к написанию
    Поводом к написанию послания к Галатам послужило вторжение в церковь Галатийскую
    иудействующих еретиков, которые внушали Галатам мысль о необходимости для спасения соблюдать обрезание и прочие обряды и установления ветхозаветной иудейской религии.
    Продолжая свое третье благовестническое путешествие, святой Апостол Павел из Галатийской страны прибыл в Ефес (Деян. 19:1 136
    ). Сюда-то вскоре и дошли до него слухи о волнениях, какие посеяны были среди Галатов иудействующими еретиками, повидимому, прибывшими из
    Палестины, так как местные иудеи, вследствие долгой совместной жизни с язычниками, едва ли могли держаться таких фанатичных узко-национальных иудейских взглядов. Эти иудействующие Павлово учение о свободе от ветхозаветного закона объясняли лишь желанием его приобрести любовь среди язычников и указывали на то, что он не был призван к
    Апостольскому служению непосредственно Самим Иисусом Христом во время Его земной жизни и не был живым свидетелем Его дел и слушателем Его учения.
    К великому огорчению и удивлению святого Апостола Павла, многие из Галатов поддались этой развращающей проповеди, скоро “перешли в иное благовествование” (Гал.
    1:6 137
    ) и охладели к его личности. Пораженный таким неожиданным легкомыслием и безрассудством Галатов (3:1), Святой Апостол Павел тотчас же решился написать им послание, по поводу их заблуждения и в обличение их совратителей, причем написал его
    собственноручно (Гал. 6:11 138
    ), дабы не терять времени от переписчиков и устранить всякие подозрения насчет его подлинности.
    Время и место написания
    В самом послании есть указание на первое и второе посещение Апостолом Павлом
    Галатии (Гал. 4:13 139
    ). А так как он выражает удивление, что Галаты столь скоро переходят к иному благовествованию от призвавшего их благодатью Христовой (Гал. 1:6), то значит послание написано вскоре после второгопосещения Апостолом Галатии. После второго посещения Галатии, святой Апостол Павел около трех лет провел в Ефесе. Отсюда ясно, что послание к Галатам написано святым Апостолом Павлом во время его третьего Апостольского путешествия в годы пребывания его в Ефесе. Рассчитывая годы событий из жизни святого
    Апостола Павла можно с большей степенью вероятности предположить, что послание это написано в 56 году по P.Хр.
    Содержание
    Послание к Галатам содержит в себе шесть глав. По главному предмету своего содержания, оно имеет большое сходство с посланием к Римлянам и, от начала до конца представляет собою сильную, воодушевленную речь, дышащую ревностью о Христе и любовью к Галатам. Доводы, убедительные для разума, перемешиваются постоянно с внушениями, способными затронуть струны сердца. Основная мысль всего послания та, что все люди, а не
    135
    О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
    136
    Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес.
    137
    Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию.
    138
    Видите, как много написал я вам своею рукою.
    139
    знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз.

    45 одни иудеи призываются Господом в основанную Им Церковь, и спасаются они в Церкви не исполнением обрядов Моисеева закона, а верою в Господа Иисуса Христа, проявляемой в делах любви.
    Все содержание послания можно разделить на следующие части:
    1) Предисловие, которое содержит надписание, приветствие и вступление, в каковом вступлении святой Апостол Павел уже намечает главные мысли своего послания — глава 1-я стихи 1-10;
    2) Защитительная часть, в которой святой Апостол Павел разъясняет и доказывает
    Галатам свое Апостольское достоинство, поколебленное в их глазах иудействующими лжеучителями — 1 гл. ст. 11 и вся 2-я глава (ст. 1-21);
    3) Вероучительная часть, в которой святой Апостол Павел с силой и полнотой раскрывает
    основную мысль послания— об отношении Ветхого Завета к Новому и о прекратившемся значении обрядового Моисеева закона, потерявшего силу по пришествии Христа Спасителя — главы 3-я и 4-я;
    4) Нравоучительная часть, в которой раскрываются начала христианской жизни при свободе от ветхозаветного закона — глава 5-я и 6-я гл. ст. 1-10;
    5) Заключение, содержащее 11-18 стихи 6-й главы, в котором даются наставления об отношении к обрезанию и к почитанию креста Христова, и преподается обычное Апостольское благословение.
    Экзегетический разбор
    Первая глава начинается надписанием и приветствием, которые характерны тем, что уже в них святой Апостол указывает на основные положения всего своего послания: доказательство его Апостольского достоинства и выяснение, в чем состоит наше спасение. “Павел Апостол,
    избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом”… здесь святой Павел решительно подчеркивает богоизбранность своего Апостольства, вопреки стремившимся унизить его клеветникам иудействующим. Характерна и форма Апостольского приветствия:
    Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя
    Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века” ... здесь указывается, что спасение для нас во Христе, а не в ветхозаветном обрядовом законе (ст. 1-5). Тотчас же после приветствия Апостол выражает удивление быстрому отпадению Галатов от истинного учения и провозглашает грозную анафему всякому, кто осмелился бы проповедывать какое бы то ни было другое учение, отличное от того, какое он им благовестил, хотя бы то был “ангел с
    небес” (ст. 6-9).
    140
    Вот где основание для провозглашения Церковью анафемы еретикам!. В 10 ст. святой Павел оправдывается от обвинения, что он, не будучи истинным Апостолом, освобождает язычников от соблюдения закона Моисеева лишь для того, чтобы приобрести их расположение: “Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым».
    С 11 стиха начинается защитительнаячасть Послания. Лжеучители, унижая святого.
    Павла говорили, что он Самого Господа Иисуса Христа никогда не видал, Евангельскому учению научился от других Апостолов, а потом отступил от них, составив свое собственное учение о ненужности закона Моисеева; для того же, чтобы прикрыть свое отступление, он, бывая с другими Апостолами, говорит и действует, как они, чтобы не показать своего разногласия с ними. Защищая от клеветников свое Апостольское достоинство, святой Павел прежде всего раскрывает Божественное, а не человеческое происхождение своего Евангелия,
    140
    Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.

    46 утверждая, что он научился ему “чрез откровение Иисуса Христа», то есть непосредственно от
    Самого Господа, являвшегося ему. Дальше он предлагает Галатам увидеть явный перст Божий в той разительной перемене, которая произошла с ним, рассказывая, как из жестокого гонителя
    Церкви Божией он стал проповедником прежде гонимого им учения Христовой веры (ст. 11-24).
    Здесь в этих автобиографических строках особенно важны слова: “я не стал тогда же
    советоваться с плотью и кровью», то есть с людьми, в данном случае, надо полагать, с другими
    Апостолами, “и не пошел в Иерусалим, к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в
    Аравию», где, видимо, святой Павел и был посвящен во все тайны христианского учения Самим
    Господом в многократных явлениях, что можно видеть например, из Ефес. 3:3.
    141
    Только спустя три года святой Павел ходил в Иерусалим “видеться с Петром” — только видеться или познакомиться со знаменитым Апостолом, а не учиться у него. В Иерусалиме святой Павел пробыл всего “дней пятнадцать», во время которых он никого из Апостолов не видел, “кроме
    Иакова, брата Господня». Все это святой Павел подчеркивает, дабы показать, что не от других
    Апостолов почерпнул он свои знания евангельского учения. “А в том, что пишу вам, пред
    Богом, не лгу” — в этих словах мы видим новое подтверждение законности клятвы в важных случаях. Далее Апостол говорит, что он “после сего отошел в страны Сирии и Киликии”; то есть опять не мог видеться с Апостолами, ходившими тогда с проповедью по Палестине, и что церквам Христовым в Иудее лично он не был известен. Цель сих слов Апостола все одна и та же: “у Петра я не учился, а только видел его, — как бы так говорил Апостол, — у Иакова не учился, и его только видел, не учился ни у кого другого низшего их, не так знатного лица.
    Возможно ли было мне учиться у тех, кои даже лица моего не видали?” (Фотий у Экумения).
    Вторая глава представляет собою продолжение той же защитительной речи Апостола.
    Здесь в первых 10 стихах ее святой Павел рассказывает, как он, “по откровению», ходил на
    Апостольский собор в Иерусалиме, как раз на тот самый собор, на котором было постановлено о необязательности для христиан соблюдения обрядов Моисеева закона. Ходил туда святой Павел в сообществе с своим учеником крещеным, но необрезанным Титом, которого представил
    Апостолам, и его не принуждали обрезаться. Павлово благовестие получило здесь на соборе полное одобрение старейших Апостолов. Старейшие Апостолы признали, что Апостолу Павлу вверено благовествование для необрезанных, как Петру — для обрезанных. В знак полного согласия, Иаков и Кифа и Иоанн, “почитаемые столпами», подали святому Павлу и Варнаве руку общения. Как поясняет эти слова святой Иоанн Златоуст: “В деле проповеди, говорит
    (святой Павел), мы разделили между собою всю вселенную; и я взял язычников, а они Иудеев, потому что так угодно было Богу. В попечении же о нищих из Иудеев и я им помогал». Среди верующих из Иудеев было много бедных, которые лишились всего, что имели, и были повсюду гонимы неверующими. О них-то, как мы видим, действительно очень заботился святой Павел, собирая для них милостыню среди уверовавших язычников (ст. 1-10).
    Далее Апостол указывает на твердость и неизменность своих убеждений, в то время как другие Апостолы (Петр и Варнава), из снисхождения к иудействующим, делали им уступки: отстранялись от язычников, не ели вместе с ними. В стихах 11-21 святой Павел описывает, как он даже возимел дерзновение противостать в этом Петру и обличил его при всех. Этот замечательный случай наглядно свидетельствует о равноправности Павла с Петром и опровергает ложный догмат римо-католиков о мнимом главенстве Петра в Апостольском лике.
    “Наместника Христова” святой Павел, конечно, не осмелился бы обличать, да еще “при всех».
    Изложив Галатам свое обличение Петру (ст. 11-14), святой Павел незаметно перешел к главному предмету своего послания: “человек оправдывается не делами закона, а только верою
    в Иисуса Христа” ... “делами закона не оправдается никакая плоть” (ст. 16). Эти слова особенно любят сектанты, видящие в них отрицание значения добрых дел для спасения. Но ведь
    141
    потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко),

    47 совершенно ясно, что здесь речь идет вовсе не о “добрых делах», а о “делах ветхозаветного
    Моисеева закона», который с пришествием Христовым потерял свое значение, что и было окончательно постановлено на Апостольском соборе в Иерусалиме, бывшем в 50 г. по Р. Чр. В следующем 17 ст. Апостол говорит, что требовать от христиан соблюдения ветхозаветного закона это значит косвенно обвинять во грехе Самого Христа: “Неужели Христос есть
    служитель греха?” то есть неужели Он ввел нас в грех Своим учением, которое мы разгласили миру? Конечно нет. Если бы закон Моисеев давал оправдание людям, то не было бы нужды в страданиях и крестной смерти Спасителя: “то Христос напрасно умер” (ст. 21). В стихах 19-20
    Апостол показывает с какой решительностью надо оставить ветхозаветный закон для того, чтобы всем своим существом прилепиться к Господу Спасителю, сораспяться Ему совершенно, чтобы жить только для Него и Им: “Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я
    сораспялся Христу,
    20
    и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти,
    то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня».
    Стретьей главы начинается вероучительная часть Послания. Продолжается она и в
    четвертой главе и заканчивается в 12-м стихе пятой главы. Общее примечание ко всей этой части можно сделать словами святого Иоанна Златоуста: “Выше (то есть в первой защитительной части) святой Павел показывал только, что он сделался Апостолом не от человек и не чрез человеков, и что не имел нужды в научении от Апостолов; а здесь после того, как представил себя достойным доверия учителем, уже со властью беседует, сравнивая между
    собою закон и веру». Предмет раскрываемый здесь Апостолом — ненужность закона для
    Галатов, как язычников.
    В третьей главе святой Павел говорит сначала о необязательности закона для Галатов: первое доказательство этого он заимствует из наглядного опыта самих Галатов, которые прияли
    Святого Духа и благодатные дары чудотворения (ст. 1-5); второе доказательство ненужности закона святой Павел заимствует из способа оправдания, как самого родоначальника оправданных Авраама, так и после него всех будущих наследников обетований Авраамовых:
    Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность». Отсюда ясно, что и “верующие
    благословляются с верным Авраамом” (ст. 6-9). Третье доказательство святой Павел выводит из невозможности исполнить все предписания закона и избегнуть его клятвы: “все
    утверждающиеся на делах закона находятся под клятвою». Почему же это? Объясняет это
    Апостол ссылкой на Второзаконие 27 гл. 26 ст.: “Проклят всяк, кто не исполняет постоянно
    всего, что написано в книге закона». И по первоначальному учреждению своему закон не имел силы оправдывать пред Богом, что ясно из того, что в самом же законе было написано:
    праведный от веры жив будет” (Аввак. 2:4). Поэтому, если и возможны были праведники в
    Ветхом завете, то собственно ради веры в грядущего Искупителя человеков и ради Его искупительной Жертвы, к которой закон прообразовательно руководил все мысли и чувства своих ветхозаветных служителей. Только Христос освободил от проклятия всех тех, на ком оно тяготело за неисполнение закона: “Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас
    клятвою ибо написано: проклят всяк, висящий на древе” — эти слова читаются в апостольском чтении на утрени Великой Субботы, объясняя смысл и значение совершенного Господом подвига искупления человечества. “Проклят всяк, висящий на древе” — слова Второзакония
    21:23. “Не потому он проклят», объясняет блаженный Иероним, “что висит на древе, но потому, что впал в тяжкий грех, что заслужил быть повешенным». “Как все в Ветхом Завете имеет прообразовательный смысл, так и это установление о повешении преступников и о снятии их к вечеру для похоронения было прообразом крестной смерти Спасителя. И Он повешен на древе, а вечером снят” (еп. Феофан Затворник). Христос принял на Себя незаслуженно клятву, тяготевшую над человечеством, и уничтожил ее. “Как кто-нибудь неподлежащий осуждению, решившись умереть за осужденного на смерть, сим избавляет его от смерти, так поступил и
    Христос (еп. Феофан Затворник)». “Принявший на Себя проклятие Он освободил людей от

    48 проклятия». Это сделал Христос для того, чтобы “благословение Авраамово через Христа
    Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою” (ст. 10-
    14).
    Вторая половина третьей главы содержит опровержение возражений против исключительного значения для язычников веры помимо закона (ст. 15-29). Здесь Апостол рассеивает сомнения, которые могли явиться у христиан из Иудеев, не отменяет ли закон обетований, данных Аврааму, ради его веры, и зачем же вообще дан был закон? Апостол объясняет, что закон “дан после по причине преступлений», “для обуздания преступности, чтобы народ держался в страхе, не предавался порокам, а жил праведно и делался достойным проявить в себе Обетованного” (еп. Феофан Затворник); чтобы Иудеи не жили без страха и не дошли до крайнего нечестия, закон и дан им вместо узды, для их научения, усмирения и удержания их от нарушения хотя не всех заповедей, по крайней мере некоторых. Итак не малая польза от закона.
    Закон дан “до времени пришествия семени». Сим указывается временность закона и его преходящее значение. “Если закон дан только до пришествия Христова, то для чего ты», говорит Святой Иоанн Златоуст, от лица Апостола, — “продолжаешь его далее, за пределы этого времени?” Значение закона в том, что он “был для нас детоводителем ко Христу, дабы
    нам оправдаться верою” (ст. 24), то есть он был только детоводителем ко Христу, лишь воспитывал, подготовлял нас к принятию Христова учения. “По пришествии же веры, мы уже
    не под руководством детоводителя” (ст. 25) — с приходом же самой оправдывающей нас веры он стал уже не нужен. “Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа
    крестившиеся, во Христа облеклись” (ст. 26-27). Вера Христова возвращает людей к тому прекрасному периоду непорочного детства, при котором они свободно творят волю Отца своего
    Небесного и не имеют нужды в том, чтобы смирять их строгой дисциплиной. В этой
    сыновностиБогу и заключается причина ненужности закона, как сдерживающего начала:
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   27


    написать администратору сайта