Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. КОНЦЕПЦИЯ И МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ Ш. ШВАРЦА

  • Руководство по процедуре проведения исследования ценностей с помощью опросника, обработке и интерпретации данных, а также описан опыт адаптации методики на российской выборке


    Скачать 1.25 Mb.
    НазваниеРуководство по процедуре проведения исследования ценностей с помощью опросника, обработке и интерпретации данных, а также описан опыт адаптации методики на российской выборке
    Анкорkarandashev-metodika-shvarca.doc
    Дата28.01.2017
    Размер1.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаkarandashev-metodika-shvarca.doc
    ТипРуководство
    #824
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ

    Изучение ценностей сопряжено с определенными труд­ностями. Например, люди могут не осознавать абстрактно выраженные ценности, испытывать сложности при их формулировании. Поэтому некоторые исследователи пред­почитают делать выводы о ценностях опосредованно из та­ких продуктов культуры, как фильмы или литература, не­вербального поведения людей, из ответов на определенные вопросы, заключающих в себе информацию о тех или иных присущих им ценностях. Но использование опосредован­ных выводов также проблематично: субъективные интер­претации исследователя могут отразиться на этих заключе­ниях (Smith, Schwartz, 1997).

    Большинство исследователей прямо задают вопросы о базовых ценностях. Эта исследовательская традиция была начата Рокичем (1973), который изучал ценности, ис­пользуемые людьми как осознанное руководство к выбо­ру и обоснованию решений.

    Изменилась и процедура их изучения: если большин­ство ранних исследований измеряли ценности с по­мощью интервью, небольших эссе или незаконченных предложений, почти все современные исследования цен­ностей используют структурированные опросники (Smith, Schwartz, 1997).

    Наиболее широко используемый метод состоит в оп­росе респондентов, насколько они согласны с определен-

    16

    2. Методы изучения ценностей

    ными ценностями, выраженными в отдельных словах, коротких фразах, описывающих общую целевую ориен­тацию. Обычно формат ответа дает респонденту возмож­ность выразить степень своего согласия относительно оценочной шкалы.

    Но и этот тип измерения содержит возможность ряда ошибок, две разновидности которых являются наиболее важными, но часто игнорируемыми, особенно в кросс-культурных исследованиях (Smith, Schwartz, 1997). Это тенденциозность ответов и эквивалентность смысла.

    Тенденциозность ответов. Респонденты, принадлежа­щие к разным культурам, различаются тем, что они ти­пично отвечают на оценочные шкалы. Некоторые из них, например, используют крайние ответы, в то время как другие используют усредненные ответы. Для исследова­теля возникает дилемма, как интерпретировать вариации в ответах испытуемых: как артефакт или как «настоящие» различия.

    Возможны разные процедуры для корректировки тен­денциозности ответов. Одна наиболее типично использу­емая — это стандартизация данных испытуемых (stan­dardizing data within-subjects) (например, Hofstede, 1980). Другой подход — предлагать респондентам ранжировать ценности по их важности (например, Rokeach, 1973), полностью избегая рейтинговой шкалы.

    Эквивалентность смысла. Вторая проблема измерения заключается в том, что необходимо установить, имеют ли изучаемые ценности один и тот же смысл в разных куль­турах. Даже используя самые качественные переводы, мы не можем быть уверенными, что выражение ценности

    17

    Методика Шварца для изучения ценностей личности

    имеет эквивалентный смысл в различных языках и куль­турах. Доминирующий акцент психологического иссле­дования заключается в поиске таких универсалий когни­тивного, эмоционального или поведенческого характера.

    Эту проблему эквивалентности смыслов исследова­тели иногда решают, выясняя, является ли структура от­ношений между ценностями внутри каждой культуры сходной (Schwartz, 1992). Смысл ценности уточняется с помощью ее ассоциаций — позитивных, негативных или нейтральных — с другими понятиями. Если ценно­сти имеют сходный смысл в разных культурах, интер­корреляции между этими ценностями должны быть также сходными. Если смысл ценностей различается в разных культурах, интеркорреляции между ценностями должны также различаться. Поэтому исследователи обычно оце­нивают степень сходства в паттернах корреляционных связей путем факторного анализа или анализа многомер­ного шкалирования на всем наборе ценностей, отдельно в рамках каждой социальной культуры. Затем они срав­нивают факторы (factors), оси измерения (dimensions) или конфигурации областей (regional configurations) цен­ностей, которые обнаруживаются в каждой культуре. Ценности имеют эквивалентный смысл в разных культу­рах, если они расположены в сходных факторах или осях измерения или в сходных областях (spatial regions). Если сходные факторы, оси измерения или области не выявля­ются в каждой культуре, или если ценности имеют отчет­ливо различное расположение, эквивалентности смысла не существует.

    Прогресс в выяснении универсальных базисных цен­ностей зависит от того, насколько строго исследователи подходят к использованию существующих критериев для

    18

    2. Методы изучения ценностей

    оценки эквивалентности факторов, осей измерения, или разрабатывают и применяют для этого новые крите­рии (Smith, Schwartz, 1997).

    В предыдущем разделе указывалось, что исследования ценностей могут проводиться на двух уровнях анализа — на уровне личности (индивидуальных различий) и уровне социальной культуры (социальных различий). Характери­зовались особенности этих понятий и соответствующих типов исследований. В рамках каждого из них использу­ются разные методы и методики исследования. Они до­вольно многочисленны и разнообразны. В данной книге мы уделим внимание только характеристике методов исследо­вания индивидуальных ценностей личности.

    Современные зарубежные исследования ценностей на уровне личности отчетливо делятся на две группы:

    Как отмечалось выше, Рокич (1973) способствовал возрастанию интереса к ценностям среди психологов тем, что дал четкое определение понятия и разработал легкий в проведении инструмент, который операциона-лизировал взгляд на ценности как руководящий принци­пы жизни.

    Ему же принадлежит первая теоретически обоснован­ная методика изучения ценностей. Она получила широ­кое распространение как в зарубежных, так и в отечест­венных исследованиях данной проблемы. Методика была создана в 1973 г. и называлась «Rokeach Value Survey»

    19

    Методика Шварца для изучения ценностей личности

    (RVS) — «Опросник ценностей Рокича». Она основыва­лась на приеме прямого ранжирования списков ценнос­тей (Rokeach, 1973).

    Опросник ценностей Рокича (ОЦР) был задуман как всесторонний и в то же время избегающий избыточности. Респонденты ранжировали два списка ценностей, по 18 ценностей в каждом, в соответствии с их значимостью.

    Процедура ранжирования в этом опроснике многими критиковалась. Последующие исследователи или стандар­тизировали ранги, или использовали вместо этого оцени­вание каждой ценности.

    Помимо споров о теоретическом обосновании мето­дики Рокича существенным ее недостатком является подверженность влиянию социальной желательности.

    К достоинствам методики относят универсальность, удобство и экономичность, как проведения, так и обработ­ки результатов, гибкость, то есть возможность варьировать стимульный материал и инструкции.

    Для того чтобы понять, какие оси используются для измерения ценностей, исследователи изучали структуру опросника. Сам Рокич предложил две оси измерения:

    • личные ценности (например, комфортная жизнь) — социальные ценности (равенство);

    • моральные ценности (честный) — ценности компе­тентности (логичный).

    Однако проведенный им факторный анализ данных, со­бранных в США, не подтвердил эту структуру.

    В дальнейшем исследователи в течение ряда лет получа­ли неоднозначные результаты факторного анализа данных, полученных в разных странах. Они неоднократно анализи­ровались различными авторами (Smith, Schwartz, 1997), от­части подтверждая идеи Рокича. Однако в многочислен-

    20

    2. Методы изучения ценностей

    ных исследованиях обнаруживалось то большее, то мень­шее сходство систем ценностей индивидуального уровня в разных культурных средах. Шварц и Билски (1987), за­ново анализируя некоторые из ранее собранных данных, смогли вьщелить семь типов ценностей в каждой из шести изученных стран. Эти типы ценностей отчасти подтвер­дили обоснованность выделения Рокичем двух осей:

    • компетентность мораль;

    • личное — социальное.

    После этого Шварц (1992) разработал новую теорию и методологию для изучения ценностей, речь о которых пойдет в следующем разделе.

    Помимо этого разрабатывались методики, основанные на понятиях индивидуализма коллективизма. Индивиду­ализм — коллективизм, как он был сформулирован Хоф-стэдом, (1980), — это понятие, характеризующее соци­альную культуру и не являющееся атрибутом индивидов. Однако многие исследователи перенесли это понятие на уровень оценки индивидуальных различий, сделав лич­ностной переменной и определив его как степень, в ко­торой индивид одобряет ценности, нормы и установки, связанные с индивидуализмом или коллективизмом культуры. Эти исследователи стремились вьщелить одну ось измерения, которая бы отличала индивидуалистов и коллективистов. Главная особенность данного парамет­ра измерения — это тенденция давать приоритет личным или внутригрупповым интересам, ценить независимость, эмоциональную обособленность, личные достижения и соревнование в противовес взаимозависимости, эмоцио­нальной близости, групповым достижениям и коопера­ции (Triandis, 1995).

    21

    Методика Шварца для изучения ценностей личности

    Для измерения этой переменной было разработано не­сколько инструментов. Триандис и его коллеги разработа­ли шкалу установки, состоящую из 21 пункта, которую они использовали в исследовании студентов в девяти стра­нах (Triandis, Bontempo, Betancouit, Bond, Leung et al., 1986) и позже еще в десяти странах (Triandis, McCusker, Betan-court, Iwao, Leung et al., 1993). Факторный анализ получен­ных данных показал, что индивидуализм — коллективизм представляет собой скорее многомерное понятие, чем уни­тарную, биполярную ось измерения.

    С целью измерения отдельных узких аспектов лично­стного конструкта, обозначаемого как индивидуализм — коллективизм, был создан и ряд других шкал (цит. по: Smith, Schwarz, 1997).

    Методики исследования ценностей и ценностных ори­ентации, используемые в отечественной практике, пред­ставляют собой или модификации методики Рокича, или яв­ляются авторскими. Они имеют значительные различия в измеряемых параметрах в зависимости от области при­менения, возраста, социальной категории испытуемых и т. д.

    Адаптация теста Рокича на русский язык была прове­дена в 70-е годы. Методика была адаптирована А. Гош-таутасом, А. А- Семеновым и В. А. Ядовым в ИСЭП АН СССР и описана в книге «Саморегуляция и прогнозиро­вание социального поведения личности». В процессе адаптации список терминальных ценностей был сущест­венно изменен — отчасти по культурным, отчасти по по­литическим причинам.

    Получила известность и диспозиционная концепция личности В. А- Ядова (1979), в которой понятие ценност-

    22

    2. Методы изучения ценностей

    ных ориентации заняло одно из центральных мест. Имен­но в понятиях ценностных ориентации интерпретирова­лись результаты по методике Рокича при проведении оте­чественных исследований.

    Адаптированный вариант методики Рокича много­кратно публиковался в разных изданиях, широко исполь­зовался и до сих пор используется в отечественных иссле­дованиях ценностей и ценностных ориентации.

    Одной из известных методик изучения ценностных ориентации является «Опросник терминальных ценнос­тей» («ОТеЦ») И. Г. Сенина. Опросник направлен на вы­явление основных ценностных ориентации и жизненных устремлений личности, значимости различных сфер жиз­недеятельности .

    Г. Е. Леевик выделяет следующие типы ценностей: ориентация на труд, на общение, на познание, на общест­венно полезный труд, на материальные ценности, на разви­тие деловых качеств, на развитие нравственных качеств, на развитие волевых качеств, на развитие моральных ка­честв (Леевик, 1990).

    Многие отечественные методики имеют разные типы шкал и параметры измерения, часто используется раз­личная терминология: ориентация на ценности, ценно­стные ориентации, смысложизненные ориентации, ценнос­ти и т. д.

    «Тест смысложизненных ориентации» (СЖО) был раз­работан Д. А. Леонтьевым (1992). Он представляет собой адаптированную версию теста «Цель в жизни» Дж. Крам-бо и Л. Махолика, который был создан на основе концеп­ции В. Франкла. Наряду с общим показателем осмысленно­сти жизни методика включает пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации: цели

    23

    Методика Шварца для изучения ценностей личности

    в жизни, процесс жизни (или интерес и эмоциональная насыщенность жизни), результативность жизни (или удов­летворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля: локус контроля — Я (Я — хозяин жизни) и локус контроля — жизнь (управляемость жизни).

    Близкие по смыслу конструкты измеряет также «Ме­тодика предельных смыслов» (Леонтьев, 1999). Она была разработана автором в попытках найти новые, нетрадици­онные подходы к эмпирическому изучению и диагности­ке таких трудно поддающихся анализу структур субъектив­ной реальности, как динамические смысловые системы сознания. Методика является индивидуальной по форме проведения и диалогической по своей природе. Методиче­ская процедура представляет собой структурированную серию вопросов и ответов. Вопросы, задаваемые экспери­ментатором, имеют следующий вид: «Зачем люди делают то-то?». Серия вопросов и ответов заканчивается при вы­явлении предельного смысла, дальше которого испытуе­мый уже не в состоянии ответить на вопрос «Зачем?». Да­лее экспериментатор возвращается к оставленным на предыдущих этапах разветвлениям ответов. В результате всей процедуры выявляется и анализируется смысловое дерево личности.

    С нашей точки зрения, исследования Шварца и его ме­тодика существенно обогатят психологические исследо­вания ценностей и психологическую практику в России. Опросник Шварца представляет собой теоретически обос­нованную методику, которая охватывает более широкий спектр ценностей. В современной науке и практике суще­ствует актуальная потребность в таких инструментах изме­рения, которые могли бы быть использованы в кросс-

    24

    2. Методы изучения ценностей

    культурных исследованиях, имели бы достаточно разрабо­танную теоретическую основу и были бы эффективны для изучения ценностей как групп, так и отдельных индиви­дов. К числу таких методик относится Опросник ценнос­тей, разработанный Шаломом Шварцем. Методика Роки-ча была взята им в качестве исходного пункта, но затем концептуально усовершенствована, существенно модифи­цирована и расширена.

    3. КОНЦЕПЦИЯ И МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ Ш. ШВАРЦА

    Шварц развил новый теоретический и методологиче­ский подход к изучению ценностей. В основе методики изучения индивидуальных ценностей, которую он разра­ботал, лежат:

    • концепция Рокича о существовании терминальных и инструментальных ценностей,

    • концепция Шварца о мотивационной цели ценно­стных ориентации и универсальности базовых чело­веческих ценностей.

    Шварц исходил из того, что наиболее существенный содержательный аспект, лежащий в основе различий между ценностями, — это тип мотивационных целей, ко­торые они выражают. Поэтому он сгруппировал отдель­ные ценности в типы ценностей в соответствии с общ­ностью их целей. Он обосновывал это тем, что базовые человеческие ценности, с высокой вероятностью обнару­живаемые во всех культурах, — это те, которые представ­ляют универсальные потребности человеческого сущест­вования (биологические потребности, необходимость координации социального взаимодействия и требования функционирования группы). Он отобрал ценности, вы­явленные предшествующими исследователями, а также найденные им самим в религиозных и философских тру­дах, посвященных ценностям разных культур. Затем сгруппировал их в десять мотивационно отличающихся

    26

    3. Концепция и метод измерения ценностей Ш. Шварца

    типов, которые, с его точки зрения, охватывают базовые типы. Приведем краткое определение мотивационных ти­пов соответственно их центральной цели (Schwartz, 1992, 1994; Smith, Schwartz, 1997):

    • власть (Power) — социальный статус, доминирова­ние над людьми и ресурсами;

    • достижение (Achievement) — личный успех в соот­ветствии с социальными стандартами;

    • гедонизм (Hedonism) — наслаждение или чувствен­ное удовольствие;

    • стимуляция (Stimulation) — волнение и новизна;

    • самостоятельность (Self-Direction) — самостоятель­ность мысли и действия;

    • универсализм (Universalism) — понимание, терпи­мость и защита благополучия всех людей и природы;

    • доброта (Benevolence) — сохранение и повышение благополучия близких людей;

    • традиция (Tradition) — уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи;

    • конформность (Conformity) — сдерживание дейст­вий и побуждений, которые могут навредить дру­гим и не соответствуют социальным ожиданиям;

    • безопасность (Security) — безопасность и стабиль­ность общества, отношений и самого себя.

    Шварц описывает следующие характеристики этих типов ценностей.

    1. Власть (Power). Функционирование социальных ин­ститутов требует определенной дифференциации статусов, и в большинстве случаев в межличностных отношениях в разных культурах было выявлено сочетание показателей Доминантности — подчиненности. Центральная цель это-

    27

    Методика Шварца для изучения ценностей личности

    го типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, обще­ственное признание). Ценности власти и достижения (см. далее) фокусируются на социальном уважении, однако ценности достижения (например, успешный, амбициоз­ный) подчеркивают активное проявление компетентности в непосредственном взаимодействии, в то время как цен­ности власти (авторитет, богатство) подчеркивают дости­жение или сохранение доминантной позиции в рамках це­лой социальной системы.
    1. 1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта