тренинг. (суицид)Психологический тренинг с подростками Анн Л.. Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности
Скачать 2.06 Mb.
|
Я и объект Вес дети разбиваются на пары. Затем спи ходят по комнате и за ее пределами до тех пор, пока не выберут себе какой-то действительно крупный предмет, например картину, арку или какую-то другую архитектурную или декоративную деталь. После этого один из членов пары начинает описывать данный объект, говоря от первого лица. Например, человек, остановившийся рядом с картиной, может сказать следующее: «Я большой, имею продолговатую форму. Я преимущественно выкрашен в зеленый цвет и поделен на две части. Моя нижняя половина темнее верхней...» Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет дано в достаточной степени подробное описание объекта. Часто мы приписываем качества, являющиеся на самом деле нашими собственными, другим людям. Например, мы можем заметить, что какой-то человек чересчур разговорчив, в то время как другим людям абсолютно ясно, что в действительности это мы сами чересчур разговорчивы. В процессе выполнения данного упражнения становится вполне очевидно, что мы можем приписывать объектам собственные качества. Во время выполнения данного упражнения или в процессе обсуждения, проводимого после выполнения упражнения, часто получается так, что все дети начинают понимать, что они описывали различные аспекты собственной личности, а не особенности и внешний вид объекта. Iloсле этого психолог просит всех детей сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения. Я и не-Я Все дети разбиваются на нары, и члены каждой пары садятся друг напротив друга. Затем одни из членов пары начинает описывать себя своему партнеру, говоря о наличии у себя того или иного качества, а затем заявляя о его отсутствии: • «Я испытываю чувство злое ш и я не испытываю чувство злости...» • «Я добрый и я недобрый...» Ф «Я человек спокойный п я человек неспокойный...» Это упражнение выполняется 5-10 минут, за это время участник должен успеть рассказать своему партнеру о своих самых разнообразных личных качествах и чертах, обозначая при этом оба полюса. Затем члены нары меняются ролями. После этого психолог просит всех участников сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения. Мой портрет — Есть ли среди вас желающие подучить свой психологический Портрет? И не просто словесный портрет с перечислением достоинств и недостатков, а совершенно реальное изображение на бумаге вашего облика? Все остальные участники группы станут художниками. У каждого из вас лист бумаги п пачка фломастеров. Каждый — хотя бы в детстве — пробовал рисовать людей. У кого-то это получалось удачно, у кого-то не очень. Не стоит стремиться к внешнему сходству. Совсем наоборот: откажемся от попыток правильно нарисовать глаза, нос, рот, верно передать цвет одежды и прическу. Зачем? Ведь для этого гораздо проще использовать фотоаппарат. Мы же поставим перед собой более сложную п интересную задачу: каждый из нас должен создан, именно психологический портрет человека, сидящего перед вами. Для этого можно применять изобразительные средства, предоставленные в наше распоряжение художниками-модернистами, и исходить из единственного принципа: «Я вижу так!» Пусть ваши рисунки будут иметь метафорический смысл и подтекст. Может быть, ваше представление о внутреннем мире этого человека породит в вашей душе цепочку ассоциаций или создаст конкретный образ, Отражающий нечто важное в нем. Может быть, вы воспринимаете его психологический облик в виде какого-то реального предмета, а может быть, это какой-то узор, aбcтрактный орнамент, рисунок из цветных пятен. Ограничений никаких нет, будьте свободны в выборе способов изображения его внутреннего облика. В комнате только, что до конца упражнения разговаривать воспрещается. И теперь посмотрите внимательно па человека, сидящего перед нами, проникните сквозь внешнюю оболочку, за которой скрывается чуткая и нежная субстанция — человеческая душа. Какова она у этого человека? В чем ее отличие от других душ? Каковы ее особенности, делающие этого человека уникальным созданием во Вселенной? Обратите свой внутренний взор на образ этой души. Услышьте звучание музыки этой души. Почувствуйте форму и поверхность, ощутите материал этой души. Поймите сущность этой души... И перенесите свое понимание на бумагу. Творите! Рисование продолжается и течение 10-15 минут. Психолог предупреждает о необходимости завершить работу за минуту до того, как выйдет отведенное время. После этого рисунки располагаются на стульях участников, а все «художники» рассматривают «портреты», переходя от одного к другому. Натурщик, разумеется, тоже получает возможность увидеть изображения своего внутреннего облика. Упражнение завершается обсуждением чувств, вызванных процессом создания «портретов». Молчащее и говорящее зеркало Психолог предлагает выйти в круг добровольцу, который будет «смотреть в зеркало». — Твоя задача состоит в том, чтобы только по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из членов группы подошел к тебе сзади. Эти два «зеркала», разумеется, будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснять тебе, кто находится за твоей спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе «зеркало» — говорящее. Оно будет объяснять, что это за человек, конечно, не называя его имени. Выбери из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим «зеркалами». После того как игрок сделал выбор, психолог дает «зеркалам» более подробную инструкцию. — «Зеркала» встают рядом у стены. Основной игрок — перед ними. Все остальные дети располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение «зеркалами» происходит по очереди. Сначала работает молчащее «зеркало». Пели основной игрок не может угадать человека за спиной, то вступает «говорящее зеркало» и произносит одну - только одну! - фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова отражает молчащее «зеркало», п т. д. Задача игрока — угадать человека за спиной как можно быстрее. Для «зеркал.» есть определенные условия. Молчащее «зеркало» фактически не ограничивается в способах «отражения» человека за спиной основного игрока. Но не стоит акцентироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики. На говорящее же «зеркало» накладывается ряд четких ограничений. Во-первых, естественно, запрещено называть имя человека за спиной основного игрока. Во-вторых, описывая этого человека, нельзя ссылаться на воспоминания о событиях с участием этого человека вне группы. В-третьих, следует избегать простых описаний внешности. Это разрешается только на третьей фразе. Через несколько минут ведущий предлагает сменить основного игрока. Л тот получает право поменять и «зеркала». Обсуждение. • Кому из игроков потребовалось меньше всего зеркальных «отражений», чтобы определить, кто находится за его спиной? • Кто из участников группы оказался самым талантливым «зеркалом»? • Что ему в этом помогло? • Кто из участников удивлен тем, как был отражен «зеркалами»? • Что вы почувствовали, когда увидели свое «отражение»? Рекламный ролик — Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы помногу раз видим рекламные ролики па экранах телевизоров и имеем представление о том, какими разными могут быть способы презентации того или иного товара. поскольку мы все — потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Вот и представим себе, что мы здесь собрались для того, чтобы создать свой собственный рекламный ролик для какого-то товара. Наша задача — представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, вызвать к нему интерес. Все — как в обычной деятельности рекламной службы. Но один маленький нюанс: объектом нашей рекламы будут... конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано игровое имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя. В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Более того, нам предлагается представить человека в качестве какого-то товара или услуги. Подумайте, чем мог бы оказаться ваш протеже, если бы его пе угораздило родиться в человеческом облике. Может быть, холодильником? Или загородным домом? Тогда что это за холодильник? И каков этот загородный дом? Назовите категорию населения, на которую будет рассчитана ваша реклама. Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и — истинные — достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика — не более одной минуты. После этого группа должна будет угадать, кто из ее членов был представлен в этой рекламе. При необходимости можете использовать в качестве антуража любые предметы, находящиеся в комнате, и просить других игроков помочь вам. Время на подготовку — 10 минут. Упражнение завершается обсуждением и рефлексией собственных переживаний каждого из игроков но поводу представления его в рекламном ролике. Моя жизнь Все садятся вокруг стула, на котором стоит горящая свеча. Свет потушен. — Любой из вас может сейчас выйти и взять эту свечку. Вы сядете и поднимите эту свечку на уровень своих глаз. Вы будете смотреть только на свечку, а не на тех, кто будет задавать вам вопросы. Л вам будут задавать вопросы — о вас. На этот стул может сесть каждый — каждый из тех, кто возьмет на себя обязательство отвечать на любой вопрос максимально откровенно. Если вы боитесь каких-либо вопросов и не уверены, что на любой вопрос ответите искренне, вам не нужно выходить и садиться на этот стул. Психологу очень важно создать вдумчивую, немного таинственную атмосферу, где неуместны пустые развлечения. Стоит подсказать группе, что задавать вопросы надо не случайные, а исповедные. Например, «Во сколько встаешь утром?» или «Какой твой любимый цвет?» — пустые вопросы, они мало что говорят о человеке и задавать их можно при других обстоятельствах. Интереснее и труднее, когда задаются вопросы типа: Когда ты последний раз плакал? Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты хотел изменить во внешнем мире пли в себе? Ум? Душу? Тело? Из-за чего ты злишься? Кто нравится тебе здесь? Какие у тебя комплексы и проблемы? При каких обстоятельствах ты не можешь быть счастлив? (А также об уме, душе, теле, Боге, страхе, смысле жизни.) Исповедь каждого, как правило, заканчивается вопросом: «Что мы о тебе пе знаем? Какова тайна твоей жизни?» Встреча двух волшебников Игру можно проводить как в парах, так и в командах. Опишем игровую ситуацию, предлагаемую для пар. Дети сидят на стульях спинами друг к другу, сбоку еще один стул. V каждого участника — 10 синих и К) белых карточек, а также индивидуальный бланк результатов (бланки идентичны приведенным выше). — Однажды в темном дремучем лесу, таящем множество опасностей, встретились на тропинке два волшебника. Каждый из них держал в руках волшебный жезл — свое главное «орудие» колдовства. Ни один из них не знал, кем является другой: злым пли добрым волшебником, вступать с ним в магический поединок, подняв свой жезл, или отказаться от боя и опустить жезл. В этой игре вам придется решать, как поступить в том или ином случае. В зависимости от выбора — твоего собственного и выбора твоего партнера — складываются разные ситуации, оценка которых в баллах приведена в таблице.
Что означает эта таблица? Если оба волшебника поднимают жезлы (т. е. они вступают в бой друг с другом), то оба теряют по 3 балла. Если один из вас использует жезл, а второй опускает его, то первый получает 5 баллов, а второй столько же теряет. И наконец, если оба волшебника решают просто мирно поговорить друг с другом, не используя магические жезлы, то они получают по 3 балла. В нашей игре будет 10 ходов. Через каждые 30 секунд (при необходимости время, отводимое на каждый ход, можно увеличить) по команде ведущего игроки должны одновременно класть на стоящий сбоку от них стул по 1 карточке: синяя означает поднятие жезла, белая — отказ от его использования. Увидев решение своего партнера, каждый игрок заполняет свой бланк игры. Ваша задача — набрать как можно больше баллов. Выигрывает тот, кто сумеет набрать максимальное количество баллов. Результаты игры при любом варианте ее проведения необходимо обсудить с группой. Паук — Наш паук мало похож на настоящего: ног у него всего лишь пять, и переступает он ими абсолютно не так, как в жизни. Дети сидят за столом. Растопырьте пальцы правой руки, чуть согните их и поставьте подушечками на стол. Это паук. Дорожку, по которой он пойдет, надо представить себе в виде прямой линии, проходящей по столу через вашу ладонь так, чтобы указательный палец стоял как раз на центре дорожки. Схема движения: приподнимите большой палец и заведите вплотную перед указательным на центр дорожки; приподняв остальные пальцы, поставьте мизинец перед большим, потом безымянный - перед мизинцем, потом средний — перед безымянным, потом указательный — перед средним, потом большой - перед указательным и т. д. Перед тем как шагнуть, надо поднять палец как можно выше. Каждый шаг — твердый ударный. Путь — точно по прямой вперед, от себя. Освоили технику? Теперь сделаем то же самое, по более плавно. Перед каждым движением палец поднимается, ударяет в «паутину» и как будто «буксует», скользит по паутинкам, в это время ударяет следующий и т. д. Нужно приложить большие усилия, чтобы продвинуться вперед, а движение чуть заметно. Почему так медленно идет ваш паук, что его задерживает, что завораживает, где муха? Освойте эти движения левой рукой. Освойте «шаги паука», простые и скользящие, вверх по стене, вниз по ножке стола. Попробуйте бегать, соблюдая ту же очередность движений. Куда бежит ваш паук? Зачем? Ой, какая огромная муха влипла — всю паутину порвет! Освоив все элементы движений, надо переходить к свободному, непроизвольному действованию: наметить цель и «ходить» или «бегать» в зависимости от вымышленных обстоятельств. Пусть встретятся два паука. Лучше, если вторым пауком будет рука другого, а не ваша собственная. Пусть одна из паучьих ног будет повреждена и с ней придется особенно бережно обходиться. Пусть паук будет трусливым, осторожным, или безудержно храбрым, или ленивым и т. д. Игральные карты Психолог кладет перед детьми стандартную колоду карт (рубашкой кверху) и говорит, что каждый но очереди будет открывать дне карты. Поясняется, что предстоит сочинить историю, использовав изображения на картах, их числовые обозначения и масть. Психолог начинает игру и задает сюжет. Если, например, открывается «дама» пли «девятка», можно сказать примерно следующее: «В замке, который сторожили девять драконов, жила-была красавица-королева...» Второй участник игры переворачивает две следующие карты п продолжает повествование. По мере развития сюжета карты располагаются в виде спирали, раскручиваясь из центра по часовой стрелке. Психолог слушает сочиняемую историю и, когда наступает его очередь, использует психотерапевтические интервенции. Если подросток, например, говорит о том, что бедная маленькая собачка пробежала шесть улиц и обнюхала восемь помойных бачков в поисках еды, а следующим «ходом» рассказывает, как здоровый дядька (король) побил ее палкой и четыре «злые женщины» прогнали ее прочь от своих домов, психолог может помочь подростку, развивая сюжет особым образом: «-Одни добрый человек (валет), сжалившись над маленькой, голодной собачкой, взял ее к себе домой, помыл и угостил четырьмя крупными косточками». В другом случае подросток, взяв, например, «даму» и «двойку-. говорит, что «одна пчела, жужжа, долго летала над двумя мальчиками, пока, наконец, их больно не ужалила». Психолог, стремясь, продемонстрировать свою поддержку подростку и готовность помочь ему в решении его проблем, может сказать, что «мальчики стали звонить в квартиру № 6, и открывший им дверь человек наложил на места укусов пчелы компрессы п вызвал "скорую помощь". Если сюжеты связаны с насилием, в них фигурирует огнестрельное оружие, бандиты, ножи, драки, убийства, психолог может использовать образы представителй закона п правопорядка: «Внезапно па месте событий появился умудренный опытом прокурор, который, не испугавшись хулиганов, предложил им выбрать одно из двух: вернуться на занятия в школу или на ближайшие три года отправиться на исправительные работы». Работа с детьми, пострадавшими от плохого обращения, показывает, что они либо предпочитают молчать, либо отличаются многословием. Иногда при использовании этой техники в группе может оказаться, что история никак не находит своего продолжения, поскольку каждый развивает лишь собственную сюжетную линию. В этом случае психологу нужно активизировать воображение, чтобы, вступив в игру вне очереди, найти такой выход из затруднительного положения, который окажется наиболее конструктивным для всех участников игры. |