Главная страница
Навигация по странице:

  • «тревожность»

  • «Стеничность», («агрессивность»)

  • МЦВ - метод цветовых выборов,тест цветовых выборов М. Люшера (Со. Руководство речь санктПетербург


    Скачать 1.24 Mb.
    НазваниеРуководство речь санктПетербург
    Дата29.02.2020
    Размер1.24 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМЦВ - метод цветовых выборов,тест цветовых выборов М. Люшера (Со.doc
    ТипРуководство
    #110311
    страница6 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Во втором примере актуальная проблема отсутствует.

    Психологические аспекты интерпретации данных цветового теста Люшера представлены описанием личностных свойсть и поведения испытуемого, предполагаемых в связи с предпочтением или неприятием того или иного цвета (или группы цветов)

    Контрастность позиций наиболее ярких 3-го и 4-го цветов с группой наиболее темных 1-го и 7-го свидетельствует о неустойчивости саморегуляции: особенно выраженный конфликт между анаболическими и катаболическими тенденциями (т. е. стремлением к накоплению или к затрате энергии) выявляется выбором, в котором 7 1 располагаются в начале ряда, а 3 4 — в конце. Комбинация из 2, 3, 4 цветов (в любом порядке) называется «рабочей группой»; их положение в начале ряда выявляет целенаправленную активность и хорошую работоспособность. Если рабочая группа «разбита», то это отражается на работоспособности негативно. Особенно проявляется исто-щаемость, когда один или более из выбранных цветов сдвигаются к концу ряда.



    «Уход» собранной рабочей группы в индифферентную зону в этом отношении прогностически более благополучен, так как может быть отнесен за счет временно существующей неблагоприятной ситуации.

    Значения восьми цветов описаны Люшером в достаточно своеобразной манере и звучат следующим образом.

    СЕРЫЙ (0). Разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств, укрывающий от внешних причин и воздействия. Его присутствие на первых позициях является компенсирующим (за счет невовлеченности). На последних позициях 0-й означает причастность, участие, ответственность. Цвета, расположенные перед 0-м, если он сам переместился на 2-ю или 3-ю позицию, указывают на утрированное поведение и отсутствие равновесия между предпочитаемыми цветами, несущими конфликтную нагрузку, и остальными обесцененными потребностями. Если на первых позициях три цвета 3, 4, 0 (говорит Люшер), то «произошло выключение, а расширение поля деятельности будет только компенсаторным. Испытуемый чувствует себя потерянным, и ничто для него уже не имеет значения». Среднестатистическая позиция серого цвета 6-я, однако перемещения на 5-ю или 7-ю не являются значимыми. В условиях утомления и стресса 0-й перемещается к началу ряда.

    СИНИЙ (1). Означает спокойствие и умиротворенность чувств (что, как уже было сказано, не подтверждается на практике), выявляет чувствительность и ранимость (что соответствует действительности, но противоречит вышесказанному). Выявляет сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность. Его перемещение на последние позиции ряда выявляет неудовлетворенность эмоциональными отношениями. Отвергаемый первый (-1) означает «разрывание пут» или желание их разорвать. Сочетание +3—1 означает способ действия, когда ощущение неудовлетворенности компенсируется расширением сексуальных контактов (синдром Дон Жуана). Сочетание +4-1 интерпретируется как неустанные поиски выхода из неудовлетворяющей ситуации. Эмоциональная напряженность выявляется перемещением цвета 1 на иную (помимо первых трех) позицию.

    ЗЕЛЕНЫЙ (2). По Люшеру — это цвет эластичной (упругой) напряженности, выявляет упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений. (Здесь с автором можно поспорить, потому что как раз гибкости, эластичности лицам, у которых зеленый цвет является значимым, не хватает.) Они ригидны, упорны и настойчивы. Обладание рассматривается как вариант самоутверждения. «Напряженность зеленого цвета подобна плотине, за которой накапливается, не получив разрядки, возбуждение». Предпочтение зеленого цвета выявляет скрупулезную точность, кри-

    тический анализ, логическую последовательность, т. е. «все, что приводит к абстрактному формализму», а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Отвержение зеленого цвета выявляет невозможность реализации этих потребностей, желание освободиться от мешающих ограничений. Компенсация позиции (-2) красным цветом (+3) выражает максимальную напряженность и состояние возбуждения. Компенсация за счет +4 ("бегство к свободе") представляется более продуктивной, канализирующей возбуждение в форме отвлекающей деятельности. Зеленый означает напряженность на всех позициях, кроме 2-й, 3-й и 4-й.

    КРАСНЫЙ (3). Символизирует физиологическое состояние, связанное с расходом энергии. Красный — выражение жизненной силы, нервной и гормональной активности, стремления к успеху, жадного желания всех жизненных благ. Это воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, «сила воли». Выбор красного на первое место означает стремление к полноте бытия, лидерские черты, творческое начало, активную деятельность. Отвержение красного выявляет физиологическое и нервное истощение, снижение сексуального влечения и свидетельствует о перевозбуждении, о потребности в защите от возбуждающих факторов. В качестве компенсации выбора —3 нередко выявляется +1, однако такое сочетание может отражать склонность к кардиологическим расстройствам. Красный выявляет эмоционально-вегетативную напряженность тогда, когда он не занимает первых трех позиций.

    ЖЕЛТЫЙ (4). Выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпочтение желтого говорит о надежде или ожидании большого счастья, направленных в будущее, о стремлении к новым, еще неясным перспективам. В роли компенсирующего цвета желтый выявляет нетерпеливость, поверхностность, беспокой-ность, черты завистливости. Отвержение желтого (6-е, 7-е или 8-е место) означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, «попытку оградить себя от изоляции и дальнейших утрат или разочарований». Компенсация отвергнутого желтого синим выявляет «мазохистическое прилипание» к объекту привязанности. Компенсация +2-4 обрисовывает вариант поведения, при котором защитой служит стремление к высокому социальному статусу, а +3-4 — поиск приключений, активация сексуальности. Желтый свидетельствует о напряженности во всех позициях, кроме 2, 3, 4 и 5.

    ФИОЛЕТОВЫЙ (5). Содержит в себе свойства и синего и красного, объединяет «победность красного и капитуляцию синего, символизируя тождество, т. е. нечто вроде мистического союза; высокая степень чувствительной близости, ведущая к полному слиянию субъекта и объекта, волшебство, магия и

    зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному и сензитивному постижению, нереальность желаний и безответственность». Предпочтение фиолетового свойственно лицам эмоционально незрелым, подросткам, а также беременным женщинам, которые в этот период становятся эмоционально и физиологически неустойчивыми. Подмечено также, что лица с гомосексуальными наклонностями склонны к предпочтению фиолетового цвета, возможно, как считает Лю-шер, в связи с неустойчивостью, проявляющейся в своеобразной сексуальной ориентированности. Потребность в тождестве и интуитивном понимании подавлена, если 5-й цвет находится на 8-й позиции, и проецируется скорее на предметы (или иные неадекватные прямой потребностной направленности объекты, если продолжить эту мысль), отсюда почва для повышенной эстетической чуткости, способность к независимым оценкам, к занятости в сфере деятельности^дающей свободу творческого выбора. Фиолетовый незначим в позициях с 3-й по 7-ю, а у детей и беременных женщин — на 1-й и 2-й позициях.

    КОРИЧНЕВЫЙ (6). Этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. При физическом дискомфорте или болезни коричневый цвет передвигается к началу ряда. Чувство утраты корней, потери домашнего очага тоже проявляется перемещением коричневого цвета влево. На 8-й позиции коричневый цвет символизирует отрицание потребности в расслаблении и физиологической удовлетворенности или подавление физиологических потребностей. Шестой цвет настораживает, когда он не занимает 5-7-е места.

    ЧЕРНЫЙ (7-й). Это «нет» в противоположность «да» белого, это «конец, за которым больше ничего нет». Сочетание 74 в одной группе указывает на ту или иную форму экстремального поведения. Черный цвет символизирует отказ, полное отретение или неприятие и оказывает сильное влияние на любой цвет, находящийся с ним в одной группе, подчеркивая и усиливая свойства этого цвета. В первой половине ряда его присутствие выявляет компенсирующее поведение экстремального типа. На первом месте черный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей восстающего против судьбы человека, готового действовать опрометчиво и безрассудно. Черный цвет на втором месте означает отказ от всего, кроме того, что символизирует цвет на 1-й позиции. Седьмой цвет на 3-й позиции компенсируется цветами, расположенными на 1-й и 2-й позициях, 8-я позиция для черного цвета статистически наиболее часто встречающаяся.

    Т. Н Бояршинова предлагает такую схему анализа основных признаков эмоционального состояния:

    1. Если начало и конец ряда занимают цветовые пары 1, 7 и 3, 4, то саморегуляция ослаблена. Если эти пары не занимают ни начало, ни конец ряда, то саморегуляция сохранна.

    2. Расположение 3, 4, 5-го цветов в первой половине ряда свидетельствует о преобладании симпатического тонуса и процесса возбуждения; 7, 0, 6, 1 и 2-й цвета в начале ряда говорят о преобладании парасимпатического тонуса, т. е. торможения.

    3. Наличие и интенсивность эмоциональной напряженности тем сильнее, чем выше балл тревожности «!».

    4. Эмоциональная устойчивость от лабильности до ригидности определяется значительным отличием 1-го и 2-го выбора, малым числом устойчивых пар (1-2), расположением 4-го и 5-го цвета в « + » позиции, уменьшением количества цветов в позиции « =» до 1—0.

    5. Регистр эмоциональных переживаний, эмоциональная включенность определяется увеличением количества цветов в позиции « = » в первом по сравнению со вторым выбором и уменьшение позиций «-».

    6. Расположение на позициях « + » 4, 3, 5, 7-го цветов указывает на слабость контроля.

    7. Реакция на эмоциональную нагрузку в сторону дезорганизации — при выраженном рассогласовании первого и второго выбора.

    8. Основная гамма переживаний при предпочтении 3, 4, 5-го цветов соответствует преобладанию положительных эмоций, а 7, 0, 6, 2-го — отрицательных.

    9. Экстравертированность определяется предпочтением 3, 4, 5-го цветов, интровертированность — 1, 2, 0-го.

    10. Способность к восприятию нюансов эмоциональных отношений — предпочтение 1, 5, 4, и 6-го цветов.

    11. Особенности мыс л) цельных процессов: предпочтение 2-го цвета — логичность, четкость, 4-го — поверхностность, 5-го — эффективность мышления.

    12. Работоспособность определяется собранностью «рабочей группы», т. е. расположением в начале ряда 2, 3, 4-го цветов, что означает устойчивость саморегуляции, отсутствие эмоциональной напряженности.

    Согласно данным Г. Клара и Л. Буша «предпочтение темных цветов отражает стремление к покою, в то время как выбор светлых цветов отражает склонность к эмоциям, связь с внешним миром». На основании аналогичного взгляда на принцип разделения функционального значения цветовых эталонов, К. Шипош вывел коэффициент вегетативного тонуса. В нем используется баланс суммы рангов основных четырех цветов, характеризующих вегетативно-эмоциональное состояние обследуемого.

    Коэффициент вегетативного баланса (КВБ) вычисляется следующим образом:

    18 - (3+4) 18 - (1+2)

    На место цифр, обозначающих номера цветовых эталонов, ставятся порядковые номера позиций, занимаемых указанным цветом. Результат дроби, превышающий единицу, интерпретируется как преобладание эрготропного тонуса, значение меньше единицы — доминирование трофотропных тенденций. Речь идет о готовности к затрате энергии, когда яркие цвета находятся на первых позициях, о перевозбуждении и потребности в покое, когда яркие цвета передвигаются в конец ряда (особенно это касается красного цвета).

    Как уже говорилось, дальнейшая углубленная интерпретация цветового ряда проводится согласно структурному значению цветовых эталонов и пар в зависимости от их функционального распределения, связанного с предпочтением и неприятием. При этом в оригинальном варианте используемый в контексте методики тезаурус несет на себе отпечаток определенного своеобразия, не всегда легко переводимого на язык, привычный для отечественных психологов. Здесь и такие сентенции, как: «Томится по у*ам, исполненным нежности и тонкости чувств», «Ищет роскоши, комфорта и возможности потворствовать своей склонности к сладострастию»; «Горд, но безропотен»; «Хочет доказать окружающим, что его ничем не проймешь» и т. д. Предполагая определенную феноменологию, которая стоит за такого рода выражениями, психолог вынужден трансформировать их в более строгую форму, излагая анализ проблем обследуемого человека на языке, более понятном и близком нашей культуре и традициям.

    Для корректной интерпретации цветовых выборов рекомендуется не останавливаться на приведенной выше трактовке и сопоставить ее с той интерпретацией, которая приводится в следующей главе данного руководства.

    Во избежание субъективной произвольности в процессе реадаптации методики автором руководства введена терминология, соответствующая сути выявляемых феноменов и одновременно созвучная критериям приведенной ниже теории ведущих тенденций и целостному подходу к понятию личность.

    Модификация теста метод цветовых выборов

    Если в обозримой литературе психология восприятия цвета в основном ориентирована на сиюминутное эмоциональное состояние, то многолетний опыт применения методики Люшера показал, что даже в однотипных ситуациях реакции людей находятся ввыраженной зависимости от исходной индивидуально-типологической основы. Это значит, что в каждом конкретном случае мы изучаем не просто состояние, а реакцию определенной личности на конкретную ситуацию, т. е. мы изучаем личность и диапазон ее изменчивости под влиянием внешних обстоятельств. Об этом свидетельствует

    наличие устойчивых пар цветового выбора, а также динамика цветового выбора, когда при изменении состояния наиболее значимые цветовые эталоны передвигаются с первых позиций на последние (и наоборот), сохраняя актуальность символизируемой ими ведущей потребности.

    Опыт применения восьмицветового теста в комплексном исследовании с применением других хорошо апробированных тестовых методик показал, что при правильном понимании и оценке результатов исследования метод цветовых выборов (МЦВ) может выявлять не только ситуативно обусловленные реакции, но и устойчивые индивидуально-личностные свойства, определяющие известную избирательность, тропизм (неосознаваемое влечение) в отношении выбора сферы интересов, способа самореализации в профессиональной деятельности, особенностей межличностного поведения, а также защитные и компенсаторные механизмы, проявляющиеся при эмоциональной напряженности.

    Многолетний опыт сопоставления данных цветового выбора с показателями других методик позволяет прийти к выводу о том, что индивидуально-личностные особенности, выявляемые МЦВ, созвучны целостному образу личности в рамках теории ведущих тенденций.2 Согласно этой теории, личность рассматривается как единство биологического, психологического и социального факторов. Генетически унаследованные качества являются основой темперамента. Характер человека формируется в процессе взаимодействия врожденных, базисных свойств с факторами окружающей среды. В сложной структуре характерологических свойств основными являются параллельно развивающиеся и взаимовлияющие друг на друга такие подструктуры, как эмоции, мотивация, особенности интеллектуальной сферы и стиль межличностного поведения. Формирование личности не является пассивным процессом интериоризации (усвоения) культурно-исторического опыта социума. Иначе личность представляла бы собой лишь социально желательную модель поведения, лишенную индивидуальности. Ведущие индивидуально-типологические тенденции пронизывают все уровни целостной личности и проявляются на всех уровнях ее развития. Именно этим обусловлена индивидуальная избирательность человека в выборе профессиональной деятельности, сферы интересов, круга общения и вида социальной активности. Личностные свойства не столько прививаются, сколько развиваются, уходя корнями в генетически переданные индивидные свойства. Изучая базисную структуру, мы исследуем тот фундамент, который предшествует формированию более высоких уровней личности. Свое-

    2 Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М., ИПП, 1999, 2000.

    временно распознанные базисные свойства личности в качестве судьбореализующих тенденций дают человеку шанс стать вершителем собственной судьбы. Помочь ему в этом может компетентный психолог.

    Лежащая в основе теории ведущих тенденций типология не противоречит воззрениям многих отечественных и зарубежных психологов; она лишь более строго упорядочивает их. В первую очередь, она делит людей по их реакциям на внешние воздействия таким образом:

    1) реакции, силы которых направлены вовне (наступатель-ность, активное отстаивание своей позиции, противодействие, обвинение во всем окружающих, наиболее резкий способ реагирования — агрессия в отношении других);

    2) реакции, преимущественно направленные на себя, внутрь личности (отступление, готовность отказаться от реализации своих намерений, склонность к самообвинению, наиболее резкая форма реагирования — суицид, аутоагрессия).

    Далее типология конституционально заданных свойств, продолжаясь благодаря ведущим тенденциям в психологических особенностях, может быть представлена следующими ортогональными свойствами: интроверсия — экстраверсия, тревожность — агрессивность, ригидность — лабильность, сен-зитивность — спонтанность (рис.1).

    При этом типологическое свойство «тревожность» в рамках нормы выглядит как осторожность в принятии решений, ответственность по отношению к окружающим, социальная созвучность среде. Заострение этой черты проявляется состоянием повышенной тревожности, мнительностью, боязливостью, склонностью к навязчивым страхам и паническим реакциям, состоянием тревоги. «Стеничность», («агрессивность») в норме соответствует достаточно уверенной тенденции самоутверждения, активной самореализации, отстаивания своих интересов и лишь при усилении (акцентуации, патологическом заострении) проявляется обнаженным эгоцентризмом и склонностью к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, вплоть до явных агрессивных высказываний или действий.

    «Интроверсия» обозначает такую индивидуально-типологическую черту, как обращенность индивида в мир собственных переживаний и фантазий, застенчивость, замкнутость, социальную пассивность. Патологическое заострение этой тенденции проявляется как аутизм. В противовес этому свойству, «экстраверсия» — это общительность, обращенность в мир реально существующих ценностей, социальная активность. Дезадаптивная форма этой черты — избыточное неразборчивое общение, неконструктивная социальная активность.

    Рис.1.

    Ведущие индивидуально-типологические особенности

    и сопряженный с ними социально-психологический

    и когнитивный индивидуальный стиль


    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта