Главная страница
Навигация по странице:

  • Анатомический, биомеханический факторы и фактор физической готовности

  • Что показывают исследования

  • Некоторые аспекты деятельности тренера

  • (Фото из журнала «Пауэрлифтинг США») 2—3.

  • (Первое фото сделано Анджело Далуцио, второе взято из «Пауэрлифтинг США») 4—5.

  • (Фото 6 выполнено Юстионом Шварцем, а фото 7—Анжело Далуцио) 8—9.

  • (Фото 8 выполнено Брусом Клеменсом, фото 9 взято из «Пауэрлифтинг США») Жим на скамье

  • Фото 12а.

  • Фото 13а

  • Фото 14а.

  • (Фото из «Пауэрлифтинг США») 15.

  • (Фото из «Пауэрлифтинг США») 16—17.

  • (Фото из «пауэрлифтинг США») 18—19.

  • (Фото из «Пауэрлифтинг США») 20.

  • (Фото получено с любезного согласия Тони Фиттона) Некоторые общие замечания

  • Программа мм и объём. Руководство по развитию силы фредерик К. Хэтфилд всестороннее руководство по развитию силы


    Скачать 3.97 Mb.
    НазваниеРуководство по развитию силы фредерик К. Хэтфилд всестороннее руководство по развитию силы
    АнкорПрограмма мм и объём
    Дата19.04.2023
    Размер3.97 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаFrederik_K_Khetfild_vsestoronnee_rukovodstvo_po...doc
    ТипРуководство
    #1075361
    страница6 из 23
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
    Глава 3. СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ


    Введение

     

    По мнению большинства троеборцев, пауэрлифтинг не требует от спортсменов большого технического мастерства. Говорят, будто все что требуется от троеборца, - это покряхтеть немного, набычить шею и взять вес. На самом же деле, хотя три соревновательных движения выглядят достаточно простыми, мириады факторов вовлечены в специфическую технику поднятия веса, индивидуальную для каждого спортсмена. Эти факторы также сложны и многогранны, как сама наука поднятия тяжестей. Они становятся особенно важными в тех случаях, когда троеборец пытается добиться максимальных результатов, когда в процесс подготовки вмешивается злодейка-травма, когда атлет добивается улучшения показателей в силе или мощности и следует скоординировать нагрузки. Это основные ситуации, требующие внимательного биомеханического анализа соревновательной техники.

    Основные факторы, оказывающие воздействие на соревновательную технику, еще не до конца поняты. Это вполне объяснимо в свете относительно недавнего признания пауэрлифтинга в качестве самостоятельного вида спорта и устоявшегося мнения относительно его кажущейся простоты. В настоящее время проводятся исследования, которые прояснят наиболее сложные аспекты выбора соревновательной техники. Исследования на эту тему, выполненные на сегодняшний день, получили хорошие отзывы, но они еще недостаточно разносторонние и объемные. Дело в том, что у троеборцев нет пока качественного пособия, им приходится полагаться на интуицию и познания в области физики и физиологии при выборе оптимальной техники для себя.

    Мой собственный опыт показывает, что выбор правильной соревновательной техники поможет троеборцу не только поднимать более тяжелые веса, но и избежать травм.

    О некоторых наиболее важных (и, возможно, наиболее явных) факторах мы расскажем ниже.

    1. Возраст: возраст троеборца следует рассматривать через призму того, что анатомическое развитие спортсмена завершается только к 22 годам. Атлеты более старшего возраста должны весьма часто вносить изменения в стиль работы с отягощениями, что обусловлено тысячами факторов.

    2. Анатомическое и биомеханическое действие рычага: конституционные особенности и относительное соотношение сегментных длин играют важную роль в отборе соревновательной техники. Столь же важна роль соотношения длин плеча силы и плеча сопротивления.

    3. Состояние здоровья на данный момент: троеборец, страдающий от различных травм, затрагивающих функции костей, суставов или мышц, должен в интересах дальнейшего успешного выступления в соревнованиях изменить свою технику. Ему следует внести соответствующие изменения в технику подъема тяжестей и после выздоровления, для того чтобы предотвратить дальнейший травматизм, а может быть, некоторым образом аккомодировать структурные изменения.

    4. Физическая форма на данный момент: троеборцы, страдающие от травм в различных вспомогательных, стабилизирующих или основных мышцах, должны часто менять свою соревновательную технику, чтобы приспособить ее к имеющимся слабостям или травмам.

    5. Ситуативные факторы: использование поясов, каблуков, повязок или специальной униформы (например, супер или элитных костюмов) часто становится важным фактором соревновательной техники.

    После приведенного краткого обзора данных факторов становится ясно, что троеборец должен тщательно выбирать соревновательную технику, чтобы продлить свое спортивное долголетие и показать свои максимально возможные результаты. Также совершенно ясно, что большинство троеборцев должны подходить к технике поднятия тяжести, как к динамичному постоянно меняющемуся фактору. В следующем разделе мы подробно рассмотрим каждый из вышеперечисленных факторов. При этом будут рассмотрены различные стороны правильной соревновательной техники, зависящей от многих обстоятельств.


    Возраст

     

    Глубокое исследование этого фактора было выполнено Карком Фаэтом, официальным тренером федерации пауэрлифтинга США. Оно включает большой объем литературы, посвященной предюношеской возрастной категории троеборцев. Пожалуй, это наиболее полное исследование в данной области. Оно было представлено в Исполком американской федерации пауэрлифтинга для рассмотрения и окончательного решения вопроса о возрасте, в котором можно начинать заниматься соревновательным троеборьем. Мнения, приводимые в исследовании Фаэта, сильно отличаются друг от друга: некоторые считают, что никаких возрастных лимитов быть не может, другие устанавливают минимальный возраст для занятий троеборьем 13 лет, причем авторитетных сторонников этого лимита значительно больше. Хотя олимпийская тяжелая атлетика и пауэрлифтинг значительно отличаются друг от друга по многим параметрам, особенно в том, что касается величины отягощении, с которыми работают атлеты, тем не менее они схожи во многих аспектах. В исследовании Фаэта, в частности, отмечается, что всякий логично мыслящий и внимательный тренер должен принимать во внимание возрастные особенности подростков, не достигших половой зрелости. По его мнению, соревнования по тяжелой атлетике для детей, не достигших десятилетнего возраста, могут привести:

    1) к возможной травме спинного позвоночного столба;

    2) возможной травме суставов;

    3) возможным эпифизеальным отслоениям (т.е. поражению костей);

    4) возможному расстройству психики;

    5) возможной перегрузке сердца;

    6) возможному судебному преследованию клуба или тренера;

    7) возможному подрыву авторитета спорта.

    Я полностью разделяю озабоченность Фаэта и считаю, что подобные опасения распространяются и на пауэрлифтинг. Поэтому я рекомендую, чтобы детей, не достигших десятилетнего возраста, не допускали к соревновательной тренировке в атлетическом троеборье, а также настаиваю, чтобы тренировки на поднятие тяжестей (в любой форме) проходили под строгим наблюдением. Это поможет свести к минимуму травматизм скелетно-мышечной структуры и возможность нарушения деятельности сердечной мышцы.

    По отношению к подросткам старше 10 лет тоже должен быть налажен строгай контроль со стороны тренера, а работа с тяжелыми весами может быть разрешена только в случае хорошего физического развития и физической формы подростка. Соревновательная практика допускается только после достижения подростком половой зрелости, которая, как правило, наступает у мальчиков в возрасте 14-15 лет и у девочек - в 13 лет. Чрезвычайные перегрузки, являющиеся неотъемлемой частью атлетического троеборья, а также специфические положения тела, характерные для данного вида спорта, представляют опасность для костей и соединительных тканей подростка, не достигшего пубертатного периода зрелости.

    В любом случае тренировочный процесс у подростков должен быть так организован, что в период до соревнований и освоения соревновательной техники они должны получить прочную физическую основу и подготовку.[1]

    Никто не имеет права называть троеборца "в годах" старым. Многие рекорды мира и США до сих пор удерживаются троеборцами, которым уже за сорок. Так в каком же возрасте наступает старость? Напрашивается еще одно сопоставление с миром автомобилей: машина, изготовленная в 1930 году, за которой был должный уход все эти годы, может еще очень хорошо бегать по дорогам. Фактически, иногда она может еще показывать хорошие скоростные данные. Разумеется, она уже не нова, многие части ее механизма изношены или под воздействием ударов, или от возраста. Микроскопические трещины от былых нагрузок, усталость металла, изношенные резиновые патрубки и множество других возрастных факторов, несомненно, проявят себя, если владелец этой машины захочет проехаться на высокой скорости. Тело троеборца-ветерана подобно такой машине. Многие годы работы с тяжестями вызвали изношенность сухожилий, хрящей и связок, усталость сердечной мышцы, различные органы тела замедлили скорость функционирования, обмен веществ уже не тот, что был в молодые годы. Все это неизбежно, и никто из нас не застрахован от старения.

    Как и в случае с детьми, не достигшими половой зрелости, в "ветеранском" возрасте тоже следует тренироваться с чрезвычайной осторожностью, не доходя до максимального уровня нагрузок. Техника выполнения движений троеборца-ветерана должна учитывать многолетнюю нагрузку на суставы и сухожилия, которой они подвергались, и под воздействием которой износились. Следует использовать технику, опирающуюся на максимальное использование действия рычага и минимальную нагрузку на суставы. Тренировки, направленные на совершенствование именно такой техники, как правило, обеспечивают достижение высоких показателей в сумме троеборья. Но на продуманно спланированную заботу по укреплению прежде слабых мышц, необходимых для овладения новой соревновательной техникой, потребуется, по крайней мере, не меньше года. Примерами более приемлемой техники для троеборцев-ветеранов, чьи организмы неизбежно утратили былую свежесть, будут:

    а) приседания с грифом высоко на плечах и весом, давящим в основном на ноги, а не на спину;

    б) жим на скамье с широким хватом, для того чтобы свести плечевой сустав вместе, а не разводить его в стороны, как при узком хвате;

    в) мертвая тяга с усилием в основном на ноги, а не на спину.

    Разумеется, эти основные принципы будут сильно варьироваться в зависимости от множества привходящих факторов, с которыми нужно считаться. Эти основные положения никоим образом не являются единственным способом, приемлемым для продления спортивного долголетия троеборца. Они предложены просто как примеры того, что может приниматься во внимание при подборе техники.


    Анатомический, биомеханический факторы и фактор физической готовности

     

    Как уже сказано во введении к данной главе, существует распространенное мнение о том, что техническая сторона - не самый главный фактор в атлетическом троеборье. Однако недавние исследования показали, что техника чемпионов разительно отличается от техники начинающих, и что эти отличия в технике в огромной мере определяют существенный разрыв в сумме троеборья между чемпионами и новичками. Конечно, силовые показатели и прочие факторы тоже играют здесь большую роль, но, тем не менее, доказано, что техника тоже очень важна.

    На сегодняшний день не проведено сколько-нибудь значительных исследований, рассматривающих анатомический и биомеханический факторы как элементы, воздействующие на выбор техники. Исследования, осуществленные на данную тему, просто проводят сравнительный анализ технических отличий у троеборцев разного калибра. Некоторые из рассматриваемых там факторов весьма важны и будут проанализированы в нашей книге. Факторы, имеющие большую важность при выборе правильной техники, в лучшем случае определяются интуитивно по догадке, тем не менее мы остановимся здесь и на них. Думается, что это правильно, так как, несмотря на недостаток направляющих исследований в данной области, имеется набор основных законов физики, которые могут служить надежной опорой в выборе многих технических приемов, применяемых в любом из трех соревновательных движений. Кроме того, анализ различных факторов физической готовности, которые могут присутствовать или отсутствовать у того или другого индивидуума, также играет свою роль в выборе техники.
    Что показывают исследования

     

    Следующий список представляет собой краткий вариант обзора исследовательской литературы, составленного Маклафлином и Хэтфилдом (1980) для Энциклопедии спорта (т. IV). Обзор включает в себя исследования, анализирующие биомеханические факторы в технике атлетического троеборья, и написаны на английском языке.
    Неопытные троеборцы. Приседания.
    1. Опускаются очень быстро.

    2. Имеют тенденцию делать "отскок" в нижней позиции.

    3. Сильно наклоняются вперед при подъеме и опускании.

    4. Выставляют колени вперед при опускании.

    5. Отводят тазобедренную часть тела назад при подъеме.

    6. Имеют ту же "точку преткновения" (30 град. в фазе подъема), что и опытные атлеты.
     

    Неопытные троеборцы. Жим на скамье.
    1. Опускают гриф очень быстро.

    2. Имеют тенденцию перекладывать основное напряжение на плечевой сустав, чем подвергают его дополнительной опасности травмирования.

    Вот все, что говорят нам исследования по сравнению техники опытных и начинающих троеборцев. Это немного, чтобы не сказать большего, и гораздо больше может быть интуитивно подчеркнуто из опыта, чем из имеющихся исследований.

    На одном важном пункте обзора, выполненном Маклафлином (1979), однако, следует остановиться. В этом пункте говорится, что опытные троеборцы, поднимающие максимальный вес в мертвой тяге, показывают меньшую мощность, нежели тяжелоатлеты-олимпийцы, поднимающие максимальные веса. Формула P=fd/t верна здесь, и ввиду больших различий в поднимаемых весах в том и другом видах спорта, неудивительно, что троеборцы не могут показать огромную мощность наряду со скоростью движения. По моему мнению, несмотря на утверждения Маклафлина о том, что троеборцам лучше сконцентрировать свои усилия на силе, а не на мощности (такова его интерпретация этой исследовательской находки), мощность в действительности является важным фактором, обеспечивающим успех троеборцу. Хотелось бы отослать здесь читателей к главе первой, в которой подробно рассматривается данная точка зрения. Сутью нашего возражения в этом разделе является то, что в соответствии с причиной зависимости приведенной в главе первой, для троеборца важны и сила, и мощность.

    Некоторые аспекты деятельности тренера

     

    Следующие таблицы, составленные на основе тренерского опыта и некоторых важных физических понятий, предлагаются в качестве возможных руководящих принципов в помощь атлетам с техническими проблемами, вызванными анатомическими (биомеханическими) недостатками, также как и пробелами в физической подготовке.

    Таблица 3.1


    Советы, касающиеся общей техники приседания.

    Варианты физической готовности и анатомических особенностей



     

    Гриф высоко на спине

    Гриф низко на спине

    Очень широкое расположение ног

    Очень узкое расположение ног

    Прямой корпус

    Наклонный
    вперед корпус

    Слабые ноги

    -

    +

    -




    -

    +

    Слабая спина




    +

    +

    -

    +

    -

    Слабые бедра







    -




    +




    Длинный торс

    -

    +

    +

    -

    +




    Негибкие бедра







    -










    Негибкие лодыжки










    -




    +

    Слабый плечевой пояс

    +

    -

    +




    +

    -

     

    Примечание: Минус (-) означает, что техника, возможно, не подходит троеборцу с соответствующими анатомическими проблемами или проблемами физической формы; плюс (+) указывает, что данная техника, возможно, подходит троеборцу.


    Таблица 3.2

     

    Советы, касающиеся общей технике жима на скамье

    Варианты физической готовности и анатомических особенностей



     

    Локти внутрь

    Локти наружу

    Широ-кий хват

    Узкий хват

    Глубокий прогиб

    Плоская спина

    Гриф к середине груди

    Гриф к нижней части грудных мышц

    Длинные руки

    -

    +

    +

    -

    +

    -







    Слабые грудные мышцы

    +

    -

    -

    +

    +

    -

    -

    -

    Слабые передние дельтовидные мышцы

    -

    +

    +

    -

    +

    -




    -

    Слабые трицепсы

    -

    +

    +

    -

    +

    -

    -




    Негибкая спина
















    -

    +




     

    Примечание. Плюс (+) указывает, что данная техника, возможно, подходит троеборцу;
    Минус (-) означает, что данная техника не подходит троеборцу с соответствующими анатомическими проблемами и проблемами физической подготовки.

     Таблица 3.3


    Советы, касающиеся общей техники мертвой тяги.

    Варианты физической готовности и анатомических особенностей



     

    Внутренний хват, широко расставле-нные ноги

    Внешний хват, узкое расположе-ние ног

    Высокие бедра в начале движения

    Низкие бедра в начале движения

    Прямой торс

    Наклонный вперед торс

    Слабые ноги

    -

    +

    +

    -

    -

    +

    Слабые бедра

    -

    +

    +

    -

    +

    -

    Слабая спина

    +

    -

    -

    +

    +

    -

    Длинный торс

    +

    -

    -

    +

    +

    -

    Длинные ноги

    -

    +

    -

    +

    -

    +

    Слабый плечевой пояс

    +

    -

    -

    +

    +

    -

    Короткие руки

    +

    -

    -

    -

    -

    -

    Широчайшие мышцы спины слишком широки

    -

    +

    -

    -

    -

    -

     

    Примечание. Плюс (+) указывает, что данная техника, возможно, подходит троеборцу; Минус (-) означает, что данная техника не подходит троеборцу с соответствующими анатомическими проблемами и проблемами физической подготовки.

     

    Следует заметить, что анатомические факторы, как и факторы физической формы, приведенные в таблицах, рассматриваются здесь как слабости или недостатки в большей мере, нежели сильные стороны. Троеборцы без слабостей, приведенных в таблицах, как правило, могут выбирать ту технику, которая их устраивает. Решающим фактором, однако, во всех случаях будет та техника, которая лучше срабатывает. Осторожное и длительное экспериментирование с вариантами техники, возможно, сослужит такую же службу, как и таблицы в выборе конечного решения по подбору наиболее подходящей техники.

    Пользуясь таблицами, просто сравните свои анатомические и физические факторы с приведенными в них, подсчитайте плюсы и минусы для каждой технической вариации.

    Еще одним очень важным фактором (опущенным в таблицах) является преимущество, связанное с действием рычага и зависящее от места крепления мышечных сухожилий. Этот фактор очень трудно измерить, если вообще возможно, его вряд ли можно учесть в разумно допустимых пределах. Как уже сказано, такие таблицы ни в коем случае не претендуют на роль исчерпывающих рекомендаций при подборе техники - многие другие факторы могут смягчить недостатки спортсмена в той или иной области. Тем не менее они могут оказаться полезными, особенно для начинающего троеборца. Я подозреваю, что любой хороший тренер с критическим взглядом на подобные факторы может не хуже таблиц (а может быть и лучше) определить подходящую технику для данного спортсмена. До тех пор, однако, пока данная проблема не получит дальнейшего исследования, имеющиеся на сегодня данные могут, как сказано выше, быть полезными в достижении хорошего уровня объективности в подборе техники.

    Тем не менее, следует понять, что в тех случаях, когда слабости поддаются коррекции (как, например, негибкость или слабость отдельных мышц), следует сделать все, чтобы от них избавиться. Такая коррекция, несомненно, увеличит диапазон технических альтернатив и, конечно же, сумму многоборья. С другой стороны, подобные слабости, если их оставить неисправленными, очень часто ведут к травматизму.

    Итак, на более интуитивном уровне давайте рассмотрим, что из себя представляет хорошая техника выполнения каждого из трех соревновательных движений. При этом, где необходимо, мы будем ссылаться на вышеприведенные таблицы.

     

    Приседание
    Лучшие троеборцы в целом имеют тенденцию к использованию относительно прямого положения торса, с тем чтобы опереться на силу ног в наибольшей степени, тем самым уменьшить нагрузку на (более слабую) спину. Техника Пола Рена является прекрасным примером этого, точно так же, как и техника Бриджеса. Конечно, имеются заметные исключения, которые затрудняют выведение строгих правил в области техники. Например, техника Рона Коллинза с наклоном вперед при приседаниях отлично работает на него.

    Спортсменам с длинной спиной совершенно правильно советуют не наклоняться вперед при выполнении приседания. Это сопряжено с длинным плечом рычага позвоночника.

    При выполнении приседания всегда будет неправильным округлять спину во время подъема. Эта техника не дает никаких преимуществ в отношении силы или рычага. Она только предрасполагает атлета к травматизму и снижению суммарного результата в троеборье.

    Всем троеборцам также рекомендуется располагать гриф ниже по спине. Такая техника явно укорачивает позвоночное плечо рычага, давая, таким образом, рычаговое преимущество. Единственным исключением из этого правила будет троеборец, который в силу анатомических особенностей, должен класть гриф высоко на спину, чтобы избежать нежелательного наклона вперед. В этом случае высокое расположение грифа - единственный способ избавиться от наклона вперед. Лучшие мастера приседаний используют и ноги, и спину с акцентом на ноги. Чем сильнее наклон вперед, тем меньше нагрузка на ноги, и больше на спину.

    Расположение ступней ног у выдающихся мастеров приседания варьируется от очень широкого до очень близкого. Коллинз ставит ноги близко друг от друга, в то время как Джо Брэдли располагает ступни очень широко. Большинство же выдающихся мастеров приседания используют среднее положение стоп, немного шире, чем ширина плеч. Такое расположение ступней распределяет нагрузку и на ноги, и на бедра. Правило таково: чем шире расположение ног, тем большая нагрузка ложится на бедра, а чем ближе ступни, тем большая нагрузка ложится на ноги. Промежуточный вариант расположения стоп представляется оптимальным.

    Все мастера приседания, как опытные, так и не очень, испытывают одну и ту же точку преткновения (мертвую точку) при выполнении этого движения. Обычно она находится примерно на изгибе в 30 град. в фазе подъема. Единственным средством преодоления этой мертвой точки является прохождение через нее усилием бедер и отклонением головы назад, которое усиливает воздействие рычага в помощь бедрам. Сделать это будет невозможно, если у троеборца округлена спина, и очень трудно, если у него узко поставлены ноги, так как бедра будут в этой точке сцепляться с животом при подъеме (особенно, когда речь идет о супертяжеловесах с большим животом). К тому же четырехглавые мышцы принимают на себя большую часть груза, будучи выдвинуты вперед, если эти мышцы не обладают огромной силой, такая техника подъема вообще невозможна.

    Опускание должно быть медленным и осознанным, обеспечивающим "колею". Колея имеет сложную взаимосвязь как с факторами равновесия так и с нервными путями, выработанными в ходе многочасовых повторений на тренировках и соревнованиях. Наклон вперед, на пальцы ног, заставит троеборца перенести слишком большую тяжесть на спину, а отклонение назад, на пятки, перенесет вес на ноги. Выдающиеся троеборцы стараются отцентрировать поднимаемый вес так, чтобы он приходился на середину стопы в течении как опускания, так и подъема. Траектория грифа в норме должна быть вертикальна в фазе опускания и в фазе подъема, хотя возможны некоторые отклонения, связанные с индивидуальными особенностями. Однако такие отклонения в любом случае будут относительно незначительными.

    Фото 1-9

    1. Несравненный Бриджес демонстрирует на этой фотографии исклю­чительную технику. Бриджес использует среднее расположение ступней и распределение веса как на ноги, так и на спину. Обратите внимание на низкое расположение грифа на его плоской спине.

    (Фото из журнала «Пауэрлифтинг США»)




    2—3. На этих фотографиях показаны два сторонника очень широкого положения ступней. Японец Инаба кладет гриф очень высоко на спину и сохраняет очень прямой торс, тогда как Брэдли в довольно большей мере использует спину в течение всего движения и полностью использует пре­имущества низкого расположения грифа для лучшего действия рычага. (Первое фото сделано Анджело Далуцио, второе взято из «Пауэрлифтинг США»)

    4—5. Два величайших супертяжелых мастеров приседания всех вре­мен, изображенные на этих фотографиях, используют схожую технику.

    Рен (фото 4) использует более узкое положение стоп, нежели Рейнхаудт (фото 5), но и тот, и другой используют и спину и ноги (хотя ак­цент определенно делается на ногах, торс только умеренно наклонен впе­ред). Оба используют свои весьма внушительных размеров животы в ка­честве своеобразной «стартовой подушки» при выходе из нижнего положе­ния. Вес обоих атлетов был примерно равен (около 350 фунтов), а вот по росту они отличались — рост Рена только 5 футов 7 дюймов, а Рейнхаудт был много выше 6 футов.



    6—7. На этих двух фотографиях изображены два обладателя техники приседания, требующей огромной силы спины. Обратите внимание, как оба и Рид, и Ди Паскуале (фото 6 и 7) наклонились вперед, подвергнув спину огромной нагрузке. Однако заметьте также, что у обоих довольно плос­кая спина — очень важная деталь при такой технике выполнения движе­ния. Обратите внимание на то, что у обоих гриф лежит низко на спине, а положение стоп у обоих узкое.

    (Фото 6 выполнено Юстионом Шварцем, а фото 7—Анжело Далуцио)

    8—9. Эти два мастера приседания выполняют движение почти исклю­чительно за счет ног. Оба и Кук (фото 8) и индиец Сингх (фото 9) кладут гриф высоко на трапециевидную мышцу, сохраняют прямой торс и ставят ноги на умеренном расстоянии друг от друга. Весьма интересно сравнить их технику со стилем приседания у Ди Паскуале и Рида.

    (Фото 8 выполнено Брусом Клеменсом, фото 9 взято из «Пауэрлифтинг США»)
    Жим на скамье
    Я бы не рискнул давать определение "правильной" технике выполнения жима, ибо практически каждый троеборец владеет своим индивидуальным стилем жима. Тем не менее, можно отметить некоторые основные тенденция, прослеживаемые среди лучших троеборцев. Описание этих "тенденций" может сослужить добрую службу многим спортсменам.

    Троеборцы с сильными грудными мышцами имеют общую тенденцию делать жим широким хватом с локтями наружу. Атлеты с более сильными передними дельтовидными и (или) трицепсами более склонны к узкому хвату. Локти они держат относительно близко к торсу. Имеется тенденция среди лучших троеборцев опускать гриф довольно медленно и осознанно с сохранением "колеи" (как отмечалось в описании приседания), Для троеборца, обладающего огромной силой, пауза должна выдерживаться в состоянии, близком к максимальному статическому сокращению. С другой стороны, для мощного троеборца (взрывного) пауза повлечет за собой настоящую релаксационную фазу, когда гриф буквально лежит на груди в ожидании хлопка. При подобной технике выполнения можно полнее использовать рефлекс растяжения, нежели при "силовой" технике. К тому же естественная эластичность соединительных тканей в мышцах, участвующих в жиме, выполняет свою роль с большей эффективностью как составной элемент взрывной техники, нежели в силовой технике. Я не заметил сколько-нибудь заметного различия в уровне травматизма у атлетов из той и другой группы, хотя я подозреваю, что силовая техника несколько более опасна, и пользоваться ею следует с осторожностью. К тому же взрывная техника, как представляется, позволяет троеборцу легче выйти из "колеи" в фазе подъема.

    Лучшие троеборцы имеют склонность плотно подсовывать ступни ног под себя во время жима. Такая практика помогает стабилизировать, все тело, а мышцы, участвующие в движении, работают более эффективно. Широко расставленные ноги встречаются так же часто, как и стоящие близко друг от друга, но обе позиции включают элемент "замыкания" тела на скамье.

    Глубокий прогиб даст множество преимуществ сообразительному троеборцу. Прежде всего он позволяет включить в работу широкие мышцы спины и другие мышцы в помощь основным рабочим мышцам (чем больше помощь, тем лучше). Он также уменьшает то расстояние, которое преодолевает гриф, - высоко расположенная грудь позволяет сокращать дистанцию, преодолеваемую грифом на несколько дюймов, в сравнении с вариантом "плоская спина". В третьих, можно предположить, что опускание грифа на грудь и последующее опускание груди на сантиметр или около этого вниз (благодаря прогибу) позволяет создать больший эффект "доски отталкивания" для взрывного исполнителя жима. Благодаря этому эффекту создастся большее баллистическое действие в фазе подъема, помогающее атлету завершить движение.
    Мертвая тяга
    Как и при приседании, мертвая тяга должна выполняться от середины стопы - ни в коем случае не от каблуков или пальцев ног. Подъем с весом, перенесенным на пальцы, приведет к смещению веса вперед и вызовет перенапряжение спины. Подъем с опорой на пятки приводит к тому, что атлет тянет гриф на себя, вместо того, чтобы тянуть его строго вверх.

    Обычно в мертвой тяге наблюдается множество стилей, их почти также много, как и троеборцев. Некоторые выполняют движение с округленной спиной (что ни в коем случае не рекомендуется), некоторые - с широким положением ног, другие с узким, третьи с прямым торсом, кто-то с весом на ноги, другие - на спину, используется и техника нырка, и хват крюком и так до бесконечности. Вместо того, чтобы подробно рассматривать технические вариации, я прошу читателя обратиться ещё раз к таблице 3.3 и решить самому, какая техника ему более всего подходит.

    Запомните, однако, что независимо от того, какой стиль вы выбрали следует обязательно соблюдать следующие руководящие принципы:

    1)       штанга должна центрироваться на середину стопы;

    2)       спина должна быть плоской в течение всей тяги;

    3)       траектория грифа должна быть относительно прямой, тело пои этом должно располагаться вплотную к грифу (это потребует выполнения усилия со стороны бедерного пояса, усилия, подобного тому, которое используется штангистами-олимпийцами при прохождении грифа за уровень колен или троеборцами при приседании);

    4)       следует приподнимать лопатки (через трапецию) с тем, чтобы дать возможность плечам развернуться назад;

    5)       нет необходимости отклоняться назад при завершении тяги (некоторые атлеты делают это, чтобы "подчеркнуть" для судей, что они закончили движение - это не рекомендуется, потому что это опасно для поясницы и к тому же движение может быть не засчитано ввиду ''подталкивания" грифа);

    6)       первыми в работу при тяге всегда вступают ноги, а не спина.

    Фото 10-20


    10—11. Выполняя мертвую тягу, некоторые троеборцы используют хват крюком, при котором большой палец захватывается двумя рядом распо­ложенными пальцами. Это потенциально довольно болезненная техника, так как при этом пальцы защипляются, а на большие пальцы ложится большое усилие. Но такая техника помогает избавиться от проблем слабого хвата, ограничивающего мощность мертвой тяги.






    12—14. На этих фотографиях Анелло, величайший мастер мертвой тя­ги в истории троеборья демонстрирует свою незаурядную форму. У Анел­ло были свои проблемы, связанные с кифозом (гипертрофированный зад­ний прогиб грудного отдела позвоночника), ему трудно давалось «замыка­ние» Однако, его величие опирается на множество факторов, и немаловаж­ным среди них были необычайно длинные руки

    Фото 12а. Обратите внимание на то, что Анелло начинает тягу с поло­жением ног, характерным для всех великих мастеров мертвой тяги.

    Фото 12б. Заметьте, что ноги почти полностью отключаются из рабо­ты уже на ранней фазе движения, что очень необычно. Такая техника предполагает огромную нагрузку на спину в очень ранней стадии движения.

    Фото 13а. Теперь вся нагрузка на спине, ноги уже выполнили свою работу. Средний троеборец уронил бы вес перед собой, применяя такую технику, но не Анелло.

    Фото 136. Здесь Анелло уже почти выполнил «замок» и пытается от­вести плечи назад.

    Фото 14а. Анелло в основном уже выполнил движение. Обратите вни­мание, что гриф расположен очень близко к коленям, это объясняется не­обычайной длиной рук атлета.

    Фото 14б. Анелло ждет сигнала, чтобы опустить вес. Заметьте, что его колени согнуты (сравните с фото 136, это является нарушением правил. Сгиб в коленях произошел из-за того, что Анелло пытался продемонстри­ровать, будто его плечи достаточно отведены назад. Фактически же они не были отведены и попытка была не засчитана).

    (Фото из «Пауэрлифтинг США»)

    15. Здесь на фото дан вид сбоку, фиксирующий выполнение Анелло мертвой тяги. Обратите внимание на необычайно близкое расположение ступней ног. Кажущееся переднее положение плечей обусловлено позвоночным кифозом. Впечатление еще больше усиливается из-за попыток ма­стера сгладить это положение, отклонившись назад (что привело к еще одной проблеме — незамкнутым коленям). Когда же у Анелло все получалось, ему не было равных в мире.

    (Фото из «Пауэрлифтинг США»)




    16—17. Японец Накао (верхнее фото) и финн Кумпуниеми демонстри­руют технику мертвой тяги, Заимствованную из сумо. Оба атлета пользу­ются хорошей формой, торс у них относительно прямой, а бедра выполня­ют огромную работу. Обратите внимание, как хорошо развиты у Кумпуни­еми ягодичные мышцы.

    (Фото из «пауэрлифтинг США»)

    18—19. Эти два атлета демонстрируют варианты более широко распро­страненной техники мертвой тяги. Вильсон (верхнее фото) начинает тягу с довольно высоким положением тазобедренного пояса, а Лех (нижнее фото) с относительно низким положением бедер. Большинство троеборцев используют некое промежуточное между этими двумя позициями положе­ние. Обратите внимание на относительно прямую спину у обоих — это обязательное условие.

    (Фото из «Пауэрлифтинг США»)


    20. Ни одна книга по атлетическому троеборью не будет полной без иллюстрации того, что происходило на заре развития данного спорта. Перед вами классический пример того, что не следует делать в мертвой тяге. Англичанин Фиттон округлил спину, отклонившись на пятки и тащит гриф вверх по бедрам. Никаких преимуществ такая техника не дает.

    (Фото получено с любезного согласия Тони Фиттона)




    Некоторые общие замечания
    Некоторые наиболее общие проблемы, связанные с каждым из соревновательных движении, рассматриваются в главе четвертой и, возможно, какая-то информация, приведенная в данной главе, будет повторена там. И это вполне обосновано, так как многие троеборцы подбирают технику, исходя из своих сильных сторон и слабостей, по крайней мере в том разрезе, как они их понимают. То, что я попытался сделать в этой главе, - это в предельно научно обоснованной форме рассмотреть некоторые факторы, представляющие важность при выборе правильной техники. К сожалению, мои усилия не опираются на достаточное количество доказательств и научных изысканий. Тем не менее я чувствую, что даже с появлением новых научных исследований, многие высказанные здесь принципы останутся верными, благодаря большому количеству факторов, которые следует принимать во внимание, подбирая стиль.

     

    [1] См.: Ф. Хэтфилд. Тренировки по поднятию тяжестей для юных атлетов. Атениум Паблишерз, 1980.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


    написать администратору сайта