Главная страница
Навигация по странице:

  • Гедонизм

  • Самостоятельность

  • Рис. 1.

  • 4. СТРУКТУРА МЕТОДИКИ И ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСНИКА

  • Первая часть опросника («Обзор ценностей»)

  • Вторая часть опросника («Профиль личности»)

  • Во второй части опросника («Профиль личности»)

  • 5. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

  • «Обзор ценностей»

  • Руководство по процедуре проведения исследования ценностей с помощью опросника, обработке и интерпретации данных, а также описан опыт адаптации методики на российской выборке


    Скачать 1.25 Mb.
    НазваниеРуководство по процедуре проведения исследования ценностей с помощью опросника, обработке и интерпретации данных, а также описан опыт адаптации методики на российской выборке
    Анкорkarandashev-metodika-shvarca.doc
    Дата28.01.2017
    Размер1.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаkarandashev-metodika-shvarca.doc
    ТипРуководство
    #824
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Достижение (Achievement). Определяющая цель это­го типа ценностей — личный успех через проявление ком­петентности в соответствии с социальными стандартами. Проявление социальной компетентности (что составляет со­держание этой ценности) в условиях доминирующих куль­турных стандартов влечет за собой социальное одобрение.

  • Гедонизм (Hedonism). Мотивационная цель данно­го типа определяется как наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью).

  • Стимуляция (Stimulation). Этот тип ценностей являет­ся производным от организменной потребности в разнооб­разии и глубоких переживаниях для поддержания опти­мального уровня активности. Биологически обусловленные вариации потребности в стимуляции, опосредованные со­циальным опытом, приводят к индивидуальным различиям в значимости этой ценности. Мотивационная цель этого типа ценностей заключается в стремлении к новизне и глу­боким переживаниям.

  • Самостоятельность (Self-Direction). Определяющая цель этого типа ценностей состоит в самостоятельности

    28

    3. Концепция и метод измерения ценностей Ш. Шварца

    мышления и выбора способов действия, в творчестве и ис­следовательской активности. Самостоятельность как цен­ность производна от организменной потребности в само­контроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости.

    1. Универсализм (Universalism). Мотивационная цель данного типа ценностей — понимание, терпимость, защи­та благополучия всех людей и природы. Мотивационные цели универсализма производны от тех потребностей вы­живания групп и индивидов, которые становятся явно не­обходимыми при вступлении людей в контакт с кем-либо вне своей среды или при расширении первичной группы.

    2. Доброта (Benevolence). Это более узкий «просоциаль-ный» тип ценностей по сравнению с универсализмом. Лежа­щая в ее основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Этот тип ценностей считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилиации и обеспечении процветания группы. Его мотивационная цель — сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полез­ность, лояльность, снисходительность, честность, ответст­венность, дружба, зрелая любовь).

    3. Традиции (Tradition). Любые социальные группы выра­батывают свои символы и ритуалы. Их роль и функциони­рование определяются опытом группы и закрепляются в традициях и обычаях. Традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выраже­нием единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаще всего принимают формы религиозных обрядов, веро­ваний и норм поведения. Мотивационная цель данной цен­ности — уважение, принятие обычаев и идей, которые суще-

    29

    Методика Шварца для изучения ценностей личности

    ствуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочес­тие, принятие своей участи, умеренность) и следование им.

    9. Конформность (Conformity). Определяющая мотива-
    ционная цель этого типа — сдерживание и предотвраще­
    ние действий, а также склонностей и побуждений к дей­
    ствиям, которые могут причинить вред другим или не
    соответствуют социальным ожиданиям. Данная ценность
    является производной от требования сдерживать склон­
    ности, имеющие негативные социальные последствия
    (послушание, самодисциплина, вежливость, уважение ро­
    дителей и старших).

    10. Безопасность (Security). Мотивационная цель этого
    типа — безопасность для других людей и себя, гармония,
    стабильность общества и взаимоотношений. Она производ-
    на от базовых индивидуальных и групповых потребностей.
    По мнению Ш. Шварца, существует один обобщенный тип
    ценности безопасность (а не два отдельных — для группово­
    го и индивидуального уровня). Связано это с тем, что цен­
    ности, относящиеся к коллективной безопасности, в значи­
    тельной степени выражают цель безопасности и для
    личности (социальный порядок, безопасность семьи, наци­
    ональная безопасность, взаимное расположение, взаимопо­
    мощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье).

    Шварц разработал теорию динамических отношений между ценностными типами, в которой описывается кон­цептуальная организация системы ценностей. Он утверж­дал, что действия, совершаемые в соответствии с каждым типом ценностей, имеют психологические, практические и социальные последствия, которые могут вступать в кон­фликт или, наоборот, быть совместимыми с другими типа­ми ценностей. Например, ценности достижения могут

    30

    3. Концепция и метод измерения ценностей Ш. Шварца

    вступать в конфликт с ценностями доброты: стремление к личному успеху может противоречить действиям, направ­ленным на повышение благополучия других. Общая схе­ма конфликтности и совместимости между ценностными типами, образующими теоретическую структуру системы ценностей, показана на рис. 1. Конкурирующие ценност­ные типы расходятся в противоположные направления из центра, дополнительные типы располагаются по степени близости, образуя круг.



    Рис. 1. Теоретическая модель отношений между десятью моти-вационными типами ценностей (по Ш. Шварцу)

    31

    Методика Шварца для изучения ценностей личности

    Результаты последующих исследований (Schwartz, 1992, 1994) подтвердили эту структуру, обнаружив, что де­сять ценностных типов организованы в две биполярные оси измерения, показанные на рис. 1:

    • открытость изменениям (Openness to change), включа­ющую ценности самостоятельности и стимуляции, в противоположность консерватизму (Conservation), включающему ценности безопасности, конформно­сти и традиций;

    • самовозвышение (Self-Enhancement), включающее ценности власти и достижений, в противополож­ность самотрансцендентности (Self-Transcendence), включающей универсализм и доброту.

    Гедонизм включает элементы как открытости к изме­нениям, так и самовозвышения.

    Поскольку ценностные типы образуют интегрирован­ную мотивационную структуру, Шварц утверждал, что они связаны в общую систему с другими переменными, такими как установки, поведение, членство в группах и т. д. Любая переменная проявляет тенденцию к связи со сходными ценностными типами, располагающимися в структуре ценностей по соседству. И эти отношения ослабляются по мере продвижения по круговой структуре в обоих направ­лениях: по мере удаления друг от друга степень связи типов ценностей снижается.

    На основе этой теории Шварц (1992) разработал опрос­ник, состоящий из 57 ценностей, представляющих каждый из названных ценностных типов. Ценности были отобраны из всех основных мировых религий, а также из опросников, разработанных в Азии, Африке и на Западе. В итоговый список вошли и ценности, предложенные коллегами из многих стран. Чтобы избежать зависимости от одного ис-

    32

    3. Концепция и метод измерения ценностей Ш. Шварца

    ходного языка опросник одновременно разрабатывался на иврите и английском языке. Английский вариант вместе с вариантами на соответствующих близких языках (если они имелись в наличии) были предоставлены в распоряже­ние исследователям в каждой стране. В большинстве неан­глоязычных стран, местные исследователи подготовили ва­риант на родном языке, используя процедуру обратного перевода, и послали этот вариант автору. Затем осуществ­лялся обратный перевод на английский язык, а иногда так­же и на иврит (с помощью людей, живущих в Израиле, для которых соответствующий язык был родным). В резуль­тате работы отмечались расхождения с оригинальными вер­сиями, рекомендуемые поправки с объяснениями возвра­щались местным исследователям, которые принимали решение о последующих модификациях (Schwartz, 1992).

    Исследование с использованием этого опросника про­водилось в 54 странах в начале 90-х гг. Данные были собра­ны примерно от 44 тысяч респондентов. Выборка включа­ла городских школьных учителей и студентов колледжей. Выбор учителей как профессиональной группы был обус­ловлен тем, что они играют ключевую роль в ценностной социализации. Респонденты оценивали важность ценнос­тей как руководящих принципов жизни. Шкала ответов допускала негативное оценивание, поскольку ценности, важные в одной культуре, могли отвергаться в другой.

    Соответствие между теоретическим и реальным содер­жанием и структурой ценностных типов оценивалось пу­тем сравнения двумерных пространственных репрезента­ций интеркорреляций между 57 отдельными ценностями с теоретическим пространственным размещением, пока­занным на рис. 1.

    Отдельный анализ многомерного шкалирования (multi­dimensional scaling analyses) был представлен по 97 выборкам

    33

    Методика Шварца для изучения ценностей личности

    (Schwartz, 1992,1994). Он подтвердил близкую универсаль­ность десяти ценностных типов и их структурных отноше­ний. Два биполярных измерения были обнаружены почти в каждой выборке. Каждый из десяти ценностных типов формировал отдельную или совместную область с его сосе­дями в более чем 90% выборок. Все отдельные ценности оказывались чаще всего в области их ценностного типа.

    На основании проведенного анализа Шварц сделал вывод, что 45 ценностей показывают достаточную экви­валентность мотивационного смысла в разных культурах. Таким образом, это исследование позволило разработать:

    • валидизированный для разных культур инструмент для измерения ценностей,

    • всесторонний, близкий к универсальному, набор ценностных типов для изучения индивидуальных различий,

    • базис для соотнесения интегрированных систем цен­ностей с другими интересующими переменными.

    Согласно теории Ш. Шварца, ценности личности су­ществуют на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов.

    Первый уровень более стабилен и отражает представле­ния человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения.

    Второй уровень более зависим от внешней среды, на­пример, от группового давления и соотносится с кон­кретными поступками человека (Schwartz, 1997).

    Этот аспект теории ценностей учитывался при разра­ботке методики и нашел отражение в процедуре проведе­ния опросника.

    4. СТРУКТУРА МЕТОДИКИ И ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСНИКА

    Опросник Шварца по изучению ценностей личности представляет собой шкалу, предназначенную для измере­ния значимости десяти типов ценностей.

    Опросник (см. Приложение 1) состоит из двух частей, отличающихся процедурой проведения.

    Первая часть опросника («Обзор ценностей») предостав­ляет возможность изучить нормативные идеалы, ценно­сти личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном соци­альном поведении.

    Вторая часть опросника («Профиль личности») изучает ценности на уровне поведения, то есть индивидуальные приоритеты, наиболее часто проявляющиеся в социаль­ном поведении личности.

    Различие показателей по типам ценностей в этих двух частях опросника, характеризующих два уровня функци­онирования ценностей, отражает ценностное давление, которое осуществляется, с одной стороны, через социа­лизацию и, с другой стороны, посредством референтной группы и традиций.

    Опросник может использоваться для изучения ценно­стей различных социальных групп. При необходимости испытуемым могут быть даны пояснения, касающиеся смысла некоторых слов и утверждений.

    35

    Методика Шварца для изучения ценностей личности

    Что касается возрастного диапазона, опросник может использоваться для изучения ценностей личности, начи­ная с 14 лет. Проведение исследования ценностей подро­стков младше 14 лет представляется нецелесообразным по нескольким причинам.

    Во-первых, в этом возрасте ценности находятся в про­цессе формирования.

    Во-вторых, для испытуемых может оказаться сложной сама процедура ранжирования в первой части опросника.

    В-третьих, может потребоваться большое количество разъяснений смысла используемых слов и высказываний.

    Опросник Шварца предполагает самостоятельную ра­боту испытуемого с ним и может применяться как инди­видуально, так и в группе.

    Первая часть опросника («Обзор ценностей») представ­ляет собой два списка слов, характеризующих в сумме 57 ценностей. Все они имеют ясную мотивационную цель и являются в той или иной мере значимыми для разных культур.

    В первом списке содержатся терминальные ценности, выраженные в виде существительных.

    Во втором списке содержатся инструментальные цен­ности, выраженные в виде прилагательных.

    Испытуемому предлагается оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа его жизни. Используется шкала от —1 до 7. Чем выше балл в диапа­зоне — 1,0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, тем более важной представля­ется ему эта ценность.

    Во второй части опросника («Профиль личности») при­водится список из 40 описаний человека, соответствующих тому или иному из 10 типов ценностей. Испытуемого про-

    36

    4. Структура методики и процедура проведения опросника

    сят оценить, в какой степени описанный в опроснике че­ловек похож или не похож на него.

    Используется шкала из 5 позиций: от «очень похож на меня» до «совсем не похож на меня».

    Хотя проведение опросника не ограничено во време­ни, практика показывает, что ученики старших классов общеобразовательной школы и студенты 1 курса вуза обычно работают над опросником 30-50 минут.

    Необходимо обращать внимание испытуемых на то, что все пункты опросника должны быть заполнены. Если в ходе работы у испытуемых возникают вопросы, экспериментатор должен на них ответить. При этом ответы должны быть разъясняющего и поддерживающего типа, но не выражать советов и не носить побуждающий характер.

    5. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

    Методика дает количественное выражение значимос­ти каждого из десяти мотивационных типов ценностей на двух уровнях:

    • на уровне нормативных идеалов и

    • на уровне индивидуальных приоритетов.

    Обработка результатов проводится путем соотнесения ответов испытуемого с ключом. Соответствующий ключ приводится в Приложении 2. В нем указаны номера пунк­тов обеих частей опросника, соответствующие каждому ти­пу ценностей. Средний балл по данному типу ценности по­казывает степень ее значимости.

    При обработке первого раздела опросника — «Обзор ценностей» (уровень нормативных идеалов) — результаты по спискам 1 и 2 суммируются.

    Перед подсчетом результатов второго раздела опрос­ника — «Профиль личности» — необходимо перевести шкалу опросника в баллы. Ключ для перевода ответов ис­пытуемых в баллы приводится ниже в таблице 1.

    Таблица 1. Количество баллов, приписываемое пунктам шкалы «Профиль личности» при обработке результатов.

    Пункты

    Очень

    Похож

    В неко-

    Немно-

    Не по-

    Совсем

    шкалы

    похож

    на меня

    торой

    го по-

    хож на

    не по-




    на меня




    степени

    похож

    на меня

    хож на меня

    меня

    хож на меня

    Количе-



















    ство

    4

    3

    2

    1

    0

    -1

    баллов


















    1   2   3   4   5   6   7


  • написать администратору сайта